Художественная обработка ювелирных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:32, лекция

Описание работы

Чеканкой называют вид художественной обработки металлов специальными пуансонами – чеканами, в результате чего заготовка принимает рельефное изображение.
Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле остается след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов выбивают заданный рисунок. Различают машинную и ручную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка – это штамповочная операция, производящаяся на прессах при помощи штампов.

Работа содержит 1 файл

KhUDOZhESTVENNAYa_OBRABOTKA_YuVELIRN_Kh_IZDELIJ.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Перегородчатые эмали - эмали заполняющие углубления между перегородками, сделанными из вальцованной проволоки или филиграни, припаянных к основанию. Высота перегородок около 0,8-1,0 мм. Пайка перегородок должна производиться только высокотемпературными припоями, имеющими температуру плавления выше температуры плавления эмали.

Оконные, или прозрачные эмали представляют собой эмалевую затяжку сквозных отверстий прозрачными цветными эмалями. Изделия под оконную эмаль должны иметь вырезанный в металле или выполненный филигранной техникой ажурный рисунок, отверстия которого заполняются цветной прозрачной эмалью. Работа эта требует высокого мастерства.

Живописные эмали – это миниатюрная живопись эмалью на изделиях покрытых эмалью. Это самый трудоемкий и кропотливый процесс эмалирования, требующий от исполнителя не только мастерства, но и больших художественных способностей.

Прежде чем приступить к эмалированию эмали готовят  к наложению. Даже в одном куске или плитке эмаль может быть неоднородной. Поэтому эмаль перед измельчением колют, выбирают участки одинаковые по цвету и прозрачности. Отобранные куски дробят до образования мелкой крошки. Полученную крошку растирают с водой до образования однородной кашицы. Очень важно чтобы зернистость кашицы была одинаковой. Вся работа по подготовке эмали должна проводиться в идеально чистых условиях, так как попадание пыли и грязи в эмаль даст брак  - темные пятна.

Перед наложением эмали  изделия отжигают, отбеливают, промывают и просушивают. Эмалевую кашицу раскладывают в подготовленные для эмали места, выравнивают и уплотняют встряхиванием. Накладывают эмаль кисточкой или металлическим шпателем. Влагу из кашицы удаляют при помощи фильтровальной бумаги или ватного тампона, после этого изделие сушат. Ту эмаль, которая попала на места, не подлежащие эмалированию, удаляют.

Обжигают эмаль  в  муфельных печах при температуре  нагрева камеры 600-800 градусов Цельсия, в зависимости от температуры  плавления эмали.  Изделия помещают в печь на подставке из листового железа с загнутыми вниз с двух сторон краями. Такая подставка обеспечивает равномерный прогрев изделий со всех сторон.

В тех случаях, когда  эмаль должна быть заподлицо с  металлом, эмалированную поверхность  опиливают мелкозернистым бруском, смоченным в воде, до выравнивания с металлом.

При наложении на одно изделие нескольких эмалей, раскладку  и обжиг начинают с наиболее тугоплавких.

 

  1. ЧЕРНЕНИЕ

 

Чернение – это  вид декоративной отделки, заключающийся  в наложении на поверхность изделий легкоплавкого сплава черного цвета (черни).  Чернь – это металлоподобный сплав серы с серебром, медью и свинцом. Сначала из него делают слитки, которые затем измельчают, а порошок наплавляют на изделие. Чернью декорируют ювелирные изделия из драгоценных металлов – золота и серебра. Хорошо ложится чернь на медные сплавы. Существует много видов черни, отличающихся по составу, цвету и блеску. Цвет и блеск черни зависят от состава сплава, от соотношения в нем различных компонентов.

Качество черневого покрытия зависит не только от состава черни, но и от ее приготовления и наложения.

Технология приготовления  черни выглядит следующим образом:

  1. Расплавить металлы в тигле, офлюсованном бурой, с периодическим перемешиванием графитовым стержнем.
  2. Добавить серу, не переставая перемешивать расплав. При добавлении серы выделяется едкий дым, поэтому необходимо обеспечить хорошую вентиляцию места плавки.
  3. Когда сера перестанет поглощаться, вылейте смесь в подогретую изложницу.
  4. Поверхность слитка должна быть гладкой и блестящей. Если это не так, необходимо расколоть слиток на куски и переплавить с добавкой серы и вновь отлить.

