Анализ потребительских предпочтений и сравнительная оценка качества губной помады

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проведение анализа потребительских предпочтений и сравнительная оценка качества губных помад. Для выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить рынок губной помады в России.
2. Изучить производство губной помады.
3. Изучить потребительские предпочтения, классификацию и требования к качеству губной помады.

Содержание

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Классификация губной помады……………………………………………..5
1.2. Состояние рынка губной помады…………………………………………...8
1.3.Факторы, формирующие качество губной помады
1.3.1. Сырьевые компоненты губной помады…………………………………11
1.3.2. Технология производства губной помады………………………………17
1.4. Системы оценки качества губной помады……………………………… ..21
Глава 2. Практическая часть
2.1. Цели и задачи исследования…………………………………………….…26
2.2 Анализ потребительских предпочтений губной помады………….……...27
2.3 Обоснование выбора объектов и их характеристика……………………...29
2.4 Показатели качества и методы их определения……………………….…..32
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Характеристика образцов по органолептическим показателям качества…34
3.2 Характеристика образцов по физико – химическим показателям качества.36
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

помада.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Южно-Уральский  государственный  университет

Факультет торгово-экономический

Кафедра «Товароведение и экспертиза потребительских  товаров» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Товароведение непродовольственных  товаров»

на тему: «Анализ потребительских предпочтений и сравнительная оценка качества губной помады» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  студентка группы ком-433

Хлызова Татьяна

Проверила: Попова Наталия Викторовна 
 
 
 
 

Челябинск 2011 

Содержание

Введение

Глава 1. Литературный обзор

   1.1. Классификация губной помады……………………………………………..5

   1.2. Состояние рынка губной помады…………………………………………...8

   1.3.Факторы,  формирующие качество губной  помады

   1.3.1. Сырьевые компоненты губной помады…………………………………11

   1.3.2. Технология производства губной  помады………………………………17

   1.4. Системы оценки качества губной помады……………………………… ..21

Глава 2. Практическая часть

   2.1. Цели и задачи исследования…………………………………………….…26

   2.2 Анализ потребительских предпочтений  губной помады………….……...27

   2.3 Обоснование выбора объектов  и их характеристика……………………...29

   2.4 Показатели качества и методы  их определения……………………….…..32

Глава 3. Экспериментальная часть

 3.1 Характеристика  образцов по органолептическим  показателям качества…34

 3.2 Характеристика  образцов по физико – химическим  показателям качества.36

Заключение

Список  литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Грех, если женщина выглядит менее красивой, чем могла бы быть. Декоративная косметика является неотъемлемой частью жизни женского общества. Она помогает подчеркнуть красоту женского лица, придать ему индивидуальность и скрыть мелкие недостатки. Косметика позволяет нам быть ближе к внешнему идеалу и чувствовать себя уверенней.

        О красоте и здоровье следует заботиться ежедневно и систематически. Ведь по-прежнему остаются в силе мудрые слова афоризма де Ленкло: "Нет некрасивых женщин. Есть только женщины, которые не умеют сделать себя красивыми".

      Одной из основных составляющих декоративной косметики является губная помада. Основная задача помады окрашивать губы в нежные эффектные или решительные цвета, увлажнять губы, питать их, защищать и даже корректировать.

Помаде  под силу:

1. Увлажнять  и разглаживать кожу губ, ведь  она содержит производные аминокислот,  гиалуроновую кислоту в таласферах, экстракт алое вера, витамина  А и Е, ланолин, минеральное масло.

2. Питать  губы и создавать комфортные  ощущения

3. Защищать  губы от солнца. Даже если в  перламутровой помаде нет UVA и UVB-фильтров, входящие в её состав блестящие частички, словно зеркала, «возвращают» солнечные лучи обратно.

4. Стойко держаться на губах.

        В последние десятилетия потребление косметических товаров во всём мире, в том числе и в нашей стране, возрастает. На российском рынке появилось огромное количество новых товаров с новыми потребительскими свойствами, много неизвестных ранее фирм, как зарубежных, так и российских. Широкий ассортимент, разнообразие губных помад, конечно же, является положительным фактором, но зачастую вводит нас в затруднение при выборе того или иного средства. Интенсивная и не всегда добросовестная реклама часто вводит в заблуждение потребителей. К сожалению, в отечественных публикациях оценку помадам часто дают не специалисты, а, как правило, журналисты, основываясь на своём потребительском опыте. На взгляд потребителя, тема декоративной косметики всегда будет оставаться актуальной.

