Основные направления развития торговли Республики Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Цель обусловила постановку следующих задач:

- раскрыть понятие и сущность торговли;

- показать торговлю в сфере товарного обращения и её функции;

- определить виды торговли;

- выявить организационные формы торговли;

- исследовать влияние торговли на повышение эффективности общественного производства;

- установить принципы и формы государственного регулирования торговли;

- показать направления развития торговли в Республике Беларусь;

- оценить научно-технический прогресс в торговле;

- проанализировать новые технологии для завоевания покупателей;

- изложить перспективность электронной коммерции.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 4
1.Торговля в социально-потребительском комплексе …………………….. 6
1.1.Понятие, сущность и развитие торговли ………………………….. 6
1.2.Торговля в сфере товарного обращения и её функции …………… 8
1.3.Виды торговли ……………………………………………………….. 11
1.4.Организационные формы торговли ………………………………… 13
2.Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях . 15
2.1.Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства ………………………………………………………………….
15
2.2.Принципы и формы государственного регулирования торговли … 17
2.3.Направления развития торговли в Республике Беларусь …………. 19
3.Направления совершенствования деятельности торговых организаций 23
3.1.Научно-технический прогресс в торговле …………………………. 23
3.2.Новые технологии для завоевания покупателей …………………... 26
3.3.Перспективность электронной коммерции ………………………... 37
Заключение …………………………………………………………………… 40
Список использованных источников ……………………………………….. 42

Работа содержит 1 файл

Курсовой НАДО .doc

— 327.50 Кб (Скачать)

     Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь: «О торговле» от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь.

     Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.

     Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осуществляемой в предусмотренных формах, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

     Закон «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей; регулирует отношения, возникающие между гражданами, желающими заключить договор купли-продажи товаров (работ, услуг) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах. Данный закон устанавливает права потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов [9, с.12].

     В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400—2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В этих нормативных документах по стандартизации установлены общие требования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть применены меры административной ответственности за несоблюдение требований стандартов, а также приостановлены производство и реализация данного товара.

     За нарушение торгового законодательства предусматривается экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавливающими ответственность и описание ответственности, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь [9, с.13]. 

     3.НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     ТОРГОВЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ 

     3.1.Научно-технический  прогресс в торговле 

     Торговля – одна из крупнейших отраслей страны по численности занятых работников и масштабам хозяйственной деятельности. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа. Важное средство повышения эффективности торговли – ускорение темпов научно-технического прогресса.

     Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний. НТП – это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

     Научные достижения находят свое выражение не только в технике и технологиях, но также в знаниях и навыках людей. Нововведения требуют психологической и организационной перестройки, подготовки и переподготовки кадров, изменений в системе управления. Переход к рыночной экономике ведет к коренной перестройке всех слагаемых НТП – планирования, управления, финансирования, кредитования и стимулирования, международного научно-технического сотрудничества [14, с.6].

     К числу основных направлений этой перестройки относятся:

     • ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;

     • замена централизованного планирования государственно-общественным регулированием НТП с помощью законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;

     • усиление роли рыночного механизма в обеспечении динамичного соответствия спроса и предложения на нововведения, установление договорных цен;

     • стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;

     • внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.

     Особенности НТП на современном этапе обусловлены научно-техничес-кой революцией (2-я половина ХIХ-ХХ в.), перешедшей в революцию технологическую. По определению английского философа Д. Бернала, научно-техни-ческая революция – это совокупность взаимосвязанных глобальных переворотов в технике и науке, приводящих к изменению структуры производительных сил и места работника в производственной системе.

     Современная научно-техническая революция означает переход к новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором:

     • создается единая техническая база с многозвенными технологическими комплексами;

     • основной формой общественного богатства становятся знания, умения и навыки;

     • занятость работников в сфере услуг (информационных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем в материальном производстве;

     • производство ориентируется на изготовление все более широкого и часто обновляемого ассортимента изделий по конкретным заказам потребителя;

     • увеличивается доля занятых на рабочих местах принципиально нового типа, открывающих перспективу полного использования и всестороннего развития способностей человека [14, с.7].

     Основой НТП является научно-технический потенциал общества, т.е. организованная определенным образом система кадрового, научного, информационного, материально-технического и управленческого обеспечения для решения научно-технических проблем. НТП в общественном производстве, воздействуя на объемы производства и качество продукции, в значительной мере определяет темпы развития сферы обращения и возможности радикальных преобразований в этой сфере. Ускорение НТП в торговле имеет особое значение, так как по уровню производительности труда эта отрасль хозяйства отстает от других. Современное высокоиндустриальное производство товаров требует соответствующей ему технологии обращения.

