Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение потребительских свойств и пищевой ценности сухарных изделий. Задачами курсовой работы являются: изучение роли сухарных изделий в питании, классификация и характеристика ассортимента сухарных изделий, изучение потребительских свойств, путей обеспечения качества изделий, изучение видов и форм товарной информации, новых направлений в совершенствовании ассортимента и качества.
Введение.
1.Область применения сухарных изделий.
2. Свойства сухарных изделий.
3. Классификация сухарных изделий.
4. Новые направления в совершенствовании ассортимента и качества сухарных изделий.
5. Качество сухарных изделий. Стадии технологического цикла.
6. Характеристика товарной информации.
7.Экспертиза качества сухарных изделий.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения
Все упаковочные материалы должны быть безвредными, не реагировать с веществами изделия, быть непроницаемыми для паров и газа.
Упаковка
позволяет хранить и
Перед упаковыванием весовых сухарей каждый ящик внутри со всех сторон должен быть выложен бумагой чистой по госту 8273 или другими видами бумаги, разрешенной к применению Министерством здравоохранения .
Сухари укладывают в ящики «на ребро», сухари с отделкой – «плашмя», детские – насыпью. Сухари фасуют в пачки по ГОСТ 12303, в один слой пергамента по ГОСТ 1341, подпергамента по ГОСТ 1760, пленки термоусадочной по ГОСТ 25951, целлофана по ГОСТ 7730 с последующей оклейкой этикеткой.
Изменения хлебобулочных изделий, вызванные микроорганизмами, в результате которых изделия становятся непригодными к употреблению, называют болезнями хлеба. Наиболее распространенными и опасными являются картофельная болезнь и плесневение.
Хлебохранилище располагают в чистом, сухом и хорошо проветриваемом помещении. В нем нельзя хранить другие продукты и материалы, а также держать бракованные изделия.
6. Характеристика товарной информации.
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей субъектов хозяйственной деятельности. В зависимости от назначения товарная информация подразделяется на основополагающую, коммерческую и потребительскую.
Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для его идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации для хлебобулочных изделий относят: вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности и т. п.
Коммерческая товарная информация — данные о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах по качеству товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Примером коммерческой информации является штриховое кодирование, а также сведения, содержащиеся в товарно-сопроводительных документах (ТСД).
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара и нацеленные на потребителя. Как правило, это сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров. Для хлебобулочных изделий это: пищевая ценность, состав, функциональное назначение и др. Красочные изображения на упаковке или этикетке предназначены для усиления эмоционального восприятия информации потребителем.
Общие требования к товарной информации регламентируются законом «О защите прав потребителей». К ним относятся достоверность, доступность и достаточность (три «Д»).
Достоверность информации предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма, вводящих в заблуждение пользователей информации относительно потребительских свойств товара.
Доступность информации — требование, обусловленное принципом открытости сведений о товаре для всех пользователей. В свою очередь, это требование можно разделить на ряд частных.
Достаточность информации — рациональная информационная насыщенность, исключающая неполную или излишнюю информацию.
Неполная информация характеризуется отсутствием определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность.
Излишняя информация — сведения, дублирующие основную информацию без особой необходимости или не представляющие интереса для пользователей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить его к отказу от покупки.
Маркировка сухарных изделий — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или этикетку, предназначенные для идентификации товаров или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях) и основополагающих характеристиках товара.
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.
Информационная функция маркировки является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, наименьший — на коммерческую.
Красочно оформленная маркировка хлебобулочных изделий, наличие поясняющих текстов, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и становятся мотивацией для принятия решения о покупке товара.
Сухарные изделия маркируют в соответствии с СТБ 1100-98 с указанием следующих данных :
Маркировку наносят на этикетку:
-наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера,
-наименование продукта,
-товарный знак изготовителя (при наличии),
-масса брутто,
-масса нетто,
-состав продукта,
-количество упаковочных единиц (для фассованой продукции),
-дату выработки и срок хранения,
-обозначение настоящего стандарта,
-информационных
сведений об энергетической
Этикетки наносят типографским или иным способом на упаковку. Например, большинство упакованных сухарных изделий имеет на упаковке этикетку, на которой текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее полные и обширные. На этикетках часто содержатся дополнительные и пояснительные тексты.
Текст на этикетке — наиболее распространенный составной элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но наиболее ему присущи информационная и идентифицирующая. Удельный вес текста в маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—90 %.
Рисунок на этикетках сухарных изделий может присутствовать не всегда. Как структурный элемент маркировки рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже — информационную и идентифицирующую. Удельный вес в маркировке и степень доступности информации рисунка колеблются от 0 до 30 %.
Основными требованиями при разработке этикеток сухарных изделий являются: четкость текста, наглядность; однозначность текста, соответствие его потребительским свойствам товара; достоверность сведений относительно качества товара, его изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки безопасных добавок.
