Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:01, реферат
Коробки относятся к разовой таре, имеют корпус разнообразной формы (чаще всего прямоугольный параллелепипед) и плоское дно, сверху закрываются крышкой. Крышки могут быть съемными или образовываться клапанами коробки.
Банками называют потребительскую тару преимущественно с цилиндрическим корпусом и плоским или вогнутым дном. Они имеют широкую горловину большого диаметра. Банки обычно производятся из стекла, пластика или металла.
Классификация тары. |
Конструкции
упаковки
Коробки относятся к разовой таре, имеют корпус разнообразной формы (чаще всего прямоугольный параллелепипед) и плоское дно, сверху закрываются крышкой. Крышки могут быть съемными или образовываться клапанами коробки. Банками называют потребительскую тару преимущественно с цилиндрическим корпусом и плоским или вогнутым дном. Они имеют широкую горловину большого диаметра. Банки обычно производятся из стекла, пластика или металла. Бутылками называют
потребительскую тару, как правило,
из стекла или пластика, с цилиндрическим
корпусом, переходящим в узкую
горловину. Горловина имеет конструкцию,
предназначенную для Тубы представляют собой разовую полужесткую или мягкую потребительскую тару с корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого. Они имеют узкую горловину с внешней резьбой, на которую навинчивается крышка, называемая бушоном. Дно тубы герметично закрывается после наполнения ее продукцией. Тубы выполняются из пластика или металла и предназначены для пасто- и гелеобразных продуктов. Ампулы являются разовой потребительской тарой, имеющей цилиндрический корпус с вытянутой горловиной, которая герметично запаивается после наполнения продукцией. Дно ампул бывает плоским или выпуклым. Ампулы обычно производятся из стекла. Пакеты и сумки относятся к мягкой потребительской таре. Они имеют корпус в виде рукава с дном различной конструкции и открытой горловиной. Сумки имеют ручки. Пробирками называют потребительскую упаковку, имеющую цилиндрический корпус и плоское или выпуклое дно. Горловина диаметром, равным диаметру корпуса, укупоривается крышкой или пробкой. Канистры имеют форму прямоугольного параллелепипеда и снабжаются приспособлениями для переноса, а также сливной горловиной с крышкой. Ящики характеризуются корпусом в форме прямоугольного параллелепипеда, имеющим дно, стенки и иногда крышку. Флягами называют транспортную тару с корпусом цилиндрической формы, переходящим в узкую горловину. Фляги имеют приспособление для переноса и крышку с затвором. Бочки являются транспортной тарой с корпусом цилиндрической или параболической формы. На корпусе предусматриваются обручи или зиги (гофры) для катания. Днища снабжаются сливными отверстиями, или одно из них выполняется съемным. Мешки относятся к транспортной мягкой таре. Они имеют корпус в виде рукава, дно и горловину. Горловина бывает открытой или закрывается клапаном. Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих материалов. Основные классификационные признаки тары и упаковки Современная упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также способствующих процессу обращения продукции. Процесс обращения включает стадии транспортирования, хранения и реализации продукции. Таким образом, упаковка выполняет следующие функции:
Обычно упаковка состоит из тары и вспомогательного упаковочного средства (крышки, пробки и т.д.). Тара является основным элементом или разновидностью упаковки и представляет собой изделие для размещения и перемещения продукта. Термин «тара» происходит от арабского «tarha», что означает «вычет» и подразумевает соотношение товара с упаковкой и без нее, в современной трактовке — «брутто» и «нетто». Упаковка характеризуется большим многообразием классов, видов, типов. В качестве основных традиционно выделяются следующие классификационные признаки:
Назначение упаковки принято считать наиболее существенным классификационным признаком. По этому критерию упаковка делится на потребительскую, производственную, транспортную и специальную. Потребительская упаковка предназначена для товаров массового потребления; она является частью товара, входит в его стоимость, а после реализации товара переходит в полную собственность покупателя. Производственная тара и упаковка предназначена для выполнения внутризаводских (внутри- и межцеховых), а также межзаводских перевозок, хранения изделий, полуфабрикатов, материалов и сырья. Транспортная упаковка предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции, она образует самостоятельную транспортную единицу. Специальная упаковка предназначена для защиты от внешних воздействий, влияний климатических факторов при транспортировании и хранении различных изделий. Как правило, специальной упаковке подвергаются крупногабаритные установки, машины, механизмы и приборы. По материалу тару и упаковку разделяют на выполненную из бумаги или картона, пластмассы, металлов, стекла, керамики и дерева. Бумага и картон являются наиболее часто используемыми упаковочными материалами. Главные их достоинства — низкая стоимость и экологическая чистота. Пластмассы отличаются
хорошими механическими Металлы (преимущественно стали и алюминий) обладают высокой прочностью и термо-уcтойчивостью и применяются для упаковки напитков, консервированных продуктов, аэрозолей. Стекло является
