Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Алюминий - металл серебристо-белого цвета. Температура плавления 600°С. Алюминий имеет кристаллическую ГЦК решетку с периодом а=0.4041нм. Наиболее важной особенностью алюминия является низкая плотность - 2.7г/см3 против 7.8г/см3 для железа и 8.94г/см3 для меди. Алюминий обладает электрической проводимостью, составляющей 65% электрической проводимости меди. В зависимости от чистоты различают алюминий особой чистоты: А999 (99.999% Al); высокой чистоты: А995 (99.995% Al), А99, А97, А95 и технической чистоты: А85, А8, А7, А6, А5, А0 (99.0% Al).
Алюминий - металл серебристо-белого
цвета. Температура плавления 600°С.
Алюминий имеет кристаллическую
ГЦК решетку с периодом а=0.4041нм.
Наиболее важной особенностью алюминия
является низкая плотность - 2.7г/см3 против
7.8г/см3 для железа и 8.94г/см3 для меди. Алюминий
обладает электрической проводимостью,
составляющей 65% электрической проводимости
меди. В зависимости от чистоты различают
алюминий особой чистоты: А999 (99.999% Al); высокой
чистоты: А995 (99.995% Al), А99, А97, А95 и технической
чистоты: А85, А8, А7, А6, А5, А0 (99.0% Al).
Технический алюминий изготавливают в виде листов, профилей, прутков, проволоки и других полуфабрикатов и маркируют АДО и АД1.
Большинство
алюминиевых сплавов имеют
Но главная
отрасль, в настоящее время просто не мыслимая
без использования алюминия — это, конечно, авиация. Именно в авиации
наиболее полно нашли применение всем
важным характеристикам алюминия
Впервые алюминий был получен Гансом Эрстедом в 1825 году. Современный метод получения разработали независимо друг от друга американец Чарльз Холл и француз Поль Эру. Он заключается в растворении оксида алюминия Al2O3 в расплаве криолита Na3AlF6 с последующим электролизом с использованием графитовых электродов. Такой метод получения требует больших затрат электроэнергии, и поэтому оказался востребован только в XX веке.
Алюминий чрезвычайно распространен в природе: по этому параметру он занимает четвертое место среди всех элементов и первое — среди металлов (8,8% от массы земной коры), но не встречается в чистом виде.
Чаще всего
алюминий производят из бокситов. Более
90% мировых запасов этого минерала
сосредоточено в странах
В нашей стране
также используются нефелиновые
руды, месторождения которых
Сначала из добытой и обогащенной руды извлекают так называемый глинозем — оксид алюминия (Al2O3). Несмотря на название, по виду он не имеет ничего общего с глиной или черноземом — скорее, он похож на муку или очень белый песок. Затем глинозем методом электролиза превращают в алюминий. Из двух тонн глинозема выходит одна тонна алюминия.
Производство алюминия является исключительно энергоемким. Поэтому алюминиевые заводы наиболее выгодно строить в регионах, где есть свободной доступ к источникам электроэнергии.
Первое упоминание
о металле, который по описанию был
похож на алюминий, встречается в
I веке н. э. у Плиния Старшего. Согласно
изложенной им легенде, некий мастер
преподнес императору Тиберию необычайно
легкий и красивый кубок из серебристого
металла. Даритель сообщил, что получил
новый металл из обычной глины. Очевидно,
он ожидал благодарности и
Но это всего лишь легенда. А достоверные факты говорят о том, что первый шаг к получению алюминия был сделан в XVI веке, когда была выделена «квасцовая земля», содержавшая окись неведомого тогда металла. А в середине XVIII века эксперимент успешно повторил немецкий химик Андреас Маргграф, который и назвал окись алюминия словом «alumina» (от латинского «alumen» — вяжущий). С этого момента о существовании алюминия стало известно науке, однако, не будучи найденным в чистом виде, металл поначалу не получил настоящего признания.
И только в 1855 г. на Всемирной выставке в Париже «серебро из глины» произвело настоящий фурор. Император Наполеон III, за столом которого особо почетным гостям подавали приборы из алюминия, загорелся мечтой снабдить свою армию кирасами из легкого металла. В скором времени было построено несколько алюминиевых заводов. Но произведенный там алюминий по-прежнему оставался дорогим. Из него делали лишь ювелирные украшения и предметы роскоши.
Более дешевый
способ производства алюминия появился
лишь к концу XIX века. Его одновременно
и независимо друг от друга разработали
американский студент Чарльз Холл и
французский инженер Поль Эру. Предложенный
ими электролиз расплавленной в
криолите окиси алюминия давал прекрасные
результаты, но требовал большого количества
электроэнергии. Процессы Байера и
Холла-Эру до сих пор применяются
на современных алюминиевых
Новый промышленный материал был хорош всем, за исключением одного: для некоторых сфер применения чистый алюминий был недостаточно прочен. Эту проблему решил немецкий химик Альфред Вильм, сплавлявший его с незначительными количествами меди, магния и марганца. Он открыл, что сплав в течение нескольких дней после закалки становится все прочнее и прочнее. В 1911 г. в немецком городе Дюрен была выпущена партия дюралюминия, а в 1919 г. из него был сделан первый самолет.
Так началось распространение алюминия по миру. Если в 1900 г. в год получали около 8 тысяч тонн легкого металла, то через сто лет объем его производства достиг 24 миллионов тонн.
Классификация алюминиевых сплавов
Наибольшее распространение получили сплавы Al-Cu, Al-Si, Al-Mg, Al-Cu-Mg и другие.