Вкладыши – разновидность этикеток, предназначенных для сообщения кратких сведений о наименовании сухарных изделий, изготовителя. Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара.
7.Экспертиза
качества сухарных изделий.
Проведем экспертизу качества сухарных изделий на примере :
-- сухари «ПОДСОЛНУШЕК» фасованные по 0,5кг. Производитель Р.Б.,РУПП «Витебскхлебпром» филиал Полоцкий хлебозавод. В состав входит: мука пшеничная высшего сорта, вода питьевая, сахар, маргарин столовый молочный, ядро семян подсолнечника, дрожжи хлебопекарные, яйца куриные пищевые, соль пищевая йодированная. Пищевая ценность 100г изделия: белка-11.0г, жира-6.6г, углеводов-72.9г. Энергетическая ценность 389 ккал. Срок хранения 45 суток. Изготовлено в соответствии с СТБ 926-98.
-- сухари «МАЛЮТКА» с изюмом фасованные по 0,35кг. Производитель Р.Б.,РУПП «Витебскхлебпром» филиал Полоцкий хлебозавод. В состав входит: мука пшеничная высшего сорта, вода питьевая, сахар-песок, маргарин столовый молочный, дрожжи хлебопекарные, соль пищевая, виноград сушеный. Пищевая ценность 100г изделия: белка-9.6г, жира-3,9г, углеводов-74.4г. Энергетическая ценность 364 ккал. Срок хранения 45 суток. Изготовлено в соответствии с СТБ 926-98.
--сухари «ЛАДУШКИ» с ванилином. Весовые. Производитель Р.Б.,РУПП «Витебскхлебпром» филиал Полоцкий хлебозавод. В состав входит: мука пшеничная высшего сорта, вода, сахар-песок, маргарин столовый молочный, дрожжи хлебопекарные, соль пищевая, ванилин. Пищевая ценность 100г изделия: белка-9.5г, жира-3.9г, углеводов-75.6г. Энергетическая ценность 368 ккал. Срок хранения 60 суток. Изготовлено в соответствии с СТБ 926-98.
Сухари «ПОДСОЛНУШЕК», «МАЛЮТКА» с изюмом, «ЛАДУШКИ» с ванилином должны вырабатываться в соответствии с требованиями СТБ 926-98. У этих сухарей производитель указывает массу 0.5, 0.35, 5.0 кг соответственно, что соответствует требованием СТБ 926-98.
Оценка качества проводится двумя методами: органолептическим и лабораторным. Также при оценке качества разрабатывалась пятибальная шкала и проводился расчет уровня качества по формуле:
Q= K/K1, где
Q- уровень качества;
K- комплексный показатель качества образца;
K1- комплексный показатель качества эталона.
При органолептической оценке качества определяют следующие показатели: вкус и аромат, цвет сухарных изделий, состояние поверхности, форма изделий. Также нормируется такой показатель как количество лома в весовых сухарях, количество горбушек, количество сухарей уменьшенного размера. При оценке использовали СТБ 926-98 «Изделия хлебобулочные сухари. Общие технические условия». Приложение 1.
Лабораторным
методом определяли следующие физико-химические
показатели: влажность, кислотность, массовую
долю жира, массовую долю сахара. При определении
использовали СТБ 926-98 приложение 1, «Изделия
хлебобулочные сухари. Общие технические
условия» и ГОСТ 5670-96 « Хлебобулочные изделия.
Методы определения кислотности» приложение
2, ГОСТ 5668-68 «Хлебобулочные изделия. Методы
определения массовой доли жира» приложение
3, ГОСТ 21094-75 «Хлебобулочные изделия. Методы
определения влажности» приложение 4,
ГОСТ 5672-68 «Хлебобулочные изделия. Методы
определения массовой доли сахара» приложение
5.
Отбор проб для анализа проводится в соответствии с СТБ 926-98 «Сухари. Общие технические условия».
Сухари принимают партиями. Партией в торговой розничной сети считают сухари одного наименования, выработанные одним предприятием и полученные по одной товарно-транспортной накладной. В товарно-транспортной накладной проставляют штамп на соответствие партии продукции требованиям нормативно-технической документации и дату выработки.
Для контроля качества сухарей и массы фасованной продукции, а также требования упаковывания и маркирования составляют представительную выборку способом «россыпью» по ГОСТ 18321.
Объём выборки определяют следующим образом:
- при массе партии до 1 тонны включительно-5 упаковочных единиц;
- при массе партии свыше 1 тонны- 10 упаковочных единиц.
Для определения количества сухарей-лома, горбушек и сухарей уменьшённого размера отбирают по требованию потребителей 1-2 упаковочные единицы от каждой партии изделий.
Отбор проб осуществлялся по данным требованиям. Результаты представлены в таблице 1.