Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:48, методичка
Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В них затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств, таких как мототранспортные средства во всём их многообразии, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Приведена не только принятая в бывшем СССР и до настоящего времени используемая в России система классификации и индексации автомобильной техники, но и современные международные системы классификации.
3.3.1. Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) не более 3,5 т.
3.3.2. Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) свыше 3,5 т, но не более 12 т.
3.3.3. Категория N3.
Транспортные средства, предназначенные
для перевозки грузов, имеющие максимальную
массу (полную массу) более 12 т.
3.4. Категория О — прицепы (включая полуприцепы).
3.4.1. Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
3.4.2. Категория О2. Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
3.4.3. Категория О3. Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
3.4.4. Категория
О4. Прицепы, максимальная
масса которых более 10 т.
3.5. Транспортные средства специального назначения.
Согласно
ГОСТ Р 52051-2003 транспортные средства категорий
М, N и О могут быть отнесены к транспортным
средствам специального назначения, которые
предназначены для пассажирских и грузовых
перевозок, связанных с выполнением специальных
функций, для которых требуется наличие
специального кузова и (или) специального
оборудования. Обозначение категории
транспортного средства специального
назначения должно дополняться символом
«C». Например, транспортное средство
медицинской помощи категории М2
должно иметь обозначение «М2С».
3.6. Категория G — транспортные средства повышенной проходимости.
К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие определённым в ГОСТ Р 52051-2003 требованиям. К таким требованиям относятся, например, требования к приводам колёс, дорожному просвету (клиренсу), максимальному преодолеваемому подъёму, углам въезда и съезда, наличию механизмов блокировки дифференциалов и некоторые другие.
При
обозначении категории
3.7. Категория T — сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы.
Сельскохозяйственный
и лесохозяйственный трактор
— механическое транспортное средство
на колесном или гусеничном ходу, имеющее
не менее двух осей. Назначение такого
трактора зависит в основном от его тягового
усилия. Тракторы предназначены главным
образом для буксировки, толкания, перевозки
или приведения в действие определенных
устройств, механизмов или прицепов, предназначенных
для использования в сельском или лесном
хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен
для перевозки грузов и обслуживающего
персонала.
В 1968 году в г. Вене (Австрия) была принята Европейская Конвенция о дорожном движении. Классификация, предусмотренная этой конвенцией, применяется для обозначения категорий транспортных средств, на которые выдаётся водительское удостоверение. Классификация в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. включает в себя следующие категории:
Категория A — мотоциклы и другая мототехника.
Категория B — автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Категория C — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.
Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя.
Категория E — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Иными словами, категория E даёт право управлять автопоездом, состоящим из тягача, относящегося к категории B, C или D и прицепа (полуприцепа) любого типа, либо право управлять сочленённым транспортным средством. Категория E применяется только совместно с категориями B, C или D и даёт право её обладателю буксировать прицеп (полуприцеп). При этом правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что водителю разрешено движение с прицепом (полуприцепом) без отметки в графе «E», если его разрешённая максимальная масса не превышает 750 кг. Для автопоезда, с тягачом, относящимся к категории B, также должно выполняться условие: общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств не превышает 3500 кг. В противном случае водитель должен иметь удостоверение с разрешающими отметками в графах «B» и «E».
Примерное
соответствие категорий транспортных
средств, указанных в Европейской Конвенции
о дорожном движении, с категориями автомототехники,
рекомендуемыми ЕЭК ООН, может быть представлено
в виде табл. 4.
Таблица 4
Примерное соответствие
категорий транспортных средств, указанных
в Европейской Конвенции о дорожном
движении,
с категориями, рекомендуемыми ЕЭК ООН
L | M | N | O | ||||||||
L3, L4, L5, L7 |
M1 | M2 | M3 | N1 | N2 | N3 | O1 | O2 | O3 | O4 | |
Мотоциклы и другая мототехника | Легковые автомобили | Автобусы | Автобусы, в т.ч. сочленённые | Грузовые автомобили | Грузовые автомобили, специальные | Грузовые автомобили, тягачи | Прицепы, полуприцепы | ||||
А | В | D | D, в т.ч. D+E | B | C | C | E |
Кроме официально признанных классификаций, существует неофициальная, но широко используемая так называемая Общепринятая европейская классификация, согласно которой выделяются классы: A, B, C, D, E, F, куда автомобили входят в зависимости от размеров, мощности двигателя, комплектации, стоимости. Эта классификация часто используется автомобильными журналистами для сравнительной оценки автомобилей разных марок.
