Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:07, контрольная работа
В товароведении как прикладной естественно-научной дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук -- физики, химии, математики, философии и др.
Глазовский технический колледж
Самостоятельная работа по дисциплине
Товароведение продовольственных товаров
ТЕМА: «Научно – практические методы товароведения»
Выполнил: Ешмеметьева Ксения
Проверил: Караваева А.М.
2012г
Методы исследований в товароведении
Метод (от греч. methodos) -- способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.
В товароведении как прикладной естественно-научной дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук -- физики, химии, математики, философии и др.
Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические (рис. 1.2). В свою очередь каждая группа методов делится на виды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности методы делятся на методы-действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-операции (анализ, синтез, сравнение и др.). Методы-действия -- это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата. Методы-операции -- конкретные приемы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар.
Теоретические методы -- методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.
Анализ -- разделение исследуемого объекта на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.
Сравнение -- метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними.
Для сравнения отдельных
элементов необходимо их выделение
с помощью анализа, поэтому достаточно
часто эти два метода применяются
совместно в форме
Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно связаны с синтезом.
Синтез -- объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта.
Диагностика -- метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товароведной деятельности, как установление градаций качества, дефектов, а также идентификация.
Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть использованы для прогнозирования.
Прогнозирование -- метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также для рационального ассортимента.
Программирование -- метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения.
Планирование -- метод, основанный на разработке долгосрочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод используется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранение, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий.
Систематизация -- метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.
Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.
Эмпирические методы -- методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).
Измерительный метод -- метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
Органолептический метод -- метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.
Регистрационный метод -- метод, основанный на наблюдении и учете определенных объектов и их характеристик.
Разновидностью
Мониторинг -- метод, основанный на постоянном наблюдении за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предложению. Достаточно часто мониторинг проводится за качеством и безопасностью пищевых продуктов, а также для выявления фальсифицированной и контрафактной продукции.
Социологический метод -- метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он находит широкое применение для выявления запросов потребителей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.
Практические методы -- методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранности при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т.п.), а также методы-операции -- оценку качества и измерение количества.
Методы оценки качества -- методы, предназначенные для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям.
Технологические методы -- методы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров, их рационального товародвижения.
Методы упаковывания -- способы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров с помощью упаковки. Эти методы определяются видом и размером упаковки, ее назначением.
Методы маркирования -- способы, предназначенные для информационного обеспечения товаров и их идентификации.
Методы транспортирования -- способы, предназначенные для перемещения товаров и обеспечения их сохранности в пути. Эти методы подразделяются в зависимости от вида транспортных средств и способа размещения в них товаров.
Методы хранения -- способы, предназначенные для сохранения товаров на складах производственных предприятий оптовой и розничной торговли.
Методы товарной обработки -- способы подготовки товаров к продаже с целью улучшения их качества и сохраняемости. К ним относятся методы сортировки, калибровки, фасования товаров и др.
Функции товара
Ранее упоминалось, что товар
характеризуется
Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам потребителей благодаря присущим ему основополагающим характеристикам товаров. Среди этих характеристик приоритетными являются товароведные, так как обуславливают потребительную ценность, или полезность, товара.
Маркетинговая функция товара
реализуется через его
Коммерческая функция
товара обусловлена его основным
назначением как объекта купли-
Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой, он должен соответствовать требованиям нормативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ и т.п.), а также положениям договоров. Финансовая функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль. В качестве средства реализации этой функции выступают приемлемые для покупателей определенных целевых сегментов цены.
Конечным результатом
реализации рассмотренных функций
является реализация товара и удовлетворение
им потребностей, причем все указанные
функции удовлетворяют
Задачи товароведения
четкое определение
установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;
систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной и торговой организации;
определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению.
Предмет товароведения научная дисциплина, предметом которой являются потребительские свойства товаров, лежащие в основе их потребительной стоимости. Принадлежит группе прикладных экономических дисциплин, в составе которой развивается в тесном взаимодействии с учётно-экономическими дисциплинами, маркетингом (предпосылкой которого является) и рядом других. Наряду с базовыми для всех наук методами диалектической логики, а также методами других общественных наук, в ходе анализа обширно заимствует методы и приёмы естественных наук, медицины, эргономики и т. п.
В приведённом выше определении содержатся два научных термина, две категории, имена которых иногда путают:
потребительские свойства есть
категория в основе своей объективно-
Потребительная стоимость (но не «потребительская стоимость!») -- сугубо экономическая категория, парная к категории «стоимость», денежным выражением которой, в свою очередь, является «цена». Определяемая, как «способность товара удовлетворять те или иные потребности человека», потребительная стоимость есть категория субъективно-синтетическая: она отражает субъективную оценку покупателем товара во всей совокупности его свойств, и эта оценка выражается в его готовности заплатить за товар ту или иную цену.
Товароведение как научная дисциплина связано с такими науками, как химия, физика, микробиология. Определение качества продовольственных товаров, условий их хранения основано на химических, микробиологических и физических процессах.
Информация о работе Научно-практические методы товароведения