       Цель курсовой работы -  проведение анализа потребительских предпочтений и сравнительная оценка качества губных помад. Для выполнения работы  были поставлены следующие задачи:

1. Изучить   рынок губной помады в России.

2. Изучить  производство губной помады.

3. Изучить потребительские предпочтения, классификацию и требования к качеству губной помады.

4. Определить  органолептические показатели и  качество губной помады.

5. Определить  физико-химические показатели и  качество губной помады.

6. Провести  сравнительную оценку  качества  губной помады.

7. Сделать  выводы на основании проведенного  исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Литературный обзор 

  • 1.1 Классификация и ассортимент губных помад 

           Губная помада сегодня — это невероятно популярный элемент декоративной косметики. Хорошая помада никогда не вызывает чувства тяжести и не стягивает губы. Она хорошо и легко наносится, вызывая на губах только приятные ощущения.

         В зависимости от назначения различают помады:

    • Гигиенические (бесцветные или слабо окрашенные)
    • Защитные (например, от воздействия ультрафиолетовых лучей)
    • Тональные (для окраски губ)

         В зависимости от консистенции различают помады:

      • Твердые (стержень, карандаш)
      • Кремообразные (расфасованные в баночки или тубы, с кисточкой)

         В зависимости от жирности мазка различают помады:

      • Жирные
      • Полужирные
      • Сухие

          В зависимости от стойкости окраски различают помады:

    • Простая
    • Традиционная (держится на губах 3-4 часа)
    • Устойчивая (5-6 часов)
    • Сверхустойчивая (сохраняющая свой цвет на губах более 6-7 часов и оставляющая минимальный отпечаток)

           В зависимости от состава различают помады:

    • Увлажняющая
    • Питательная
    • Стойкая
    • Гигиеническая
    • Блеск для губ

           Гигиеническими помадами могут пользоваться и мужчины, и женщины, выпускаются также и специальные гигиенические помады для детей с ягодным вкусом. Гигиеническая помада ухаживает за губами и защищает их, предотвращает растрескивание и сухость кожи губ. Эти помады обладают целебными свойствами, они содержат увлажняющие и ранозаживляющие препараты – винилин, прополис, азулен (придает помаде зеленоватый оттенок), бисаболол, витамины Е, К, масло авокадо и т.д. Очень часто в её состав включают ультрафиолетовые фильтры, защищающие нежную кожу губ от вредного воздействия солнечных лучей. Недостатков у гигиенической помады нет, но такая помада не придаст губам нового оттенка.

           Тональная помада содержит в своем составе пигменты минеральные (природного происхождения) и органические красители. Разрешено вводить в состав помад красители не более 3-3,5%, при этом общее содержание красителей и пигментов в губной помаде составляет 20%.

          Стойкость окраски современные сверхустойчивых помад достигается не за счет увеличения количества красителей, а за счет введения олигомерных кремнийорганических соединений, которые капсулируют пигменты и красители, создают особую структуру с восками и предохраняют губы от непосредственного контакта с красителями.

           Увлажняющая помада не только окрашивает губы, но еще и смягчает их,  предотвращая, таким образом, шелушение, за счет того, что в её состав входят кокосовое или подсолнечное масла, масло авокадо, экстракт ромашки, какао. Её существенным недостатком является недолговечность. Она оставляет следы на одежде и довольно быстро стирается.

          Питательная губная помада обогащена воском и жирами, которые отлично защищают губы от растрескивания. Такая помада жирная по своей текстуре и рекомендуется использовать её вместе с контурным карандашом. Её главным недостатком является зрительный эффект плоских губ.

           Суперстойкая и стойкая помада отлично держится на губах, не оставляет следов, не расплывается и не стирается в течении очень длительного времени. Но стойкие помады слишком сильно стягивают губы, иногда может появиться неприятное ощущение тяжести или плёнки на губах. В состав стойких помад входят растительные и минеральные воски в сочетании с насыщенными летучими эфирами. Через несколько минут после нанесения эфиры улетучиваются, и на губах остаётся яркая цветная плёнка. Использовать такие помады для губ постоянно не рекомендуется, так как они сушат губы.

          Блеск для губ — прекрасный вариант для легкого макияжа. Он не даёт яркого и насыщенного оттенка, зато придаёт макияжу естественность. Он содержит небольшое количество растительных красителей, масла и витамины. Минус блесков для губ в том, что они легко расплываются и смазываются.

