Штрих-код

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

В современном супермаркете покупатель с поразительной беззаботностью набивает продуктами металлические корзинки, даже не задумываясь о том, как потом кассир будет разбираться, какой товар сколько стоит. А собственно говоря, причин для беспокойства нет — ведь все кассовые аппараты подключены к компьютеру. Провел сканером по упаковке — получил полную информацию. Такая автоматизация стала возможной благодаря всего лишь одному изобретению — штрих-коду.

Работа содержит 1 файл

Штрих.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

   Впрочем,  со сканером все более или  менее ясно. Осталось выяснить, возможно  ли работать со штрих-кодом,  используя в качестве считывающего  «устройства» собственные глаза.  Оказывается, это реально. Многим  из нас не раз доводилось  быть свидетелем ситуации, когда сканер кассового аппарата был не в состоянии распознать штрих-код и кассиру приходилось вручную вводить цифры в свой компьютер и получать ответ от сервера базы данных сети магазина. Такую же операцию можно проделать и дома. Источником информации также будет служить сервер, только удаленный. В Internet сегодня действуют несколько сайтов, зайдя на которые можно получить исчерпывающую информацию о том или ином товаре, например о стране, где он был произведен, о компании-изготовителе, о его технических особенностях. Надо сказать, что подобные службы поддерживаются в основном энтузиастами и отдельными посетителями Сети, поскольку ни UCC, ни EAN, ни другие уполномоченные ассоциации не склонны выставлять на всеобщее обозрение базы данных своих зарегистрированных членов. В частности, одним из таких ресурсов является сайт www.upcdatabase.com. Здесь, правда, можно расшифровать только коды формата UPCA. На сайте разрешается вносить дополнения в базу данных, а также изменять существующие записи, если по каким-то причинам искомый штрих-код либо не был опознан совсем, либо был неправильно идентифицирован. 

   Очевидно, что штрих-кодирование принимает  сегодня мировые масштабы и  становится неотъемлемым атрибутом  современной упаковки. Не удивительно,  что дальнейшая глобализация экономики расширяет сферы применения кодов системы EAN/UCC и саму структуру кодирования. Уже сейчас начинается постепенный переход к универсальному 14-разрядному штрих-коду. Параллельно идут разработки и активное использование специализированных методов маркировки, например кода EAN/UCC-128, являющимся продвинутым средством кодирования по наиболее полному спектру товарных характеристик. 

   Любая  компания, вступившая в ряды EAN/UCC, существенно повышает эффективность  собственной деятельности. Применение различных стандартов EAN/UCC создает очевидные преимущества в области логистики, снижает затраты на бумажную работу, сокращает время между заказом и доставкой продукции, увеличивает точность расчетов и усиливает контроль над всей цепочкой процессов транспортировки, хранения и реализации товаров. Многие предприятия реально ощущают экономический эффект от внедрения систем кодирования EAN/UCC, поскольку все они, сохраняя за собой безусловное право строить внутренний производственный процесс по собственному усмотрению, используют одни и те же методы при работе со своими торговыми партнерами. 

Wrigley’s Juicy Fruit —  жвачка № 1 
 

   Первый  автомобиль, первый компьютер, первый  полет в космос… А интересно,  продукт какой фирмы удостоился  чести быть первым промаркированным экземпляром? Сейчас уже нельзя сказать точно, какая компания первой получила свой номерной штрих-код, однако общеизвестно, что первым товаром, прошедшим под лучом сканера на кассовом аппарате была упаковка жевательной резинки Wrigley’s. На фотографии, сделанной в Американском историческом музее в Вашингтоне, видна сама «героиня» и надпись, гласящая, что 26 июня 1974 г., в 08:01 один из работников супермаркета Marsh в городе Троя, штат Огайо, произвел первую продажу с использованием UPC-кода и сканирующей системы NRC. Объектом сканирования была упаковка, состоявшая из 10 пачек жвачки Juicy Fruit. Это послужило началу глобальных изменений в розничной торговле. Уже через несколько лет большинство продукции на полках крупных магазинов было промаркировано штрих-кодом UPC. 

Задачи UCC  

   Основная  цель UCC (Uniform Code Council) — Совета по  универсальному штрих-коду —  закрепить свою роль мирового  лидера в установлении и продвижении  индустриальных стандартов идентификации  продукции и соответствующих средств электронных коммуникаций. Совет приступил к работе еще в 1973г., однако назывался тогда UGPCC, а затем UPCC. Нынешняя аббревиатура UCC закрепилась в 1984 г., когда он согласился взять под свой контроль появившийся в то время стандарт по электронному обмену данными (EDI), который был необходим для организации автоматизированного процесса заказ-отгрузка с применением компьютеров как на предприятиях оптовой торговли, так и в обычных супермаркетах. 

   UCC продолжает  свою экспансию и образует в Бельгии подразделение — Европейскую ассоциацию по учету товарной номенклатуры (EAN), чей штрих-код EAN-13, предназначавшийся для применения в европейских странах, разрабатывался в полном соответствии с американским UPC-кодом. В 1990 г. EAN и UCC подписали соглашение о совместном контроле над глобальными стандартами. В частности, в последнее время идет разработка стандартов для маркировки продукции миниатюрных размеров, а также реализуются планы по использованию XML-технологии для стандартизации процессов в электронной торговле (E-commerce). 

   Если  с самого начала своей деятельности UCC насчитывал около трех тысяч  компаний-участников Совета, то сейчас  число членов этой организации  достигает 200 000 предприятий из  более чем 140 стран мира. 

