Контрольная работа по "Товароведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений меняется и совершенствуется экономическая деятельность на рынке товаров и услуг. Будучи продуктом труда человека, товар благодаря своим свойствам способен удовлетворять определенные его потребности. Товароведение представляет собой естественно-техническую дисциплину, предмет которой — потребительная стоимость товаров. Современная экономическая теория категорию потребительной стоимости практически не рассматривает. Основу этой категории составляет теория предельной стоимости товара, которая сопоставляет, с одной стороны, количество товаров с абсолютными потребностями в них, а с другой — количество товаров с платежеспособным спросом.

Содержание

Введение 3
Сущность товароведения 4
Основные понятия и определения товароведения 5
Задачи товароведения 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

товароведение.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 
 
 

Контрольная работа по дисциплине 
 

ТОВАРОВЕДЕНИЕ, ЭКСПЕРТИЗА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ 
 
 
 

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Санкт-Петербург

2010 
 

 

Содержание

 

Введение

   В условиях рыночных отношений меняется и совершенствуется экономическая  деятельность на рынке товаров и  услуг. Будучи продуктом труда человека, товар благодаря своим свойствам  способен удовлетворять определенные его потребности. Товароведение  представляет собой естественно-техническую дисциплину, предмет которой — потребительная стоимость товаров. Современная экономическая теория категорию потребительной стоимости практически не рассматривает. Основу этой категории составляет теория предельной стоимости товара, которая сопоставляет, с одной стороны, количество товаров с абсолютными потребностями в них, а с другой — количество товаров с платежеспособным спросом.

   Следует отметить, что в разных нормативных  документах устанавливаются неоднозначные  определения одного и того же термина. Так, в ФЗ «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Однако это определение не гармонизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продукция» определяется как «результат процесса». При этом выделяется материальная и нематериальная продукция. Таким образом, обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее определение.

 

Сущность  товароведения

   Товароведение, научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации.

   Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием  внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по товароведению была «Торговая книга» (1575). Как самостоятельная учебная дисциплина товароведение начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце. 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного товароведения в России были М.Я. Киттары (1825-80), П.П. Петров (1850-1928), Я.Я. Никитинский (1854-1924). Под редакцией последних в 1906-08 вышел учебник по товароведению «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

   В 20 в. содержание товароведения в  разных странах дифференцировалось. Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины — материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей товароведения стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним.

   Ведущее место в развитии товароведения  современного периода занимают Ф.В. Церевитинов (1874-1947), В.С. Смирнов (1881-1958), Н.И. Козин (1887-1975), – А.А. Колесник (р. 1905), Б. Ф. Церевитинов (р. 1905) и др.

   Товароведение подразделяется на ряд учебных дисциплин  в зависимости от профиля специальностей: товароведение материалов, машин, оборудования; товароведения промышленных товаров народного потребления, пищевых продуктов и т.д. Для определения показателей качества товаров в товароведении применяются инструментальные, органолептические, расчётные и др. методы. При изучении природы товаров, их строения, свойств, процессов, происходящих в них, товароведение использует достижения многих наук: физики, химии, биологии и т.д. При изучении процессов формирования ассортимента товаров товароведение учитывает закономерности развития общественного производства и распределения.

Основные  понятия и определения товароведения

   Международная товарная номенклатура – список товаров, составленный в соответствии с определенной классификационной системой. В мировой торговле используются:

   - стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК), созданная на базе номенклатуры для классификации товаров по таможенным тарифам (БТН);

   - номенклатура гармонизированной  системы (НГС).

   Гармонизированная система - действующий с 1988 г. многоцелевой классификатор для товаров, обращающихся в международной торговле. Гармонизированная система состоит из:

   - номенклатуры гармонизированной  системы (НГС);

   - основных правил классификации товаров.

   Гармонизированная система описания и кодирования  товаров – многоцелевая товарная номенклатура, в основу построения которой положена совокупность различных признаков товаров. Гармонизированная система:

   - отвечает потребностям таможенных  органов, статистических служб и коммерческой деятельности;

   - является приложением к Международной  конвенции о гармонизированной  системе описания и кодирования товаров, вступившей в силу 1 января 1988г.

   Гармоничность товарной номенклатуры – степень  близости между товарами различных ассортиментных групп с позиции их потребительских свойств.

   Товарная  номенклатура – систематизированный перечень товаров с классификацией и разделением на группы и подгруппы.

   Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) – в РФ – систематизированный перечень товаров, объединенных в разделы и группы по признаку происхождения и по степени обработки. ТН ВЭД:

   - разработана на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования товаров и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕЭС;

   - является основой системы мер  государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ.

   Классификация (от лат. classis – разряд и facere – делать) – распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики (отрасли производственной и социальной сферы), классификация налогов (косвенные, прямые), классификация товаров (потребительские товары длительного и текущего пользования, продовольственные и промышленные); классификация основных средств (здания, сооружения, машины и оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инструмент, продуктивный скот, многолетние насаждения).

   Ассортимент товаров – группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен. Ассортимент товаров – согласно ГОСТ Р 51303-99– набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

   Кодирование товаров – технический прием, позволяющий представить классифицируемый товар в виде группы знаков по правилам, установленным той или иной системой классификации.

   Кодирование позволяет представить информацию о товарах в виде удобном для ее (автоматизированного) сбора, передачи и обработки. Код – система условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения информации.

   Стандартный штриховой код – штриховой код, состоящий из 13 цифр и кодирующих их полосок:

   - 3 цифры, указывающие страну;

   - 4 цифры, указывающие предприятие-производителя товаров;

   - 5 цифр номера товаров на предприятии; 

   - 1 цифра контрольного разряда.

   Таможенный  тариф – в РФ – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

   Продукция — материальный и нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных и потенциальных потребностей.

   Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности).

   В отношении термина «товар» наблюдается  ситуация, аналогичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражается только правовая функция товара: «Товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица другому по договору купли-продажи». Это определение дублирует ст. 129 ГК РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности по формированию его потребительских свойств.

   Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения.

   Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

   Товароведение базируется на следующих принципах: безопасность, эффективность, взаимозаменяемость, систематизация, соответствие и совместимость.

   Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять  конкретные потребности человека.

   Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Задачи  товароведения

  • четкое  определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;
  • установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;
  • систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
  • изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной и торговой организации;
  • определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
  • выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
  • информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
  • обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
  • установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению.

Список  литературы

  1. А.В. Аверин Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебно-методическое пособие -  Москва, 2010
  2. Федюкин В.К. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 149 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Товароведению"