          Основой хорошего макияжа губ является их ухоженная кожа без трещин и отслоений. Поэтому все современные средства макияжа, как и средства по уходу за кожей губ, содержат витамины, увлажнители и солнцезащитные препараты.    Макияжу губ предшествует их очищение – безалкогольным лосьоном и косметическим молочком, если до этого использовалась стойкая губная помада.   Макияж губ выполняют тремя видами косметических средств:

    1. контурным карандашом;
    2. блеском для губ;
    3. помадой.

            Ассортимент губных помад разнообразен по цвету (тону), который указывается номером тона. Крупные фирмы выпускают по нескольку десятков тонов. Так, популярная в России серия Lumene фирмы «Noiro» включает 54 тона. Выбор цвета зависит от возраста, конкретной ситуации ( дневной или вечерний макияж), направления моды. Губные помады подразделяют на устойчивые ( не оставляющие следов от прикосновения) и обычные (мягкие, увлажняющие и др.).     Стойкость помаде придают не только воски, но и жидкий парафин, силиконы. Иногда на маркировке устоцчивых помад имеется уточнение – «kissproof» (поцелуестойкая, суперстойкая), что больше относится к рекламе, чем к особенностям помады. Устойчивые губные помады выпускают фирмы «Max Factor», «L`Oreal», «Noiro», «Lancome» и многие другие. Особенность применения устойчивых помад заключается в том, что после нанесение они должны закрепиться, для чего не следует сжимать губы в течение 1 – 2 мин.

            Наименее стойкими являются увлажняющие помады, поэтому их рекомендуется использовать с контурным карандашом и не наносить во время занятий спортом и на пляже. Чтобы повысить устойчивость обыкновенной помады, её наносят два раза, после первого слоя помады губы припудривают, а излишки второго слоя снимают салфеткой. 

  • 1.2 Состояние рынка декоративной косметики 
  •       Российский рынок парфюмерии и косметики уже стал одним из крупнейших рынков Европы. Суммарный объем мирового косметического рынка в 2009 году составил $202 млрд., объем европейского косметического рынка -- $54,353 млрд.

           Российский рынок косметики продолжает динамично развиваться. После августовского кризиса 1998 года и вплоть до 2001 года ежегодный прирост составлял примерно 20%. В 2002 году темп роста снизился до 10% и до 2009 года остался таким же, но это все равно больше, чем 6% в Европе.

          По уровню потребления косметики на душу населения Россия пока отстает от Западной Европы. Сегодня россиянин в среднем тратит на косметику около $36 в год. Среднестатистический житель стран Европы тратит на покупку косметических изделий около $100 в год. Можно прогнозировать, что уровень потребления в России будет сближаться с европейским, и в ближайшие семь лет россияне будут покупать все больше кремов, декоративной косметики и средств личной гигиены.

           Наиболее активными потребительницами декоративной косметики являются женщины 20-34 лет, более трети которых совершают регулярные покупки. Для российского потребителя характерно снижение с возрастом уровня потребления декоративной косметики: для возрастной группы старше 65 этот уровень становится несоизмеримо мал (2,7%).

          Объем рынка косметических средств для мужчин в мире оценивается в $16 млрд.    По сравнению с общей емкостью косметического рынка, - это очень незначительная часть. Но аналитики полагают, что именно этот ныне небольшой сегмент обладает наиболее значительным потенциалом роста. В 2004 году объем российского рынка мужской косметики составлял $294 млн., в 2007 году - $388,6 млн. Общий объем рынка косметики для мужчин сейчас составляет $602 млн - это более 10% от общего объема российского рынка. С 2004 по 2008 гг. сектор мужской косметики рос примерно на 9% в год. В прошлом году этот показатель оказался выше - примерно 13-13,5%.

            Создание и развитие сетевых компаний становится серьезной альтернативой классическому распространению товаров через розничные магазины. В этом сегменте российского рынка парфюмерии и косметики три игрока: Oriflame, Avon и российский Faberlic.

             Сегодня участники рынка стараются создавать новые форматы продажи. К ним можно отнести новые формы продажи - через Интернет. Во-первых, он не только является новым каналом сбыта, но и предоставляет возможность оперативной связи с потребителями, будучи средством развития связей с общественностью и получения обратной связи о продукции.

