Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:54, курсовая работа
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
1.Введение……………………………………………………………..…3
2.Основные материалы для изготовления ювелирных изделий.....5
3.Особенности производства ювелирных изделий………………...18
4.Классификация и ассортимент ювелирных товаров…………....22
5.Клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов……40
6.Экспертиза ювелирных товаров…………………………………...44
7.Заключение……………………………………………………………50
8.Список использованной литературы…………………………………
Браслеты для часов должны быть эластичными в изгибе и в пружине, браслеты из звеньев – прочно соединенными, звенья растяжки должны равномерно перемещаться и после растягивания свободно принимать исходное положение, защелка замка должна хорошо пружинить и без усилий защелкиваться. При наличии у браслета предохранителя последний проверяется на прочность. Длина браслетов от 130 до 190 мм должна быть кратной 5 и 7,5.
Бусины должны быть без сколов, трещин, царапин, затертостей, граней, а отверстия для ниток расположены в центре бусин и не иметь режущих кромок.
Детали колье должны быть прочно соединены и обеспечивать свободную подвижность, а замок – прочный запор цепочки и легко открываться, крепление колье и кулона к цепочке надежное.
Запонки с челночком должны иметь эластичную пружину, запонки с мягким соединением и запонки без пружин – легко вращаться в заштифтовке шарнира, а челночок – не опускаться без нажима на него.
У цепочек все детали должны быть прочно соединены между собой, звенья цепочки – подвижные, цепочка должна обладать максимальной гибкостью, текучестью и при отвесе иметь строго вертикальное
направление, без угловатостей. Замок цепочки при нажиме должен свободно открываться и закрываться, запор хорошо пружинить.
У изделий из хрустального стекла края дна и верхней кромки не должны быть острыми. Не допускаются включения в виде шамотного камня, непрозрачные кристаллические образования, выделившиеся в стекломассе, осыпь края и продутость стенок изделия, просвет между корпусом изделия и крышкой. Серебряная или мельхиоровая оправа должна быть тщательно закреплена на корпусе из хрустального или обыкновенного стекла без перекосов и следов гипса и полностью закрывать матовую поверхность корпуса, предназначенную для посадки оправы. детали серебряной или мельхиоровой оправы должны быть прочно соединены между собой, симметрично расположены, не иметь непропаяных мест, следов инструмента и припоя.
У камнерезных художественных изделий наружная поверхность должна быть тщательно отполированной до зеркального блеска, на лицевой поверхности не допускаются сколы, раковины, царапины и следы обработки, если они ухудшают вид изделий.
В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах и приборах предметы должны быть одинаковыми по форме, размерам и расцветке, рисунку, цвету и огранке вставок, а также по виду оправы.
В скульптурных, рельефных и ажурных изделиях из кости и рога резьба должна быть четкой, чистой и точной по рисунку; в рельефных изделиях – выдержана равномерность распределения высот рельефа в соответствии с общей формой. Изделия из кости и рога должны быть хорошо отполированы, а из кости к тому же хорошо отбелены. Все детали изделия должны быть прочно, без зазоров соединены между собой и свободно сопрягаться по месту разъема.
Лаковые художественные изделия из папье-маше не должны иметь на внутренней и внешней поверхностях наплывов, засоренности лака, неровностей, царапин, пятен, трещин. Живопись, орнамент или другое декоративное оформление – с ровным красочным слоем, рисунок без искажений и недоработок, поверхность отполирована до зеркального блеска. Коробки, шкатулки и ларцы, крышки для которых крепят на шарнирах, должны иметь хорошую заделку петель и плотно закрываться без перекосов крышки. Не допускается коробление изделий
Качество ювелирных изделий на предприятиях –изготовителях проверяется поштучно, а на торговых предприятиях, как правило, выборочным методом, отбирается до 10% изделий от партии, но не менее 10 штук.
У отобранных изделий
определяют внешний вид, соответствие
опломбированному образцу-эталону
и НТД (нормативно-технической
При диагностике ювелирных камней одним из свойств, позволяющих получить важную информацию, является люминесценция, наиболее часто возникающая под действием ультрафиолетовых лучей. Цвет определяют в затемненных помещениях.