химически нейтральным В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению использования пластмасс и сокращению применения дерева, металлов, стекла. Выбор материала упаковки определяется требованиями к ее физическим, химическим, гигиеническим, биологическим и другим свойствам, обусловленными особенностями товара, экономическими и маркетинговыми факторами, а также технологическими требованиями к процессу упаковывания. Классификация тары и упаковки по конструкции осуществляется по ряду признаков. По конструктивной форме тара и упаковка делится на коробки, банки, бутылки, ящики, фляги, бочки, тубы, стаканчики, ампулы, пакеты, сумки, мешки, пеналы, пробирки и т.д. (см. врезку). По конструктивному исполнению (компактности) тару и упаковку подразделяют на разборную, неразборную, складную и разборно-складную. Разборная тара может разбираться на составляющие части и вновь собираться посредством соединения сочленяющих элементов. Складная тара отличается способностью складываться без нарушения сочленения элементов и вновь раскладываться. По жесткости конструкции, или стабильности формы, упаковку делят на жесткую, полужесткую и мягкую. Стабильность формы определяется как свойствами материалов, так и особенностями конструкции. Жесткая упаковка не изменяет своей формы и размеров при заполнении продукцией, способна выдержать внешние механические воздействия при хранении и транспортировке. К жесткой упаковке относят тару из металлов, стекла, дерева, некоторых полимеров. Полужесткая упаковка сохраняет формы и размер только при незначительном нагружении. Полужесткая упаковка изготавливается из плотной бумаги, картона, пластмасс. Мягкая упаковка может менять свои размеры и форму при наполнении продукцией. Она изготавливается из бумаги малой плотности, синтетических пленок. По герметичности конструкции упаковка подразделяется на негерметичную и герметичную. Негерметичная упаковка выполняется открытой либо закрывается крышкой или затвором. Герметичная отличается конструкцией, которая обеспечивает непроницаемость для газов и жидкостей. Герметичная упаковка может быть изобарической и изотермической. Герметичная изотермическая упаковка предназначена для хранения продукции при заданной температуре в течение установленного времени. Внутри изобарической упаковки поддерживается заданное давление. Разновидностью изобарической упаковки является аэрозольная тара, снабженная распылительным клапаном. Потребительская упаковка Основными функциями потребительской упаковки являются защитная, маркетинговая и информационная. Защитная функция потребительской упаковки заключается в предохранении товара от разрушения, деформаций, разливания, высыпания, усушки и других видов потерь. Маркетинговая и информационная функции потребительской упаковки приобретают сегодня все большее значение. Качество выполнения упаковкой этих функций самым непосредственным образом влияет на судьбу товара на рынке. Потребительская упаковка, как правило, не предназначена для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной таре. Конструкция, размер, выбор материала, условия транспортирования и хранения потребительской упаковки зависят от свойств и конфигурации упаковываемой продукции. Обычно она имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. Наружные размеры потребительской упаковки должны быть увязаны с внутренними размерами транспортной тары с учетом требований логистики. Потребительскую упаковку разделяют на индивидуальную и групповую. Индивидуальная предназначена для упаковывания единицы продукции. В групповую упаковывается несколько единиц продукции. По отношению к упаковываемому продукту потребительскую упаковку разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя упаковка предназначена для размещения товара и находится с ним в непосредственном контакте. В зависимости от физико-химических характеристик продукта она может быть изготовлена из различных материалов. Внешняя упаковка служит защитой для внутренней и, как правило, выполняет дополнительные функции, например информационную (предоставление информации о свойствах товара) и маркетинговую (стимулирование сбыта товара). Для духов, например, внутренней упаковкой является стеклянный флакон, внешней — красивая картонная коробка, привлекающая покупателей. По кратности использования потребительская упаковка делится на разовую и возвратную. Разовая упаковка предназначена для однократного использования, возвратная — для многократного (например, некоторые виды стеклянной тары). Потребительская упаковка бывает жесткой, полужесткой и мягкой. Жесткая и полужесткая упаковка хорошо предохраняет товары от деформации, разрушений и потерь, то есть обеспечивает их сохранность. Наряду с механической прочностью упаковки должно обеспечиваться и ее удобство в обращении. Этот вид потребительской упаковки выполняется из стекла, металлов, пластиков. Пластиковая тара может производиться из листовых материалов, растворов или суспензий, а также из гранул и порошка. Пластиковая потребительская тара из листовых материалов изготавливается методами термоформования, сварки или склеивания. По экономичности она уступает только мягкой пленочной упаковке, превосходя ее по жесткости и формоустойчивости. Для этого вида тары используют рулонные материалы толщиной 0,25-1,0 мм и листы толщиной 0,5-2,0 мм. Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию — это кассеты, банки, стаканчики, коробки и т.д. Пластиковая упаковка из гранул и порошков изготавливается методами литья, раздува, прессования и экструзии. Выдувная потребительская
упаковка отличается большим разнообразием
форм и высокой функциональностью.
