Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа
1.1.1 . Дано: D=60 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.
Записать размеры с заданными отклонениями, вычислить допуски и предельные размеры, дать графическое изображение поля допуска. Определить квалитет точности.
1. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений 3
1.1. Определение расположения поля допуска заданного размера 3
1.2. Определение сравнительной точности заданных размеров 5
1.3. Определение системы и характера заданной посадки 6
1.4. Выбор стандартных посадок по заданным зазорам и натягам 9
1.5. Расчет посадок с зазором для подшипников жидкостного трения 11
1.6. Расчет посадок с натягом для передачи крутящего момента и осевого усилия 14
1.7. Расчет переходных посадок на вероятность получения натягов и зазоров 17
2. Допуски и посадки в соединениях с подшипниками качения 19
3. Допуски и посадки в резьбовых соединениях 23
4. Допуски и посадки в шлицевых соединениях 25
5. Допуски и посадки в шпоночных соединениях 27
6. Расчет допусков в размерных цепях 28
Список используемой литературы 33
Кафедра технологии
конструкции материалов и машиноремонта
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Метрология, стандартизация и сертификация»
Вариант 35/34
Н.Новгород
2010
Содержание
1. Допуски и
посадки гладких
1.1. Определение
расположения поля допуска
1.2. Определение
сравнительной точности
1.3. Определение
системы и характера заданной
посадки
1.4. Выбор стандартных
посадок по заданным зазорам
и натягам
1.5. Расчет посадок
с зазором для подшипников
жидкостного трения
1.6. Расчет посадок
с натягом для передачи
1.7. Расчет переходных
посадок на вероятность
2. Допуски и
посадки в соединениях с
3. Допуски и
посадки в резьбовых
4. Допуски и
посадки в шлицевых
5. Допуски и
посадки в шпоночных
6. Расчет допусков в размерных цепях 28
Список используемой
литературы 33
1.1.1 . Дано: D=60 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.
Записать размеры с заданными отклонениями, вычислить допуски и предельные размеры, дать графическое изображение поля допуска. Определить квалитет точности.
Решение:
Наибольший предельный размер; Наименьший предельный размер . Допуск TD=es-ei=> ei=es-Td=-60-80=-140 мкм=-0.14 (мм);
Размер с заданными отклонениями:
По выражению (1.2) [1] и таблицам 1.2 и 1.1 [1] определим квалитет точности
;
Где i=1,86 мкм принято по таблице 1.2 [1] для размера 60 мм.
Следовательно, по таблице 1.1[1] можно принять девятый квалитет точности для заданного размера: IT=9.
1.1.2 . Дано: D=100 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.
Записать размеры с заданными отклонениями, вычислить допуски и предельные размеры, дать графическое изображение поля допуска. Определить квалитет точности.
Решение:
Наибольший предельный размер; Наименьший предельный размер .
TD=es-ei=> ei=es-Td=-60-80=-140мкм=-0.14 мм
Размер с заданными отклонениями:
По выражению (1.2) [1] и таблицам 1.2 и 1.1 [1] определим квалитет точности
;
Где i=2,17 мкм принято по таблице 1.2 [1] для размера 100 мм.
Следовательно, по таблице 1.1[1] можно принять девятый квалитет точности для заданного размера: IT=9.
1.1.3 . Дано: D=150 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.
Записать
размеры с заданными
Решение:
Наибольший предельный
размер;
Наименьший предельный
размер
. Допуск TD=es-ei=>
ei=es-Td=-60-80=-140мкм=-0.
Размер с заданными
По выражению (1.2) [1] и таблицам 1.2 и 1.1 [1] определим квалитет точности
;
Где i=2,52 мкм принято по таблице 1.2 [1] для размера 150 мм.
Следовательно, по таблице 1.1[1] можно принять девятый квалитет точности для заданного размера : IT=9.
Графические изображения
полей допусков приведены соответственно
на рис. 1.1 а, б, в.
1.2.1. Дано.
