Понятие и методы идентификации продовольственных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:46, дипломная работа

Описание работы

Идентификация – это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс.
Идентификация является инструментом для определения фальсификации.

Работа содержит 1 файл

идентификация.docx

— 14.68 Кб (Скачать)
 
 
 

1. Понятие и методы идентификации продовольственных товаров 
 

Идентификация –  это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Применительно  к товару под идентификацией следует  понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или  в сопроводительных документах, предъявляемым  к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий  процесс. [11, стр. 514] 

 Идентификация  является инструментом для определения  фальсификации.  

 Фальсификация  – подделка, подмена а процессе  изготовления продукции определенного  качества другой, менее ценной, не  соответствующей своему названию, и реализация её в корыстных  целях. 

 Основным методическим  принципом установления фальсификации  является глубина исследований  пищевых продуктов, близких по  свойствам. Глубина исследований  в этих случаях обусловлена  тем, что многие стандартные  методы испытаний пищевых продуктов  не позволяют решать поставленную  задачу. 

Цель идентификации  – выявление и подтверждение  подлинности конкретного вида и  наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах. 

 Для достижения  этих целей необходима дальнейшая  разработка теоретических основ  и практических действий по  идентификации товаров. Поэтому  задачами идентификации являются: 

- определение основных  понятий, структуры, норм и  правил в области идентификации  товаров; 

- разработка основополагающих  критериев, пригодных для целей  идентификации однородных групп,  конкретных видов и наименований  товаров; 

- исследование потребительских  свойств товара и показателей,  их характеризующих, для выявления  наиболее достоверных критериев  идентификации; 

- совершенствование  стандартов, ТУ и другой нормативной  документации путем включения  в нее показателей качества  для целей идентификации; 

- разработка методов  идентификации товаров, в первую  очередь экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определять ассортиментную принадлежность товаров. [ 4, стр. 135 – 136 ]  

Функции идентификации: 

1) указующая –  отождествляющая представленный  образец товара с конкретным  наименованием, сортом, маркой, типом,  с товарной партией; 

2) информационная  – доводящая до субъектов рыночных  отношений необходимую информацию; 

3) подтверждающая  соответствие ассортиментной принадлежности  товара информации, указанной на  маркировке, и (или) в товарно-сопроводительных  документах, то есть подлинность  товара; 

4) управляющая –  так как идентификация служит  одним из элементов системы  качества продукции. 

 Управляющая функция  идентификации регламентируется  международными стандартами ИСО  9001 – ИСО 9003 «Системы качества».  Эти стандарты введены в России  без изменений: ГОСТ Р ИСО  9001 – ГОСТ Р ИСО 9003. Поэтому  рассмотрение идентификации как  одного из элементов системы  качества представляет большой  интерес. 

 Требования к  качеству продукции, удовлетворяющие  потребности потребителей, устанавливаются  в стандартах и технических  условиях. 

 Но эти документы  не гарантируют того, что при  проектировании, разработке, производстве, хранении и реализации товаров  фактически достигнутый уровень  качества будет соответствовать  установленным требованиям. Вследствие  этого возникла необходимость  разработки стандартов, дополняющих  требования к продукции и предупреждающих возникновение несоответствий на разных этапах технологического цикла путем регламентации элементов системы качества. 

Объекты идентификации  – продовольственные товары. Их оценка соответствия очень важна  в сфере торговли и у потребителя, который приобретает товары. 

Субъекты, осуществляющие идентификацию товаров – все  участники рыночных отношений:  

- изготовитель –  на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, и при отпуске готовой продукции;  

- продавец – на  стадиях заключения договоров  купли – продажи, приемки товаров  и подготовки их к продаже.  

- потребитель также  проводит идентификацию приобретаемого  товара, делая это чаще всего  неосознанно и не имея достаточной  квалификации, ориентируясь лишь  на собственный житейский опыт  и знания. 

Средства идентификации  товаров – нормативные и технические  документы (стандарты, ТУ, правила и  др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т. п.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации. 

 Назначением указанных  средств является регламентация  критериев идентификации. В большей  мере этому требованию должны  отвечать нормативные документы. 

Критерии идентификации  – это характеристики товаров, позволяющие  отождествлять наименование представленного  товара с наименованием, указанным  на маркировки и (или) в нормативных, товарно-сопроводительных документах. 

 В стандартах, ТУ, Правилах проведения сертификации  пищевых продуктов и продовольственного  сырья предусматриваются три  группы показателей: органолептические,  физико-химические, микробиологические. 

 Для целей идентификации  пригодны лишь органолептические  и физико-химические показатели, характеризующие потребительские  свойства товара. Микробиологические  показатели относятся к показателям  безопасности, зависящим от внешних  воздействий и обсеменения микрофлорой.  Пищевые продукты служат для  микроорганизмов питательной средой, поэтому обсемененность микроорганизмами  и наличие вырабатываемых ими  микотоксинов не могут быть критериями идентификации. 

 Непригодны в  качестве критериев идентификации  и многие физико-химические показатели  безопасности, определяемые при  сертификационных испытаниях. Они  лишь косвенно свидетельствуют  о загрязнении сырья, пищевых  продуктов и несвойственны экологически  чистым продуктам (или содержание  их ничтожно). Это относится к  таким показателям безопасности, как токсичные микроэлементы,  микотоксины, радионуклиды, антибиотики, гормональные препараты, нитраты и др. 

 Наиболее пригодными  для целей идентификации являются  органолептические и отдельные  физико-химические показатели.

Информация о работе Понятие и методы идентификации продовольственных товаров