Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:29, реферат
Роль вещества и знаний о веществе, природа химических знаний, пути и средства их формирования в историческом развитии - вот то, с чего в можно начать изучение влияния химии на формирование и развитие современного естествознания.
Введение_______________________________________________________2 стр.
Термин «химия»_________________________________________________3 стр.
Период зарождения научной химии_________________________________4-7 стр.
Период открытия основных законов химии___________________________7-10 стр.
Проблемы в современный период развития химической науки___________10-12 стр.
Заключение______________________________________________________13 стр.
Список использованных источников и литературы_____________________14 стр.
На втором уровне своего развития химия превратилась из науки преимущественно аналитической в науку главным образом синтетическую. Этот период связан с развитием химии органического синтеза. В это время появились всевозможные азокрасители для текстильной промышленности, различные препараты для фармации, искусственный шелк и т.д. Для этого все материалы добывались в ограниченных масштабах и с огромными затратами низкопроизводительного, преимущественно сельскохозяйственного труда.
Интенсивное развитие автомобилестроения, авиации, энергетики, приборостроения в первой половине XX века выдвинуло новые требования к производству материалов. Необходимо было получать высокооктановое моторное топливо, специальные синтетические каучуки, пластмассы, высокостойкие изоляторы, жаропрочные органические и неорганические полимеры, полупроводники. Для получения этих материалов способ решения основной проблемы химии, основанный на учении о составе и структурных теориях, был явно недостаточен. Он не учитывал резкие изменения свойств вещества в результате влияния температуры, давления, растворителей и многих других факторов, воздействующих на направление и скорость химических процессов.
Под влиянием новых требований производства возник третий способ решения проблемы генезиса свойств, учитывающий всю сложность организации химических процессов в реакторах и обеспечивающий их экономически приемлемую производительность. После этого химия становится наукой уже не только и не столько о веществах как законченных предметах, но наукой о процессах и механизмах изменения вещества. Благодаря этому она обеспечила многотоннажное производство синтетических материалов, заменяющих дерево и металл в строительных работах, пищевое сырье в производстве олифы, лаков, моющих средств и смазочных материалов. Производство искусственных волокон, каучуков, этилового спирта и многих растворителей стало базироваться на нефтяном сырье, а производство азотных удобрений - на основе азота воздуха. Появилась технология нефтехимических производств с ее поточными системами, обеспечивающими непрерывные высокопроизводительные процессы.
Так, еще в 1935 году все 100 процентов таких материалов, как кожа, меха, резина, волокна, моющие средства, олифа, лаки, уксусная кислота, этиловый спирт, производились всецело из животного и растительного сырья, в том числе из пищевого. На это расходовались десятки миллионов тонн зерна, картофеля, жиров, сырой кожи и т.д. А уже в 1960-е годы 100% технического спирта, 80% моющих средств, 90% олифы и лаков, 40% волокон, 70% каучука и около 25% кожевенных материалов изготовлялись на основе газового и нефтяного сырья.
1.Но и эти возможности еще далеко не предел. В 60 - 70-е годы появился четвертый способ решения основной проблемы химии, открывающий пути использования в производстве материалов самые высокоорганизованные химические системы, какие только возможны в настоящее время. В основе этого способа лежит принцип использования в процессах получения целевых продуктов таких условий, которые приводят к самосовершенствованию катализаторов химических реакций, то есть к самоорганизации химических систем. В сущности, речь идет об использовании химического опыта живой природы. Это своеобразная биологизация химии.
Заключение
Роль развития химии как науки, в развитии естественнонаучных знаний – одна из ключевых ролей. Будучи составной частью в истории формирования общей естественнонаучной картины мира, история познания химических свойств вещества, история практического овладения им, тесно переплеталась с историей развития отношения человека с окружающим миром.
Люди всегда проявляли интерес к практической стороне развития химии, затем, на более поздних этапах становления химических знаний – к методологической стороне.
Развитие химической науки, физики и биологии, оказывало влияние на формирование общих мировоззренческих и естественнонаучных знаний, на характер и вопросы законов познания.
Химической науке в ее современном развитии и связи с современным естествознанием предстоит выяснить процессы образования минералов земной коры, химических соединений на других планетах и звездах, проникнуть в самые тайники биохимических превращений, вооружить промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение новыми синтетическими препаратами, защитить окружающую среду. Те успехи, которые одерживала химия в познании природы, явились результатом тесного единства в развитии химической теории и практики, а также взаимодействия развития химических знаний со знаниями в областях других наук
В заключение можно сказать, что роль химической науки в формировании, становлении естествознания, его научных основ, является одной из основополагающих. Достижения химии, химические законы выступают как одна из важнейших составных частей концепции современного естествознания.
Литература
1. Азимов, А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии [Текст]: / А.Азимов. – М.: Мир, 1983. – 187 с.
2. Бабаназарова, О.В. Концепции современного естествознания [Текст]: учебное пособие / О.В. Бабаназарова. – Ярославль: Яросл.гос.ун-т, 2000. – 44 с.
3. Будний, И.В. Концепции современного естествознания: методические указания для студентов заочной формы обучения [Текст]: / И.В.Будний; Международный университит бизнеса и новых технологий / институт/. – 2-е изд., испр. и доп. – Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2006. – 24 с.
4. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Высшее образование, 2008. - 335 с.
5. Джуа, М. История химии. Пер. с англ.— М.: Мир, 1975, 477 с.
6. Канке, В.А. Концепции современного естествознания. [Текст]: / В.А. Канке. – М.: Логос, 2001. - 156 с.
7. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания. [Текст]: / В.М. Найдыш. - М.: Гардарики, 1999. - 257 с.
8. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов [Текст]: / Г.И. Рузавин. - М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 287 с.
9. Левченков, С.И. Краткий очерк истории химии [Электронный ресурс] / С.И.Левченков 2007. – 1,7 Mb; pdf. – Режим доступа: http:// www.physchem.chimfak.rsu.ru/
10. Витол, Э. Концепции современного естествознания в вузе / Э.Витол // Высшее образование в России, 1999. - №4 - с. 30-32.
11. Резник, С. Как устроен мир // Химия и жизнь, 1993. - №9. - с. 14-21
1