5.
Выбор способа размещения
заказов
Решение
о способе размещения принимается
заказчиком, уполномоченным органом.
При
размещении заказа путем проведения
конкурса, аукциона, а также запроса котировок
цен на товары, работы, услуги создается
конкурсная, аукционная или котировочная
комиссия, в составе которой должно быть
не менее 5 человек. У каждой комиссии свои
функции, которые подробно описаны в ст.
7 ФЗ № 94. Однако Заказчик (уполномоченный
орган) вправе создать единую комиссию,
осуществляющую функции всех трех.
Конкурсная
и аукционная документация разрабатывается
в сроки, определенные для каждого
вида размещения заказа (от 7 до 30 рабочих
дней), публикует извещение о размещении
заказа. Исключение в данном случае составляет
закрытый конкурс и аукциона.
Извещения
публикуются в официальном печатном
издании и официальном сайте.
Извещение должно содержать сведения
о форме торгов, наименовании заказчика,
времени и месте проведения торгов;
предмете торгов; месте поставки, выполнения
работ, оказания услуг; начальной (максимальной)
цене контракта; порядке, сроках и месте
получения документации; месте, дате и
времени вскрытия конвертов с конкурсными
заявками или проведения аукциона.
Чтобы
стать участником размещения заказа,
необходимо подать заявку в срок и
по форме, которые установлены конкурсной
документацией, документацией об аукционе,
извещением о проведении запроса
котировок. При проведении закрытого
конкурса или аукциона участникам запрещено
подавать заявки в виде электронных документов.
Все участники должны соответствовать
требованиям и условиям допуска к размещению,
изложенным в ст.11 ФЗ №94-ФЗ.
При
проведении конкурса или аукциона заказчик
(уполномоченный орган) может потребовать
от участников внести денежные средства
в качестве обеспечения заявки на участие
в размещении заказа: для конкурса - не
выше 5% начальной (максимальной) цены контракта
(лота), для аукциона - 5%. Они возвращаются
победителю конкурса (аукциона), а также
компании, заявке на участие в конкурсе
которого присвоен второй номер, в течение
5 рабочих дней со дня заключения контракта
с победителем.
Также
заказчиком, уполномоченным органом
может быть установлено требование
финансового обеспечения исполнения
государственного или муниципального
контракта в размере не выше 30% начальной
(максимальной) суммы контракта, указанной
в извещении. Обеспечение исполнения государственного
контракта также может быть представлено
в виде банковской гарантии и страхования
ответственности по контракту. На бюджетные
организации данное требование не распространяется.
Конкурсная,
аукционная или котировочная комиссия
рассматривает заявки, проверяет
комплектность и соответствие документов,
представленных претендентами на участие
в размещении заказа, требованиям законодательства;
принимает решение о допуске претендентов
к участию в размещении заказа; оценивает
предложения, а затем определяет победителя.
Государственный
или муниципальный контракт может
быть заключен не ранее чем через
10 дней со дня размещения на официальном
сайте протокола оценки (аукциона) и сопоставления
заявок на участие в конкурсе, а при проведении
закрытого конкурса (аукциона) - со дня
подписания протокола оценки (аукциона)
и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
При запросе котировок контракт может
быть заключен не ранее чем через 5 дней
со дня размещения на официальном сайте
протокола рассмотрения и оценки котировочных
заявок и не позднее чем через 20 дней со
дня подписания указанного протокола.
6.
Обеспечение защиты
прав и законных интересов
участников размещения
заказов
- Любой участник
размещения заказа имеет право обжаловать
в судебном порядке, а также в
порядке, предусмотренном настоящей
главой, действия (бездействие) заказчика,
уполномоченного органа, специализированной
организации, конкурсной, аукционной или
котировочной комиссии, если такие действия
(бездействие) нарушают права и законные
интересы участника размещения заказа.
Обжалование действий (бездействия) заказчика,
уполномоченного органа, специализированной
организации, конкурсной, аукционной или
котировочной комиссии в порядке, предусмотренном
настоящей главой, не является препятствием
для обжалования участником размещения
заказа действий (бездействия) заказчика,
уполномоченного органа, специализированной
организации, конкурсной, аукционной или
котировочной комиссии в судебном порядке.
