Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:05, контрольная работа
В условиях рыночных отношений меняется и совершенствуется экономическая деятельность на рынке товаров и услуг. Будучи продуктом труда человека, товар благодаря своим свойствам способен удовлетворять определенные его потребности. Товароведение представляет собой естественно-техническую дисциплину, предмет которой — потребительная стоимость товаров. Современная экономическая теория категорию потребительной стоимости практически не рассматривает. Основу этой категории составляет теория предельной стоимости товара, которая сопоставляет, с одной стороны, количество товаров с абсолютными потребностями в них, а с другой — количество товаров с платежеспособным спросом.
Введение 3
Сущность товароведения 4
Основные понятия и определения товароведения 5
Задачи товароведения 8
Список литературы 9
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Контрольная
работа по дисциплине
ТОВАРОВЕДЕНИЕ,
ЭКСПЕРТИЗА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Санкт-Петербург
2010
Содержание
В
условиях рыночных отношений меняется
и совершенствуется экономическая
деятельность на рынке товаров и
услуг. Будучи продуктом труда человека,
товар благодаря своим
Следует отметить, что в разных нормативных документах устанавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в ФЗ «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Однако это определение не гармонизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продукция» определяется как «результат процесса». При этом выделяется материальная и нематериальная продукция. Таким образом, обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее определение.
Товароведение, научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку его; закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, в потреблении и эксплуатации.
Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по товароведению была «Торговая книга» (1575). Как самостоятельная учебная дисциплина товароведение начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце. 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного товароведения в России были М.Я. Киттары (1825-80), П.П. Петров (1850-1928), Я.Я. Никитинский (1854-1924). Под редакцией последних в 1906-08 вышел учебник по товароведению «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.
В 20 в. содержание товароведения в разных странах дифференцировалось. Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины — материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей товароведения стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним.
Ведущее место в развитии товароведения современного периода занимают Ф.В. Церевитинов (1874-1947), В.С. Смирнов (1881-1958), Н.И. Козин (1887-1975), – А.А. Колесник (р. 1905), Б. Ф. Церевитинов (р. 1905) и др.
Товароведение подразделяется на ряд учебных дисциплин в зависимости от профиля специальностей: товароведение материалов, машин, оборудования; товароведения промышленных товаров народного потребления, пищевых продуктов и т.д. Для определения показателей качества товаров в товароведении применяются инструментальные, органолептические, расчётные и др. методы. При изучении природы товаров, их строения, свойств, процессов, происходящих в них, товароведение использует достижения многих наук: физики, химии, биологии и т.д. При изучении процессов формирования ассортимента товаров товароведение учитывает закономерности развития общественного производства и распределения.
Международная товарная номенклатура – список товаров, составленный в соответствии с определенной классификационной системой. В мировой торговле используются:
- стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК), созданная на базе номенклатуры для классификации товаров по таможенным тарифам (БТН);
-
номенклатура
Гармонизированная система - действующий с 1988 г. многоцелевой классификатор для товаров, обращающихся в международной торговле. Гармонизированная система состоит из:
-
номенклатуры
- основных правил классификации товаров.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров – многоцелевая товарная номенклатура, в основу построения которой положена совокупность различных признаков товаров. Гармонизированная система:
-
отвечает потребностям
-
является приложением к
Гармоничность товарной номенклатуры – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с позиции их потребительских свойств.
Товарная номенклатура – систематизированный перечень товаров с классификацией и разделением на группы и подгруппы.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – в РФ – систематизированный перечень товаров, объединенных в разделы и группы по признаку происхождения и по степени обработки. ТН ВЭД:
-
разработана на базе
- является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ.
Классификация (от лат. classis – разряд и facere – делать) – распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики (отрасли производственной и социальной сферы), классификация налогов (косвенные, прямые), классификация товаров (потребительские товары длительного и текущего пользования, продовольственные и промышленные); классификация основных средств (здания, сооружения, машины и оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инструмент, продуктивный скот, многолетние насаждения).
Ассортимент товаров – группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен. Ассортимент товаров – согласно ГОСТ Р 51303-99– набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Кодирование товаров – технический прием, позволяющий представить классифицируемый товар в виде группы знаков по правилам, установленным той или иной системой классификации.
Кодирование позволяет представить информацию о товарах в виде удобном для ее (автоматизированного) сбора, передачи и обработки. Код – система условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения информации.
Стандартный штриховой код – штриховой код, состоящий из 13 цифр и кодирующих их полосок:
- 3 цифры, указывающие страну;
- 4 цифры, указывающие предприятие-производителя товаров;
-
5 цифр номера товаров на
- 1 цифра контрольного разряда.
Таможенный тариф – в РФ – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Продукция — материальный и нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных и потенциальных потребностей.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности).
В
отношении термина «товар»
Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения.
Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.
Товароведение базируется на следующих принципах: безопасность, эффективность, взаимозаменяемость, систематизация, соответствие и совместимость.
Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.