           В последнее время актуализировалось совмещение разных ассортиментных направлений, среди которых наибольшую популярность пока приобрел drugstore: совмещение в одном пространстве косметического и фармацевтического бизнеса.    В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары. Это быстрорастущие сегменты косметического рынка - продажи косметики через аптеки в 2009 году выросли на 12% по сравнению с 2008 г.

           С появлением у нас западных компаний, 65% косметической розницы стало принадлежать шести ведущим сетям. Это сети "Л`Этуаль-Sephora", "Арбат Престиж-Marionnoud", Rive Goche, Ile de Beute, Brocard, Douglas Rivoli.   Остальные 35% российской косметической розницы занимают несетевые игроки, такие как Articoli.

          В России тройку наиболее популярных по объему продаж марок по уходу за лицом и телом в 2009 году составили: Nivea (производитель – Beiersdorf AG, Германия), Avon (Avon Beauty Products Company, США) и «Черный жемчуг» (концерн «Калина», Екатеринбург). Показательно, что среди 10 брендов, названных россиянками самыми популярными, 6 – отечественные.

           Лидирующее положение на рынке декоративной косметики занимают иностранные производители. По данным на 2009 года, на долю марок Bourjois, Bronze Lion, L’Oreal, Lumene, Maybelline, MaxFactor, Nivea, Pupa, Revlon приходилось 60% продаж в стоимостном выражении Совокупная доля продаж российских производителей едва превышала 10%. Самая большая доля продаж пришлась на средства для губ - 33,5% в денежном выражении и 28,8% - в физическом.

           Если рассматривать лидеров по разным регионам, то видно, что их состав практически одинаков, а вот места распределяются по-разному. Так, Nivea занимает первое место в России благодаря лидерству в Центральном и Северо-Западном регионах. Больше всего первых мест у «Чистой линии» (концерн «Калина) – эта марка наиболее популярна в 5 регионах: Север/Северо-Запад, Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ, Западная Сибирь и Дальний Восток.

          Доля российской продукции (к ней относят средства, производимые под российскими марками) в общем объеме косметического рынка составила в 2009 году 47%. В отдельных сегментах рынка соотношение нашей и импортной продукции варьируется. Так, «наши» преобладают в категории средств по уходу и средств гигиены, но уступают в секторах декоративной косметики и парфюмерии.

          Среди успешных производителей «нашей» косметики можно выделить:

    1. Концерн «Калина», который занимается выпуском серий косметики по уходу за кожей "Черный жемчуг", антивозрастной косметики "Чистая линия", детской косметики "Маленькая фея";

    2. «Новая Заря», предприятие выпускающее сегодня популярную серию "Кузнецкий мост";

    3. «Арт-Визаж» (1997 г.), компания занимается разработкой и выпуском российской декоративной профессиональной косметики, отличаешейся высокой стойкостью, интенсивностью пигментов и многофункциональностью. Косметика "Арт-Визаж" производится на основе технологий и сырья, поставляемых лидерами мирового косметического рынка, техническое оснащение от итальянской компании "Ve. Tra. Co. Srl.".

            Самая большая доля в объеме продаж косметических средств, как во всем мире, так и в России, приходится на средства по уходу за волосами (19,3%). Дальше начинаются существенные различия. Если в западных странах на втором месте – средства по уходу за кожей, то у нас - декоративная косметика (17,2%). Далее в России по продажам лидируют (в порядке уменьшения доли): гигиенические средства для полости рта (13,7%), парфюмерия (11,4%), средства для душа (11,3%). Таким образом, белая косметика в нашей стране занимает только шестое место по объему продаж (11%).

          Таким образом, можно сделать вывод, что россиянки любят декоративную косметику и уделяют макияжу больше внимания, чем уходу за кожей. Поэтому рынок деворативной косметики и дальше будет увеличиваться, а растущая конкуренция будет способствовать повышению качества продукции. 

      1.3. Факторы, формирующие качество губной помады

    1.3.1. Сырьевые компоненты 

          Губная помада представляет собой сложные многокомпонентные жировосковые композиции, в состав которых входят разнообразные продукты как природного, так и синтетического происхождения. Как правило, они содержат высокоплавкие воскообразные структурообразующие компоненты, жидкие жировые вещества, пигменты и красители. Губная помада должна обладать рядом свойств. Она должна быть достаточно твердой, но не хрупкой, не ломаться при применении, легко наноситься на губы, но не быть очень жирной и не растекаться на губах.   Она должна сохранять свою форму при жаркой погоде. А самое главное - помада должна быть безвредна. Губная помада включает следующие основные части – основу, красящую смесь, добавки и отдушки.

