Приемка импортных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение сущности приемки товаров, особенно импортного происхождения и выявление необходимости принятия нормативного акта, максимально подробно регулирующего данную правовую процедуру.
Задача работы - полное, детальное изучение нормативной базы, регулирующей этот правовой институт, рассмотрение особенностей приемки импортных товаров, изучение научной литературы и судебной практики.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет разделы, посвященные той или иной проблематике, заключения и библиографии. В первой главе предстоит рассмотреть основные правовые категории, касающиеся приемки товаров, такие как товар, приемка, субъекты приемки, источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества. Вторая глава посвящена процедуре приемки товаров, срокам и порядку проведения.
Данная работа основывается на законодательстве Российской Федерации. Кроме того, при написании работы использовалась теоретическая база, труды таких известных научных деятелей как Пугинский Б.И., Андреева Л.В., Попондопуло В.Ф. Детально изучена судебная практика по данной тематике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общие положения приемки товаров……………………………… 5
1.1. Понятие и значение основных правовых категорий ……………….. 5
1.2. Субъекты отношений…………………………………………………... 9
1.3. Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества……………………………………………………………….... 12
Глава 2. Особенности приемки импортных товаров и приемка товаров во внутреннем обороте………………………………………………………….. 16
2.1. Порядок приемки товаров…………………………………………….. 16
2.2. Сроки приемки товаров……………………………………………….. 24
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Список используемой литературы…………………………………………… 31

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ НОВЫЙ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Кроме этих лиц при приемке товаров по качеству в необходимых случаях участвует эксперт. Так п.20 Инструкции №7-П устанавливает, что при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.

Лица, осуществляющие приемку, обязаны строго соблюдать правила приемки товаров и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.

За подписание акта о приемке, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несут установленную законом ответственность.

 

1.3 Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества

 

Ситуация, сложившаяся в отношении правового регулирования процедуры приемки товаров в России катастрофическая. До сих пор не принят кодифицированный нормативный акт, регулирующий коммерческие отношения, в том числе и отношения по поводу приемки по качеству и количеству. В данный момент данная процедура регламентируется большим количеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс РФ, транспортные уставы и другие кодексы, правила выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Применение того или иного акта зависит от многих факторов. Как пишет Пугинский Б.И., «…надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством»[6].

В связи с этим интерес представляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 15.12.2009 №12367\09 по делу об иске страховой компании к авиакомпании. Президиум ВАС РФ постановил, что к отношениям, связанным с недостачей груза при авиаперевозке, надо применять нормы Воздушного кодекса РФ[7].

Порядок приемки товаров от органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовые акты о приемке как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годах соответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носят обязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре. Однако, как отмечает Пугинский Б.И., «…даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки не существует»[8]. Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качестве обычаев делового оборота.

Необходимо помнить о соотношении инструкций с другими нормативными актами. Так по общему правилу инструкции по отношению к стандарту выполняют субсидиарную роль и применяются в тех случаях, когда стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки и иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки товара.

Главенствующую роль в установлении порядка приемки товара играет договор, заключаемый между сторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядок проверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее время наблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определения качества продукции. Как отмечает Попондопуло В.Ф., «Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась»[9]. Однако на договор ложится основная нагрузка регулирования вопросов, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству, так как современные правовые акты в этой сфере до сих пор не приняты. «Это создает проблемы для предпринимателей, поскольку детальное описание процедуры приемки в договорах ведет к чрезмерному «разбуханию» договора и сложности подробного регулирования всех возникающих при приемке вопросов»[10]

Помимо порядка приемки товаров вышеперечисленные инструкции регулируют отношения по поводу проведения экспертизы в необходимых случаях.

Несмотря на якобы отлаженные отношения по поводу приемки товаров существуют проблемы в этой области, одна из которых отсутствие кодифицированного акта, регулирующего приемку и экспертизу товаров и, вместе с тем, существование устаревших нормативных актов. Это в свою очередь порождает ряд дискуссий, среди которых споры относительно предмета коммерческих отношений, увеличения количества судебных дел, связанных с неправильной трактовкой нормативных актов.


