Формы товароснабжения и методы доставки товаров в розничную сеть. Выбор форм товароснабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

Под товароснабжением розничной торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.
Благодаря рационально организованному товароснабжению на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых предприятий.

Работа содержит 1 файл

организация торговли.docx

— 25.68 Кб (Скачать)

 

1.Формы товароснабжения  и методы доставки товаров  в розничную сеть. Выбор форм товароснабжения.

 

Под товароснабжением розничной  торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой комплекс коммерческих и технологических операций по доведению  товаров до предприятий розничной  торговли.

Благодаря рационально организованному  товароснабжению на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота  и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а  также высокие финансово-экономические  показатели работы торговых предприятий.

В розничную торговую сеть товары поступают с производственных и заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, с оптовых предприятий.

 Выбор источников товароснабжения  зависит от многих факторов: от  ассортимента товаров, типа и  размеров магазинов, объема товарооборота,  возможностей бесперебойного снабжения  магазинов, количества звеньев  товародвижения, скорости товарооборачиваемости  и уровня транспортных расходов.

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы  движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения  товаров до потребителей (розничной  торговли) может осуществляться в  двух организационно-экономических  формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика: объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.д.

 При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращается издержки обращения, снижаются товарные потери.

Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может привести к увеличению времени обращения  товаров, неправильному формированию ассортимента в магазинах, образованию  излишних товарных запасов и неравномерному их размещению в розничной и оптовой  торговле.

 В основном эта форма  применяется по товарам простого  ассортимента, а также по товарам,  производство которых осуществляется  в районах потребления (хлеб  и хлебобулочные изделия, молоко  и молочные продукты и т.п.).

 При складской форме  товары сложного ассортимента, нуждающиеся  в предварительной подсортировке,  завозятся в магазины со складов  оптовых предприятий. Складская  форма товароснабжения не связана  с обязательным получением транзитной  нормы. Она позволяет розничной  торговле заказывать товары, в  нужном количестве исходя из  спроса на них и товарных  запасов.

Данная форма обычно применяется  к товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий  розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут  продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота  не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного  производства и потребления.

Складская форма товароснабжения  применяется при получении товаров  от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в  торговый зал, а также товаров, требующих  длительного хранения. В этих случаях  складская форма имеет преимущества перед транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Складская форма товароснабжения  требует значительных издержек по осуществлению  транспортно-экспедиционных и складских  операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс  движения товаров от производства в  розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.

 Выбрать наиболее оптимальные  источники и формы товароснабжения  розничных торговых предприятий  можно с помощью разработки  схем завоза по каждой товарной  группе. Эти схемы определяют  порядок движения товаров от  промышленных предприятий, оптовых  баз и других поставщиков до  розничных торговых предприятий  по каждой товарной группе, а  в случае необходимости – по  отдельным подгруппам товаров.  Их разработку рекомендуется  осуществлять с учетом ряда  принципов. Так, например, в потребительской  кооперации она основывается  на следующих основных принципах:

  • прохождение товаров через минимально необходимое число промежуточных складских звеньев, преимущественно по схеме промышленное предприятие – межрайбаза-магазин;
  • сосредоточение оптовой торговли товарами сложного ассортимента на крупных межрайбазах;
  • расширение централизованной доставки товаров через передвижные склады и залы товарных образцов, разъездных товароведов и путем почтово-посылочных операций;
  • более широкая оптовая продажа товаров через передвижные склады, демонстрационные залы, разъездных коммерческих представителей баз.

 При разработке схем  завоза товаров сначала определяют  пути движения товаров до межрайонных  и областных оптовых предприятий  потребсоюзов. Следует предусматривать  завоз товаров в эти оптовые  звенья с предприятий промышленности, крупных оптовых баз других  коммерческих структур. Сосредоточение  оптовой торговли товарами сложного ассортимента на крупных оптовых базах препятствует распылению этих товаров по мелким оптовым предприятиям и создает возможность для установления рациональных связей с производственными и иными поставщиками.

 Схемы завоза товаров  в оптовом предприятия кладутся  в основу конкретных схем завоза  товаров в розничную торговую  сеть.

 Схемы завоза товаров  должны регулярно пересматриваться  и уточняться с учетом появления  новых источников поступления  товаров или других обстоятельств.

Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза - путь перевозки товара от места его отправки до магазина. Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить карту-схему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации магазинов, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

Разработка оптимальных  маршрутов централизованной доставки способствует эффективному использованию  транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.

Маршруты разрабатываются  в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей для магазинов, объем завоза, в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими  полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются линейными.

Разновидностью линейных маршрутов являются маятниковые, когда грузы перевозятся автомобилями с прицепами. Прицеп остается для разгрузки в одном магазине, а автомобиль следует в другой. После разгрузки он возвращается, и первый магазин и забирает разгруженный прицеп.

Для магазинов, объем поставки, в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются дна и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гастроном.

Гастроном — это универсальный продовольственный магазин небольшой площади (250—300 кв. м) при работе традиционным методом. Как правило, включает несколько необходимых секций: молочную, мясную, гастрономию, напитки, бакалею, хлебобулочные изделия , сопутствующие товары.

