Этапы становления товароведения как научной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:35, доклад

Описание работы

Возникновение товара еще в древние времена определило необходимость его изучения и описания. Развитие промышленного производства повлекло за собой развитие товароведения, которое можно разделить на этапы: товароведно-описательный, товароведно-технологический, товароведно-формирующий, товароведно-коммерческий.
Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей.

Работа содержит 1 файл

Этапы становления товароведения как научной дисциплины.docx

— 17.57 Кб (Скачать)

Этапы становления товароведения  как научной дисциплины 
Возникновение товара еще в древние времена определило необходимость его изучения и описания. Развитие промышленного производства повлекло за собой развитие товароведения, которое можно разделить на этапы: товароведно-описательный, товароведно-технологический, товароведно-формирующий, товароведно-коммерческий. 
Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. 
Товароведно-описательный этап приходится на период возникновения и становления капитализма. Этот период длился с середины XVI до начала XVIII века. Совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товаров, развитие торговых связей – к расширению области их распространения. Задачи товароведения на этом этапе сводились к составлению руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления товаров. Первая кафедра товароведения была учреждена в 1549 году при Падуанском университете. В числе первых отечественных книг, в которых имеется описание товаров, следует назвать «Торговую книгу», вышедшую в 1575 году. 
Товароведно-технологический этап развития товароведения длился с начала XVIII до середины XX века. В это время произошел переход от описания товаров к исследованию факторов, формирующих и сохраняющих качество товара, разработке методов исследования показателей качества. На этом этапе товароведение приобрело характер научной дисциплины. Одним из основоположников отечественного научного товароведения является профессор казанского университета М.Я.Киттары. Учебный курс товароведения М.Я.Киттары разделил на две части: общую, в которой рассматривались общие теоретические вопросы товароведения, и частную, где рассматривались отдельные группы товаров. 
Началом товароведно-формирующего этапа развития товароведения следует считать 30-е годы ХХ века. В это время произошло разграничение товароведения и материаловедения, и материаловедение выделилось в самостоятельную науку. Товароведение перестает детально изучать сырье, материалы и технологию производства товаров, а занимается дальнейшим раскрытием сущности потребительной стоимости, разработкой методов количественной оценки отдельных потребительских свойств товаров и потребительной стоимости в целом с целью оптимизации процессов управления качеством и ассортиментом товаров.  
С начала 90-х годов ХХ века по настоящее время реализуется товароведно-коммерческий этап. При переходе России к рыночной экономике перед товароведением встали новые задачи. В рыночной экономике потребитель и производитель находят друг друга на рынке. Потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Однако потребитель не всегда может правильно оценить качество товара. Иногда в результате приобретения некачественного товара возникает необходимость проведения его экспертизы. Товаровед в данной - 
ситуации должен уметь защитить права потребителя на некачественный товар. Поэтому товаровед должен владеть информацией по вопросам качества, ассортимента, условий хранения, маркировки товаров, а если необходимо, провести необходимые исследования. 
2. Трансформация задач товароведенья на разных этапах развития страны 
Основоположниками научного Товароведение в России были М. Я. Киттары (1825—80), П. П. Петров (1850—1928), Я. Я. Никитинский (1854—1924). Под редакцией последних в 1906—08 вышел учебник по Товароведение «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве. 
В СССР наиболее широкое развитие получило Товароведение товаров народного потребления. Оно непрерывно расширялось за счёт изучения новых групп товаров (швейных изделий, трикотажа, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины — материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей Товароведение стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним. Ведущее место в развитии Товароведение современного периода занимают Ф. В. Церевитинов (1874—1947), В. С. Смирнов (1881—1958), Н. И. Козин (1887—1975), — А. А. Колесник (р. 1905), Б. Ф. Церевитинов (р. 1905) и др. 
Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения в понятие о самом товаре и в товароведение. 
Современная экономическая теория категорию потребительной стоимости практически не рассматривает. В ее основе лежит теория предельной полезности товара: 
с одной стороны – количество товара с абсолютными потребностями в них; 
с другой – количество товаров с платежеспособным спросом. 
Конечная цель рыночной деятельности – максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека.

 
При переходе от общего товароведения  к рыночному товароведению настала  необходимость рассматривать товар  в динамике, т.е. в процессе его  жизненного цикла, прохождения рыночных этапов. 
 
Рыночные этапы: 
-вхождение в рынок;

-освоение рынка;

-завоевание соответствующей  ниши в рыночной системе;

-потеря завоевательных  позиций и конкурентоспособности.

 
В зависимости от этапа меняются цели и задачи рыночного (коммерческого) товароведения.

 
1. Вхождение в рынок – период  появления нового товара на  рынке сбыта. 
Задачами коммерческого товароведения являются:

-изучение новых видов  и разновидностей товаров;

-определение целесообразности их внедрения на рынок с точки рения потребительских достоинств, полезности и безвредности;

 
2.Освоение рынка – период начального  признания товара на рынке. 
Задачи: 
-научно и достоверно обосновать конкурентоспособность товара

-проанализировать материально-техническую  базу производства и его перспективы;

-применить использование новых технологий, источников местного и дешевого сырья;

-новых современных способов упаковки, маркировки товара, методов хранения.

 
3. Завоевание соответствующей ниши  в рыночной системе – период  достижения товаром определенного  уровня популярности, конкурентоспособности  и спроса. 
Задачи: 
-глубокий экономический анализ по удержанию спроса на продукцию;

-разработка рекомендаций по повышению качества потребительских свойств с целью поддержания на должном уровне спроса населения.

 
4. Потеря завоеванных позиций  и конкурентоспособности – период  снижения объемов реализации  товара. 
Происходит вытеснение старого товара новым, более качественным и перспективным. 
Задача коммерческого товароведения: оказание помощи по проведению плавной, безболезненной замены отслужившей продукции новым качественным и конкурентоспособным товаром.  
Итак, в задачи коммерческого товароведения входит не только изучение и определение потребительских свойств товаров, качества, полезности, безвредности и безопасности, но и умение быстро и правильно ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, полезного цикла товара, анализировать и прогнозировать этапы товародвижения.

 


Информация о работе Этапы становления товароведения как научной дисциплины