Прочность закрепления ювелирных камней определяют легким нажатием деревянной палочкой или встряхиванием изделия. Прочность пайки и закрепки вставок, правильность шарнирных соединений и замков устанавливают путем осмотра и опробования в действии.
Массу изделий из драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах 1-го класса, при этом изделия из сплавов золота и металлов платиновой взвешивают с точностью до 0,01 г; изделия из сплавов серебра взвешивают на весах 3-го класса с точностью до 0,1 г.
В случае несоответствия хотя бы одного из отобранных контрольных образцов требованиям ГОСТа проводят повторную проверку удвоенного количества (до 20%), но не менее 20 образцов. Если и при этой проверке окажется, что одно из изделий не соответствует требованиям ГОСТа и опломбированному образцу-эталону, то вся партия бракуется.
7 Заключение
Ювелирные товары – это высокохудожественные изделия тонкой работы, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных и синтетических камней, а также рога, кости, художественной эмали, стекла, фарфора, керамики и других материалов применяемых для декоративных целей.
Ювелирное искусство возникло в глубокой древности. До нас дошли тончайшие украшения, пышно декорированные разнообразные кубки и чаши, изготовленные из золота за несколько тысячелетий до нашей эры.
Вторая половина 19-го столетия, и особенно рубеж 19 и 20-х веков, была временем исключительного расцвета русского искусства, и в том числе периодом значительных успехов отечественного ювелирного дела, когда 4,5 тысячи фирм, фабрик и мастерских практически на 95% обеспечивали внутренний рынок ювелирных товаров. Работы мастеров лучших из них, трудившихся на ювелирные дома Сазикова, Оловянишникова, Феберже, Болина, Овчинникова и других, бесспорно, стали одним из символов блестящей поры Серебряного века русской художественной школы.
Главными центрами ювелирного дела в этот период были Петербург и Москва, вокруг которых складывались две основные художественные школы России.
За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Марка |
Проба |
Массовая доля компонента, % | |||
Золото |
Серебро |
Платина |
Палладий | ||
ЗлСрМ 375-20 ЗлСрМ 375-100 ЗлСрМ 375-160 ЗлСрМ 375-250ЗлСрПдМ375-100-38 |
375 |
37,5-38 37,5-38 37,5-38 37,5-38 37,5-38 |
1,7-2,3 9,5-10,5 15,5-16,5 24,5-25,5 9,5-10,5 |
- - - - - |
- - - - 3,5-4,1 |
ЗлСрМ 500-100 |
500 |
50,0-50,5 |
9,5-10,5 |
- |
- |
ЗлСр 585-415 ЗлСрМ 585-80 ЗлСрМ 585-200 ЗлСрМ 585-300 ЗлСрПд 585-255-160 ЗлСрПдЦ 585-287-100 ЗлСрПдКд 585-280-100 ЗлСрНЦМ 585-80-8,2-2,5 ЗлНЦМ 585-12,5-4 |
585 |
58,5-59 58,5-59 58,5-59 58,5-59 58,5-59 58,5-59 58,5-59 58,5-59 58,5-59 |
Ост. 7,5-8,5 19,5-20,5 29,5-30,5 25-26 28,2-29,2 27,5-28,5 7,5-8,5 - |
- - - - - - - - - |
- - - - Ост. 9,5-10,5 9,5-10,5 - - |
