Штриховое кодирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

Штриховой код был разработан еще в 1932г., но востребован тогда не был. Практическое применение идея штрихового кодирования получила с развитием техники.

Одной из первых отраслей, широко применившей штриховое кодирование, стала пищевая промышленность. Вслед за пищевиками активно подключились книгоиздатели, розничная и оптовая торговля, упаковочное и тарное производство. Это дало заметный положительный эффект.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основные термины штрихового кодирования…………………………...4
Типы штриховых кодов……………………………………………………6
Способы штрихового кодирования……………………………………….7
Системы штрихового кодирования……………………………………….8
Структура штрихового кода EAN………………………………………10
Почему наличие штрихкода стало обязательным требованием……….11
Преимущества штрихового кодирования……………………………….12
Вычисление контрольного числа………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

штриховое кодирование.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

(ГОУ  ВПО ИГУ) 
 
 
 
 

« Штриховое кодирование » 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса,

группа 11231, ТЭТ 
 

 Проверила: доцент кафедры ТЭТ 
 
 
 
 

Иркутск, 2010

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Основные термины штрихового кодирования…………………………...4
  3. Типы штриховых кодов……………………………………………………6
  4. Способы штрихового кодирования……………………………………….7
  5. Системы штрихового кодирования……………………………………….8
  6. Структура штрихового кода EAN………………………………………10
  7. Почему наличие штрихкода стало обязательным требованием……….11
  8. Преимущества штрихового кодирования……………………………….12
  9. Вычисление контрольного числа………………………………………...13
  10. Заключение………………………………………………………………..16
  11. Список литературы……………………………………………………….17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Штриховое кодирование - самая известная из всех технологий автоматической идентификации.

Штриховой код был разработан еще в 1932г., но востребован тогда не был. Практическое применение идея штрихового кодирования получила с развитием техники.

Одной из первых отраслей, широко применившей  штриховое кодирование, стала пищевая  промышленность. Вслед за пищевиками активно подключились книгоиздатели, розничная и оптовая торговля, упаковочное и тарное производство. Это дало заметный положительный эффект.

Резко повысилась производительность труда, уменьшились затраты и, соответственно, значительно увеличилась прибыль  компаний.

Сейчас  штриховой код наносится на большую  часть выпускаемой продукции, что крайне важно для эффективного развития бизнеса.

Итак, при  штриховом кодировании источником информации является штриховой код.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  термины штрихового кодирования

Штриховое кодирование товаров - метод кодирования информации о всех параметрах произведенной продукции при помощи специально разработанной международной стандартизированной системы. Расшифровка закодированной информации производится при помощи специальных электронных считывающих устройств.

Штрих (полоса) - темная зона изображения на однотонном светлом фоне, ограниченная прямыми параллельными линиями или концентрическими окружностями. Элементы штрихового кода наносятся на поверхность носителя, имеющего определенные светотехнические характеристики. При этом штрихи, наносимые с помощью красителей или каких-то других средств, хорошо поглощают свет на определенных длинах волн, а фоновая поверхность хорошо его отражает, что и используется при оптическом считывании.

Пробел - пространство между штрихами. В большинстве кодов в ширине пробела заключена определенная информация, лишь в некоторых кодах пробел - вспомогательная часть изображения и выполняет функцию элемента-разделителя.

Высота  и ширина штриха (пробела) - размеры изображения, выраженные в единицах измерения (миллиметрах, долях дюйма) или в безразмерных единицах (модулях).

Модуль - основной размер, которому кратны все величины, определяющие параметры элементов изображения штрихового кода.

Знак - совокупность штрихов и пробелов, несущих закодированную информацию о символе отображаемого алфавита.

Код двуцветный - код, изображение которого содержит информацию на определенных длинах волн в виде темных и светлых штрихов.

Код контролируемый - код, в изображение знаков и кодовых слов которого заложена избыточная информация, обеспечивающая обнаружение ошибки считывания. Правильность прочитанного знака определяется читающим устройством по четности или нечетности суммы штрихов или пробелов, длине знака в модулях, соотношению узких и широких штрихов или пробелов в знаке, относительному расстоянию между элементами изображения знака и общей длины знака. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типы  штриховых кодов

На сегодняшний  день выделяют два типа штриховых  кодов: одномерные и двухмерные.

Одномерный  штрихкод можно встретить на большинстве  товаров. Он представляет собой ряд прямоугольных полос, разделенных промежутками. Информация в нем содержится только в одном измерении и может быть считана обычным однолучевым сканером (рис.1).

