Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 00:05, статья
Российский рынок ювелирных изделий в течение последних пяти лет демонстрирует рост: согласно результатам маркетинговых исследований ювелирная отрасль России сегодня развивается темпами, превышающими ВВП. В 2006 году объем розницы вырос на 25-30% и достиг, по оценкам экспертов Гильдии ювелиров России, $3, 6 млрд, причем половина (около $1,8 млрд.) пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами [1].
По информации агентства DISCOVERY Research Group, общее количество золота на российском рынке в 2006 году составило 37 млн. изделий массой 97 тонн. Рост по сравнению с 2005 годом составил 15%. По данным Союза золотопромышленников РФ, в 2005 году в России было добыто 168 тонн золота, и произведено 32,3 млн. изделий из золота общей массой 88 тонн (в том числе 52 тонны чистого золота). По итогам 2007 года Россия вышла на 6-е место в мире по объемам добычи желтого металла. В январе – октябре 2008 года, по данным Союза золотопромышленников, производство золота в России выросло на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 139 тонн (рис. 1), и это притом, что в последние годы у добычи золота в мире динамика обратная [3] .
Рис. 1. Динамика производства золотых изделий в России
Рис. 3. Производство изделий из серебра в России
По мнению участников рынка, изделия иностранных производителей сегодня обходятся намного дешевле, поскольку за рубежом ниже налоги. Сегодня российский рынок защищен от импорта 20-процентной пошлиной, и поэтому практически вся импортная ювелирная продукция на прилавках наших магазинов - это контрабанда. Доля такой продукции оценивается в 40 процентов.
По данным исследования маркетингового агентства Step by Step на российском рынке ювелирных изделий основными странами-импортерами ювелирных изделий в Россию являлись: Таиланд, Турция, Гонконг; основными странами-экспортерами российской ювелирной продукции - Страны СНГ, Германия, Польша, США.
Отметим, что российские золотые изделия являются на мировом рынке эталоном качества, благодаря чему, эта продукция пользуется на мировом рынке высоким спросом в связи с высочайшим качеством материалов и их обработки. А вот изделия иностранных мастеров, особенно, из Египта, Турции и Китая, напротив, отличаются низким качеством.
Основные
потребители ювелирной
Согласно исследованию, проведенному международной ювелирной компанией Choron Diamond, 50% объема реализации ювелирной отрасли в России приходится на изделия из драгметаллов, и 50% составляют продажи украшений с полудрагоценными и драгоценными камнями. Самыми покупаемыми ювелирными изделиями среди женщин в России являются кольца, цепочки и серьги. Их носят соответственно 97%, 91%, 88% опрошенных, в то же время броши и колье приобретают для себя только 12% и 11% российских женщин. Мужчины для ношения преимущественно приобретают цепочки. Их носят 42% респондентов, в то время как традиционные мужские украшения (запонки и булавки для галстука) спросом, практически, не пользуются.
По оценкам представителей розничного сегмента, 90% объема продаж приходится на низкий и средний низкий ценовые сегменты. К сожалению, на этот счет не существует точной статистики, но эксперты рынка утверждают, что по объему продаж эти два сегмента примерно равны между собой, а по количеству продаж пока перевешивает низкий ценовой сегмент, на который приходится около 60% всех проданных позиций (прежде всего, за счет теневого рынка). В оставшихся 10% наиболее динамично растет доля продаж в средне-высоком ценовом сегменте [2].
По данным информационного аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» В России насчитывается свыше 22000 предприятий, занимающихся торговлей ювелирными изделиями. Исторически сложились четыре центра развития ювелирной торговли: Кострома, Красное Село и их окружение; Санкт-Петербург; Екатеринбург и Челябинск; Москва и Подмосковье. В последние годы наблюдается развитие торговых систем в Ростове, Орле и Саратове, в Якутии и на Дальнем Востоке. Предприятий ювелирной торговли по регионам России распределяются следующим образом:
На российском ювелирном рынке не сложилось чёткого разделения торговых фирм на оптовые и розничные. Не более 5% компаний можно полностью отнести к оптовым предприятиям. Основная часть ювелирной торговли России работает по оптово-розничной схеме. Магазин осуществляет оптовые закупки или получает товар на реализацию у завода-изготовителя и продает изделия потребителя в розницу.
