Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:42, курсовая работа
Заводу необходимо изготовить валы для электродвигателей диаметром 50
мм, удовлетворяющие следующим требованиям по механическим свойствам:
Ϭ0,2 = 500 МПа, ψ=30%.
Санкт-Петербургский
Кафедра материаловедения
Курсовая работа
Дисциплина: Материаловедение
Студент
гр. 2041/1
Преподаватель Скотникова М.А.
Санкт-Петербург
2012
Заводу необходимо изготовить
валы для электродвигателей диаметром
50
мм, удовлетворяющие следующим требованиям
по механическим свойствам:
Ϭ0,2 = 500 МПа, ψ=30%.
Рис. 1. Чертеж детали
Вал в электродвигателе является
наиболее нагруженной деталью, передающей
крутящий момент исполнительному механизму.
От прочности и жесткости вала зависят
надежность и качество работы электрической
машины. Валы имеют ступенчатую форму
с уменьшающимися по диаметру ступенями
к обоим концам. Конструкция валов (рис.
1) зависит от характера работы двигателя.
Вал тягового электродвигателя более
нагружен, поэтому переход от одной ступени
к другой выполнен плавным, в форме радиуса,
называемого галтелью. Этим достигается снижение
концентрации напряжений в местах перехода.
У вала электродвигателя единой серии
в местах перехода ступеней имеется небольшое
занижение диаметра, предназначенное
для выхода круга при шлифовании. Для крепления
пакета сердечника на валу предусмотрена
шпоночная канавка. У валов небольшого
диаметра вместо шпоночной канавки делают
рифление. Валы электрических машин изготавливаются
из углеродистой стали марки 45 (ГОСТ 1050
- 60). Для наиболее нагруженных валов применяется
легированная сталь марки 20ХНЗА или 30ХГСА.
Для получения мелкозернистой структуры
заготовки валов подвергают термообработке
(нормализации). Вал является наиболее
точной деталью электродвигателя машины.
Вал — деталь машины, предназначенная для передачи крутящего момента и восприятия действующих сил со стороны расположенных на нём деталей и опор. Валы являются основными деталями для передачи вращательного движения и крутящего момента в конструкциях машин и механизмов. В процессе работы материал валов испытывает сложные деформации - кручение, изгиб, растяжение и сжатие. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную работу деталей, передающих движение на вал, и сборочной единицы в целом, валы должны быть жесткими. Валы очень разнообразны как по форме, так и по размерам, однако по технологическим признакам их можно привести к двум исходным формам: гладкому и ступенчатому валам.
Прямые гладкие валы постоянного диаметра имеют наиболее простую геометрическую форму, но их применение весьма ограничено. Наиболее распространены в машиностроении ступенчатые валы, основными технологическими параметрами которых являются: общая длина вала, количество ступеней, неравномерность их перепада по диаметрам, диаметр наибольшей ступени, наличие шлицев и их форма.
Жесткость конструкции вала определяется геометрической формой (отношением длины вала к диаметру); увеличение жесткости вала за счет уменьшения длины не всегда возможно.
Наиболее технологичными являются валы с возрастающими или убывающими диаметрами ступеней. Участки вала, имеющие один и тот же номинальный диаметр, но разные посадки, должны быть разделены канавками, четко разграничивающими обрабатываемые поверхности от необрабатываемых, при этом желательно, чтобы обрабатываемые участки вала имели равные или кратные длины, а перепады ступеней вала были бы невелики.
Конструкция вала должна допускать обработку ступеней на проход и обеспечить удобный подход и выход режущего инструмента.
Исходя из требуемых механических характеристик, можно заключить, что рассматриваемый вал является деталью ответственного назначения, работающей в тяжелых условиях.
Детали машин и приборов
характеризуются большим
форм, размеров, условий эксплуатации. Они работают при статических,
циклических и ударных нагрузках, при низких и высоких температурах в
контакте с различными средами. Эти факторы определяют требования к
материалам, основные из которых: эксплуатационные, технологические и
экономические.