Рис.1 одномерный штрихкод

Двухмерный  штриховой код можно встретить на акцизных марках ликероводочной продукции. Такой штрихкод содержит информацию на всей плоскости штрихкода сразу в двух измерениях. Двухмерный штриховой код можно считать при помощи специализированных сканеров двухмерных штрихкодов (рис.2).         

      Рис.2 двухмерный штрихкод

В двухмерных штрихкодах можно закодировать существенно  больший объем информации, но из-за сложности работы с ними и значительной стоимости оборудования (сканеров двухмерного  штрихкода) он пока не получил широкого распространения.

Чаще  всего на упаковках товаров мы видим одномерный штриховой код. Он применяется для маркировки большинства  товаров и промышленных изделий.

Способы штрихового кодирования

Линейные 

Линейными называются штрих-коды, читаемые в одном  направлении (по горизонтали).

В подобном коде символ представлен последовательностью  знаков, выстроенных в одну линию. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20—30 символов, обычно цифр).

Двухмерные 

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объёма информации.

Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). В настоящее время наиболее распространён  вид двухмерного штрихкода Aztec. В  каждом символе можно выделить область мишени и область данных. Мишень представляет собой набор концентрических квадратов и служит для определения геометрического центра символа в процессе его декодирования.

Символ  состоит из двух и более смежных  по вертикали строк-знаков символа  штрихового кода. В двумерных кодах можно закодировать существенно больший объем информации. 
 
 
 
 
 
 
 

Системы штрихового кодирования

На сегодняшний  день существует более пятидесяти систем штрихового кодирования. К наиболее популярным относятся: EAN/UPC, Code39, «2 из 5» (Interleaved 2-of-5) и Codabar. В нашей стране и в Европе наибольшее распространение получил штрихкод EAN-13.

UPC/EAN - в  основном используется в розничной  и оптовой торговле 

CODE 39 - самый  распространенный промышленный  код, который может содержать  не только цифровую информацию, но и алфавитную.

ITF 2 of 5 - идеален для кодирования большого  объема информации на малых  площадях.

Сode128, code93, ISBN/ISSN и т.д. – находятся в распоряжении пользователей.

Штриховые коды UPC и EAN получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. Первый из них представляет стандарт кодирования, принятый в США, второй - в Европе. Однако в ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN (European Article Number) отдается предпочтение, в том числе в США, Японии и других странах неевропейского континента.

Сходство  кодов UPC и EAN заключается в том, что  в них используется для кодирования один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов. Изображение знака содержит два штриха и два пробела. Длина знака, отображающего цифру, равна 7 модулям. Для изображения цифр имеется четыре таблицы соответствия, поскольку в кодах используются знаки, ограниченные слева; знаки, ограниченные справа; знаки с четными и нечетными паритетами. В кодах UPC и EAN набор знаков используется по-разному, исходя из особенностей представления закодированной информации. Коды относятся к непрерывным, контролируемым.

Особенностью  этих кодов является то, что в  них применяются кодовые слова  фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.

Основным  принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура штрихового кода EAN 
 
 
 

Рис.3 структура  штрихового кода EAN

Первые 2-3 цифры - префикс национальной организации.

Следующие цифры - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации.

Следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия.

Последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати. Контрольное число вычисляется по определенному алгоритму. Оно отражает последовательность всех значений знаков кода (см. «Вычисление контрольного числа»).

Ошибочным является мнение о том, что по штриховому коду можно определить страну-производителя. Штриховой код несёт информацию только о том, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие.

Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции.

Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом, как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).

Наибольший  опыт использования штриховых кодов  за рубежом и в определенной мере в России накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.

Почему  наличие штрихкода  стало обязательным требованием

Штрихкод, нанесенный на упаковку товара, не имеет  ценности сам по себе. Он полезен  только там, где организован полноценный  обмен данными между точками  продажи и управляющей компьютерной системой. Если на торговом предприятии существует такая система и на большинстве товаров есть штрихкод, то от этого выигрывают все: и продавцы, и покупатели, и управленческий персонал. Продавцы - за счет уменьшения числа ручных операций и, как следствие, увеличения скорости работы и уменьшения числа ошибок. Покупатели - за счет улучшения уровня обслуживания (теперь им не нужно долго задерживаться там, где приходится расставаться с деньгами). Управленческий персонал - за счет оперативного получения информации о продажах и запасах различных видов товаров и возможности своевременно принимать решения о пополнении запасов тех или иных видов товаров.

Торговые  предприятия с высоким потоком  покупателей и большими объемами продаж обязывают поставщиков продукции маркировать каждый поставляемый товар собственным штрихкодом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Штриховое кодирование