Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:00, реферат
Уровень знаний, достигнутый за последние десятилетия, качественно изменил не только наши представления об окружающем мире, но и сам способ жизни человека. Однако, чем глубже мы познаем Природу, тем все отчетливее убеждаемся, насколько сложны ответы на, казалось бы, самые простые, но в то же время фундаментальные вопросы. Почему окружающий нас мир именно таков, каким мы его наблюдаем? Почему в нем существуют галактики, звезды, планеты? Случайно или закономерно появление человека? Есть ли другие миры, заселенные разумными существами? И хотя человечество продвинулось в изучении основных законов природы, оно также далеко от исчерпывающего ответа. В своем реферате я попытаюсь показать один из возможных подходов к решению этих проблем, причем, далеко не бесспорный. В его основе лежат следующие соображения. Ядро современного естествознания - физика - наука, изучающая фундаментальные свойства природы. Предполагается, что должен существовать некий единый принцип, позволяющий однозначно и с необходимостью ответить на сформулированные выше вопросы. Но современная наука такой принцип еще не предложила. Поэтому попытка научно объяснить наблюдаемую структуру физического мира основывается не на фундаментальной физике, а на биологии, так как бесспорен факт - существование разумной жизни на Земле. Такой подход получил название антропного (или антропоцентрического) принципа.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень знаний, достигнутый за последние десятилетия, качественно изменил не только наши представления об окружающем мире, но и сам способ жизни человека. Однако, чем глубже мы познаем Природу, тем все отчетливее убеждаемся, насколько сложны ответы на, казалось бы, самые простые, но в то же время фундаментальные вопросы. Почему окружающий нас мир именно таков, каким мы его наблюдаем? Почему в нем существуют галактики, звезды, планеты? Случайно или закономерно появление человека? Есть ли другие миры, заселенные разумными существами? И хотя человечество продвинулось в изучении основных законов природы, оно также далеко от исчерпывающего ответа. В своем реферате я попытаюсь показать один из возможных подходов к решению этих проблем, причем, далеко не бесспорный. В его основе лежат следующие соображения. Ядро современного естествознания - физика - наука, изучающая фундаментальные свойства природы. Предполагается, что должен существовать некий единый принцип, позволяющий однозначно и с необходимостью ответить на сформулированные выше вопросы. Но современная наука такой принцип еще не предложила. Поэтому попытка научно объяснить наблюдаемую структуру физического мира основывается не на фундаментальной физике, а на биологии, так как бесспорен факт - существование разумной жизни на Земле. Такой подход получил название антропного (или антропоцентрического) принципа.
1.
Человек во Вселенной
Вопрос
о назначении человека, его роли
и месте в мире, так или
иначе, затрагивался и решался в любой
философской проблеме. Согласно христианским
воззрениям, человек - образ и подобие
Бога. Поэтому, в сущности, цель создания
окружающего мира заключалась именно
в сотворении обстановки для жизнедеятельности
человека и удовлетворении его духовных
и плотских потребностей. По этой причине
геоцентрическая система Мира Аристотеля-Птолемея,
поставившая Землю и человека в центр
Вселенной, столь импонировала христианству.
Развитая Коперником гелиоцентрическая
система Мира стала началом цепи великих
открытий, нанесших тщеславным амбициям
человека невосполнимый урон. Астрономические
наблюдения показали, что не только Земля,
но и само Солнце занимает весьма скромное
положение в нашей Галактике, находясь
на расстоянии около 30 тыс. св. лет от ее
центра. Галактика также оказалась обычной
среди сотен миллиардов, похожих на нее.
