Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 05:45, контрольная работа
Перспективы развития меховой промышленности России детально разработаны в процессе создания проекта Федеральной целевой программы «Развитие кожевенно-мехового комплекса России на 2000 - 2005 годы». Меховой комплекс России, (сельскохозяйственные предприятия и организации, перерабатывающая промышленность) играет в экономике страны, расположенной по большей части в северных широтах, традиционно уникальную, непреходящую по значению роль. Основная стратегическая цель программы - развитие эффективного производства меховых товаров на основе глубокой и полной переработки отечественного пушно-мехового сырья и полуфабриката с использованием технологических и экономических решений. В каком же состоянии находится этот комплекс в настоящее время?
РЫНОК МЕХОВЫХ ТОВАРОВ
Перспективы
развития меховой промышленности России
детально разработаны в процессе
создания проекта Федеральной целевой
программы «Развитие кожевенно-
Емкость мирового рынка товаров из меха, по мнению специалистов, на сегодняшний день составляет более $12 млрд. В 2007 г. рост текстильного и швейного производства составил 102,1%, при этом производство одежды, выделка и крашение меха возросло почти на 5%.
Отечественный рынок меховых изделий на 70-75% наполнен импортными изделиями. Объёмы заготовок овчинно-шубного и пушно-мехового сырья за последние годы сократились в 2-3 раза. Фактически перестала функционировать система заготовки сырья и его поставки мехоперерабатывающим предприятиям. Производственные мощности меховых предприятий (значительно устаревшие) используются на 20-25 %, в то же самое время, как самим предприятиям хронически не хватает оборотных средств для закупки сезонного сырья. Отечественные изделия из меха в ряде случаев существенно уступают импортным по качеству и дизайну.
В соответствии с основной целью программы они таковы: 1) насыщение внутреннего рынка России меховыми товарами отечественного производства с доведением их доли в общем объеме продаж до 50-60 %; 2) выполнение отечественными товаропроизводителями заказов на производство теплой одежды для государственных нужд и спецпотребителей в объеме 100% потребности; 3) восстановление и дальнейшее развитие экспортного потенциала мехового комплекса России.
В
программе показано, что меховой
комплекс России, имеющий значительный
потенциал и сложившиеся
Отечественный рынок меховых изделий, ёмкость которого составляет 25-27 млрд. руб., можно и должно насытить, в первую очередь, благодаря выпуску пальто и головных уборов из недорогих видов меха: овчины, кролика, нутрии.
Именно эта категория изделий наиболее доступна и необходима для большинства наших соотечественников, чьи доходы, к сожалению, невелики. Кроме того, изделия из овчины (пальто, полупальто, бекеши, тулупы) являются основной форменной одеждой для военнослужащих. Для достижения поставленных в программе целей по насыщению рынка программой предусмотрен выпуск в 2005 г. 120 тыс. женских пальто, 230 тыс. - детских, миллиона головных уборов и до 200 тыс. полушубков.
Программа,
кроме того, предусматривает решение
важных научно-технических задач. К
ним относятся: 1) разработка нового
конкурентоспособного ассортимента изделий
из овчинно-шубного и пушно-
Повышение
качества и увеличение объёмов выпуска
меховых изделий будут
Сложившаяся
структура меховой
Разработчики Программы предложили ряд мер, обеспечивающих наращивание объёмов выпуска меховых изделий, в том числе: увеличение собственных вложений, привлечение инвестиций федерального и регионального бюджетов, заёмные средства кредитных организаций, банков, отечественных и зарубежных инвесторов. Инвестиционная привлекательность Программы состоит в том, что ежегодные объёмы выпуска продукции из меха к 2005 г. составят без малого 6 млрд. руб., темпы роста - 116,5 %, затраты на 1 рубль товарной продукции - 70 коп., рентабельность - 42,9%. Особую инвестиционную привлекательность Программа имеет для федерального и регионального руководства, так как при её реализации будут созданы дополнительные рабочие места, совокупные отчисления в бюджет по налогу на прибыль составят 1,95 млрд. руб., по НДС - до 5,46 млрд. руб., по прочим налогам - до 1,058 млрд. руб. Всего для реализации Программы предполагается привлечь 821 млн. руб. для сезонной закупки сырья и материалов, 197,6 млн. руб. - на техническое перевооружение, 75,8 млн. руб. - на проведение научно-исследовательских и опытных работ.
