Контрольная работа по дисциплине: «Теоретические основы товароведения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Объект (от лат. Objectum- предмет) – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведной деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырьё, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).

Содержание

Объект и предмет товароведения. Потребительная стоимость, виды потребительной стоимости (единичная и совокупно-общественная), диалектика формирования потребительной стоимости………………………..3
Товарная экспертиза: понятие, цель, принципы, объекты, субъекты, методы и виды………………………………………………………………………………..8
Покажите на примере качественной приемки какой-либо группы товаров в конкретном торговом предприятии (магазине, базе) следующее…………...15
Список литературы……………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

тот конт.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

министерство  сельского хозяйства РФ

фгбоу впо «государственный аграрный

университет северного зауралья»

кафедра товароведения

Контрольная работа                             по дисциплине: «Теоретические основы товароведения»              вариант №1.

 

 

Выполнила: студент

БТТЭ-110903 группы

 

Проверил:

 
 
 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

 

Содержание




 

Объект и предмет товароведения. Потребительная  стоимость, виды потребительной стоимости (единичная и совокупно-общественная), диалектика формирования потребительной стоимости………………………..3

Товарная экспертиза: понятие, цель, принципы, объекты, субъекты, методы и  виды………………………………………………………………………………..8

Покажите на примере качественной приемки какой-либо группы товаров  в конкретном торговом предприятии (магазине, базе) следующее…………...15

Список литературы……………………………………………………………17

 

 

  1. Объект и предмет товароведения. Потребительная  стоимость, виды потребительной стоимости (единичная и совокупно-общественная), диалектика формирования потребительной стоимости.

Объект (от лат. Objectum- предмет) – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.

Объектами товароведной деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырьё, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).

В последние годы сфера товароведения расширилась и стала включать услуги и их материальный результат (продукцию, например, общественного питания). Изменилось и толкование термина «услуги». В международных стандартах (МС) ИСО серии 9000 услуги трактуются как один из видов продукции.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. 

Первые  три характеристики, которые можно  назвать товароведными, удовлетворяют  реальные потребности человека (физиологические, социальные, психические и др.), определяя потребительную ценность товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определённых сегментов потребителей и становится товаром.                                                             

Предметом товароведения являются единичная потребительная стоимость, удовлетворяющая потребности отдельного человека и (или) семьи и характеризуемая в товароведении категорией «качества», и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности социальных групп и характеризуемая обычно в товароведении категорией «ассортимента».

Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь следует рассматривать как полезность товара, т.е. способность товара удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость – это экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага, оценка желанности блага, которая в денежном выражении превышает цену этого блага. Таким образом, у потребительной стоимости есть реальная основа для измерения. Этой основой служат соотношения потребительной стоимости и денежного выражения стоимости – цены. Например, цена свежего хлеба, купленного вечером у метро, заметно выше, чем в булочной, где его испекли и где он был куплен изначально. Покупатель, спешащий домой с работы, имеет возможность выбора: покупать батон в булочной, расположенной не по пути домой, сэкономив деньги, или у метро, сэкономив время. Принятие решения о покупке хлеба с переплатой в этой ситуации зависит от субъективных факторов: как каждый из потенциальных покупателей соизмеряет относительную ценность для него сэкономленных сил и времени, с одной стороны, и денежной суммы, которую ему придется заплатить сверх цены булочной, за достижение такой экономии – с другой.

Таким образом, под потребительной стоимостью товара понимают максимальную пользу, которую товар приносит потребителю. Причем эта польза может носить материальный и нематериальный характер.

Потребительная  стоимость присуща всем продуктам  труда, но проявляется лишь при потреблении  или эксплуатации товара, так как  лишь при эксплуатации или потреблении  товара можно оценить его полезность.

Термин  эксплуатация относится к товарам, которые в процессе использования расходуют свой ресурс (одежда, обувь, бытовая техника и т.п.). Например, обувь в процессе эксплуатации изнашивается. Термин потребление относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (продукты питания, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т.п.).

Каждый  товар обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость  формируют свойства, которые обуславливают  полезность. Эти свойства принято  называть потребительскими.

Потребительная  стоимость товара проявляется в момент использования. Если товар не используется, то он будет обладать не реальной, а потенциальной потребительной стоимостью. Потенциальная потребительная стоимость отражает многообразие возможностей производителя, а реальная – многообразие запросов потребителей.

Например, мебель, выпущенная на фабрике  и хранящаяся на складе из-за отсутствия на нее спроса, обладает потенциальной  потребительной стоимостью. Мебель обладает и меновой стоимостью, так как  для ее производства был затрачен общественно необходимый труд. Таким образом, потребительная стоимость в зависимости от характера проявления может быть потенциальной и реальной.

По уровню удовлетворяемых потребностей различают: единичную общественную потребительную стоимость (единичная потребительная стоимость, потребительная стоимость) и совокупную общественную потребительную стоимость.

Единичная потребительная стоимость связана  с удовлетворением личных потребностей отдельного человека или его семьи  при потреблении единицы изделия. Она свойственна единице товара или набору товаров, предназначенному для удовлетворения какой-либо потребности человека.

