Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:08, доклад
Природа в творчестве Есенина занимает важное место. Об этом не раз сообщалось во многих работах критиков-литературоведов.
Тема
родины - одна из главных тем в
творчестве С.Есенина. Этого поэта
принято связывать прежде всего
с деревней, с родной для него
Рязанщиной. Но из рязанской деревни
Константиново поэт уехал совсем
молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге,
и за границей, в родную деревню приезжал
время от времени как гость. Это важно
знать для понимания позиции С.Есенина.
Именно разлука с родной землей придала
его стихам о ней ту теплоту воспоминаний,
которая их отличает. В самих описаниях
природы у поэта есть та мера отстраненности,
которая позволяет эту красоту острее
увидеть, почувствовать.Уже в ранних стихах
С.Есенина звучат признания в любви к России.
Так, одно из наиболее известных его произведений
- "Гой ты, Русь моя родная..." С самого
начала Русь здесь предстает как нечто
святое, ключевой образ стихотворения
- сравнение крестьянских хат с иконами,
образами в ризах, и за этим сравнением
- целая философия, система ценностей.
Мир деревни - это как бы храм с его гармонией
земли и неба, человека и природы. Мир Руси
для С.Есенина - это и мир убогих, бедных,
горьких крестьянских домов, край заброшенный,
"деревня в ухабинах", где радость
коротка, а печаль бесконечна: "Грустная
песня, ты - русская боль". Особенно это
чувство усиливается в стихах поэта после
1914 года - начала войны: деревня кажется
ему невестой, покинутой милым и ожидающей
от него вестей с поля боя. Для поэта родная
деревня в России - это нечто единое, родина
для него, особенно в раннем творчестве,
- это прежде всего родной край, родное
село, то, что позднее, уже на исходе XX века,
литературные критики определили как
понятие "малой родины". С присущейС.Есенину-лирику
склонностью одушевлять все живое, все
окружающее его, он и к России обращается
как к близкому ему человеку: "Ой ты,
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе
я любовь берегу". Порой стихи поэта
обретают ноту щемящей грусти, в них возникает
чувство неприкаянности, лирический герой
их - странник, покинувший родную хижину,
всеми отверженный и забытый. И единственное,
что остается неизменным, что сохраняет
вечную ценность - это природа и Россия:
"А месяц будет плыть и плыть,Роняя весла
по озерам...И Русь все также будет жить,Плясать
и плакать у забора".С.Есенин жил в переломную
эпоху, насыщенную драматическими и даже
трагическими событиями. На памяти его
поколения - война, революция, снова война
- теперь уже гражданская. Переломный для
России год - 1917 - поэт встретил, как и многие
художники его круга, с надеждами на обновление,
на счастливый поворот в крестьянской
доле. Поэты круга С.Есенина того времени
- это Н.Клюев, П.Орешин,С.Клычков. Надежды
эти выражены в словах Н.Клюева - близкого
друга и поэтического наставника С.Есенина:
"Мужицкая ныне земля, /И церковь не
наймит казенный". В есенинской поэзии
в 1917 году появляется новое ощущение России:
"Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая
Русь". Чувства и настроения поэта этого
времени очень сложны и противоречивы
- это и надежды, и ожидания светлого и
нового, но это и тревога за судьбу родного
края, философские раздумья на вечные
темы. Одна из них - тема столкновения природы
и человеческого разума, вторгающегося
в нее и разрушающего ее гармонию - звучит
в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст".
В нем центральным становится обретающее
глубоко символический смысл состязание
между жеребенком и поездом. При этом жеребенок
как бы воплощает в себе всю красоту природы,
ее трогательную беззащитность. Паровоз
же обретает черты зловещего чудовища.
В есенинском "Сорокоусте" вечная
тема противостояния природы и разума,
технического прогресса сливается с размышлениями
о судьбах России. В послереволюционной
поэзии С.Есенина тема родины насыщена
нелегкими думами о месте поэта в новой
жизни, он болезненно переживает отчуждение
от родного края, ему трудно найти общий
язык с новым поколением, для которого
календарный Ленин на стене заменяет икону,
а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно
горько поэту сознание того, что новое
поколение поет новые песни: "Поют агитки
Бедного Демьяна". Это тем более грустно,
что С.Есенин справедливо замечает: "Я
поэт! И не чета каким-то там Демьянам".
Поэтому так горестно звучат его строки:
"Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да
и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен".
Но даже желание слиться с новой жизнью
не заставляет С.Есенина отказаться от
своего призвания российского поэта; он
пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю,
/Но только лиры милой не отдам". И поэтому
таким глубоким пафосом наполнено его
признание:"Я буду воспеватьВсем существом
в поэтеШестую часть землиС названьем
кратким "Русь".Сегодня нам, живущим
в России, трудно до конца понять смысл
этих строк, а ведь написаны они были в
1924 году, когда само название - Русь - было
едва ли не запретным, а гражданам полагалось
жить в "Ресефесере". С темой родины
у С.Есенина связано понимание своей поэтической
миссии, своей позиции "последнего певца
деревни", хранителя ее заветов, ее памяти.
Одним из программных, важным для понимания
темы родины, у поэта стало стихотворение
"Спит ковыль": "Спит ковыль.Равнина
дорогаяИ свинцовой свежести полынь!Никакая
родана другаяНе вольет мне в грудь мою
теплынь.Знать, у всех у нас такая участь,И,
пожалуй, всякого спроси -Радуясь, свирепствуя
и мучась,Хорошо живется на Руси.Свет луны,
таинственный и длинный,Плачут вербы,
шепчут тополя,Но никто под окрик журавлиньйНе
разлюбит отчие поля.И теперь, когда вот
новым светомИ моей коснулась жизнь судьбы,Все
равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой
избы.По ночам, прижавшись к изголовью,Вижу
я, как сильного врага,Как чужая юность
брызжет новьюНа мои поляны и луга.Но и
все же новью той теснимый,Я могу прочувственно
пропеть:Дайте мне на родине любимой,Все
любя, спокойно умереть".Стихотворение
это датировано 1925 годом, относится к зрелой
лирике поэта. В нем выражены его сокровенные
мысли. В строке "радуясь, свирепствуя
и мучась" - трудный исторический опыт,
который выпал на долю есенинского поколения.
Стихотворение построено на традиционно
поэтических образах: ковыль как символ
русского пейзажа и одновременно символ
тоски, полынь с ее богатой символикой
и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному
пейзажу, в котором олицетворением поэзии
является не менее традиционный "свет
луны", противостоит "новый свет",
скорее абстрактный, неживой, лишенный
поэзии. И в противоположность ему звучит
признание лирического героя есенинского
стихотворения в приверженности вековому
деревенскому укладу. Особенно значим
у поэта эпитет "золотой": "Все
равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой
избы". Он один из наиболее часто встречающихся
в лирике С.Есенина, но обычно он связан
с цветовым понятием: золотой - то есть
желтый, но непременно и с оттенком высшей
ценности: "роща золотая", "золотою
лягушкой луна". В этом стихотворении
оттенок ценности преобладает: золотой
не только цвет избы, сколько символ ее
непреходящей ценности как символа уклада
деревенской жизни с присущей ей красотой,
гармонией. Деревенская изба - это целый
мир, ее разрушение не искупается для поэта
никакой заманчивой новью. Финал стихотворения
звучит несколько риторически, но в общем
контексте поэзии С.Есенина он воспринимается
как глубокое и искреннее признание автора.
Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти по-детски
естественной привязанности к родному
краю к осознанной, выдержавшей испытания
трудным временем перемен и переломов
авторской позиции.