К классу A относятся маленькие автомобили с двигателями небольшого литража и невысокой стоимости. К классу F — дорогие, престижные, как правило, большие автомобили с мощными двигателями. В промежуточные классы без четких классифицирующих критериев вписывается все многообразие выпускаемых в мире легковых автомобилей.
Некоторые
автомобильные журналы
По мере развития автомобильной промышленности постоянно появляются новые автомобили, занимающие свои ниши на автомобильном рынке. В связи с появлением новых моделей автомобилей постоянно расширяется и их классификация. Часто автомобили занимают промежуточные границы между классами и образуют, таким образом, новый класс. Ярким примером такого явления в своё время стало появление внедорожников, предназначенных в основном для движения по дорогам с твёрдым покрытием. Этот класс автомобилей получил название «паркетных внедорожников».
Таблица 5
Неофициальная
европейская классификация
Обозначение класса | Принятое название класса | Примерная длина автомобиля, мм |
A | Особо малый | до 3500 |
B | Малый | от 3500 до 3900 |
C | Первый средний | от 3900 до 4300 |
D | Второй средний | от 4300 до 4600 |
E | Большой | от 4600 до 4900 |
F | Высший | более 4900 |
Кроме этого, в зависимости от внешнего типажа автомобиля принято выделять следующие основные классы: | ||
Обозначение класса | Принятое название класса | Внешний типаж |
G | Первый спортивный | Недорогие спортивные купе |
H | Второй спортивный | Дорогие спортивные купе |
SUV1 | Sport Utility Vehicle 1 – автомобиль спортивного сервиса 1 | Небольшие внедорожники |
SUV2 | Sport Utility Vehicle 2 – автомобиль спортивного сервиса 2 | Большие внедорожники |
MPV | Multi-Purpose Vehicle – многоцелевой автомобиль | Универсалы повышенной вместимости, минивэны |
Появление на рынке квадрициклов, способных двигаться по бездорожью, привело к созданию нового класса транспортных средств, получившего обозначение ATV - All Terrain Vehicle.
Каждому авто-, мото-транспортному средству изготовитель присваивает идентификационный номер VIN — Vehicle Identification Number. В коде VIN особым образом зашифровано кем, где, а также, в большинстве случаев, когда и в какой комплектации выпушено транспортное средство, а также некоторая другая информация.
Код VIN состоит из 17 знаков (цифр и латинских букв).
При формировании и нанесении кода VIN европейские фирмы применяют общие рекомендации стандартов ISO (International Standard Organization — Международная организация по стандартизации):
- ISO 3779-1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура («Road vehicles. Vehicle identification number (VIN). Content and structure»);
- ISO 3780-1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный код мирового производителя («Road vehicles. World manufacturer identifier (WMI) code»).
На этих стандартах основаны директивы европейского экономического сообщества (ЕЭС):
- 76/114/EEC. Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления;
- 78/507/EEC. Изменения к директиве 76/114/EEC «Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления».
Российские стандарты, регламентирующие порядок формирования и нанесения кода VIN, также построены по принципам, определённым в стандартах ISO. С 01.01.2004 г. в Российской Федерации действует ГОСТ Р 51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования». В части, касающейся правил построения кода VIN, он идентичен стандартам ISO 3779-1983 и ISO 3780-1983. До введения в действие ГОСТ Р 51980-2002 код VIN формировали по ОСТ 37.001.269-96 «Транспортные средства. Маркировка». (Содержание ГОСТ Р 51980-2002 во многом аналогично ОСТ 37.001.269-96, но имеются некоторые дополнительные требования.)
С 01.09.2010 г. в Российской Федерации вводится в действие утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Указанный технический регламент содержит требования к структуре, содержанию и правилам нанесения идентификационных номеров. Технический регламент также основан на стандартах ISO 3779-1983, ISO 3780-1983.