Ее применяют для самых Литьевая и
прессованная потребительская упаковка
изготавливается литьем под давлением
и прессованием и отличается точным
выполнением внешних Широко используется тара из газонаполненных полимеров, изготавливаемая методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, вспенивания, пневмо- и вакуумного формования. Наибольшее рас-пространение получили пенопласты — материалы с низкой плотностью (15-60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации. Вследствие низкой теплопроводности пенопластов (0,026-0,037 Вт/см×К), выполненная из них тара сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур (от +75 до -60 °С). Тару из пенопластов применяют в основном для термоизоляции продукции, ее защиты от ударов и механических повреждений. Важными достоинствами пенопластовой упаковки являются ее малая масса, высокая долговечность и небольшая стоимость. Пенопластовую потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок. |
Мягкая потребительская упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий и, как правило, полностью автоматизировать процесс упаковывания. Упаковка из полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, отличается небольшой удельной массой и низкой стоимостью. Обычно она предназначена для разового использования. Процесс упаковывания продукции в пленочные материалы, как правило, состоит из следующих этапов: фасовки продукции, герметизации упаковки и ее укладки в транспортную тару.
Наиболее распространенной мягкой потребительской упаковкой являются пакеты. Пакеты различаются оформлением дна, наличием боковых сгибов или складок. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см3. Основной способ их изготовления — сваривание, реже склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. Закрываются пакеты различными затворами.
К мягкой потребительской упаковке относятся и термоусадочные пленки.
Для изготовления мягкой потребительской упаковки используются однослойные пленки из полиэтилена (ПЭ), полипропилена (ПП), поливинилхлорида (ПВХ), полиамидов (ПА), различные многослойные и комбинированные пленки.
Комбинированная потребительская тара и упаковка включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой.
Транспортная упаковка
Транспортная тара выполняет в основном защитную и логистическую функции. С точки зрения логистики ее главная задача — обеспечение возможности рациональных складирования и транспортирования товаров.
Транспортную тару и упаковку можно классифицировать по следующим признакам:
Транспортная упаковка делится по габаритам на малогабаритную (размеры до 1200×1000×1200) и крупногабаритную.
По кратности использования транспортная упаковка делится на разовую и многооборотную. Многооборотная упаковка предназначена для многократного использования. При ее получении предприятие-потребитель выплачивает поставщику ее залоговую стоимость.
По стабильности размеров транспортная упаковка подразделяется на жесткую и мягкую.
Широкое применение
в качестве жесткой транспортной
тары находят разного рода лотки,
ящики, бочки и т.д. В последнее
время этот вид тары стал производиться
из пластмасс. Жесткая транспортная
полимерная тара обладает высокой прочностью
и хорошим сопротивлением динамическим
нагрузкам, не требует систематического
ремонта, характеризуется длительным
сроком эксплуатации, надежно сохраняет
продукцию от внешних воздействий,
имеет привлекательный внешний
вид. Возможно изготовление полимерной
транспортной тары различной формы
и конструкции, что обеспечивает
рациональное затаривание продукции.
Благодаря своей жесткости
Основные способы изготовления жесткой полимерной транспортной упаковки: литье под давлением, термоформование, штамповка и прессование с применением сварки.
К мягкой транспортной таре относятся мешки, чехлы, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.
Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая тара легко складывается и занимает мало места при перевозках.
В последнее
время в качестве транспортной тары
все более широкое
Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. Тарооборудование используется для складирования и доставки товаров с предприятий-изготовителей и складов непосредственно на торговые предприятия. Использование тарооборудования очень удобно как при транспортировании продуктов, так и при их реализации, поскольку в торговом зале оно выполняет функции торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, полки. Это позволяет ускорить доставку товаров, снизить издержки обращения.
