Эстетические свойства непродовольственных товаров: классификация, характеристика и место при экспертизе качества товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 05:59, контрольная работа

Описание работы

Эстетические свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках. Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии производства и т.д.

Работа содержит 1 файл

07-02-01-34(3) Теор. основы товароведения непрод.(вариант12).doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

10. Эстетические свойства  непродовольственных  товаров: классификация, характеристика и место при экспертизе качества товаров.

 

      Эстетические  свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках. Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии производства и т.д.

      Комплексные эстетические свойства подразделяются на:

      - информационную выразительность (оригинальность, соответствие стилю, моде);

      - рациональность (соответствие формы изделия его назначению, эргономическая обусловленность;

      - целостность композиции (организация объемно-простанственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит, упорядоченность графических и изобразительных элементов);

      - совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида (чистота выполнения контуров и сопряжений, четкость исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации).

      Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, т.е. степень современности изделия.

      Оригинальность - своеобразие изделий, выделяющее его среди других аналогичных изделий. Оригинальность может проявляться в форме, конструкции изделия и отдельных его элементов, размерах, цвете, отделке, а также принципиально новых функциональных и эргономических свойствах изделий. Это свойство играет большую роль в повышении конкурентоспособности изделий, поскольку связано со стремлением человека проявить свою индивидуальность.

      Соответствие  стилю - соответствие изделия устойчивой общности художественных признаков и черт, присущих продукции разного вида и назначения. Стиль непродовольственных товаров формируется на основе доминирующих черт формообразования, а также наиболее характерных для данной эпохи требований в искусстве и архитектуре. Каждой группе товаров присущи характерные ей стили. Так, традиционными для одежды являются классический, спортивный, романтический и фольклорный стили, при проектировании мебели используются черты стилей "постмодерн", "архетипы", "минимализм" и др.

      Соответствие  моде - соответствие изделий совокупности эстетических требований, господствующих в определенной общественной среде в определенное время. Эстетические признаки формы изделий, обусловливающие их модность, подвержены изменениям. При этом значение моды для разных групп товаров различно: наиболее важно оно для изделий, формирующих внешний вид человека, менее важно - для товаров хозяйственного назначения. Изделия, не соответствующие требованиям моды, частично или полностью теряют свою потребительную ценность.

      По  степени модности изделия можно  подразделить на группы: изделия, выполненные  по последним предложениям моды ("крик" моды); изделия, рекомендуемые как модные в текущем сезоне; изделия прошлых лет, классических форм, продолжающие быть модными; изделия, вышедшие из моды.

      Рациональность  формы - соответствие формы изделия назначению, особенностям технологии изготовления, применяемым материалам, эргономическая обусловленность. Соответствие формы изделия его назначению состоит в том, что изделие современно по форме, т.е. выполнено в соответствии со сложившимися в обществе эстетическими нормами и представлениями, и эта форма не затрудняет обращения с изделием, не вызывает отрицательной реакции человека при использовании изделия по назначению.

      Эргономическая  обусловленность характеризует степень гармоничного сочетания в форме изделия красоты и удобства пользования. Изделия современных форм, изготовленные без должного учета антропометрических, физиологических и других эргономических требований человека, не представляют собой эстетической ценности, а в ряде случаев могут нанести вред человеку. Это касается, например, обуви с очень узким длинным носком или очень высоким каблуком, высокой платформой и т.д.

      Целостность композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную связь элементов формы изделия.

      Организация объемно-пространственной структуры изделий предполагает органическую связь, соразмерность, соподчиненность, единый характер всех элементов формы в соответствии с функцией изделия.

      Объемная  композиция представляет собой объемную форму, расположенную в трехмерном пространстве. Выразительность и гармоничность объемных композиций зависит от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующих форму поверхностей. Это большинство непродовольственных товаров: обувь, бытовые машины, мебель и др.

      Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей, а также интервалов между ними. Используется в решении улиц, площадей, микрорайонов.

      Тектоничность - это отражение в художественной форме взаимосвязи конструкции  и материала изготовления: прочности, устойчивости, распределения нагрузок, взаимодействия несущих и несомых элементов. Тектоничным является такое изделие, в форме которого верно отражается работа конструкции, т.е. несущие элементы и формой выражают прочность, несомые элементы воспринимаются как более легкие.

      Пластичность  характеризует красоту взаимопереходов объемов и плоскостей, плавность и гибкость элементов формы. Пластичными являются рельефные, объемные формы с мягкими переходами основных образующих.

      В обеспечении целостности композиции важнейшее значение имеет колорит - соотношение всех цветов, используемых в оформлении изделия. Его значение обусловлено не только существенным влиянием на потребительную ценность товаров, но и психологическим воздействием на человека. Закономерности цветоведения используются и в товароведении при анализе и оценках эстетических свойств товаров.

      Принцип гармонии в изделиях с объемной композицией  непосредственно связан с эстетикой  цвета: цвет дополняет и завершает  всю композицию, с его помощью  можно улучшить не совсем удачные пропорции, выделить особенности объемно-пространственной структуры, усилить пластику. Для покупателей цвет часто бывает определяющим фактором решения о покупке.

      Насыщенность  характеризуется степенью разбавления  спектрального цвета белым или черным цветом.

