Наркотические и сильнодействующие препараты. Их оборот в РФ. Методы обнаружения и экспертизы наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В течение последних 10-15 лет в нашей стране проблему наркотиков смело можно отнести к социально приоритетной теме. Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, властных структурах и прочее. Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков всё более обостряется и является наиболее серьёзной и глобальной проблемой в современной России.

Необходимость разработки Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, воздействием таких негативных тенденций, как устойчивое сокращение численности населения России, ухудшение качественного состава нации вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотических средств, а также активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, сепаратизма и ростом преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общие понятия наркотических и сильнодействующих препаратов 5

2. Оборот наркотических средств в РФ 11

3. Антинаркотическая деятельность в РФ 15

4. Технические средства поиска наркотических веществ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ (черновик).docx

— 70.43 Кб (Скачать)

     Перечень  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации  состоит из четырех списков в зависимости от применяемых государством мер контроля:

  • список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I).
  • список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II).
  • список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III).
  • список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV).

     Перечень  утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

  1. Оборот наркотических  средств в РФ

      По данным за 2002 год по количеству фактов изъятия из незаконного оборота первенство принадлежит наркотическим средствам опийной группы (60%)[3]. В частности, в первом полугодии 2002 года в каждом третьем случае изымался героин, в каждом шестом - опий. По объему (общему весу) изымаемых препаратов картина иная. За первые 9 месяцев 2002 года из незаконного оборота изъято 76,3 тонны наркотических средств, психотропных препаратов и иных психоактивных веществ (на 16 тонн меньше, чем за этот же период 2001 года). В том числе 585,5 кг героина (на 86,2 кг меньше, чем за аналогичный период 2001 года), 59,5 тонны марихуаны (на 25,3 тонны больше), 890 кг гашиша (на 5,9 кг меньше), 133,1 кг гашишного масла (на 15,9 кг больше), 13,6 тонн соломки мака (на 5,4 тонны меньше), 370,8 кг опия-сырца (на 315,4 кг меньше), 1,2 тонны иных наркотических средств, психотропных препаратов и психоактивных веществ. По доле в общем объеме изъятых наркотических средств и психоактивных веществ доминируют марихуана и соломка мака (см. рис. 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.

     А показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания за 2010 год, дают следующие цифры. В 2010 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4116 уголовных дел из них 950 дел, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

     Наркобизнес, как и любой другой вид преступной деятельности, напрямую связан с таким  понятием как человеческий фактор.

     Именно  этот фактор сегодня определяет истинное состояние любого общества, его нравственное и физическое здоровье в тот или  иной исторический период. Таким образом, исследуя отдельные задержания лиц, причастных к контрабанде наркотиков, можно вывести и дать общие  черты, характеризующие весьма колоритный состав наркокурьеров, задержанных  на таможенной границе России.

     Основная  масса лиц, задержанных за попытки  перемещения контрабанды наркотиков как и в прошлые годы, прибывала в нашу страну из государств со сложной и нестабильной социально-экономической обстановкой. Низкие доходы населения, безработица, нравственная деградация при преступном содействии со стороны организованной системы наркобизнеса - вот те основные и главные условия, которые продолжают формировать ряды новых контрабандистов, в числе которых сегодня чаще всего можно встретить представителей стран ближнего зарубежья, в том числе СНГ, наркоситуация на территории которых складывается весьма остро и непредсказуемо.

     Лидирующие  позиции наряду с гражданами России по-прежнему занимают граждане Украины, Таджикистана, Казахстана, Молдовы  и Китая, что в первую очередь  обусловлено массовым характером нелегальной  миграции представителей этих стран  на территорию России, немалое количество которых, сойдя с поезда или трапа  самолета, становятся не только в ряды нелегальных мигрантов, но и активно  включаются в преступную деятельность, связанную с контрабандными поставками и распространением наркотиков.

     Анализ  задержаний контрабанды наркотиков, следственные материалы уголовных  дел свидетельствуют, что заметно  выросло число женщин, детей, людей  пенсионного возраста, а также  инвалидов, привлекаемых, в том числе  насильственными способами, членами  наркогруппировок к перевозке наркотиков. Наиболее характерна данная ситуация для граждан Таджикистана.

     Продолжается  структурная перестройка наркорынка в направлении распространения высококонцентрированных наркотических веществ, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, способствующих быстрому развитию физической и психической зависимостей, деградации личности. Самое решающее воздействие на негативное развитие наркоситуации в России оказывает рост незаконного производства и распространения героина  и гашиша с территории Афганистана.

     Все большее распространение получают ввозимые из Латинской Америки кокаин, из европейских стран и Китая  – синтетические наркотики, из Афганистана  и Марокко – каннабиноиды, а  также внутри страны отмечается рост наркотических средств, изготовленных  из местного растительного сырья  и лекарственных препаратов, находящихся  в свободной продаже.

     Под видом «курительных смесей» (на данный момент является самым распространенным видом наркотиков) распространяются новые виды психоактивных веществ, появляются технические средства моделирования сознания («бинауральные ритмы»), способствующие формированию зависимых форм поведения. Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется, в том числе и расширением масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

     На  эффективности государственной  антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации. Недостаточно эффективно организована профилактическая деятельность, лечебная помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией.

     Проблема  распространения немедицинского потребления  наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации  рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности  личности, общества и государства, которая  требует системного подхода в  ее решении. Необходимо принятие таких мер, которые не только исключили бы распространение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, но и способствовали разрушению их финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.

 

  1. Антинаркотическая деятельность в РФ

     Стратегия государственной антинаркотической политики  развивает и конкретизирует применительно к сфере антинаркотической деятельности соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 мая 2009года, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

     Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности личности, общества и государства, повышение уровня здоровья общества.

     Решения и меры, принимаемые органами государственной  власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества.

     Достижение  цели Стратегии осуществляется по следующим  направлениям:

  • сокращение спроса на наркотики путем организации системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, формирования в обществе иммунитета и нетерпимости к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
  • сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия внешней наркоагрессии.
  • развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

     Основные  стратегические задачи:

  • разработка и внедрение государственной системы мониторинга и оценки состояния наркоситуации в Российской Федерации и регионах;
  • создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
  • совершенствование системы лечения и реабилитации больных наркоманией;
  • создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотических средств,  психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации;
  • выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;
  • обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • совершенствование организационного и нормативно-правового обеспечения антинаркотической деятельности.

     Стратегия является основополагающим документом по разработке, совершенствованию и  корректировке государственной  антинаркотической политики и направлена на координацию деятельности органов  государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в сфере  оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров  и противодействия их незаконному  обороту.

     Субъектами  антинаркотической  деятельности являются:

     Государственный антинаркотический  комитет – осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по реализации государственной антинаркотической политики;

     Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях – обеспечивают координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках своих полномочий;

     Федеральная служба Российской Федерации  по контролю за оборотом наркотиков – осуществляет функции по реализации государственной антинаркотической политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

     Министерство  здравоохранения  и социального  развития Российской Федерации – осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, учета и лечения больных наркоманией;

     Другие  федеральные органы исполнительной властиосуществляют функции противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации полномочий;

     Высшие  должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной  власти) субъектов  Российской Федерацииосуществляют в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации;

     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерацииосуществляют реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации;

Информация о работе Наркотические и сильнодействующие препараты. Их оборот в РФ. Методы обнаружения и экспертизы наркотиков