Тарооборудование может выполняться складным, легко штабелируется как в рабочем, так и в сложенном виде, отличается малой массой, высокой долговечностью, разнообразием конструкций и размеров. Полимерное тарооборудование изготавливается литьем под давлением.
Эффективным способом повышения экономичности транспортной тары является ее максимальная унификация и стандартизация.
Унификация тары и упаковки
Унификация
тары и упаковки производится по виду
(форме), по типоразмерам и конструкции
или по отдельным конструктивным
элементам. Унификация тары необходима
для сокращения числа ее видов. Она
способствует снижению расходов на разработку
и изготовление тары, оснастки; содействует
организации серийного и
Некоторое
однообразие унифицированной
Унификация транспортной тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены площади плоских поддонов, составляющие для стран — членов ISO (International Organization for Standardization — Международная организация по стандартизации) 1200×800, 1000×800 и 1200×1000 мм.
Исходными данными при разработке унифицированной упаковки являются внутренние размеры транспортной упаковки. Они разделены на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры потребительской тары.
Требования кратности распространяются на транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. Размеры «стандартного» поддона являются определяющими при проектировании погрузочно-разгрузочных транспортных средств, при определении площадей складских помещений. Эти размеры положены в основу пакетных перевозок (система перевозок, связанная с использованием поддонов).
Унификация элементов тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени при ремонте тары.
Стандартизация
тары призвана обеспечить единство показателей
качества, технологических и
Стандартизация
упаковочных материалов, общих технических
требований к таре и упаковке и
методов их испытаний способствует
сохранению качества упаковываемой
продукции, снижению потерь при транспортировании,
хранении и реализации, а также
улучшению технико-
С учетом широкого ассортимента упаковочных материалов, многообразия тары и упаковываемой продукции стандартизация приобретает значение серьезной комплексной проблемы.
Упаковочные материалы и тара
В целях упаковки используются самые разнообразные материалы — от традиционного гофрированного картона до пластиков.
Традиционные упаковочные материалы. В состав традиционных упаковочных материалов помимо гофрированного картона входят джутовые или пеньковые мешки, стальные канистры, бочки, ящики, клети, оберточные ленты, а также многослойные бумажные мешки и коробки.
На настоящий момент времени к этому добавились такие современные упаковочные материалы, как термоусадочные и эластичные (растягивающиеся) пленки, пакеты и прокладки из полиэтилена низкой плотности, коробки и мешки из полиэтилена высокой плотности, пластиковые ленты, пенопластовые прокладки и футляры для упаковки хрупких предметов и изделий неправильной формы.
Термоусадочная пленка может быть натянута одновременно на поддон и грузовую единицу. При нагревании пленка стягивается, и образуется достаточно прочная пластиковая оболочка. Либо грузовая единица может быть помещена на крутящуюся подставку и с натяжением «забинтована» эластичной пленкой. В обоих случаях получается упаковка, по многим характеристикам подобная жесткому контейнеру. Вследствие того, что пластиковая пленка плотно обтягивает штабель упаковок, она обеспечивает более надежную сохранность грузовой единицы. Другими преимущества упаковочной пленки являются:
Основной недостаток таких пластиковых материалов — утилизация использованных одноразовых упаковок.
Мешки и коробки с перегородками — это бумажные или пластиковые упаковки для сыпучих материалов или отдельных предметов. Они удобны в применении и легко поддаются утилизации. Основной недостаток такой упаковки заключается в том, что они плохо защищают от физического воздействия и пригодны для упаковки узкой номенклатуры продукции.
Коробки из полиэтилена высокой плотности — это закрывающиеся контейнеры. Жесткие и прочные, они и в достаточной степени защищают продукцию. В них удобно поставлять различную разрозненную мелочь в магазины розничной торговли. Основным недостатком является недостаточная гибкость, относительно большой вес и необходимость многократного употребления из соображений окупаемости.
Пластиковые ленты применяют для стягивания штабеля из множества мелких упаковок, которые после этого могут транспортироваться как единая крупная упаковка. Ширина таких лент — от полдюйма до дюйма.
Для фиксации предметов неправильной формы в стандартных коробках и ящиках применяют литые прокладки или футляры из пенопласта. Этот легкий материал хорошо предохраняет перевозимую продукцию от физического воздействия и не ведет к увеличению транспортных расходов. Основной недостаток, как и в случае пластиковых пленок, — утилизация использованных материалов.
Перспективные методы упаковки и виды тары. Постоянное обострение конкурентной борьбы, а также «размывание» традици- онных стандартов упаковки явились причиной развития системного подхода к упаковочной отрасли, а появление новых технологий послужило толчком для ее дальнейшего развития.