Характеристика и размещение цветной металлургии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цветная металлургия включает добычу, обогащение и металлургический передел руд цветных, благородных и редких металлов, в том числе производство сплавов, прокат цветных металлов и переработку вторичного сырья.

Содержание

1) СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ ОТРАСЛИ
2) СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ (ОБЪЁМЫ ПРОИЗВОДСТВА, РАЗМЕРЫ ВВОЗА И ВЫВОЗА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИИ)
3) СЫРЬЕВАЯ БАЗА ОТРАСЛИ
4) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ. СОВРЕМЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ПО ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ. ГЛАВНЫЕ РАЙОНЫ И ПРЕДПРИЯТИЯ
5) МЕЖРАЙОННЫЕ СВЯЗИ
6) ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ ОТРАСЛИ

Работа содержит 1 файл

ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В РОССИИ.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Межрегиональные и  межрайонные связи -- это система  экономических отношений между  субъектами, функционирующими в региональном хозяйстве, связанных с производством  и обменом объектами межрегиональных и межрайонных связей, осуществляемых в соответствии с принципами территориального разделения труда. 

Субъекты межрегиональных  и межрайонных связей -- это предприятия  различных форм собственности, государственные  организации как регионального, так и федерального уровней, муниципальные и общественные организации, совместные и иностранные предприятия и организации. 

Объекты межрегиональных  и межрайонных связей -- это товары, услуги, финансовые, трудовые и информационные ресурсы. 

В настоящее время  нет ни одного регионального хозяйства, которое могло бы силами своего производства формировать товарные, финансовые и трудовые ресурсы для полного обеспечения своих потребностей. 

Для региональных хозяйств характерно неравномерное размещение различных видов ресурсов, объектов инфраструктурного обеспечения. Это оказывает влияние на формирование территориального разделения труда, в соответствии с которым каждое региональное хозяйство предлагает на рынок те виды продукции, для производства которых оно имеет наиболее благоприятные условия. Следовательно, факторами, определяющими формы организации межрегиональных экономических связей регионального хозяйства, можно считать разделение труда и эффективность межрегиональной интеграции. 

Межрегиональные и  межрайонные связи обеспечивают: 

-- взаимодействие  районного и регионального хозяйства  с другими районными и региональными  хозяйствами и национальным хозяйством  страны в целом; 

-- создание системы  производственно-экономических связей, способствующей развитию внутриотраслевой  и межотраслевой кооперации, а также развитию производства на основе достижений научно-технического прогресса; 

-- возникновение  эффективных торгово-экономических  связей, способствующих ориентации  регионального хозяйства в системе  территориального разделения труда; 

-- формирование ассортиментной  структуры товаров, подлежащих  реализации в других странах  и регионах с учетом емкости  их рынков. 

На формирование межрегиональных и межрайонных  связей регионального хозяйства  большое влияние оказывают размещение производителей, особенности региона и его экономико-географическое положение. 

Характер специализации  каждого регионального хозяйства  определяется тем, что Россия представляет собой крупную территорию с контрастными природно-климатическими и ресурсными условиями, неравномерным размещением и развитием промышленности, сельскохозяйственного производства и инфраструктуры. То есть основой формирования межрегиональных связей служит пространственная отдаленность мест производства и потребления товаров. Поэтому для межрегиональных связей все большее значение приобретает развитие таких элементов инфраструктурной базы, как различные виды транспорта, средств коммуникаций, компьютерных сетей, обеспечивающих формирование, обработку и использование информации о размещении производства. 

6) ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 
 

Советский Союз обладал  развитой цветной металлургией и  был ведущей державой по выплавке большинства металлов. Для лидерства  существовали все предпосылки: обширные сырьевые ресурсы и колоссальный внутренний спрос, который поддерживался неоправданно низкими ценами и порой слишком расточительным использованием цветных металлов. После распада СССР народное хозяйство перестало получать металлы по бросовым ценам, их внутреннее потребление многократно сократилось. Однако спад в цветной металлургии был куда менее значительным, чем в других отраслях, отечественные производители смогли быстро переориентироваться на экспорт. 

Совершить разворот товарных потоков им было нетрудно. С одной стороны, они выпускали  простейший продукт - металл, ничем особо не отличавшийся от товаров конкурентов. С другой, несмотря на устаревшие и изношенные основные фонды, наши предприятия обладали рядом серьезнейших конкурентных преимуществ: хорошим рудным сырьем, низкими внутренними энерготарифами и заработной платой: это позволяло российским заводам легко обыгрывать зарубежных конкурентов по себестоимости и цене продукции. 