Первостепенное значение имеют эксплуатационные требования, которые
находятся в корреляции с такими механическими и эксплуатационными
свойствами, как твёрдость, прочность, вязкость, пластичность, сопротивление усталости, износостойкость, контактная выносливость, коррозионная стойкость.
Технологические требования направлены на обеспечение наименьшей
трудоёмкости изготовления деталей, конструкций и инструмента. В
частности, материал должен обладать хорошей обрабатываемостью резанием, давлением, свариваемостью, высокими литейными свойствами, иметь необходимую прокаливаемость и не иметь склонности к возникновению больших внутренних напряжений при термической обработке.
Экономические требования сводятся к тому, чтобы материал имел
невысокую стоимость и был доступен. В первую очередь нужно стремиться
выбрать менее дорогую сталь, углеродистую или низколегированную.
Дорогие легированные стали, содержащие никель, молибден, вольфрам,
ванадий и др., и их следует применять лишь в тех случаях, когда более дешевые стали не обеспечивают требования, предъявляемые к изделию.
Требования к материалу часто противоречивы. Так, например, более
прочные материалы менее технологичны, труднее обрабатываются резанием,
давлением, плохо свариваются и т.д. решение при выборе материала обычно
компромиссно. В массовом машиностроении предпочитают упрощение
технологии и снижение трудоёмкости в процессе изготовления детали при
некоторой потере свойств за счет увеличения массы детали. В специальных
отраслях машиностроения, где проблема прочности играет решающую роль,
выбор материала и последующая технология термической обработки должны
рассматриваться из условия достижения только максимальных
эксплуатационных свойств. Однако не следует стремиться к более высокой
долговечности деталей по
отношению к долговечности
При выборе упрочняющей термической или химико-термической
обработки, особенно в условиях массового производства, предпочтение
следует отдавать наиболее экономичным и производительным
технологическим процессам, например, поверхностной закалке, газовой
цементации, нитроцементации. Обычно рассматривается возможность
применения нескольких марок материалов и способов упрочнения. Первыми
параметрами, определяющими выбор материала, являются механические
свойства и распределение их по сечению.
Механические свойства стали в первую очередь определяются
содержанием в них углерода, от которого зависит и закаливаемость стали.
Прокаливаемость же стали определяется в основном легирующими
элементами. В условиях полной прокаливаемости механические свойства
мало зависят от природы и степени легированности. Однако не следует
стремиться к применению сталей с излишне высокой прокаливаемостью,
поскольку необходимое для этого высокое содержание хрома, марганца и
других элементов способствует росту склонности к хрупкому разрушению.
Исключение составляет никель, повышаюший вязкость.
Детали сложной конфигурации с целью уменьшения их деформации в
процессе закалки также следует изготавливать из легированных сталей,
закаливаемых в масле или даже на воздухе.
Необходимо учитывать, что легирующие элементы повышают
устойчивость аустенита при отпуске, поэтому для получения требуемой
прочности и твёрдости легированные стали подвергают отпуску при более
высокой температуре.
Для изделий, требующих высоких значений вязкости и низкого порога
хладноломкости, например, работающих при низких температурах с
высокими скоростями приложения нагрузки и при наличии концентраторов
напряжений, следует применять мелкозернистые спокойные стали,
предпочтительно легированные никелем или ванадием с азотом.
Детали, которые должны сопротивляться изнашиванию при различных
давлениях, обладать высокой прочностью при изгибе и кручении, высокими
значениями усталостной прочности, противостоять высоким контактным
напряжениям, сопротивляться
схватыванию и задирам в
изнашивания, подвергают поверхностному упрочнению. Работоспособность
таких деталей в эксплуатации зависит от свойств поверхности и сердцевины.