     Доведение товаров от производства до потребителя должно быть таким же четким, как и конвейер современного производственного процесса, иначе торговля неизбежно будет сдерживать производство.

     От производительности труда в торговле зависят:

     • скорость продвижения товаров до покупателей, скорость их обслуживания (а фактор времени в современных условиях имеет высокую социально-экономическую значимость);

     • товарооборачиваемость, ускорение которой ведет к снижению товарных потерь и других издержек, к более быстрому обновлению ассортимента;

     • улучшение экономических результатов деятельности торговой организации.

     Интенсификация процессов в сфере товарного обращения необходима для наращивания масштабов ее деятельности без дальнейшего существенного роста численности занятых. Научно-технический прогресс стимулирует развитие товарооборота, повышение рентабельности торговли, совершенствование технологии и материально-технической базы, системы управления в отрасли; вносит существенные изменения в содержание и характер труда торговых работников, их профессиональный состав и уровень подготовки, способствует углублению разделения труда [14, с.8].

     Результаты научно-технического прогресса в торговле непосредственно отражаются на работе не только самой отрасли. С прогрессом тесно связано решение таких важнейших социально-экономических проблем, как сокращение времени, затрачиваемого населением на приобретение товаров и услуг; облегчение домашнего труда, снижение затрат нервной энергии, вызываемых очередями в магазинах; повышение эффективности труда в других отраслях народного хозяйства.

     Об уровне научно-технического прогресса в торговле судят по тому, как повышается общий уровень культуры торговли, как создаются максимальные удобства покупателям при выборе и приобретении товаров и услуг, снижаются издержки потребления, являющиеся мерилом культуры торговли.

     Прогресс торговли – составная часть НТП всего общественного производства. Успехи, достигнутые в результате научно-технического прогресса промышленности (машиностроения, электроники, химии и т.д.), являются базой технического вооружения торговли, ее оснащения современными машинами, механизмами и приборами. В свою очередь технический прогресс торговли активно влияет на производство, создает необходимые предпосылки для его ускорения и расширения.

     Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следующие слагаемые:

     • развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;

     • ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;

     • прогресс в области развития материально-технической базы;

     • совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;

     • создание кадрового потенциала [14, с.9]. 

     3.2.Новые технологии для завоевания покупателей  

     Место торговли (прежде всего розничной) определяется тем, что это один из наиболее динамично развивающихся секторов рынка, для которого характерен быстрый и устойчивый рост на основе распространения новых форматов торговли. Крупные торговые сети становятся «локомотивом» этого рынка.

     Ситуация на потребительском рынке характеризуется тем фактом, что торговые предприятия аккумулируют огромные деньги, которые домашние хозяйства тратят на потребительские расходы. По статистическим данным, в Беларуси около 80% семейного бюджета расходуется на этом самом быстрорастущем внутреннем рынке, определяющем уровень и динамику доходности торговых предприятий.

     Общемировая тенденция развития торговли проявляется в опережающем росте новых торговых форматов за счет трех основных факторов:

     • заполнение пустующих рыночных ниш;

     • быстрое вытеснение традиционных и независимых магазинов с использованием экономических методов;

     • постепенное вытеснение открытых рынков с использованием мер экономического и административного воздействия [11, с.78].

     Торговля не только в Беларуси, но и во всем мире развивается стремительными темпами. Причем во многих странах обеспеченность торговыми площадями уже превысила нормативы в два и более раз. А это значит, что для завоевания покупателей предприятиям розничной торговли нужны новые технологии. В плане изменения тенденций в торговле значимым явилось начало нового тысячелетия. Начался новый виток роста качества торговых технологий, вызванный развитием в Беларуси крупных западных и отечественных сетей.

     Стремительные изменения требуют от руководителей торговых организаций более глубоких знаний для гибкого реагирования в конкурентной среде. Опыт белорусских торговцев растет стремительно, но в любом случае он не может сравниться с традициями торговых династий и мощной теоретической базой, которой располагают западные ритейлеры. Особенно это касается формирования концепции торговых объектов. Многие ошибки на стадии проектирования и строительства магазинов допускаются именно из-за отсутствия целостности концепции или копирования приемов успешных конкурентов, эффективных в других условиях, но мало применимых к данному магазину, сети или торговому центру.

Информация о работе Основные направления развития торговли Республики Беларусь на современном этапе