Гастроном - предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 400 кв.м, осуществляющее реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров традиционным методом обслуживания и оказывающее дополнительные услуги населению.

Гастрономические  товары, гастрономия, — наименование большой группы пищевых товаров высокого качества, пригодных к непосредственному употреблению.

Гастрономы были широко распространены в СССР. После того как магазины под названием «Гастроном» впервые были открыты в Москве в 1933 году, такие же магазины были организованы в ряде крупных промышленных центров СССР. К концу 1958 года только на территории РСФСР действовало 568 магазинов «Гастроном», расположенных в 193 городах и объединённых Главным управлением гастрономических и бакалейных магазинов «Главгастроном» Министерства торговли РСФСР. В большинстве других союзных республик такие же магазины «Гастроном» объединялись конторами, подчинёнными непосредственно министерствам торговли союзных республик.

Розничную торговлю гастрономическими  товарами вели специализированные гастрономические магазины, гастрономические отделы универсальных  и комбинированных продуктовых  магазинов, а также неспециализированные магазины и палатки (в ограниченном ассортименте). Кроме того, довольно большой ассортимент гастрономических товаров реализовывался в предприятиях общественного питания — столовых, ресторанах, буфетах, закусочных.

     Основную оптовую  торговлю гастрономическими товарами  в 1957 году в СССР осуществляло  Главное управление холодильниками  и оптовой торговли мясом, маслом  и рыбой — Главмясорыбторг  — Министерства торговли СССР. Оптовая реализация пива, вин,  водки, ликёро-водочных изделий,  безалкогольных напитков велось  сбытовыми органами системы Министерства  промышленности продовольственных  товаров СССР через свои оптовые  конторы и базы.

К гастрономическим товарам  относились продукты мясной и молочной, рыбной и консервной промышленности, а также винно-водочные изделия.

      Мясная гастрономия. Наибольшее место в этой группе (в т.ч. в конце 50-х годов) занимали колбасные изделия, в т.ч. фаршированные, варёные, сосиски и сардельки, полукопчёные, сырокопчёные, легкокопчёные, ливерные, кровяные зельцы, паштеты, мясные хлебцы, свиные, говяжьи, бараньи и другие копчёности. Кроме того, к мясной гастрономии относилась мясная кулинария, а также некоторые виды мясных консервов.

     Рыбная  гастрономия — некоторые виды соленой рыбы, вяленая и печёная рыба, балычные изделия, икра, миноги жареные, рыбная кулинария, рыбные консервы и др.

     Молочные гастрономические товары — масло животное, сыр, сливки, молочнокислые продукты и молочные консервы. Наибольшее место в молочных товарах занимало масло животное и сыры. В группу молочных гастрономических товаров обычно включают маргарин сливочный и др.

     Овощные и фруктовые консервы — овощи фаршированные, консервы сотэ, овощная икра, фруктовые компоты и соусы. Напитки алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные, а также приправы, сопутствующие гастрономические товары (готовый хрен, готовая горчица, майонез, маслины и др.).

         Рабочие места для подготовки  гастрономических товаров располагались  так, чтобы они лучше всего  были связаны с рабочими местами  продавцов и с кладовыми для  хранения товаров. Площадь подсобного  рабочего места должна была  быть вполне достаточной для  производства подготовительных  работ, установки машины и размещения  товаров. На рабочем месте для  подготовки колбасных изделий  был необходим стол высотой  85-90 см, покрытый мрамором, линолеумом  или нержавеющим железом, с  двумя полками для хранения  инструментов и запасов упако¬вочного  материала. В нижней части стола  устраивался выдвижной ящик для  отходов. Ширина стола должна  была достигать примерно 80-90 см, длина  — 1,5-2 м. Рабочее место для  машинной нарезки лучше всего  было устроить в специальной  комнате. На рабочем месте по  подготовке товаров к продаже  должны были быть чистые полотенца  для протирания колбасы и отдельное  полотенце для рук; подставка  в виде табурета или широкой  скамьи высотой 50 см, на которую  ставится принесённый товар, а  также все необходимые для  работы инструменты и приспособления. Так же, с соответствующими изменениями  в инвентаре и инструментах, организовывались  рабочие места для подготовки  рыбных товаров, молочных товаров.

 На сегодняшний день  можно сказать, что значение гастрономов не уменьшается в связи с открытием более крупных продовольственных магазинов — универсамов и супермаркетов. Поскольку размеры супермаркетов с каждым годом увеличиваются и расширяется зона, обслуживаемая каждым супермаркетом, имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных по соседству с покупателями и где можно купить понадобившиеся срочно товары.

Но, с другой стороны, применение в магазинах традиционного метода продажи товаров снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товаров. Использование этого метода эффективно лишь для товаров, требующих более содержательной консультации продавцов (например, при продаже чая или мяса, когда покупатель просит разрубить понравившийся ему кусок).

Информация о работе Формы товароснабжения и методы доставки товаров в розничную сеть. Выбор форм товароснабжения