Более того, теперь известно, что Вселенная
в больших масштабах однородна и изотропна,
т. е. нет ни выделенных точек, ни избранных
направлений. Отсюда следует вполне закономерный
вывод о возможности существования разумной
жизни в других уголках Вселенной. И все
же, если место человека во Вселенной не
выделено, вполне уместно предположить,
что человек выделен как специфическая
форма существования материи. Чтобы понять
следствия из этого предположения, нужно
четко представлять, что такое жизнь, и
в особенности, разумная жизнь. Одно из
наиболее общих определений, с нашей точки
зрения, дано М. В. Волькенштейном: «Живые
тела, существующие на Земле, представляют
собой открытые, самоорганизующиеся и
самовоспроизводящие системы, построенные
из биополимеров - белков и нуклеиновых
кислот». Качественное отличие человека
от всего живого - его способность мыслить.
И хотя существуют различные определения
разума, мы воспользуемся следующим: разум
есть способность материи познавать саму
себя, при этом имеется в виду познание
фундаментальных законов природы, различных
сущностей, скрытых за видимыми явлениями.
Далее необходимо сформулировать еще
два положения. Первое - носителем разума
может быть только живая материя (об этом
мы уже упоминали ранее) и второе - носителем
может быть только высокоорганизованная
материя (клетки коры головного мозга,
имеют, пожалуй, самую сложную организацию
в природе, причем они качественно отличаются
от простейших живых клеток). Данные утверждения
следует рассматривать как обобщения
опытных фактов, известных современной
науке, но с нашей точки зрения дальнейшее
развитие знания вряд ли заставит отказаться
от сформулированных принципов (по крайней
мере от второго). Прежде всего остановимся
на вопросе: какие условия необходимы
для поддержания известных нам форм жизни?
Это вода и пища. Немаловажное значение
имеет и температура окружающей среды.
Действительно, с одной стороны при 0 °С
образующиеся кристаллики льда разрушают
клетки и ткани, утрачиваются многие биологически
важные свойства воды, с другой - уже при
температурах свыше 42°-43 °С белки - основной
материал человеческого организма - необратимо
изменяют свою сложную структуру. Наконец,
огромное значение имеет воздух. Содержащийся
в нем кислород необходим для окислительно-восстановительных
реакций внутри клеток.
2. Условия
существования жизни
Рассмотрим
более детально, что обеспечивает
существование всех перечисленных
элементов. И тут сразу же ожидают
сюрпризы, которые от конкретных свойств
жизни и необходимых для этого
условий переводят к
3.
Фундаментальные физические
В физике
существует ряд постоянных, которые,
по современным данным, имеют одно
и то же значение в любой точке
наблюдаемой Вселенной, поэтому
они получили название фундаментальных,
или мировых, констант. Это название
оправдано еще и тем, что их
численные значения существенным образом
влияют на структуру и строение окружающего
мира. К таким постоянным относятся:
постоянная всемирного тяготения, постоянная
Планка, скорость света, масса протона,
масса электрона, постоянная Хаббла
(для нашей эпохи) и ряд др. Кстати,
вопрос о полном наборе фундаментальных
постоянных ученые всего мира обсуждают
уже более 20 лет, но до сих пор
не достигли согласия. Оказалось, что
числовые значения этих констант не могут
быть любыми или иметь широкий
разброс значений, а существование
разумной жизни делает их выбор почти
однозначным. Для доказательства этого
утверждения обратимся к
4. Антропный
принцип
Итак, было приведено достаточно научных аргументов, свидетельствующих о том, что если исходить из очевидного факта наличия разумной жизни, то мы должны признать необходимость наложения вполне определенных ограничений на фундаментальные свойства Вселенной, в которой эта жизнь обитает. По существу такое заключение и есть антропный принцип. В зависимости от того, как далеко во времени существования Вселенной и в ее пространственных масштабах распространяются эти ограничения, различают слабый и сильный антропный принцип. Б. Картер сформулировал слабый антропный принцип так: «То, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя». Известный советский космолог А. Л. Зельманов дает сходную формулировку: «Мы являемся свидетелями данных процессов потому, что другие процессы протекают без свидетелей». Таким образом, влияние слабого антропного