- Обжалование
действий (бездействия) заказчика, уполномоченного
органа, специализированной организации,
конкурсной, аукционной или котировочной
комиссии в порядке, предусмотренном настоящей
главой, допускается в любое время размещения
заказа, но не позднее чем через десять
дней со дня размещения на официальном
сайте протокола оценки и сопоставления
заявок на участие в конкурсе, протокола
аукциона, протокола рассмотрения и оценки
котировочных заявок, а также протокола
рассмотрения заявок на участие в конкурсе
либо протокола рассмотрения заявок на
участие в аукционе в случае признания
конкурса или аукциона несостоявшимся,
при проведении закрытого конкурса или
закрытого аукциона - со дня подписания
соответствующего протокола. При этом
в случае, если обжалуемые действия (бездействие)
совершены после начала соответственно
вскрытия конвертов с заявками на участие
в конкурсе, рассмотрения заявок на участие
в аукционе, рассмотрения котировочных
заявок, обжалование таких действий (бездействия)
может осуществляться только участником
размещения заказа, подавшим соответственно
заявку на участие в конкурсе, заявку на
участие в аукционе, котировочную заявку.
По истечении указанного срока обжалование
действий (бездействия) заказчика, уполномоченного
органа, специализированной организации,
конкурсной, аукционной или котировочной
комиссии осуществляется только в судебном
порядке.
- Размещение
заказа может быть признано недействительным
по иску заинтересованного лица или по
иску уполномоченных на осуществление
контроля в сфере размещения заказов федерального
органа исполнительной власти, органа
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления
только судом.
- Участник
размещения заказа вправе подать в письменной
форме, в том числе в форме электронного
документа или посредством использования
факсимильной связи, жалобу на действия
(бездействие) заказчика, уполномоченного
органа, специализированной организации,
конкурсной, аукционной или котировочной
комиссии при размещении заказа на поставку
товара, выполнение работ или оказание
услуг для федеральных нужд в уполномоченный
на осуществление контроля в сфере размещения
заказов федеральный орган исполнительной
власти.
- Участник
размещения заказа вправе подать в письменной
форме жалобу на действия (бездействие)
заказчика, уполномоченного органа, специализированной
организации, конкурсной, аукционной или
котировочной комиссии при размещении
заказа для нужд субъекта Российской Федерации
в уполномоченный на осуществление контроля
в сфере размещения заказов федеральный
орган исполнительной власти или в уполномоченный
на осуществление контроля в сфере размещения
заказов орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации. Участник
размещения заказа вправе подать в письменной
форме жалобу на действия (бездействие)
заказчика, уполномоченного органа, специализированной
организации, конкурсной, аукционной или
котировочной комиссии при размещении
заказа для муниципальных нужд в уполномоченный
на осуществление контроля в сфере размещения
заказов федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный на осуществление
контроля в сфере размещения заказов орган
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или в уполномоченный на осуществление
контроля в сфере размещения заказов орган
местного самоуправления.
- При подаче
жалобы на действия (бездействие) заказчика,
уполномоченного органа, специализированной
организации, конкурсной, аукционной или
котировочной комиссии в соответствии
с частями 4 и 5 настоящей статьи участник
размещения заказа направляет копию жалобы
соответственно заказчику, в уполномоченный
орган, специализированную организацию,
конкурсную, аукционную или котировочную
комиссию, действия (бездействие) которых
обжалуются.
Список
литературы
- Федеральный
закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд" (с изменениями).
- В.В.Наумов,
Ценообразование. Учебный курс (учебно-методический
комплекс).
- С. В. Бовтеев,
А. М. Симановский, Е. И. Рыбнов, Т. Ю. Федорова,
В. И. Фролов, С. В. Фролов, Ю. О. Чайка. Размещение
государственного и муниципального заказа
(базовый курс). 3-е изд., доп. – СПб.: СПбГАСУ,
2010.