Определить номинальные и предельные размеры, предельные отклонения и допуски. Определить сравнительную точность размеров.
Решение:
: ES=0,035 мм, EI= -0,035 мм;
TD=ES-EI=0,035-(-0,035)=0,07 мкм;
D=12 мм; мм;
мм;
=> IT=10
1.2.2. Дано.
Определить номинальные и предельные размеры, предельные отклонения и допуски. Определить сравнительную точность размеров.
Решение:
: ES=0,43 мм, EI= -0,43 мм;
TD=ES-EI=0,43+0,43=0,86 мм = 860 мкм;
D=110 мм; мм;
мм;
=> IT=14
1.2.3. Дано.
Определить номинальные и предельные размеры, предельные отклонения и допуски. Определить сравнительную точность размеров.
Решение:
: ES=-0,051 мм, EI= -0,087 мм;
TD=ES-EI=-0,051+0,087=0,036 мм = 36 мкм;
D=380 мм; мм;
мм;
=> IT=11
Располагаем размеры в порядке убывания точности:
, , .
Графические изображения
полей допусков приведены соответственно
на рис. 1.2 а, б, в.
1.3.1. Дано: посадка ø75 U8/h7.
Определить систему посадки, предельные отклонения вала и отверстия, предельные значения зазоров и натягов, перевести посадку в другую систему, сохраняя предельные значения зазоров и натягов. Дать графическое изображение полей допусков и посадок. Показать размеры на сборочном и рабочих чертежах деталей.
Решение:
Посадка выполнена в системе вала, соединение с натягом.
Для
отверстия ø 75 U8: ES=-102 мкм, EI=-148.
Для вала : es=0 мкм; ei=-30 мкм;
По
зависимостям (1.3) [1] находим:
Используя правило перевода посадок из одной системы в другую, получим посадку в системе вала: ø100 H8/u7.
Аналогично для посадки в системе вала найдем предельные отклонения:
Для отверстия ø 75 M8: ES=46 мкм, EI=0 мкм;
Для
вала : es=132
мкм; ei=102 мкм;
Графическое изображение полей допусков посадок и эскизы деталей приведены на рис 1.3(а) и 1.4(а).
1.3.2. Дано: посадка ø75 H7/t6.
Определить систему посадки, предельные отклонения вала и отверстия, предельные значения зазоров и натягов, перевести посадку в другую систему, сохраняя предельные значения зазоров и натягов. Дать графическое изображение полей допусков и посадок. Показать размеры на сборочном и рабочих чертежах деталей.
Решение:
Посадка выполнена в системе отверстия, соединение с натягом.
Для
отверстия ø 75 H7: ES=30 мкм, EI=0 мкм;
Для вала : es=94 мкм; ei= 75 мкм;
По
зависимостям (1.3) [1] находим:
Используя правило перевода посадок из одной системы в другую, получим посадку в системе отверстия: ø75 T7/h6.
Аналогично для посадки в системе вала найдем предельные отклонения:
Для отверстия ø 75 T7: ES=-64 мкм, EI=-94 мкм;
Для
вала : es=
0 мкм; ei= -19 мкм;
Графическое изображение полей допусков посадок и эскизы деталей приведены на рис 1.3(б) и 1.4(б).
1.3.3. Дано: посадка ø75 R7/h6.
Определить систему посадки, предельные отклонения вала и отверстия, предельные значения зазоров и натягов, перевести посадку в другую систему, сохраняя предельные значения зазоров и натягов. Дать графическое изображение полей допусков и посадок. Показать размеры на сборочном и рабочих чертежах деталей.
Решение:
Посадка выполнена в системе вала, соединение с натягом.
Для отверстия ø 75 R7: ES=-32 мкм, EI=-62;
Для вала : es=0 мкм; ei= -19 мкм;
По
зависимостям (1.3) [1] находим:
Используя правило перевода посадок из одной системы в другую, получим посадку в системе отверстия: ø75 H7/r6.