 Чернь накладывают  только на хорошо подготовленную  поверхность изделия.

  1. Изделие должно быть отшлифовано наждачной бумагой средней зернистости. Все пайки должны быть выполнены, но камни еще не установлены. Чернью заполняют углубления до 1 мм. Углубления получают штамповкой, чеканкой, травлением, прокаткой в вальцах, гравировкой или в процессе монтажа накладками. Тщательно очищенный металл покрывают разбавленной суспензией пастообразного флюса или водным раствором хлористого аммония.
  2. Чернь размалывают в порошок и отмывают проточной водой. Укладывают чернь в углубления пинцетом, кистью или маленьким шпателем, затем сушат в теплом месте или с помощью горелки, осторожно водя пламенем над чернью. После того как вся влага испарится, изделие равномерно нагревают горелкой или в муфеле. Температура в муфеле должна быть 370-540 градусов Цельсия. Если для нагрева используется горелка, изделие нагревается снизу, что бы пламя не соприкасалось с чернью. Чернь в процессе плавления соберется в шарики, и будет светиться оранжево-красным светом. Если чернь не растекается ее можно размазать стальным или графитовым стержнем. При нагреве изделия необходимо опасаться перегрева. Даже при тугоплавкой черни металл, на который ее накладывают, должен быть нагрет не сильнее, чем до тускло-красного свечения. Большинство черневых сплавов плавиться при температуре 380 градусов Цельсия.
  3. Другой способ состоит в том, что чернь наносят на изделие непосредственно с конца слитка в форме палочки. Изделие отфлюсовывается и нагревается мягким пламенем горелки, пока флюс полностью не расплавиться. При прикасании кончиком палочки черни к разогретому изделию, чернь расплавляется и заполняет углубление. Наплавление черни необходимо выполнить быстро, иначе понадобится дополнительное подогревание, а при длительном нагревании чернь разрушает золото и серебро, а ее поверхность покрывается раковинами.
  4. Окончательная отделка производится шабрением, опиливанием и полированием гладилкой. Полирования на круге следует избегать, поскольку чернь истирается быстрее, чем окружающий металл.
  5. Нанесение черни со слитка рекомендуется при ремонте и заполнении небольших канавок.
  6. Составы черни: 6г. серебра, 2г. меди, 2г. свинца, 6г. серы.
  7. ТРАВЛЕНИЕ.

 

При травлении металл испытывает не механическое, а химическое воздействие. Если покрыть часть поверхности изделия кислотоупорным лаком, и подвергнуть открытые области травлению кислотой, то можно получить на нем изображение.

Процесс травления:

Существуют различные  способы, но обычно изображение либо рисуют лаком, либо покрывают всю поверхность изделия и после высыхания процарапывают рисунок.

Чтобы получить различную  глубину рельефа, потравите изделие, выньте его, промойте и покройте защитным лаком области, на которых достигнута нужная глубина. Дайте свежему лаку высохнуть и продолжайте травление.

Травильные растворы – это реактивы (главным образом  кислоты), которые применяют с  целью намеренного разрушения металла.

 

ЗОЛОТО     1 часть азотной (25%), 3 части соляной (75%) это царская водка

СЕРЕБРО    1 часть  азотной (25%), 3 части воды (75%)

МЕДЬ

ЛАТУНЬ     1 часть  азотной (50%), 1 часть воды  (50%)

НИКЕЛЬ

 

Ни один из защитных лаков  не будет хорошо ложиться на грязный  металл. Поскольку лак лучше держится на шероховатой поверхности, то поверхность должна быть должным образом подготовлена.

