Многостороннее регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Работа содержит 1 файл

Многостороннее регулирование внешней торговли..doc

— 97.50 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов  всего объемам международных  экономических отношений.

Международная торговля—старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса.

Международная торговля занимает ведущее место  в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции  он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.

В современных условиях активное участие страны в мировой  торговле связано со значительными  преимуществами: оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение регулирования  торговых отношений. Особую значимость эта проблема имеет для Украины и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных  связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межгосударственных товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

Под термином «внешняя торговля»  понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемого ввоза (импорта) и  оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация  является ее основной тенденцией. Произошло  значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.

В «Общий рынок» входят:

- Европейское объединение  угля и стали (соответствующий  договор вступил в силу в  1952 году).

- Европейское экономическое  сообщество (договор вступил в  силу в 1958 году).

Эти договоры были дополнены  и расширены так называемыми  Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базой политического сотрудничества стран-членов «Общего рынка».

Первым шагом в реализации целей «Общего рынка» явилось  создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).

2. Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация  свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

6. Южноафриканский комитет  развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западно-африканский  экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южно-азиатская ассоциация  регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт - Венесуэла,  Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Распределение рисков между  продавцом и предприятием производится на основе международных торговых условий, установленных Международной торговой палатой, так называемых «Инкотермс».

Этих международных  торговых условий насчитывается  достаточно много. Они часто подвергаются изменениям и регулярно публикуются  Международной торговой палатой. Четырнадцать наиболее важных условий:

«ex works», «free carrier», «FOR/FOT», «FOB airport», «FAS», «FOB», «C&F», «freight/carriage paid to», «freight/carriage and insurance paid to», «ex ship», «ex quay», «delivered at frontier», «delivered duty paid».

Каждое из условий  «Инкотермс» обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности между продавцом и покупателем, начиная с того условия, в соответствии с которым все виды ответственности возлагаются на покупателя, и кончая другой крайностью, когда, наоборот, все входит в ответственность продавца.

Важную роль в регулировании  международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С  начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к  десятикратному сокращению средней  таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade) — это многосторонний договор, устанавливающий общие правила осуществления международных торговых соглашений, принятых более 100 государствами.

Объективная потребность международного регулирования торговли с помощью норм и правил появилась в послевоенный период. Она вылилась в подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 года.

ГАТТ использует 3 фундаментальных принципа, с помощью которых она стремиться достигнуть своей цели — либерализации мировой торговли.

Принцип недискриминации, выраженный в так называемой оговорке о наиболее благоприятствуемых нациях в ст.1 ГАТТ. Значение этого соглашения состоит в том, что если в ходе двухсторонних переговоров договаривающая сторона представляет другой стороне тарифные льготы, то, на такие же льготы, в принципе, имеют право все остальные договаривающиеся стороны.

Договаривающаяся  сторона вправе использовать только импортные тарифы в тех случаях, когда это необходимо для защиты местной промышленности. Нетарифные меры, такие как количественные ограничения (квоты) или стандарты, носящие дискриминационный характер по отношению к импортным товарам, в принципе запрещены.

Существует  развитая система разрешения торговых споров.

В реализации этих принципов ГАТТ допускаются многочисленные исключения, в особенности в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли ст.24, при чрезвычайных обстоятельствах ст. 19, в интересах развивающихся стран — ст.18 и др.

В рамках ГАТТ выработан механизм наблюдения за реализацией рекомендаций и решений совещаний экспортеров.

Институциональный аппарат ГАТТ — включает в себя периодические сессии, совет, состоящий из представителей государств- членов и секретариат, расположенный в Женеве.

Основное  значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин. Постоянная активная работа в этом направлении позволила сократить среднюю величину таможенных пошлин в промышленно развитых стран с 40-60% в 1945-1947гг. до 3-5% к концу 80-х годов. Динамику торговых переговоров относительно сокращения таможенных барьеров показывает таблица 1.

Одновременно с уменьшением величин таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. В "Кодексе по техническим барьерам в торговле", принятом в ходе "Токио—раунда", поставлена задача устранения дискриминационного воздействия стандартов и технических барьеров в торговле, маркировке, сертификации и испытании товара. Наиболее важным является соглашение об обмене информацией, о предлагаемом введении новых стандартов, технических требований, систем сертификации. Новым моментом в деятельности ГАТТ стали переговоры по либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде.

Таким образом, ГАТТ — это порожденный текущим  ходом событий институт который  взял на себя задачи национальной организации и добился всеобщего признания в севере координации международной торговли.

Таблица 1.Перечень торговых (1947-1994 гг.) переговоров

Место открытия и проведения переговоров

 

Годы

Основное  содержание

Женева (Швейцария)

1947

Снижение  таможенных тарифов

Аннеси  (Франция)

1949

Снижение  таможенных тарифов 

Торки (Англия)

1950

Снижение  таможенных тарифов

Женева

1956

Снижение  таможенных тарифов

Женева

1960-1961

Снижение  таможенных тарифов 

Женева 

1964-1967 (Кеннеди-раунд)

Снижение  тарифов, разработка антидемпингового кодекса

Токио (Япония). Работа проходила в Женеве

1973-1979-(Токио- раунд)

Снижение  тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров

Иунта-дель-Эсте (Уругвай)... Работа проходила в Женеве

1986-1994 (Уругвайский раунд)

Снижение  таможенных барьеров, совершенствование механизм ГАТТ, соглашение о созданий Всемирной торговой организации. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТТ)


Преимущества  свободной торговли неоспоримы. Поскольку структура национальных ресурсов и уровень технологий в каждой стране различны, то каждая страна может производить определенные товары с разными издержками. Действие принципа сравнительных преимуществ заставляет страну производить те товары, издержки на производство которых ниже, чем в других странах. Одновременно свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Суммарное действие всех перечисленных факторов стимулирует экономический рост.

Информация о работе Многостороннее регулирование внешней торговли