Аналогично для посадки в системе вала найдем предельные отклонения:
Для отверстия ø 75 H7: ES= 30 мкм, EI= 0 мкм;
Для
вала : es= 62; ei= 43 мкм;
Графическое
изображение полей допусков посадок
и эскизы деталей приведены на рис 1.3(в)
и 1.4(в).
1.4. Выбор стандартных посадок по заданным зазорам и натягам.
Дано: D=120 мм, Nmax=101 мкм, Nmin=44 мкм.
Для приведенных исходных данных определить необходимые параметры, подобрать стандартные посадки в системах отверстия и вала и дать их графическое изображения. Показать размеры на сборочных и рабочих чертежах.
Решение:
В соответствии с (1.4) и (1.2) [1] получим
ТП = TD + Td = a0i + aвi ;
ТП = Nmax – Nmin =101-44= 57 мкм;
(a0 + aв) = ТП/I = 57/2.5 = 26.27 ;
Где a0, aв – числа единиц допуска соответственно для отверстия и вала.
Если принять, что a0 = aв =12,975, то IT0 = ITв = 6. Однако чаще всего отверстие выполняется грубее, чем вал, так, чтобы IT0 = ITв + 1. Поэтому принимаем IT0 = 7, ITв = 6. Из табл. 1.1 [1] найдем a0 = 16, aв = 10. Тогда a0 + aв = 16 + 10 = 26 близко к расчетному значению 25,95.
Если принять систему отверстия, то для отверстия ø120H7 по ГОСТ 25347-82 или таблицам[3] находим EI=0, ES=35 мкм.
С учетом зависимостей (1.3) [1] можем найти
es = Nmax + EI = 101 + 0 = 101 мкм; ei = Nmin + ES = 44 + 35 = 79 мкм.
Определяем ближайшее стандартное поле допуска вала по ГОСТ 25347-82 для шестого квалитета точности и размера ø120. В качестве такого можно принять ø120s6: es=101мкм, ei=79 мкм. Получили посадку ø120 H7/s6.
Проверим, удовлетворяет ли выбранная посадка исходным данным:
Nmin = ei – ES = 79 – 35 = 44 мкм; Nmax = es – EI = 101- 0 = 101 мкм.
Таким образом, значения Nmin и Nmax выбранной нами стандартной посадки близки к исходным данным, что подтверждает правильность сделанного выбора.
Переведем посадку из системы отверстия в систему вала и получим ø120 S7/h6. По ГОСТ 25347-82 или таблицам[3] находим для отверстия ø120S7: ES= -66 мкм, EI= -101 мкм, для вала ø120h6: es=0, ei= -22 мкм
С учетом зависимостей (1.3) [1] получим
Nmin = ei – ES = -22 – (-66) = 44 мкм; Nmax = es – EI = 0 – (-101) = 101 мкм.
Следовательно, выбранной нами стандартная посадка в системе вала также удовлетворяет исходным данным.
Графическое
изображение полей допусков посадок
и эскизы деталей приведены на
рис 1.5 и 1.6.
1.5. Расчет посадок с зазором для подшипников жидкостного трения.
Определить величины зазоров и подобрать посадку для подшипника скольжения, работающего в условиях жидкостного трения при следующих данных: dнс=60 мм, l=60 мм, R=120 Н, n=250 об/мин. Смазка маслом марки Индустриальное 25.
Решение:
По формуле (1.11[1]) рассчитываем Ah
По рис. 1.27[3] находим значение Ax=0,3=0,438 (при l/dнс = 1).
Находим по (1.13[1]) [Smin]
[Smin]=2,857×
[Smax]=2[hmin]/1-Xmax = 2×66×10-6/(1-0,85)=880×10-6 м.