      Яркость - это количество цвета, отражаемого  поверхностью: она характеризуется коэффициентом отражения. Яркость может восприниматься человеком не как абсолютная величина, а как относительная, в зависимости от фона.

      При выборе колорита важно знать, что цвет оказывает эмоционально-психологическое воздействие на человека. Устойчивые представления об этом вырабатывались у людей в течение сотен лет.

      Цвет, используемый дизайнером для оформления конкретных изделий, существенно зависит  от их назначения. Традиционно различный характер имеют цветовые решения автомобилей и летательных аппаратов, станков и измерительных приборов, мебели и радиоаппаратуры. В одежде есть свои специфические функциональные цвета, которым отдается предпочтение во все времена независимо от моды, - цвета, связанные с оттенком кожи, окраской волос, цветом глаз и т.д.

      С колоритом тесно связан и характер поверхности изделия, так как  от него зависит восприятие цвета, массы, формы. Различают фактуру и текстуру поверхности.

      Фактура - видимое строение поверхности изделия. В зависимости от материала и характера его обработки она бывает гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, крупно- и мелкозернистой. Каждый материал (ткань, бумага, кожа, металл) имеет свою фактуру. Фактура материала - самостоятельный активный элемент формы модели, оказывающий не менее значительное влияние на пропорциональные соотношения элементов формы, чем размер и цвет изделия. Недостаточное внимание к свойствам фактуры часто приводит к неудачному сочетанию в одном изделии разных материалов, что зрительно создает дробность и дисгармонию формы. Если изделие имеет недостаточно выраженные фактуру и цвет, то его форма выглядит неорганизованной, невыразительной.

      Текстура - видимые на поверхности элементы внутренней структуры материала. Например, текстура древесины - естественный рисунок разреза древесины. Наибольшую ценность при производстве изделий представляют текстура древесины, минералов. При проектировании изделий широко используются имитации синтетических материалов под текстуру дерева, гранита, мрамора, фактуру кож.

      Графические и изобразительные элементы (надписи, знаки, обозначения и др.) должны быть органично вписаны в композицию. В зависимости от их функций они  могут занимать в композиции сугубо подчиненное положение или      выступать     в     роли      декоративных      элементов, художественно обогащающих форму.

      Совершенство  производственного исполнения и  стабильность товарного вида определяются чистотой исполнения контуров и соединений отдельных деталей, отсутствием видимых дефектов изготовления и тщательностью отделки поверхностей, устойчивостью элементов формы и поверхности к внешним воздействиям; четкостью исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации

      Показатели  эстетических свойств в отличие от показателей других потребительских свойств невозможно количественно определить с помощью метрологических средств измерений; эстетические свойства одних и тех же товаров могут быть оценены по-разному в зависимости от эстетических вкусов потребителей, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Это обусловлено социальной дифференциацией самого общества, проявляющейся, в частности, через типологию потребителей. Перед товароведами всегда стоит сложная задача выбора для закупок таких товаров, эстетические свойства которых соответствуют эстетическим потребностям каждой из групп потребителей.

      Несмотря  на то, что эстетические свойства большинства  непродовольственных товаров представляют собой только внешнюю форму и не направлены на выполнение изделием основной функции, именно эти свойства во многом определяют конкурентоспособность товаров.

      В отличие от других потребительских  свойств, эстетические свойства нельзя познать без учета психологических  процессов, которые протекают в человеческом сознании в момент эстетического восприятия.

      Свойства  выявляются, исходя из эстетических потребностей человека, для удовлетворения которых  изделия должны быть современными по форме; их эстетическая форма не должна противоречить функциональному назначению; необходимо обеспечение их соответствия законам общей гармонии.

      Эстетические  свойства оцениваются органолептически. Экспертный метод, широко используемый при оценке качества, является единственным при оценки эстетических свойств товаров.

 

22. Факторы, влияющие на сохраняемость непродовольственных товаров: температура, относительная влажность воздуха, вентиляция, газовый состав среды, освещенность, товарное соседство и др.

 

      Одним из фактором сохраняемости товаров является - условия хранения. Под термином условия хранения понимаются - совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище.

      Условия хранения товаров могут быть различными в зависимости от воздействия физико-химических, механических и биологических факторов.

      Степень отрицательного воздействия указанных  факторов на свойства материалов и товаров зависит от их физической и химической структуры, а также вида и интенсивности воздействующего фактора.

      Основные физико-химические факторы, влияющие на снижение качества товаров - влажность, температура, свет, компоненты воздуха.

      Температура хранения - температура воздуха в хранилище, она характеризует степень нагретостп тела. Это один из наиболее значимых показателей режима хранения. От нее зависят относительная влажность воздуха, возможность и интенсивность протекания физико-химических и биологических процессов в материалах поя воздействием влаги, света, кислот, щелочей, кислорода воздуха.

      Единой  оптимальной температуры хранения всех потребительских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохраняемость. В связи с этим все потребительские товары подразделяются по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму на шесть групп. Для хранения большинства непродовольственных товаров нормальной считается температура 16-20ºС, меха и меховых изделий - 4-5, лакокрасочных товаров — 10—15, мыла — не ниже 5ºС.

Информация о работе Эстетические свойства непродовольственных товаров: классификация, характеристика и место при экспертизе качества товаров