Программа охватывает практически все направления развития мехового комплекса и базируется на реально имеющихся в стране сырьевой базе и производственных мощностях действующих предприятий. Однако, с целью динамичного развития мехового комплекса в процессе реализации программы необходимо решить следующие первоочередные задачи: 1) поручить Минсельхозпроду России добиться гарантированного увеличения поголовья овец, производства шкурок клеточной пушнины, улучшить их качество и первичную обработку; 2) восстановить систему сбора шкурок домашних животных (овчин, кролика и т.п.) через активизацию работы системы потребительской кооперации; 3) предусматривать в бюджете страны статьи расхода на льготное кредитование предприятий мехового комплекса под сезонную закупку сырья и материалов, кормов для звероводства; 4) совершенствовать законодательную базу в целях защиты отечественного товаропроизводителя меховых изделий, защиты отечественного рынка от экспансии импортных товаров.
Предусмотренные в проекте Программы мероприятия позволят решить следующие народнохозяйственные проблемы: 1) обеспечить достижение пороговых значений экономической и стратегической безопасности страны благодаря насыщению рынка меховыми изделиями отечественного производства различного ассортимента для всех слоев населения до уровня 50-52%, и на 100 % удовлетворить потребности Вооружённых Сил РФ в вещевом имуществе из меха; 2) восстановить отечественную меховую промышленность, доведя использование существующих мощностей предприятий с 20-30% до уровня 70-80%; наращивание объёмов выпуска меховых изделий в период реализации Программы будет осуществляться в основном благодаря загрузке существующих мощностей и не потребует капитальных затрат на новое строительство; 3) увеличить число рабочих мест только на предприятиях меховой промышленности не менее чем на 10 тыс. человек; 4) активизировать деятельность смежных отраслей промышленности (химическая, машиностроение) и сельского хозяйства с увеличением занятости населения на 15-18 тыс. человек; 5) обеспечить возвратность инвестируемых в меховой комплекс финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств в пределах одного календарного года и окупаемость затрат по программе в целом в пределах 1,5 лет; 6) обеспечить пополнение доходной части федерального и региональных бюджетов за период реализации программы ежегодно в среднем на 1,3 млрд. руб. и в целом в период 2000 - 2005 гг. - на 6,5 млрд. руб. с ежегодным наращиванием в последующие годы, благодаря увеличению объёмов выпуска меховой продукции.
Основными акционерами концерна АООТ «Российский мех»(учр. 1990) являются 30 крупнейших меховых предприятий страны, в том числе АО «Мелита», АО «Белка», АО «Руно»(г.Касимов Рязанской обл.), АО «Метако», АО «Рот-Фронт», АО «Тюменский мех», АО «Руно»(г. Сальск Ростовской обл.), АО «Ярославскаяовчинно-меховая фабрика», АО «Больше-Мурашкинская меховая фабрика», АО «Тигрплюс», АО «Емако», АО «Барс», АО «Иркутский мех», АО «Меха Сибири», АО «Меховой холодильник»,АО «Вологодское пушно-меховое предприятие»,АО «Овчинно-меховая фабрика», АО «Сибирский мех». Общее число работающих на предприятиях концерна составляет около 16 тыс. человек. Предприятия, входящие в состав концерна, выпускают до 60% меховых изделий, производимых в России. В частности, в 1999 г. «Российский мех» выпустил готовой продукции (меховой одежды в широком ассортименте, переработанной овчины шубной и меховой, выделанных шкурок норки и полуфабриката пушно-мехового) на общую сумму свыше 470 млн. руб. Руководство концерна последовательно отстаивает интересы отечественных производителей меховых товаров: добивается признания производства в организациях кожевенной и меховой промышленности - сезонным, что позволит перераспределить налоговые сборы в целях создания финансовых ресурсов для закупки сырья; разработало, совместно с Российским пушно-меховым союзом (РПСМ) организовало разработку Федеральной целевой программы (см. текст статьи), проект которой был одобрен на заседании Правительства РФ в ноябре 1999 г.