С 1994 года производство цветных металлов у нас в стране начало стабильно увеличиваться. В  последние три года мировое потребление, а вслед за ним и цены на металл стали активно расти. Последние два года большинство предприятий цветной металлургии омывал золотой дождь, практически все они смогли накопить немалые финансовые резервы для серьезного рывка вперед. Но, несмотря на благоприятную конъюнктуру, темпы прироста производства в 2004 году замедлились, а по итогам первого полугодия 2005-го выплавка ряда металлов впервые за долгие годы сократилась или перестала расти - отчасти из-за ухудшения инвестиционного климата, отчасти из-за загрузки советских мощностей "под завязку". По сути дела, экстенсивный восстановительный рост в отрасли завершен. 

Для дальнейшего  роста компаниям цветной металлургии  требуется решить ряд структурных  проблем. Во-первых, решить проблемы с  обеспечением сырьем, во-вторых, активно инвестировать в создание новых мощностей. Все предпосылки для этого созрели. Передел собственности в цветной металлургии в целом завершен, так что субъекты инвестиционного процесса есть. За последнее десятилетие в цветной металлургии возникло несколько крупных холдингов: многопрофильный "Норильский никель", алюминиевые СУАЛ и "Русал", преимущественно медные компании УГМК и РМК. 

С распадом СССР многие ключевые добывающие активы (например, в свинцовой и цинковой промышленность) оказались за пределами России. Во время неблагоприятной конъюнктуры и низких цен на сырье эта проблема остро не проявлялась, но с ростом отечественного производства и развитием мирового рынка дефицит сырья стал нарастать и все сильнее сдерживать развитие отрасли. Российская рудная база в некоторых (медная, свинцовая, цинковая) отраслях оказалась либо слаборазвитой, либо попросту недостаточной (алюминиевая промышленность). 

А из-за роста железнодорожных  тарифов все сильнее стала  проявляться проблема "территориального разрыва". Ведь основные добывающие предприятия, как, впрочем, и неразведанные месторождения, у нас расположены в Восточной Сибири, в то время как почти все металлургические заводы находятся за пределами этого региона - преимущественно на Урале. Удаленные поставки весьма затратны, к тому же в ряде случаев (в свинцовой, цинковой и медной промышленности) горнодобывающим компаниям из регионов и бывших союзных республик оказалось выгоднее перенаправить свою продукцию не в Россию, а в близлежащие зарубежные страны, в частности в Китай. Так, в текущем году производители свинцового концентрата переориентировали поставки на Дальний Восток, в результате чего выплавка свинца у нас фактически прекратилась. 

Конечно, крупнейшие игроки отрасли уже давно поняли необходимость развития сырьевой базы. Напpимеp, Новосибирский оловянный комбинат установил контроль над большинством добывающих этот металл ГОКов и получил доступ к управлению ими. "Русал" покупает мощности по производству боксита и глинозема за рубежом, СУАЛ инвестирует в бокситовые рудники в республике Коми. УГМК пытается получить право разработки крупнейшего в стране медного месторождения на Удокане. 

Тем не менее, отечественные  предприятия находятся лишь в  начале пути. Для решения сырьевой проблемы им понадобятся долгие годы и огромные инвестиции. Даже в тех отраслях, где проблема дефицита сырья не является катастрофической (например, в алюминиевой индустрии), для увеличения производства все равно придется инвестировать - в новые заводы. Пока крупнейшие игроки отрасли заявляют лишь о возможных проектах, проектов, готовых к реализации, ни у кого из них сейчас нет. Поэтому с быстрым ростом в цветной металлургии в ближайшие годы пока придется подождать. 

Важнейшая проблема - недостаточное развитие металлопотребляющих отраслей внутри России. В настоящее время на внутреннем рынке потребляется менее 20% готового проката основных цветных металлов. При сохранении такого положения замедляется развитие металлургического комплекса и осложняется выполнение задачи удвоения ВВП к 2010 году, поставленной Президентом Российской Федерации. 