Совокупная  общественная потребительная стоимость  товаров создается для  удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она присуща большому количеству товаров определенного вида и проявляется через суммарные единичные потребительные стоимости, т.е. степень удовлетворения потребностей зависит не только от качества товара, но и от его количества. Например, в условиях перепроизводства или снижения платежеспособного спроса населения часть товаров может потерять свою реальную потребительную стоимость и превратиться в бесполезный для общества продукт труда. Общественная потребительная стоимость товаров определяется их качеством и количеством. Следовательно, у общественной потребительной стоимости товаров есть качественные и количественные характеристики.

Товароведение непосредственно связано с решением ключевых задач организации экономики, отвечая на вопросы: какие товары и с какой потребительной стоимостью представлены на рынке – как их следует использовать и хранить? При этом, товароведение определяет качественные и количественные характеристики товаров.

Общественная  потребительная стоимость товаров  характеризуется двумя неразрывно связанными сторонами: материально-вещественной и социально-экономической. Материально-вещественная сторона потребительной стоимости определяется степенью развития науки, техники и технологии. Социально-экономический характер потребительной стоимости определяется уровнем и характером потребностей, которые общество предъявляет к товару. С изменением общественных потребностей потребительная стоимость товара может снижаться при неизменных естественных свойствах, т.е. товары морально стареют. Таким образом, потребительная стоимость является экономической категорией, поэтому изучением общественной потребительной стоимости занимаются многие научные дисциплины.

 

 

  1. Товарная экспертиза: понятие, цель, принципы, объекты, субъекты, методы и виды.

Экспертиза как вид профессиональной деятельности широко применяется в различных сферах народного хозяйства. Укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве обуславливает применение экспертизы.   

Экспертиза – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли и других.      

Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

Цель товарной экспертизы – проведение количественных и порядковых оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному измерению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.   

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

1) правильно выбирать свойства, показатели ассортимента и качества товаров с учетом конкретных целей экспертизы; 2) выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям; 3) измерять предполагаемые значения показателей качества и/или коэффициентов их весомости; 4) измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров; 5) осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для целей экспертизы; 6) анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.

Необходимо рассмотреть важнейшие принципы экспертизы, к которым относятся: 1) объективность; 2) независимость; 3) компетентность; 4) системный подход; 5) принцип эффективности; 6) безопасность товара.

Объективность заключается в предупреждении и/или устранении субъективизма при проведении экспертных оценок. Следует отметить, что соблюдать этот принцип непросто, т. к. в основе экспертных оценок, осуществляемых отдельными экспертами изначально заложены элементы субъективизма, т. е. каждый эксперт отличается индивидуальными вкусами, другими особенностями личности, что неизбежно влияет на характер и уровень экспертных оценок. Для преодоления субъективизма применяют определенные средства и методы. Например, введение в состав экспертной комиссии специалистов одного профиля или наоборот – разных, взаимно дополняющих друг друга.

Независимость – является важнейшим принципом, на котором базируется их объективность. Сущность данного принципа состоит в том, что эксперт должен быть независим от любых заинтересованных в результатах экспертизы сторон. Заинтересованной стороной могут быть и изготовители, и продавцы товаров, и потребители.

Компетентность обеспечивается подготовкой специалистов в определенной области товароведных знаний и опытом работы с товаром. Для проведения товарной экспертизы необходимо в первую очередь глубокое знание товаров, их химических, физических и физико-химических свойств, а также процессов, влияющих на эти свойства. Кроме того необходимо хорошо разбираться в технологии производства товаров, коммерческой деятельности, маркетинге, менеджменте.

Системный подход необходим при любых экспертных оценках. Сущность его заключается в обобщении, группировке и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы. При экспертной оценке товаров очень важно уметь отнести их к определенной группе, подгруппе, виду, разновидности или типу. Такая систематизация должна основываться на правильном выборе признаков классификации. При этом очень важно, чтобы эти признаки носили принципиальный, а не случайный характер. Например. Жевательная резинка – сравнительно новый вид товара на нашем рынке. До сих пор в курсе товароведения он не изучался. К какой группе пищевых продуктов его отнести? Если рассмотреть состав, пищевую ценность и назначение жевательной резинки, то вывод один: к вкусовым. Основание для этого служит назначение “жвачки” – вкусовой продукт с тянущейся консистенцией. В работе экспертов часто приходится сталкиваться с необходимостью применение системного подхода для отнесения нового вида товара к определенной группе.

Принцип эффективности заключается в том, что окончательные результаты товарной экспертизы должны способствовать рациональному использованию товара, организации оптимального товародвижения и сокращению расхода сырья, материалов, затрат труда, а также материальных и товарных потерь.

Безопасность товаров или связанных с ними торговых услуг является одним из важнейших принципов, на котором базируется их экспертиза.

Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерб органичен допустимым уровнем. При проведении товарной экспертизы обязательно должны учитывать реальную или предполагаемую степень вреда. Этот принцип положен в основу экологической экспертизы.

Основными объектами товарной экспертизы являются потребительские товары. Необходимо отметить, что в ряде случаев при проведении комплексной экспертной оценки возникает необходимость ввести дополнительные объекты товарной экспертизы, к которым относится сырье, материалы, полуфабрикаты, документы, технологические процессы по производству, хранению, транспортированию, подготовке к реализации, услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажному обслуживанию, определение стоимости товаров, правила эксплуатации или использования потребителем.   

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Теоретические основы товароведения»