По (1.17[1]) находим Sопт
По выражению
(1.18) определяем h’
По табл. 1.47[3] подберем наиболее близкие посадки
Ø 60 H11/a11 Smax=720 мкм, Smin=340 мкм
Sc = (720+340)/2 = 530 мкм
Условие (1.15[1]) выполняется. Определим по (1.22[1]) вероятностный минимальный зазор:
TD = ES – EI = 190 – 0 = 190 мкм;
Td = es –
ei = -340 – (-530)=190 мкм;
По формуле (1.23[1]) находим минимальный запас на износ
Tизн= [Smax]-8(RaD+Rad) – Smax=880-8(0,3+0,6)-720=153 мкм
По таблице
1.97[3] для СR=0.5 и l/dнс
= 1 определим Х:
По таблице
1.100[3] для Х=0,33 и l/dнс
= 1 определяем CM:
По формуле
(1.24[1]) определим f:
Так как Q=2 Вт < Q1=1110 Вт, то обходимся без принудительной прокачки масла.
Чертежи подшипникового узла и его деталей приведены на рис. 1.7, 1.8 и 1.9.
На чертеже втулки подшипника указаны основные размеры в соответствии с рекомендациями табл.8 [6]. Допуски цилиндричности принимались по ГОСТ24643-81 для степени точности в зависимости от относительной геометрической точности (табл. 2.20[4]). Значение допуска принималось по табл. 2.18[3]. По табл. 2.18[3] найдено значение допуска цилиндричности для ø60 и 6-ой степени точности Т=10 мкм. Допуск радиального биения наружной поверхности втулки ø70 u8 относительно поверхности ø60 Н11 принимался по ГОСТ 24643-81. При этом по табл. 2.41[3] определилась степень точности 8, а по табл. 2.40[3] для диаметра ø70 и принятой степени точности получили допуск радиального биения Т=60 мкм.
Допуск
перпендикулярности торцевых поверхностей
втулки принят по ГОСТ 24643-81. По табл. 2.33[3]
принята 8-ая степень точности; а по табл.
2.28[3] для ø70 Т=30 мкм; для ø85 Т=40 мкм.
1.6. Расчет посадок с натягом для передачи крутящего момента и осевого усилия.
Соединение с размерами dнс=300 мм, l=90 мм, d1=130 мм, d2=360 мм, предназначено для передачи Мкр=1000 Нм. Материал деталей: втулка-сталь, вал-сталь. Рабочая температура соединения 200С. Выбрать стандартную посадку и определить усилие запрессовки без применения термических способов сборки.
Решение.
Где f=0,1 выбрано из табл. 1.104[3].
Предварительно
определим C1 и С2 по (1.33 и
1.34[1])
Где μ1=0,3 и μ2=0,25 определили по табл. 1.106[3].
Тогда
Где Е1=2×1011 Па, Е2=1,05×1011 Па приняли по табл. 1.106[2].
Предварительно
определим по (1.39[1]) поправку γш.
Где a=0,35 принято по табл. 1.3[1]; Ra1=1.6 мкм и Ra2=3,2 мкм принято по табл. 2.68[2] для 8 квалитета точности и dнс=300 мм.
Тогда
Где σт1=3×108 Па, σт2=2×108 Па приняли по табл. 1.4[1].
Следовательно, [Pmax]=6.2×107 Па.
Где γуд=0,6 принято по графику рис. 1.68[3] для l/dнс =0,3 и d1/dнс=0,43.
Ø 300 H7/r6 (Nmax табл=130 мкм, Nmin табл=46 мкм)
Ø 300 H7/s6 (Nmax табл=202 мкм, Nmin табл=118 мкм)
В качестве окончательного варианта принимаем посадку Ø 340 H7/s7 со следующими запасами прочности , определенными по (1.46 и 1.47{1]).
ЗПД = [Nmax ] - Nmax табл=404-202=202 мкм;
ЗПС = Nmin табл – [Nmin ]= 118-21.74=96.26 мкм.