Вторая проблема - недостаточно высокая конкурентоспособность  российской металлопродукции на рынках. Удельные расходы материальных энергоресурсов на российских предприятиях выше чем  на зарубежных, производительность труда - значительно ниже. Около 90% экспорта цветной металлургии - это продукция с низкой добавленной стоимостью. А импортные поставки металлопродукции уже составили свыше 20% емкости внутреннего рынка. При вступлении в ВТО объемы импорта могут значительно возрасти. 

Следующая важная проблема - ограниченность разведанных запасов  минерального, рудного сырья и  высокие объемы экспорта вторичного сырья (лома и отходов). Состояние  горнорудного передела металлургического  комплекса в значительной степени определяется наличием достаточных запасов руд, их качеством и условиями добычи, но в связи с резким увеличением себестоимости добычи сырья в новых экономических условиях, в том числе за счет роста тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки, изменились критерии экономической оценки месторождений и показатели эффективности их разработки. Критическая ситуация с геологоразведкой. За период с 1994 по 2003 гг. доля геологоразведочных работ по цветным и редким металлам в общем объеме таких работ снизилась с 4,9 до 0,9%. 

По уровню интенсивности  освоения МСБ (отношению добычи к  подготовленным запасам) Россия отстает  от среднемировых показателей - например, интенсивность освоения МСБ меди в России составляет 0,83% (в мире - 1,24%), никеля - 1,1% (1,25%), свинца - 0,16% (2%), цинка - 0,33% (2,2%). Крайне низок уровень разведки запасов таких стратегических видов сырья, как хром, титан.

Введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географо-экономических, горно-геологических и прочих условий разработки месторождений полезных ископаемых. Применение одинаковых налоговых ставок ставит горнодобывающие предприятия в разные с позиций налогообложения условия. Предприятия с более высокими затратами на добычу уплачивают по независимым от них причинам более высокий налог на добычу полезных ископаемых. А многие месторождения дефицитных видов минерального сырья могут быть разработаны только в условиях применения особого налогового режима. 

Еще одна немаловажная проблема - кадровый дефицит. В настоящее время, в преддверии вступления России в ВТО особенно актуальным для предприятий является грамотное поведение на рынке, а именно, необходимы специалисты-менеджеры высокого уровня, владеющие знаниями рыночной конъюнктуры, умеющие работать на фондовом рынке. 

Решение этих проблем  позволит провести модернизацию металлургической промышленности России, повысить ее экспортный потенциал, обеспечить переход отрасли  на инновационный путь развития и  оказать позитивное влияние на повышение конкурентоспособности продукции смежных отраслей. 

По первой озвученной мной проблеме - недостаточное развитие металлопотребляющих отраслей внутри России. Необходимо обеспечение благоприятного инвестиционного климата в промышленности (особенно машиностроении), транспорте и строительстве. Активизация развития металлопотребляющих отраслей, несомненно, должна осуществляться с участием государства, как в виде государственных заказов на нужды обороны, так и в виде прямых государственных решений по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также при оценке инвестиционных программ отраслей - естественных монополистов (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть»). 

Решение второй проблемы - недостаточно высокая конкурентоспособность российской металлопродукции на рынках предполагает повышение конкурентоспособности российской цветной металлургии, как базовой и структурообразующей отрасли экономики. Таким образом, инновационное развитие цветной металлургии в значительной мере зависит от возможности формирования собственных финансовых источников и привлечения заемных средств, что, в свою очередь, связано с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, инновационной и бюджетной политики, внешнеэкономической деятельности, налогообложения и ценообразования. Кроме того, необходимо осуществление модернизации и реконструкции перспективных предприятий. Ликвидация неэффективных мощностей и диверсификация убыточных производств должны проводиться в соответствии с разработанной методикой на базе оценки критериев эффективности. Также положительно скажется проведение реформирования горизонтальных и вертикальных связей предприятий. 

Решению проблемы с  минеральным сырьем и высокими объемами экспорта вторичного сырья (лома и отходов) может способствовать принятие в новой редакции «Закона о недрах Российской Федерации», в которой следует предусмотреть усиление служб геологоразведки и выделение для этого бюджетных средств в необходимых объемах. Кроме того, необходимо проведение геолого-экономической оценки государственного фонда недр в связи с изменившимися критериями экономической оценки месторождений и показателей эффективности их разработки в новых экономических условиях хозяйствования. В России имеются месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья, но их запасы не привлекательны для инвестиций, поэтому государство должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат для добычи и разведки полезных ископаемых. 

Информация о работе Характеристика и размещение цветной металлургии в России