В настоящее время российский рынок одежды динамично развивается. Объем рынка в 2006 г. оценивался специалистами в $23-30 млрд. при темпах ежегодного прироста 27-30%. Объем рынка верхней одежды РФ можно оценить в 2006 г. минимум в $3,9 млрд. Суммарное производство мужской и женской верхней одежды (без учета детской) в РФ в 2006 г. составило 8,4 млн. штук. Суммарный импорт мужской и женской верхней одежды по данным Федеральной таможенной службы РФ составил в 2006 г. 11,5 млн. штук на сумму $230 млн., что составляет 15,4% в общих объемах импорта одежды. Таким образом, по официальным данным объем рынка верхней одежды РФ без учета экспорта составил около 20 млн. штук. В 2006 г. суммарное производство мужской и женской верхней одежды в РФ составило 8,4 млн. штук. При этом соотношение отечественное производство/импорт составляет 42%/58%. В общих объемах импорта одежды верхняя составляет 15,4 %.
В последние годы интерес к мехам стремительно вырос, причем одновременно в Европе и Америке. Мы стали свидетелями мехового ренессанса, который все еще продолжается.
Есть страны, где любовь к меху обусловлена климатом и культурными традициями. В "пятерку" крупнейших потребителей меха входят Россия, Америка, Греция, Италия и Китай. За последние 5 лет здесь серьезно поменялись потребительские предпочтения, и рынок меха на это незамедлительно отреагировал.
В Европе снова стали без оглядки и опаски покупать шубы - не столько ради утепления, сколько для красоты. Здесь принято иметь несколько разных шуб на все случаи жизни, а не одну - единственную. Меха снова популярны, престижны, и практически все крупные бренды вводят их в свои коллекции. Меховые изделия - фавориты сезона, покорили мировых дизайнеров и заняли достойное место на подиумах. Мех стал актуальным акцентом, отличающим настоящую модницу. Актуально его сочетание с тканью, с трикотажем (в том числе и ручной вязки). Не устаревают классически модные меха: норка, соболь, шиншилла. В холодное время года, в осенне-зимний период, самый высокий спрос на меховые изделия. И в то же время на российском рынке такие изделия являются самой дорогостоящей из всех групп верхней одежды.
Но
российскому производителю
В связи с острым дефицитом сырья предприятия промышленности вынуждены изыскивать сырьевые ресурсы за рубежом: в 2006 г. импорт невыделанных овчин составил 4,3 млн. штук, овчин в полуфабрикате 2,8 млн. штук. Однако нормальная доставка импортного сырья осложняется при пересечении таможенной границы. На российском рынке сырья наиболее продаваемым и популярным мехом на является норка. Из дорогих мехов сегодня в моде соболь и куница. Также уделяется много внимания меху рыси и черно-бурой лисицы. Раньше мех был исключительно зимним, утепляющим элементом гардероба. Сегодня он стал неотъемлемой частью всей моды, а не отдельной меховой отрасли. Одна из самых актуальных тенденций - изменение внешнего вида меха. Шкурки хорька или норки, например, завивают. Мех и красят, и наносят на него всевозможные рисунки. Цветовая гамма мехов самая широкая - от бежевого цвета и голубого до желтого, розового.
Россия всегда была "меховой" страной, имеющей богатейший опыт охоты, звероводства, выделки и производства меха, была всегда лидером пушного звероводства. Слово "шуба" происходит от арабского "джубба", обозначавшего верхнюю шерстяную одежду с рукавами. Шуба у восточных славян была самой популярной одеждой. Шили шубы-кожухи из 8-9 дубленых овчин длиной до пят со стоячим или отложным воротником.