Предварительно
по (1.48[1]) определим Pmax
Тогда
Чертежи
сборочного узла и его деталей приведены
на рис.2.0, 2.1. На чертежах указаны предельные
отклонения размеров ø300 ,
ø300H7 (+0,052)
по табл. 1.27[3]. Размеры фасок на ступице
3 мм и на втулке 4 мм приняты по табл. 1.108[3],
их предельные отклонения 3±0,2 и 4±0,2 –
по табл. 1.57[3] для радиусов закруглений
и фасок. Предельные отклонения угла фасок
100±20 приняты по табл. 4.5[4] для
16 степени точности углов. Предельные
отклонения размеров приняты для «среднего»
класса точности по табл. 1.57 [3] для отверстий
Н14 – ø130+1,0 ; для валов h14 – ø360-1,4
, прочих элементов ±t/2 - 90±2. Допуск цилиндричности
принят в соответствии с таблицей 2.20[3]
для 6 степени точности ГОСТ 24643-81 при нормальной
относительной геометрической точности
А, его значение по табл. 2.18[3] для размера
ø300 составляет 16 мкм.
1.7. Расчет переходных посадок на вероятность получения натягов и зазоров.
1.7.1 Определить вероятностные характеристики заданной переходной посадки: ø320H8/m7.
Решение
мкм,
мкм,
,
,
.
Вероятность натяга
Процент натяга
Вероятность зазора
Процент зазора
1.7.2 Определить вероятностные характеристики заданной переходной посадки: ø70 H6/m5.
Решение
мкм,
мкм,
,
,
.
Вероятность натяга
Процент натяга
Вероятность зазора
Процент зазора
2. Допуски и посадки в соединениях с подшипниками качения.
Выбрать посадки подшипника №62315 класса точности 0. Вращается корпус. Радиальная нагрузка на подшипник 32000 Н. Нагрузка ударная, перегрузка 300%. Осевой нагрузки нет.
Решение:
Диаметр внутреннего кольца d = 75 мм
Диаметр внешнего кольца D = 160 мм
Ширина подшипника
Ширина фаски кольца подшипника r = 3,5мм
Так как по условию задачи вращается корпус, то делаем вывод, что наружное кольцо подвержено циркуляционной, а внутреннее - местной нагрузке.
Посадку внутреннего местно нагруженного кольца выбираем по табл. 4.89[4] для отверстий в неразъёмном корпусе:h6. Обозначение посадки внутреннего кольца в корпусе: ø75 L0/h6.
Посадку наружнего циркуляционно нагруженного кольца определяем по интенсивности радиальных нагрузок по формуле (2.1[1]), Предварительно определив по формуле (2.2[1]) значение b:
где R – радиальная реакция в опорах; B – ширина подшипника; r – ширина фаски кольца подшипника, kП – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (при перегрузке до 300%, с сильными ударами и вибрацией kП = 1,8); F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F = 1, табл. 4.90[4]); FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов (FA = 1 для радиальных и радиально-упорных подшипников).
По табл. 4.92.[4] заданным условиям для отверстия в неразъемном корпусе P7. Обозначение посадки наружнего кольца: ø160 P7/l0.
По табл. 4.82 [4] находим отклонения диаметра внутреннего кольца подшипника для класса точности 0: ø75 L0(-0,015).
По табл. 4.83[4] находим отклонения диаметра наружнего кольца подшипника 0 класса точности: ø160 l0(-0,025).
На рис. 2.2 приведено графическое изображение полей допусков, где отклонения размеров вала и отверстия корпуса принята по ГОСТ 25346-89 или [3].
Чертежи сборочного узла и его деталей приведены на рис. 2.3; 2,4. Расточка в корпусе выполнена на всем протяжении размером ø160 и поэтому для защитной крышки назначается посадка ø160 P7/d10, обеспечивающая свободную установку крышки по посадочной поверхности.
На рабочих чертежах приняты и обозначены допуски
цилиндричности вала: 4 мкм
Для ø75 ; Td=0-(-0.019)=0,019 мм; 1/4Td=19/4=4.75 мкм, по табл.2.18[3] ближайшее стандартное значение для размера ø75 составляет 4мкм для 4 степени точности;
Допуск цилиндричности корпуса: 12 мкм
Для ø160 ; Td=-28-(-68)=40мкм; 1/4Td=40/4=10 мкм, по табл.2.18[3] ближайшее стандартное значение для размера ø160 составляет 12мкм для 6 степени точности.