Черно-белая метка 
 

   Штрих-код  в своей окончательной модификации  стал одной из излюбленных  мишеней для атак со стороны  религиозных фанатиков. В одной  из глав Апокалипсиса есть  строки, повествующие о некоей  метке — числе дьявола: «…и  он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя, или число имени его…» Действительно, положение дел в современной торговле и логистике дает определенный повод утверждать, что штрих-код и есть то самое начертание, поскольку сегодня без его участия не обходится практически ни один акт купли-продажи. Видимо, для усиления сходства с описанной в Апокалипсисе меткой особо рьяные личности узрели в коде и само число, т. е. три шестерки, только в зашифрованном виде. Отправным пунктом таких заявлений является алгоритм кодирования цифр в линии. Каждая цифра преобразуется в семизначный двоичный код с последовательностью нолей и единиц, количество которых обусловливает ширину пробелов и полосок соответственно (одна единица — тонкая полоска, две единицы подряд — полоска потолще и т.д.). Три двойные разделительные полосы (две по краям и одна посередине) не имеют никакого числового эквивалента. Правда, при ближайшем рассмотрении с большой натяжкой в них просматривается укороченный двоичный код, соответствующий цифре шесть. Таким образом, мы получаем три пресловутые шестерки. Однако не стоит принимать этот факт всерьез, тем более, что подобные измышления справедливы лишь для кода UPC, EAN кодируется по-другому. Как пошутил изобретатель UPC штрих-кода Джордж Джозеф Лаурер, в адрес которого поступали сотни писем с просьбами прояснить ситуацию: «Все три слова, составляющие мое имя, тоже содержат по шесть букв». Неужели теперь его можно считать тем самым зверем, о котором говорится в Библии? Думаем, каждый читатель в состоянии сам ответить на этот вопрос. 

Критерии выбора оборудования 

   Выбор  оборудования для работы со штрих-кодом зависит от профиля заинтересованной организации. Понятно, что для эффективного функционирования торгового предприятия основным вопросом является правильный выбор сканирующего устройства. Существует огромное множество аппаратов, однако все они подразделяются в основном на две группы: контактные CCD-сканеры и лазерные сканеры. CCD-сканеры — более дешевые и долговечные, однако имеют ряд ограничений. Например, они не могут сканировать с расстояния больше 15 см, а также отказываются работать со штрих-кодами, нанесенными на неровную поверхность, поскольку оборудованы маломощными светодиодами. Поэтому таким сканерам отдавать предпочтение должны небольшие фирмы, занимающиеся продажей однородной продукции (например, видеокассет). Лазерные сканеры значительно дороже, но гораздо продуктивнее и неприхотливее. Ими в первую очередь оборудуются кассовые терминалы крупных супермаркетов, поскольку именно там актуальна потребность в быстром сканировании под любым углом и с произвольного расстояния, а также с любой поверхности. Другое технологическое отличие сканеров — ручной и монтируемый варианты. Практически все они подключаются к компьютеру через PS/2 или USB-порт. 

   Предприятия,  непосредственно маркирующие свои  товары, должны обращать внимание  на выбор печатного оборудования и соответствующего программного обеспечения. Сегодня на рынке профессионального оборудования для штрих-кодов можно найти как небольшие автономные машинки, печатающие самоклеющиеся стикеры, так и мощные принтеры, подключаемые к ПК и способные под управлением специальной программы печатать любые штрих-коды, в том числе с нанесением логотипа компании и другой необходимой символики. 

Штрих-код повсюду 
 

   Было  бы большим заблуждением считать,  что штрих-коды используются исключительно  в сфере коммерции. Постепенно «слухи» об удобном средстве кодирования дошли и до других отраслей науки и техники. Сегодня, например, многие исследователи умудряются применять миниатюрные штрих-коды для отслеживания перемещения и миграции птиц и даже насекомых. А вот в войсковых подразделениях, наоборот, используют гигантскую маркировку для контроля над габаритной техникой. В медицине — сфере, наиболее оперативно реагирующей на разнообразные нововведения, — также нашлось применение штрих-кодам. Они наносятся на специальные идентификационные браслеты пациентов, что в перспективе должно привести к отмиранию практики ведения бумажных медицинских карт на каждого больного. Отсканировал код браслета — и на экране компьютера появляется вся история болезни. 

Угроза обмана 

  Как несложно заметить, на штрих-коде никогда не помещается самая важная для потребителя информация — цена. С экономической точки это понятно — живем-то мы в век развитых рыночных отношений, где стоимость товара определяется не волевыми решениями руководителей партии и правительства, а целым комплексом различных факторов, поэтому варьироваться она может чуть ли не ежедневно. В связи с этим возникает резонный вопрос, каким образом цена моментально высвечивается на экране кассового терминала после сканирования штрих-кода с того или иного продукта. Дело в том, что все кассовые аппараты супермаркета, оснащенные ПК, объединены в единую сеть, где роль сервера выполняет центральный компьютер, скрытый от глаз покупателей. Когда кассир считывает штрих-код, информация о продукте попадает на тот самый центральный компьютер, который мгновенно идентифицирует товар и посылает обратно на кассу информацию о его текущей стоимости. Безусловно, применение такой гибкой схемы в нынешних условиях вполне оправдано, однако это дает шанс нечистоплотным организациям использовать ее в своих корыстных целях. Психология покупателя сейчас такова, что он уже слепо верит «умной машине», а не продавцу, который, как известно, всегда норовит обсчитать. Таким образом, под прикрытием беспристрастности ЭВМ ничто не мешает завышать реальную стоимость товара, тем более если она не указана на ценнике (а такие случаи — не редкость в современных больших супермаркетах). К тому же зачастую довольно трудно отследить правдивость отображаемой на экране информации, когда пробиваешь несколько десятков различных продуктов. А даже если обман и выявится, то всю вину всегда можно свалить на сканер.

Информация о работе Штрих-код