ЗлСр 750-250 ЗлСрМ 750-125 ЗлСрМ 750-150 ЗлСрНЦ 750-150-7,5 ЗлСрПд 750-100-150 ЗлСрПдМ 750-80-90 ЗлСрПдН 750-90-140 ЗлСрПдН 750-70-140 ЗлСрПдНКд 750-90-85-4** ЗлНЦМ 750-7,5-2,5 |
750 |
75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 75,0-75,5 |
24,5-25,5 12,0-13,0 14,5-15,5 14,5-15,5 14,5-15,5 7,5-8,5 8,5-9,5 6,5-7,5 8,5-9,5 - |
- - - - - 8,5-9,5 - - - - |
- - - - - - - - - - |
ЗлСрМ 958-20*** |
958 |
95,8-96,3 |
1,7-2,3 |
- |
- |
Зл 999,94 |
999,9 |
99,99 (не менее) |
- |
- |
- |
ЗлСрМ 375-20 ЗлСрМ 375-100 ЗлСрМ 375-160 ЗлСрМ 375-250 ЗлСрПдМ 375-100-38 |
375 |
- - - - - |
Ост. Ост. Ост. Ост. Ост. |
- - - - - |
- - - - - |
ЗлСрМ 500-100 |
500 |
- |
Ост. |
- |
- |
ЗлСр 585-415 ЗлСрМ 585-80 ЗлСрМ 585-200 ЗлСрМ 585-300 ЗлСрПд 585-255-160 ЗлСрПдЦ 585-287-100 ЗлСрПдКд 585-280-100 ЗлСрНЦМ 585-80-8,2-2,5 ЗлНЦМ585-12,5-4 |
585 |
- - - - - - - 7,7-8,7 12,0-13,0 |
- Ост. Ост. Ост. - - - Ост. Ост. |
- - - - - Ост - 2,2-2,8 3,6-4,4 |
- - - - - - Ост. - - |
ЗлСр 750-250 ЗлСрМ 750-125 ЗлСрМ 750-150 ЗлСрНЦ 750-150-7,5 ЗлСрПд 750-100-150 ЗлСрПлМ 750-80-90 ЗлСрПдН 750-90-140 ЗлСрПдН 750-70-140 ЗлСрПдНКд 750-90-85-4** ЗлСрНЦМ 750-7,5-2,5 |
750 |
- - - 7,0-8,0 - - Ост Ост 3,5-4,5 7,0-8,0 |
- Ост. Ост. - - Ост. - - - Ост. |
- - - Ост - - - - - 2,1-2,9 |
- - - - - - - - Ост. - |
ЗлСрМ 958-20*** |
958 |
- |
Ост. |
- |
- |
Зл 999.9****1 |
999,9 |
- |
- |
- |
- |
* Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: свинец – 0,005; железо – 0,15%; сурьма – 0,005; висмут – 0,005; кислород – 0,007; всего – 0,17.
** Сплав содержит от 0,008 до 0,040% бора.
*** Примеси в сплаве не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо – 0,08; сурьма – 0,003; висмут – 0,003; кислород – 0,007; всего – 0,10.
**** Примеси не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо – 0,004; сурьма – 0,001; висмут – 0,002; медь – 0,007; серебро – 0,008; всего – 0,01.
Химический состав сплавов на основе серебра
Марка |
Проба |
Массовая доля, % | |||||||
компонента |
примеси, не более | ||||||||
серебро |
медь |
свинец |
железо |
сурьма |
висмут |
кислород |
всего | ||
СрМ 800 |
800 |
80,0-80,5 |
Ост |
0,005 |
0,13 |
0,002 |
0,002 |
0,01 |
0,15 |
СрМ 830 |
830 |
83,0-83,5 |
Ост |
0,005 |
0,13 |
0,002 |
0,002 |
0,01 |
0,15 |
СрМ 875 |
875 |
87,5-88,0 |
Ост |
0,004 |
0,1 |
0,002 |
0,002 |
0,01 |
0,12 |
СрМ 925 |
925 |
92,5-93,0 |
Ост |
0,004 |
0,1 |
0,002 |
0,002 |
0,01 |
0,12 |
СрМ 960 |
960 |
96,0-96,5 |
Ост |
0,004 |
0,08 |
0,002 |
0,002 |
0,01 |
0,1 |
Химический состав сплавов на основе платины
Марка |
Проба |
Массовая доля компонента, % | ||||
Платина |
Иридий |
Палладий |
Родий |
Медь | ||
ПлИ 900-100 ПлМ 900 |
900 |
90,0-90,5 90,0-90,5 |
Ост - |
- - |
- - |
- Ост |
ПлИ 950-50 ПлПд 950-50 ПлРд 950-50 ПлМ 950 |
950 |
95,0-95,5 95,0-95,5 95,0-95,5 95,0-95,5 |
Ост - - - |
- Ост - - |
- - Ост - |
- - - Ост |