ЗАЩИТНЫЕ ЛАКИ                                                                 РАСТВОРИТЕЛИ

Битумный лак__________________________________________скипидар

Масляная краска________________________________________скипидар

Лак__________________________________________разбавитель  для лака

Типографская краска______________________________________скипидар

 

Во время травления  выделяются пузырьки газа. Оставаясь на поверхности металла, они препятствуют доступу кислоты, приводя к неравномерному травлению. Удалить пузырьки можно легко проводя по поверхности изделия пером или кисточкой из шнура.

Большинство кислот поступает  в продажу в трех концентрациях:

Химически чистая ………………………………100%

Техническая ……………………………………...70%

Товарная ………………………………………….50%

Чаще всего на производствах  используются технические кислоты.

Кислота – вещество капризное. Иногда примеси других реактивов  могут сделать ее более сильной. При повышении температуры скорость травления увеличивается, но разогрев происходит самопроизвольно в ходе реакции, поэтому скорость травления постепенно увеличивается. Единственное правило состоит в том, что при травлении нет никаких правил, на протяжении всего процесса необходим жесткий контроль за тем, что происходит.

 

  1. РЕТИКУЛЯЦИЯ

 

В процессе ретикуляции металл заставляют собираться в складки, создающие уникальную текстуру. Ретикуляции можно подвергать многие сплавы, но сплав, содержащий 82% серебра и 18% меди, дает особенно впечатляющую поверхность.

Причина вспучивания  поверхности в металла состоит  в том, что два его слоя остывают с разной скоростью. Слой окиси меди остается твердым, в то время как  внутренний слой листа начинает плавиться. Если нагревание прекратить, внутренний слой сожмется, собирая в складки пленку оксида. Такого эффекта можно достичь на большинстве сплавов цветных металлов, осторожно нагревая их, но он будет более выразительным, если металл специально подготовить для ретикуляции.

Процесс:

  1. Поскольку процесс трудно предсказуем, лучше работать с листом металла несколько большего размера, чем необходимо. Лучшего результата можно добиться на листе толщиной 0,8-1,3мм. Нагрейте лист серебра или золота до 650 градусов Цельсия и выдержите при этой температуре 5 минут. Легче всего это сделать в муфеле, но можно использовать и горелку (металл должен быть нагрет до тускло-красного свечения). Цель этой процедуры – создание слоя оксида меди, поэтому нельзя пользоваться флюсом. Охлаждение производится на воздухе. Металл приобретет равномерный темно-серый цвет.
  2. Протравить металл в горячем 10% растворе серной кислоты. При этом оксид меди с поверхности растворится, оставив обогащенный серебром слой, который запечатает под собой слой оксида меди.
  3. После промывки металл снова нагревается то той же температуры, но на этот раз не иене чем на 10 минут. Кислород не реагирует с чистым серебром, поэтому он проникает внутрь листа, вызывая рост слоя оксида меди (внутреннее окисление). Металл охлаждается на воздухе. Поверхность металла должна быть слегка серой. Протравить металл тем же способом.
  4. Ретикуляцию выполняют горелкой. Так как необходимо, что бы металл плавился изнутри, разумно  предварительно нагреть блок для пайки, что бы металл прогревался и снизу, либо работать на металлической сетке. Металл нагревают докрасна острым пламенем. Факел горелки движется по поверхности листа, время от времени давая ей слегка остывать. Именно остывая, металл вспучивается. Верхний слой может оплавляться и «ползти», на результат в целом это не влияет, но этот процесс должен быть сведен к минимуму, поскольку оплывание сглаживает резкость складок и ослабляет эффект. Металл необходимо охладить в воде после того, как красное свечение исчезнет.
  5. Ретикулированный металл можно паять, окрашивать и полировать так же как и исходный сплав. Он хрупок, поэтому не рекомендуется сильно его деформировать. При пайке на срезах листа пористый слой оксида меди впитывает припой. Что бы добиться аккуратного и прочного соединения, перед пайкой необходимо уплотнить срезы гладилкой.

Так как медь  играет важную в процессе ретикуляции, то в  общем случае чем выше ее содержание в сплаве, тем лучше результат. Желтое или красное золото 585 пробы  даст лучшие результаты, чем белое  или зеленое, или любой сплав 750 пробы.




Информация о работе Художественная обработка ювелирных изделий