Допуск торцового биения вала и корпуса выбирается по табл. 2.33[3] для 8 степени точности и назначается по табл. 2.28[3] для 8 степени точности: для размера вала 63÷100 мм – 30 мкм; для размера отверстия корпуса 160÷250 мм – 50 мкм.
Шероховатость посадочной поверхности вала и корпуса согласно табл. 4.95 [4]- 1.25 мкм, а торцов заплечиков вала – 2.5 мкм.
Заплечики вала и отверстия 2.5 мкм.
Конструкция крышки принята конструктивно.
Радиус
фасок вала и корпуса – по табл.
4.97 [2], фаска корпуса 5х45 – по табл. 22 [5].
3. Допуски и посадки в резьбовых соединениях.
Резьба М42х9. Шаг резьбы Р=3 мм. Число заходов – 3. Поля допусков диаметров d, d2 = 7g,6g, поля допусков диаметров D1,D2=8H. Направление резьбы – левое. Длина свинчивания – 40 мм.
Решение:
Обозначение резьбы: М42 – 8Н/7g6g. Резьбовое соединение с зазором. По табл.4.27[4] длина свинчивания–группа L.
Номинальные значения диаметров резьбы:
По табл. 4.30[4] d(D)=42мм, P=3 мм.
По табл. 4.24[4]
Предельные диаметры болта (по табл. 4.29[2]):
d2max = 40.051-0.048=40.0003 мм; (es = -48 мкм для поля допуска диаметра 7g6g)
d2min = 40.051-0.298 =39.753 мм (ei = -298 мкм для поля допуска диаметра 7g6g);
dmax = 42 – 0.048 =41.952 мм (es=48 мкм);
dmin = 42-0.423 = 41.577 мм (ei = -423 мкм);
d1max = 38.752-0.048 =41.577 мм(ei = -48 мкм);
d1min не нормируется.
Предельные диаметры гайки (по табл. 4.29[2]):
D2max = 40,051+0,425 =40,476 мм (ES= 425 мкм);
D2min = 40,051 мм (EI=0);
Dmax не нормируется;
Dmin = 42 мм (EI=0);
D1max = 38,752+0,8=39,552 мм (ES = 800 мкм);
D1min = 38,752 мм (EI=0).
На
рис. 2.5 – схема полей допусков резьбового
соединения.
4. Допуски и посадки в шлицевых соединения.
Число шлицев z = 10
Внутренний
диаметр
Внешний диаметр D = 92 мм
Боковая
поверхность шлицев
Поля
допусков
Способ
центрирования
Обозначение шлицевого соединения:
d – 10 x 82 H7/e8 x 92 H12/a11 x 12 F9/h7– обозначение сборочного соединения;
d – 10 x 82 H7 x 92 H12 x 12 F9 – обозначение шлицев на втулке;
d – 10 x 82 e8 x 92 a11 x 12 h7 – обозначение шлицев на валу,
где d – способ центрирования; z = 10, d = 82 мм, D = 92 мм, b = 12 мм.
H7/e8 – посадка по центрирующему диаметру d (табл. 4.75[4]);
H12/a11 – посадка по диаметру D (табл. 4.75[2]);
F9/h7 – посадка по ширине шлицы b (табл.4.73 [2]).
Эскизы
сборочного соединения и деталей
представлены на рис. 2.6, графическое изображение
полей допусков – на рис. 2.7.
5. Допуски и посадки в шпоночных соединениях
Для вала d = 60 мм подобрать призматическую шпонку, длиной l = 140 мм исполнения 3. Привести обозначение шпонки. Показать на общем виде сборочного соединения посадки шпонки с пазами вала и втулки. Соединение нормальное. На чертежах вала и втулки показать размеры пазов и их отклонения.
Решение.
