Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:32, лекция
Чеканкой называют вид художественной обработки металлов специальными пуансонами – чеканами, в результате чего заготовка принимает рельефное изображение.
Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле остается след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов выбивают заданный рисунок. Различают машинную и ручную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка – это штамповочная операция, производящаяся на прессах при помощи штампов.
Перегородчатые эмали - эмали заполняющие углубления между перегородками, сделанными из вальцованной проволоки или филиграни, припаянных к основанию. Высота перегородок около 0,8-1,0 мм. Пайка перегородок должна производиться только высокотемпературными припоями, имеющими температуру плавления выше температуры плавления эмали.
Оконные, или прозрачные эмали представляют собой эмалевую затяжку сквозных отверстий прозрачными цветными эмалями. Изделия под оконную эмаль должны иметь вырезанный в металле или выполненный филигранной техникой ажурный рисунок, отверстия которого заполняются цветной прозрачной эмалью. Работа эта требует высокого мастерства.
Живописные эмали – это миниатюрная живопись эмалью на изделиях покрытых эмалью. Это самый трудоемкий и кропотливый процесс эмалирования, требующий от исполнителя не только мастерства, но и больших художественных способностей.
Прежде чем приступить к эмалированию эмали готовят к наложению. Даже в одном куске или плитке эмаль может быть неоднородной. Поэтому эмаль перед измельчением колют, выбирают участки одинаковые по цвету и прозрачности. Отобранные куски дробят до образования мелкой крошки. Полученную крошку растирают с водой до образования однородной кашицы. Очень важно чтобы зернистость кашицы была одинаковой. Вся работа по подготовке эмали должна проводиться в идеально чистых условиях, так как попадание пыли и грязи в эмаль даст брак - темные пятна.
Перед наложением эмали изделия отжигают, отбеливают, промывают и просушивают. Эмалевую кашицу раскладывают в подготовленные для эмали места, выравнивают и уплотняют встряхиванием. Накладывают эмаль кисточкой или металлическим шпателем. Влагу из кашицы удаляют при помощи фильтровальной бумаги или ватного тампона, после этого изделие сушат. Ту эмаль, которая попала на места, не подлежащие эмалированию, удаляют.
Обжигают эмаль в
муфельных печах при
В тех случаях, когда эмаль должна быть заподлицо с металлом, эмалированную поверхность опиливают мелкозернистым бруском, смоченным в воде, до выравнивания с металлом.
При наложении на одно изделие нескольких эмалей, раскладку и обжиг начинают с наиболее тугоплавких.
Чернение – это вид декоративной отделки, заключающийся в наложении на поверхность изделий легкоплавкого сплава черного цвета (черни). Чернь – это металлоподобный сплав серы с серебром, медью и свинцом. Сначала из него делают слитки, которые затем измельчают, а порошок наплавляют на изделие. Чернью декорируют ювелирные изделия из драгоценных металлов – золота и серебра. Хорошо ложится чернь на медные сплавы. Существует много видов черни, отличающихся по составу, цвету и блеску. Цвет и блеск черни зависят от состава сплава, от соотношения в нем различных компонентов.
Качество черневого покрытия зависит не только от состава черни, но и от ее приготовления и наложения.
Технология приготовления черни выглядит следующим образом:
Чернь накладывают
только на хорошо
При травлении металл испытывает не механическое, а химическое воздействие. Если покрыть часть поверхности изделия кислотоупорным лаком, и подвергнуть открытые области травлению кислотой, то можно получить на нем изображение.
Процесс травления:
Существуют различные способы, но обычно изображение либо рисуют лаком, либо покрывают всю поверхность изделия и после высыхания процарапывают рисунок.
Чтобы получить различную глубину рельефа, потравите изделие, выньте его, промойте и покройте защитным лаком области, на которых достигнута нужная глубина. Дайте свежему лаку высохнуть и продолжайте травление.
Травильные растворы – это реактивы (главным образом кислоты), которые применяют с целью намеренного разрушения металла.
ЗОЛОТО 1 часть азотной (25%), 3 части соляной (75%) это царская водка
СЕРЕБРО 1 часть азотной (25%), 3 части воды (75%)
МЕДЬ
ЛАТУНЬ 1 часть азотной (50%), 1 часть воды (50%)
НИКЕЛЬ
Ни один из защитных лаков не будет хорошо ложиться на грязный металл. Поскольку лак лучше держится на шероховатой поверхности, то поверхность должна быть должным образом подготовлена.
ЗАЩИТНЫЕ ЛАКИ
Битумный лак__________________
Масляная краска_______________
Лак___________________________
Типографская краска___________
Во время травления выделяются пузырьки газа. Оставаясь на поверхности металла, они препятствуют доступу кислоты, приводя к неравномерному травлению. Удалить пузырьки можно легко проводя по поверхности изделия пером или кисточкой из шнура.
Большинство кислот поступает в продажу в трех концентрациях:
Химически чистая ………………………………100%
Техническая ……………………………………...70%
Товарная ………………………………………….50%
Чаще всего на производствах используются технические кислоты.
Кислота – вещество капризное. Иногда примеси других реактивов могут сделать ее более сильной. При повышении температуры скорость травления увеличивается, но разогрев происходит самопроизвольно в ходе реакции, поэтому скорость травления постепенно увеличивается. Единственное правило состоит в том, что при травлении нет никаких правил, на протяжении всего процесса необходим жесткий контроль за тем, что происходит.
В процессе ретикуляции металл заставляют собираться в складки, создающие уникальную текстуру. Ретикуляции можно подвергать многие сплавы, но сплав, содержащий 82% серебра и 18% меди, дает особенно впечатляющую поверхность.
Причина вспучивания поверхности в металла состоит в том, что два его слоя остывают с разной скоростью. Слой окиси меди остается твердым, в то время как внутренний слой листа начинает плавиться. Если нагревание прекратить, внутренний слой сожмется, собирая в складки пленку оксида. Такого эффекта можно достичь на большинстве сплавов цветных металлов, осторожно нагревая их, но он будет более выразительным, если металл специально подготовить для ретикуляции.
Процесс:
Так как медь играет важную в процессе ретикуляции, то в общем случае чем выше ее содержание в сплаве, тем лучше результат. Желтое или красное золото 585 пробы даст лучшие результаты, чем белое или зеленое, или любой сплав 750 пробы.
Информация о работе Художественная обработка ювелирных изделий