Поскольку поверхностный слой обладает меньшей пластичностью чем
сердцевина, при больших
статических нагрузках
обычно возникает под упрочнённым слоем, что, в свою очередь, приводит к
увеличению деформации в
слое. При повышении предела
сердцевины и ограниченном запасе пластичности слоя в нём образуются
трещины. Следовательно, работоспособность деталей при статических
нагрузках зависит от предела текучести сердцевины и запаса пластичности в
упрочнённом слое.
При циклических нагрузках сопротивление поверхностно упрочняемых
деталей разрушению зависит от прочности сердцевины. Повышение
прочности сердцевины способствует увеличению и контактной прочности.
Поэтому в таких условиях одно из важнейших значений при выборе стали
приобретает прокаливаемость. Однако сближение прочностных свойств слоя
и сердцевины приводит к снижению предела выносливости деталей.
Эксплуатационная стойкость валов определяется усталостной
прочностью в условиях кручения и изгиба, контактной прочностью и
износостойкостью.
Малонагруженные, медленно вращающиеся валы изготовляют из
недорогих сталей . Ст3, 4 и 5, 35, 40, 45. Такие валы не подвергаются
термической обработке.
Валы небольших размеров, которые должны обладать высокой
прочностью на изгиб и кручение, а также усталостной прочностью,
изготавливают из сталей 40Х (d вала 20..25 мм), 50Х (d=35..40мм),40ХГР
(d=50..55мм) и подвергают закалке и низкому отпуску на HRC 45..50, реже
закалке и среднему отпуску на HRC 35..42.
Средненагруженные валы диаметром до 80..100 мм в том случае, когда
работоспособность определяется прочностью на изгиб и кручение, а не
контактной выносливостью и износостойкостью, изготовляют из сталей 45,
40ХН, 50Х и подвергают улучшению (σв =800..1000 Н/мм2 ).
Высоконагруженные валы большого диаметра (100..130 мм и выше)
изготавливают из хромоникелевых,
хромоникельмолибденовых
прокаливающихся сталей 50ХН, 40ХН3М и подвергают улучшению
(σв > 1000 Н/мм2). Для очень ответственных валов большого сечения
применяют стали 30ХН2ВФА, 36ХНМФА, 38ХН3МФА, 30Х2НВФА.
Упрочняют их улучшением. Валы,
работоспособность которых
контактной выносливостью и износостойкостью, должны иметь высокую
поверхностную твёрдость HRC 48..50. Такие валы небольших размеров
изготавливают из сталей 45 и
50 и упрочняют поверхностной
они работают еще на изгиб и кручение, перед поверхностной закалкой
проводят улучшение.
Когда требуется более высокая износостойкость и, соответственно, более
высокая поверхностная твёрдость, валы изготавливают из сталей 20ХН,
18ХГТ, 12ХН3А, которые подвергают цементации, закалке и
низкотемпературному отпуску. Можно также использовать стали 25ХГМ,
25ХГТ с упрочнением нитроцементацией.
В случаях, когда требуется особо высокое сопротивление изнашиванию,
валы изготовляют из стали
38Х2МЮА с последующим
Материал рассматриваемого изделия имеет условный предел текучести, равный Ϭ0,2 = 500 МПа и относительное сужение ψ=30%, а также обладает повышенной износостойкостью. На основе анализа требуемых характеристик и назначения изделия рассмотрим следующие марки сталей: 45, 50ХН, 58.
C |
Si |
Mn |
Ni |
S |
P |
Cr |
Cu |
As |
0.42 - 0.5 |
0.17 -0.37 |
0.5 – 0.8 |
до 0.3 |
до 0.04 |
до 0.035 |
до 0.25 |
до 0.3 |
до 0.08 |
Химический состав в % стали 45.
Температура критических точек стали 45.
Ac1 = 730 , Ac3(Acm) = 755 , Ar3(Arcm) = 690 , Ar1 = 780 , Mn = 350
Механические свойства стали 45 при Т=20oС.
σв |
σт |
δ |
ψ |
KCU |
Термообработка |
МПа |
МПа |
% |
% |
кДж / м2 |
|
600 |
355 |
16 |
40 |
49 |
Нормализация 820 – 870о C |