Все сплавы алюминия
можно разделить на деформируемые,
предназначенные для получения
полуфабрикатов (листов, плит, прутков
и т. д.), а также поковок и
штамповых заготовок путем
Сплавы алюминия, обладая хорошей технологичностью во всех стадиях передела, малой плотностью, высокой коррозийной стойкостью, при достаточной прочности, пластичности и вязкости нашли широкое применение в авиации, судостроении, строительстве и других отраслях народного хозяйства.
Деформируемые
алюминиевые сплавы,
Дуралюмины.
Дуралюминами называются сплавы Al-Cu-Mg,
в которые дополнительно вводят марганец.
Типичным дуралюмином является сплав
Д1.
Марганец повышает стойкость дуралюмина против коррозии, а присутствуя в виде дисперсных частиц фазы Т, повышает температуру рекристаллизации и улучшает механические свойства.
Дуралюмин, изготовляемый в листах, для защиты от коррозии подвергают плакированию, т.е. покрытию тонким слоем алюминия высокой чистоты.
Из сплава Д16 изготовляют обшивки, шпангоуты, стрингера и лонжероны самолетов, силовые каркасы, строительные конструкции, кузова грузовых автомобилей и т.д.
Сплав Д16 - s0.2=400МПа, sв=540МПа, d=11%.
Сплавы
авиаль (АВ).
Эти сплавы уступают дуралюминам по прочности,
но обладают лучшей пластичностью в холодном
и горячем состояниях. Авиаль удовлетворительно
обрабатывается резанием (после закалки
и старения) и сваривается контактной
и аргонодуговой сваркой. Сплав обладает
высокой общей сопротивляемостью коррозии,
но склонен к межкристаллической.
Из сплава АВ изготовляют различные полуфабрикаты (листы, трубы и т.д.), используемые для элементов конструкций, несущих умеренные нагрузки, кроме того, лопасти винтов вертолетов, кованые детали двигателей, рамы, двери, для которых требуется высокая пластичность в холодном и горячем состояниях.
Сплав АВ - s0.2=200МПа, sв=260МПа, d=15%.
Высокопрочные сплавы.
Предел прочности этих сплавов достигает
550-700МПа, но при меньшей пластичности,
чем у дуралюминов. Представителем
высокопрочных алюминиевых
При увеличении содержания
цинка и магния прочность сплавов
повышается, а их пластичность и
коррозийная стойкость
Сплав В95 - s0.2=530-550МПа, sв=560-600МПа, d=8%.
Сплавы для ковки
и штамповки. Сплавы этого типа отличаются
высокой пластичностью и
Сплав АК6 используют для деталей сложной формы и средней прочности, изготовление которых требует высокой пластичности в горячем состоянии. Сплав АК8 рекомендуют для тяжелонагруженных штампованных деталей.
Сплав АК8 - s0.2=300МПа, sв=480МПа, d=10%.
Жаропрочные
сплавы.
Эти сплавы используют для деталей, работающих
при температуре до 300°С. Жаропрочные сплавы
имеют более сложный химический состав,
чем рассмотренные выше алюминиевые сплавы.
Их дополнительно легируют железом, никелем
и титаном.
Сплав Д20 - s0.2=250МПа, sв=400МПа, d=12%.
Деформируемые алюминиевые сплавы, не упрочняемые
термической обработкой
К этим сплавам относятся сплавы алюминия с марганцем или с магнием. Упрочнение сплавов достигается в результате образования твердого раствора и в меньшей степени избыточных фаз.
Сплавы легко обрабатываются
давлением, хорошо свариваются и
обладают высокой коррозийной
Сплавы (АМц, АМг2, АМг3) применяют для сварных и клепанных элементов конструкций, испытывающих небольшие нагрузки и требующие высокого сопротивления коррозии.
Сплав АМг3 - sв=220МПа, s0.2=110МПа,
d=20%.
Литейные
алюминиевые сплавы
Сплавы для фасонного литья должны обладать
высокой жидкотекучестью, сравнительно
небольшой усадкой, малой склонностью
к образованию горячих трещин и пористости
в сочетании с хорошими механическими
свойствами, сопротивлением коррозии
и др.
Сплавы Al-Si (силумины). Отличаются высокими литейными свойствами, а отливки - большой плотностью. Сплавы Al-Si (АЛ2, АЛ4, АЛ9) сравнительно легко обрабатываются резанием. Заварку дефектов можно производить газовой и аргонодуговой сваркой.
Сплав АЛ9 - sв=200МПа, s0.2=140МПа, d=5%.
Сплавы Al-Cu. Эти сплавы (АЛ7, АЛ19) после термической обработки имеют высокие механические свойства при нормальной и повышенных температурах и хорошо обрабатываются резанием. Литейные свойства низкие.
Сплав АЛ7 используют для отливки небольших деталей простой формы, сплав склонен к хрупкому разрушению.
Сплав АЛ7 - sв=240МПа,s0.2=160МПа, d=7%.
Сплавы Al-Mg. Имеют низкие литейные свойства. Характерной особенностью этих сплавов является хорошая коррозийная стойкость, повышенные механические свойства и обрабатываемость резанием.
Сплавы АЛ8, АЛ27, АЛ13 и АЛ22 предназначены для отливок, работающих во влажной атмосфере, например, в судостроении и авиации.
Сплав АЛ8 - sв=350МПа, s0.2=170МПа, d=10%.
Жаропрочные сплавы. Наибольшее применение получил сплав АЛ1, из которого изготавливают поршни, головки цилиндров и другие детали, работающие при температуре 275-300°С.