Глава 2. Особенности приемки импортных товаров и приемка товаров во внутреннем обороте

 

2.1. Порядок приемки товаров

 

В научной литературе существует несколько классификаций приемки товаров[11]. Во-первых, как указывалось ранее, выделяются с учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества:

1)     приемка, непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;

2)     приемка товаров от органов транспорта.

Во-вторых, в зависимости от того, в каком обороте находятся товары:

1)     приемка товаров, находящихся во внутреннем обороте;

2)     приемка импортных товаров.

В-третьих, в зависимости от типа:

1)     приемка товаров по количеству;

2)     приемка товаров по качеству. Качество представляет собой совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

При осуществлении данной правовой процедуры необходимо учитывать нюансы, связанные с тем или иным видом приемки. Приемка товаров по количеству отличается от приемки товаров по качеству. Также существуют свои особенности при приемке товаров, находящихся в обращении в России или за ее пределами (импортных товаров). Помимо этого различаются процедуры приемки товаров, передача которых осуществляется непосредственно продавцом либо через органы транспорта.

Как отмечалось ранее, законом установлена обязанность покупателя принять и осуществить проверку товара. Так, в соответствии с п.2 ст.513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. Однако закон не устанавливает порядок приемки товаров, который регулируется инструкциями о приемке товара по количеству и по качеству. Инструкции в свою очередь не отвечают потребностям современных коммерческих отношений. Многие нормы инструкций на практике приводят к спорам и разногласиям сторон. Таким образом, существует необходимость согласования проведения приемки товаров непосредственно в договоре.

Как правовая процедура фактическая приемка товаров подразделяется на несколько этапов. Андреева В.Л. выделяет: приемку товаров от органов транспорта; приемку товаров на складе получателя; приемку товаров по количеству; приемку товаров по качеству; составление акта приемки.[12]

Однако с таким делением процесса приемки на этапы трудно согласиться. Так сама Андреева Л.В. указывает на то, что такая последовательность применяется не во всех случаях. Нас же интересует непрерывный и лаконичный процесс, когда один этап сменяет другой. Этап представляет собой относительно самостоятельную часть конкретного процесса приемки, направленную на решение отдельных его задач. В предложенном Андреевой Л.В. варианте деления, на мой взгляд, отражены виды приемки, но не этапы, кроме последней процедуры, относящейся к составлению акта приемки. Если выделять этапы приемки товаров, следует руководствоваться делением, предложенным Пугинским Б.И., в соответствии с которым выделяются:

1)                приемка при выгрузке товара, когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. Автор детально разбирает процесс приемки, связанный с выгрузкой товара из транспортного средства. Однако, на мой взгляд, сюда же необходимо относить и приемку товара на складе поставщика, которая осуществляется материально ответственным лицом по доверенности.

В части количества на этом этапе получатель в первую очередь должен проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке. В случае обнаружения повреждения груза или его порчи, а также несоответствия наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, необходимо составить коммерческий акт, либо отметку на товарно-транспортной накладной. Далее ответственным лицом получателя проверяется вес брутто и количество мест. В случае перевозки груза без тары или в открытой таре, а также когда товар поступил в поврежденной таре, проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте.

Когда товар получен покупателем на складе продавца, приемка осуществляется там же. Однако эта процедура не исключает возможности покупателя провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Продавец не будет отвечать за такие недостатки и потери, которые возникли в результате ненадлежащей погрузки или транспортировки. В связи с этим интерес представляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2010 года № 15082/09 о взыскании стоимости недостающего груза. В ходе рассмотрения дела было выявлено следующее. В соответствии с условиями международного контракта от 26.11.2007 N 47/2007, заключенного между обществом (продавцом) и компанией "АйПиСи Интерпетрохем Гонконг Лтд" (покупателем), на станции Чепецкая по международной железнодорожной накладной N Ч 855337 в вагон N 90620253 произведена отгрузка азофоски насыпью, с указанием общего веса - 60 000 килограммов. Станцией назначения в накладной указана Маньчжурия КЖД (Китай), пограничной станцией перехода - Забайкальск Забайкальской железной дороги (Россия). При контрольной перевеске груза на вагонно-электронных весах на станции Маньчжурия выявлена его недостача против документов в количестве 25 940 килограммов. О факте недостачи составлен коммерческий акт от 06.01.2008 N 0000193. Решением Арбитражного суда Читинской области от 29.01.2009 с перевозчика (ОАО "РЖД") взыскано 7 041,74 доллара США в рублях по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату фактического платежа. Президиум Высшего арбитражного суда РФ постановил: решение Арбитражного суда Читинской области от 29.01.2009 по названному делу оставить без изменения.[13]

В части качества на первом этапе проверяется соблюдение обеспечительных мер по сохранности груза (наличие на транспортном средстве или контейнере пломб отправителя, исправность пломб, состояние транспортного средства, исправность тары); сверяется наименование груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе. Кроме этого получатель должен проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие сохранность груза от повреждения и порчи, то есть, как осуществлялась укладка груза, поддерживался ли температурный режим, осуществлялась ли в необходимых случаях льдоснабжение.

В научной литературе критике подвергаются положения Инструкции о приемке по количеству, касающиеся приемки товара без участия поставщика. Так как первый этап осуществляется бесконтрольно, велика вероятность создания недостачи самой принимающей стороной. Происходит это так: кладовщик или иное лицо со стороны получателя, вскрыв транспортное средство, например, умышлено изъял часть товара, создав тем самым недостачу. Далее формируется комиссия уже с участием поставщика или иного незаинтересованного лица для дальнейшей приемки. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предусматривать в договоре условие о том, что вскрытие транспортного средства и приемка ценных грузов уже на первом этапе осуществляются комиссией с участием определенных лиц.

По результатам первого этапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, что данный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его не составляют, а оформляют по итогам приемки в целом.

Свои особенности существуют при приемке импортных товаров. Здесь действует Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлению и направлению рекламационных актов, утвержденная Госарбитражем СССР 15.10.1990 г. Данная Инструкция, как и выше указанные, применяется в качестве обычая делового оборота. В соответствии с п.6 Инструкции на этой стадии приглашается эксперт бюро товарных экспертиз при торгово-промышленной палате. В случае невозможности участия эксперта, приемка импортных товаров осуществляется комиссией с участием представителя иностранного поставщика. Акты приемки по количеству и качеству должны составляться раздельно по каждой партии товара, отгружавшейся по одной международной накладной. Данные акты называются рекламационными. Приемка импортных товаров должна производиться с участием эксперта бюро товарных экспертиз при торгово-промышленной палате. При невозможности приглашения эксперта приемка производится комиссией с участием представителя иностранного поставщика либо с участием представителя незаинтересованной организации.

2) Второй этап связан с дальнейшими действиями принимающей стороны при обнаружении недостач или повреждений товара. В случае обнаружения недостачи или повреждения товара собирается комиссия либо приглашается эксперт. При приемке по количеству в комиссию входят представители покупателя и поставщика. Инструкция о приемке по количеству обязывает получателя вызвать представителя поставщика только в случае его нахождения в одной местности с покупателем. В случае расположения поставщика в другой местности, его вызов не требуется, если иное не предусмотрено договором. В случае неявки поставщика дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя, которыми не могут быть юристы, бухгалтерские работники, материально ответственные лица. Представитель, как правило, приглашается из другой организации либо направляется из профсоюзной организации получателя. В части проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены повреждения товара, условия о вызове поставщика аналогичны выше указанным. В случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем относительно природы повреждений, а также в случае неявки представителя поставщика или если его вызов был не обязателен, вызывается эксперт. Приемка товара по качеству производится комиссией в тех случаях, когда в выделении эксперта было отказано. Комиссия проверяет количество и качество товара и в случае обнаружения недостачи или каких-либо дефектов составляет акт о выявленной недостаче или акт о ненадлежащем качестве товара соответственно. В случае, если при приемке помимо недостачи будут выявлены и излишки, то в акте фиксируются точные данные об этих излишках.

Информация о работе Приемка импортных товаров