Кризис увеличил спрос на золото, но те, кто его добывают и им торгуют, вряд ли смогут на этом заработать. Им мешает дефицит финансовых ресурсов, а также неопределенность с перспективами роста цен на желтый металл. Общеизвестно, что в условиях финансового кризиса инвесторы стараются переложиться в золото, и спрос на него автоматически возрастает. Сегодня, по данным World Gold Council, за девять месяцев 2008 года дефицит этого металла на мировом рынке составил 164 тонны.
Казалось бы, повышенное доверие к золоту должно отразиться и на ювелирных компаниях. Об этом говорят все те же данные ВЦИОМа – на втором месте после вложения в золото находятся драгоценности. Однако, по данным ювелирных компаний, всплеск спроса был кратковременным. По оценке Гильдии ювелиров России, многолетний рост продаж ювелирных изделий закончился. Произошло торможение практически во всех сегментах ювелирного рынка. «Особенно оно ускорилось со второй половины сентября 2008 года, по мере нарастания проблем в банковской сфере и на фондовом рынке страны. За сентябрь – октябрь снижение розничных продаж всех ювелирных изделий в деньгах по России составило 5%, что с учетом инфляции соответствует 15% снижения в сопоставимых ценах по сравнению с 2007 годом», – сообщил пресс-секретарь Гильдии ювелиров Владимир Тесленко.
По словам коммерческого директора ОАО «Ювелирная торговля Северо-Запада» Сергея Богомолова, в России насчитывается до 6 тыс. производителей ювелирных изделий. В пятерку лидирующих компаний-производителей входят АЛРОСА («Алмазы России»), Смоленский завод «Кристалл», завод Красцветмет, Алмаз-Холдинг, Московский ювелирный завод.
Что касается ключевых тенденций российского рынка ювелирных изделий, в условиях нестабильной ситуации на рынке, постоянного роста цен на сырье и меняющегося спроса на ювелирные изделия, компании стремятся сохранить высокий уровень спроса на их продукцию. При этом они могут применять разную маркетинговую политику: ценовые войны (демпинг), расширение производства (закупка нового оборудования), создание торговых сетей заводами-производителями, применение «давальческих» схем импорта-экспорта, расширение ассортимента, увеличение рекламной активности.
Среди основных факторов торможения на российском ювелирном рынке необходимо в первую очередь выделить непродуманную и неэффективную государственную политику, отсутствие четких законодательных правил игры на рынке, высокие импортные пошлины. Это приводит к дальнейшему развитию теневого ювелирного рынка в современной России.
Что касается регионального рынка ювелирных изделий, то он неоднороден и развивается непропорционально. Если в Москве и С. Петербурге, по оценкам экспертов, рынок уже насыщен (на Москву приходится до 40% от общего объема продаж ювелирных изделий в России), то в других городах России рынок растет гораздо медленнее. В большинстве регионов существует неудовлетворенный спрос на ювелирные изделия.
Сибирский федеральный округ занимает знаковое место в ювелирной промышленности страны. Ежегодно на территории округа производится более полутора тонн изделий из золота и более 600 кг из серебра. По оценкам специалистов Ювелирной корпорации Сибири только в пяти субъектах Западной Сибири ежегодно реализуется ювелирных изделий и драгоценных камней на сумму более 60 млн. долларов [5]. Сегодня в Новосибирске работает несколько десятков ювелирных магазинов с широким ассортиментов изделий из золота и серебра, с любыми драгоценными камнями (натуральными и синтетическими) как российского, так и импортного производства, за исключением, пожалуй, изделий «люксового» сегмента, который представлен в нашем городе скупо, хотя спрос на эти украшения есть.
Ювелирная промышленность России в последние годы, наряду с тенденцией роста промышленного производства, проявляет устойчивую тенденцию по интегрированию в международный ювелирный рынок драгметаллов и драгкамней. Все более увеличивается часть продукции, выпускаемая по кооперационным схемам с зарубежными ювелирными производителями. Существует устойчивая тенденция ввоза российскими производителями полуфабрикатов ювелирных изделий (цепи, замки, карабины и т.п.), используемых в качестве комплектующих или основы для изготовления ювелирной продукции.
Информация о работе Проблемы и перспективы Российского рынка ювелирных изделий