Понятие и виды объектов торгового оборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Объекты коммерческого права являются составной частью единой системы, состоящей из субъектов торговой деятельности, а также из отношений, складывающихся в торговой сфере между этими субъектами. При этом отношения между субъектами коммерческой (торговой) деятельности складываются по поводу объекта, т.е. определенного имущества, товара.

Содержание

Введение
1. Понятие объектов торгового оборота
2. Виды объектов торгового оборота
3. Правовой режим товаров в торговле и способы его формирования
4. Классификация товаров
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсач Понятие и виды объектов торгового оборота.docx

— 33.61 Кб (Скачать)

Лицензии требуются  в дополнение к обязательной государственной  регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность  по ст. 171 УК РФ. Законодательное и  административное регулирование круга  субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных  связей, объемы продаж, другие условия  договоров, т.е. на правовой режим товаров. 

В интересах обеспечения  здоровья граждан введена государственная  регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и  изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров  они вносятся в Государственный  реестр, который ведет Минздрав РФ. Заявителю выдается свидетельство  о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный  порядок установлен для новых  видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению. 

Законом могут вводиться  ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции. 

Различия в правовом режиме обращения товаров могут  создаваться и в связи с  регулированием порядка розничной  торговли. Издаются также правила  розничной торговли иными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновременно затрагивают оптовую  торговлю и даже деятельность изготовителей  товаров. Правила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной продажи товар был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хранения и использования, снабжен маркировкой с указанием на ней необходимых сведений о товаре, инструкцией по применению, техническим паспортом. 

Меры по регулированию  производства, оптовой и розничной  торговли непосредственно влияют на установление торговых связей, на обращение  товаров. Изготовители и приобретатели  обязаны учитывать правила, действующие  по всей цепочке прохождения товара, чтобы не столкнуться с затруднениями  при реализации, не оказаться вынужденными забирать обратно свой товар или  подыскивать другого покупателя. 

Ограничение оборотоспособности товаров может производиться по иным основаниям. Они могут также устанавливаться применительно к продавцам (продажа лекарственных препаратов требует от продавца знания фармакологии, удостоверенного соответствующим документом), покупателям (например, право приобретения оружия и патронов к нему предоставлено лицам, имеющим соответствующее разрешение), по месту торговли (например, не допускается продажа алкогольной продукции в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях). 

4. Классификация  товаров 

Товары чрезвычайно  разнообразны и поэтому в рамках коммерческой деятельности могут быть классифицированы по разным признакам. Для повседневной коммерческой практики большое значение имеют товароведческие  классификации, поскольку они позволяют  упорядочить имеющиеся товары, обеспечить их надежный учет, хранение и ускоряют поиск востребованных покупателями товаров (например, при складировании). С точки зрения применения коммерческого  права важны такие классификации, которые выявляют однородные с правовой точки зрения группы товаров. Это позволяет продавцу и покупателю производить в связи с данными товарами или по отношению к ним однородные правовые действия. 

С классификацией товаров  с точки зрения их правового режима на товары находящиеся в свободном  обороте и товары ограниченной оборотоспособности уже говорилось в предыдущем параграфе зависимости от назначения товары подразделяют на две группы: товары народного потребления и товары производственного назначения. Подзаконные нормативные акты обычно посвящены одной из этих групп и относительно редко содержат общие требования. 

Товары народного  потребления - это товары, предназначенные  для продажи населению с целью  личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. 

Под товарами производственного  назначения понимаются товары, предназначенные  для продажи юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в  хозяйственной деятельности. К товарам  производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п. 

В свою очередь товары народного потребления и товары производственного назначения для  единообразного ведения первичного учета и составления статистической отчетности объединены в укрупненные  товарные группы. 

Другая довольно часто встречающаяся в нормативных  актах классификация по назначению - деление на продовольственные и  непродовольственные товары. Отнесение  товаров к продовольственным  предопределяет особо жесткие требования к условиям и срокам, как их хранения, так и продажи, а также к срокам сертификации. Данная классификация товаров оказывает определенное влияние и на специализацию предприятий торговли, хотя, следует отметить, что нормативными актами допускается создание и предприятий с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. 

Для коммерсантов практический интерес представляет и классификация  товаров с учетом лицензионного  аспекта деятельности. Здесь можно выделить товары, торговля которыми и /или приобретение которых подлежат лицензированию, и товары, в отношении которых такие требования в законодательстве отсутствуют. К первым согласно ст. 1 и п. 1 ст. 17 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ относятся: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, ценные бумаги, оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к нему, природные ресурсы, в том числе недра, лесной фонд, объекты растительного и животного мира; шифровальные (криптографические) средства, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; вооружение и военная техника, нефть, газ и продукты их переработки, взрывчатые материалы промышленного назначения, пиротехнические изделия IV и V класса в соответствии с государственным стандартом; наркотические средства и психотропные вещества. В нормативных актах, регулирующих коммерческие правоотношения, содержится значительное число более детальных классификаций. Термины и определения". Он содержит определения целого ряда понятий, позволяющих объединить товары в группы по различным признакам: "класс товаров", "группа товаров", "вид товаров", "разновидность товаров", "ассортимент товаров". Поскольку эти понятия применяются в нормативных актах для классификации товаров и являются обязательными для документации, остановимся на них подробнее. 

Класс товаров - это  совокупность товаров, имеющих аналогичное  функциональное назначение. Класс товаров  может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т.п. 

Группа товаров - совокупность товаров определенного  класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров  являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п. 

Вид товаров - совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением. Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п. 

Разновидность товаров - совокупность товаров определенного  вида, выделенных по ряду частных признаков. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов. 

Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому - либо одному или совокупности признаков. 

Список используемой литературы 
 

1. Гражданский кодекс  РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 

2. Гражданский кодекс  РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 

3. Таможенный кодекс  РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ 

4. ФЗ "О лицензировании  отдельных видов деятельности". 08.08.01 N128 

5. Пугинский Б.И. Коммерческое право. - Изд-во "Зерцало", 2005 г. 

6. Коммерческое право:  учебное пособие / Под ред. Н.В. ПоК63 стового. - М.: ИД "Юриспруденция", 2006. - 188 с. 

7. Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России: Конспект лекций. СПб., 2003.

Информация о работе Понятие и виды объектов торгового оборота