По табл. 4.64[2] определим размеры шпонки для диаметра вала 60 мм: b=18 мм, h=11 мм, пазов на валу t1=7 мм, во втулке t2=4,4 мм.
Обозначение: шпонка 18х11х140 ГОСТ 23360-78.
По табл. 4.65[2] находим поля допусков для паза вала 18 N9 и паза втулки 18Js8 для нормального соединения; для ширины шпонки – 18 h9.
По табл. 4.66[2] определяем поля допусков для высоты шпонки 11 h11; длина шпонки 140 h14; длины паза вала 140 H14; глубины паза на валу 7+0,2 и втулке4,4+0,2 (при высоте шпонки h св. 6 до 18 мм).
Допуск симметричности шпоночного паза относительно оси при соединении с одной шпонкой составляет 2Tш (где Tш – допуск на ширину шпоночного паза). Для паза втулки 18 Js8 (±0,016) Тш=0,032 мм, 2Тш=0,064 мм. Округлив до ближайшего стандартного по табл.2.40[1] получим допуск симметричности 0,06 мм для 9 степени точности.
Для паза вала 18 N9 (-0,052) Tш = 0,052 мм, 2Tш = 0,104 мм. Округлив до ближайшего стандартного по табл. 2.40[1] получим допуск симметричности 0,1 мм для 10 степени точности.
Допуск
параллельности плоскости симметрии
паза относительно оси шпоночного паза
по длине паза равен 0,5 Тш
, что составляет для паза вала 0,03 мм(округленное
значение
по табл. 2.28[1] до ближайшего стандартного значения, соответствующего 9 степени точности), для паза втулки 0,016 мм, что соответствует 8 степени точности.
Шпоночное
соединение и рабочие чертежи
деталей показаны на рис. 2.8, графические
изображения полей допусков шпонки и пазов
– на рис. 2.9.
6. Расчет допусков в размерных цепях
В соответствии с приведенными данными определить допуски составляющих звеньев размерной цепи методами полной взаимозаменяемости и вероятности.
Номинальные значения составляющих звеньев размерной цепи:
A2=40мм, A3=50мм , A4=30мм, A5=20мм, A6=10мм, A7=100мм, A8=20мм. Допуск размера замыкающего звена ТА0 = 0,25 мм. В качестве А0 принять звено A1. Определить допуски составляющих звеньев размерной цепи и величину замыкающего звена.
Решение методом полной взаимозаменяемости:
Величина замыкающего звена определяется по формуле 6.6[2]:
Где Ai- значение увеличивающего i-го звена; Am – значение уменьшающего m-го звена; i-порядковый номер увеличивающего звена; m-порядковый номер уменьшающего звена.
По формуле (6.2[2]) определим среднее число единиц допуска
Где i – значение единицы поля допуска. Принимаются i1 = 1.6, i2 = 1.6, i3=1.3, i4 = 1.3, i5=1, i6=2.2, i7=1.3 (табл. 3.3[4]).
Ближайшее стандартное по ГОСТ 25346-82 число единиц допуска аст=25 (табл. 1.1[1]), Что соответствует девятому квалитету точности.
Примем
в качестве резервного звено А7.
По формуле (6.3[2]) определим стандартные
допуска всех звеньев, кроме резервного.
По формуле (6.4[2]) определим допуск резервного звена :
По формуле (6.5[2]) определим допуск резервного звена:
14/2.2=6.2.
Ближайшее стандартное по ГОСТ 25346-82 число единиц допуска аст.рез. = 5.12, что соответствует 4 квалитету точности. Тогда стандартный допуск резервного звена (звена А7) определяется
ТА7 = 5.12мкм.
Проверим
условие (6.1[2]):
Следовательно, допуска составляющих звеньев определены верно.
В
соответствии с установленным правилом
для увеличивающих звеньев
A2=40-0,064 мм, А3=50-0,08
мм, A4=30+0,039 мм , A5=20+0,026мм,
A6=10+0,001мм, A7=100+0,011мм,
A8=20+0,026мм.
Список используемой
литературы.
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация