Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:55, реферат
Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу потребления невозможно без упаковки.
Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.
Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него.
1. Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 2
1.1. Классификация и характеристика основных видов тар 3
2. Стандартизация, унификация тары и качество тары 8
3. Практическая часть
3.1. Организация оборота тары в торговле 11
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание:
1. Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 2
1.1. Классификация и характеристика основных видов тар 3
2. Стандартизация, унификация тары и качество тары 8
3. Практическая часть
3.1. Организация оборота тары в торговле 11
Заключение
Список
литературы
15
1. РОЛЬ УПАКОВКИ И ТАРЫ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу потребления невозможно без упаковки.
Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.
Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него.
Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным средством.
Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:
Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров.
Процесс
розничной продажи заметно
Тара, применяемая в торговле, должна отвечать ряду требований (экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим).
Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевозках товаров и порожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).
Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров. Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.
Необходимо,
чтобы тара отвечала эстетическим потребностям
человека. Она должна гармонично сочетаться
с товаром, воздействовать на покупателя,
стимулируя его решение о покупке.
1.1. классификация и характеристика основных видов тары
Для
упаковки товаров используется разнообразная
тар. Это обусловлено физико-
Классифицируют тару по следующим основным признакам:
функции в процессе товарного обращения;
кратность использования;
принадлежность;
назначение;
метод изготовления;
конструктивные особенности;
прочность;
устойчивость к внешним
материал изготовления.
По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.
Транспортная тара применяется для транспортирования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу.
Потребительская тара поступает к потребителю с товаром и не выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.
Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная. Художественно-конструкторское исполнение подарочной тары подчеркивает назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещенного в ней товара заданными дозами. Разовая порционная тара, товар в которой зафиксирован в определенном положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной.
Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.
В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.
Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.
Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно.
Многооборотная
тара предназначена для
В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и инвентарную. Инвентарной является многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.
По назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и специализированную — только для определенных товаров.
По методам изготовления различают бондарную, клееную, штампованную, литую, сварную и другую тару.
По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.
Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.
Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.
Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму.
Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.
Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой.
Штабелируемой называется тара, конструкция и свойства которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель.
По степени прочности тара бывает жесткой (деревянные и полимерные ящики, бочки), полужесткой (картонные ящики, полимерные тубы), мягкой (мешки, пакеты), а также хрупкой (различные виды стеклянной тары).
В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.
По материалу изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.
Деревянная тара получила наибольшее распространение в обращении. Жесткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает высоким коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.
Ящики представляют собой транспортную тару, корпус которой образован прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее. Они бывают дощатые (изготовленные из пиломатериалов заданных размеров), тонкостенные дощатые (из тонких, толщиной не более 10 мм, дощечек), фанерные (из фанеры с планками из пиломатериалов), древесноволокнистые (из древесноволокнистой плиты с планками из пиломатериалов) и комбинированные.
Кроме того, деревянные ящики различают:
по
назначению (универсальные и
по конструкции (разборно-складные и неразборные);
по способу соединения деталей (плотные и решетчатые);
по виду крепления деталей (проволочными скобами, гвоздями и др.);
по размерам (устанавливаются стандартами, исходя из габаритных размеров и массы упаковываемого груза, которая может достигать 20000 кг) и другим признакам.
Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой ящик, высота которого не превышает 110мм.
Деревянные бочки, как и ящики, относятся к транспортной таре. Корпус бочки имеет цилиндрическую или параболическую форму. Он состоит из стянутых металлическими или деревянными обручами клепок (специально обработанных деталей), образующих остов. На внутренней поверхности остова имеется уторный паз — углубление по длине окружности, предназначенное для вставки дна. В месте соединения корпуса бочки с дном располагается уторный обруч, в той части бочки, которая имеет наибольший диаметр — пуковый, а между ними — шейный.
Клепки бочек могут быть изготовлены из пиленой или коло-j той древесины или многослойного шпона (для фанерно-штампованных бочек).
В зависимости от назначения деревянные бочки делят на сухотарные и заливные. Сухотарные бочки предназначены для хранения и перевозки сухих молочных продуктов, яичного порошка, охлажденной рыбы, сухой краски и др. В заливные бочки затаривают тузлучные продукты, плодоовощные продукты с рассолом, пиво, вина, соки и другие жидкие продукты, а также пищевые жиры, замороженные плоды и ягоды и т. п. В этих бочках обычно высверливают одно или два наливных отверстия, которые закупоривают пробками.
Вместимость бочек может быть различной. Например, бочки для коньяка, вин, соков и морсов имеют вместимость от 50 до 600 дм3, для пива — 50 и 100 дм3. Для большинства других товаров изготавливают деревянные бочки вместимостью от 5 до 250 дм3.
Наряду с бочками для затаривания сыпучих и пастообразных товаров применяют барабаны — транспортную тару с. корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским] дном и крышкой. Их изготавливают из фанеры или древесины и используют для хранения и перевозки грузов массой до; 200 кг.