принципа распространяется только на тот отрезок эволюции Вселенной, когда в ней возникла разумная жизнь и требуется, чтобы именно в эту эпоху Вселенная удовлетворяла тем жестким условиям, которые были указаны выше. Но обладает ли в этом случае сформулированный принцип какой-либо эвристической силой и не является ли он простой констатацией факта? Прежде всего заметим, что сложные формы движения материи (сложные химические соединения, необходимые для разумной жизни) могли возникнуть во Вселенной только на определенном этапе ее эволюции. Таких условий не было в далеком прошлом Вселенной, когда не было еще ни звезд, ни планет. По-видимому, большие трудности для зарождения жизни (а тем более, разума) возникнут и в далеком будущем, когда погаснут звезды, а тем. более позже, когда начнут распадаться тяжелые частицы, превращаясь в фотоны и нейтрино. Итак, мы приходим к выводу: разумная жизнь может возникнуть во Вселенной во вполне определенный период - в эпоху, когда есть для этого условия. Следуя И. Д. Новикову, можно сказать, что Вселенная может «порождать наблюдателей» («свидетелей») только в нашу эпоху. Этот вывод позволяет объяснить совпадение времен, подмеченное Дираком. Можно показать, что промежуток времени 10^10 по порядку величины равен продолжительности жизни средней звезды, и возраст Вселенной примерно равен возрасту звезд. Когда возраст Вселенной намного превзойдет возраст звезд и они потухнут, зарождение и развитие жизни вплоть до разумной, станет уже невозможным. С другой стороны, тот же процесс невозможен и в заметно более раннюю эпоху, ибо для этого необходимо появление звезд и их длительное стабильное излучение. Еще один вывод слабого антропного принципа: наблюдатели могут появиться только при определенном наборе физических констант (включая и размерность пространства), при определенных физических законах. Если и были (и, возможно, есть?) вселенные с иными законами, в них никогда не возникнет разумная жизнь. В этом смысле, наша Вселенная такая, какой мы ее видим именно потому, что в ней есть мы. Последний вывод допускает довольно-таки глобальное обобщение, которое названо сильным антропным принципом. Б. Картер сформулировал его так: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель». Этот принцип накладывает ограничения уже на все врем я существования Вселенной и всю ее структуру. Он утверждает, что Вселенная должна быть приспособлена для возникновения и развития жизни, и как законы физики, так и начальные условия подстраиваются так, чтобы обеспечить эволюцию жизни вплоть до ее разумной формы. В этом отношении сильный антропный принцип сродни религиозному объяснению мира: Бог сотворил мир, чтобы люди населяли его. Очевидно, что в этом случае слабый антропный принцип есть лишь частный случай сильного. С физической и философской точек зрения представляется странным, что только существование разумной жизни должно объяснить структуру Вселенной. Сложившиеся физические условия могли бы привести к появлению человека, но вряд ли можно приписать разумной жизни возможность формулировать требования, обязательные для всей окружающей материи в любые временные эпохи. В середине 80-х гг. А. Линде и А. Ста-робинский предложили такую модель возникновения Вселенной, которая предполагает, что природа действительно «пыталась и пытается создавать» бесконечное число вселенных с разной физикой, т. е. с разными наборами фундаментальных констант, с разной размерностью пространства и т. д. И тогда мы - наблюдатели - появились только в редчайшей из этих вселенных, нашей Вселенной, которая удовлетворяет всем требованиям, необходимым для возникновения и развития жизни вплоть до разумной формы, т. е. в том мире, который подчиняется сильному антропному принципу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная
наука установила, что для развития
разумной жизни требуются очень
специфические условия, накладывающие
довольно жесткие ограничения на
свойства Вселенной. И что интересно,
наша Вселенная оказалась необычно
точно удовлетворяющей всем требованиям,
правда, и очень чувствительной к
незначительному изменению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. М. ЧАРУГИН,
О. Е.БАКСАЙСКИЙ Место
2. Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и дополн. -М.: Центр, 2001. 272с.
3. http://alt-future.narod.ru/
4. http://www.leq.ru/Soc/