           Основа помады состоит из структурообразующих элементов - восков и воскоподобных веществ; эмолентов - жиров, масел; пленкообразующих компонентов. Структура помады определяется правильным подбором вышеуказанных компонентов. Из восков, воскоподобных ингредиентов и жиров чаще всего применяются канделильский, карнаубский, пчелиный, церезин, парафин, микрокрасталлические воски, силиконовые воски, спермацет, цетиловый спирт, стеариловый спирт, ланолин, вазелин. Воски представляют собой эфиры высших жирных кислот с одноатомными, реже двухатомными, высшими спиртами (цетиловый, цериловый, мицириловый и др.). Также воски содержат свободные жирные кислоты, свободные спирты, стерины и др. Большинство из них имеют твердую консистенцию с температурой плавления 60-70° С.

            Воски определяют форму помады, обеспечивают ее прочность и пластичность. Карнаубский и канделильский воски - это натуральные растительные воски, получаемые из бразильских пальмовых деревьев Copernia cerifera и листьев травы канделлилы, произрастающей в Мексике. Карнаубский воск самый твердый из натуральных восков. Он прекрасно смешивается со многими жирами, маслами, восками, повышая их температуру плавления и увеличивая твердость композиции. Он обладает исключительной способностью связывать жидкую жировую массу, и он, так же как канделлильский воск, используется в качестве регулятора консистенции. Благодаря карнаубскому воску помада не размазывается и не расплывается на губах даже в жаркую погоду. Канделильский воск придает помаде блеск, способствует сохранению насыщенного цвета помады в течении нескольких часов.

         Пчелиный воск является важнейшим из перечисленных натуральных восков, Это твердое желтое или, в случае отбеливания, белое вязкое вещество, которое придает губной помаде прочность и вместе с тем пластичность. В пчелином воске содержится 72% различных восковых эфиров, 14% свободных высокомолекулярных жирных кислот, свободные жирные спирты. Именно пчелиный воск "отвечает" за консистенцию помады, поскольку исключительно хорошо связывает остальные компоненты в гомогенную массу, облегчает формование палочки губной помады.

           Жиры придают губной помаде твердость. Оставляя на губах устойчивую пленку, жиры предохраняют нежную кожу от обветривания и потери влаги. Как известно, натуральные жиры и масла при хранении быстро окисляются и прогоркают. Для того чтобы продлить срок службы помады, в ее жировую основу обязательно вводят антиокислители и консерванты. В качестве смягчающих добавок применяют жировые компоненты ланолин и его производные. Ланолин — натуральный жир из овечьей шерсти, который в исходном состоянии сильно перегружен вредными веществами. Для того чтобы иметь возможность использовать ланолин в косметике, его тщательно очищают всевозможными химическими растворителями. Это один из самых эффективных питающих жиров. Если смешать очищенный ланолин с водой, то он разбухнет в 2-2,5 раза.    Так как в коже человека содержится 60-70% воды, то нанесенный на ее поверхность ланолин устремляется к внутрикожной воде, стараясь проникнуть в глубинные слои кожи. И все-таки в последнее время от ланолина пытаются постепенно избавляться, находя ему более совершенные альтернативы. Помимо положительных качеств, ланолин имеет и недостатки — высокую клейкость, неприятный вкус и запах. Вот почему в современной косметической промышленности его заменяют производными — ацетилированными или этоксилированными ланолиновыми маслами, изопропиловым эфиром ланолина.

            Масла вводят в состав помады с несколькими целями. Во-первых, они придают ее структуре нежность, во-вторых, масла питают и смягчают кожу губ, и, наконец, в них растворяются некоторые красящие пигменты. Смесь масел необходима для придания помаде мягкости, мазку - легкости нанесения. Пленкообразующие компоненты способствуют получению блестящего устойчивого мазка.

          Основным маслом, применяемым в составе помад, является касторовое масло, обладающее высокой вязкостью. Оно хорошо смягчает губы, делая их эластичными. Касторовое масло — отличный растворитель эозина, употребляемого для окраски губных помад. Касторовое масло не смешивается с минеральными маслами, и в этом случае его заменяют животными жирами и воском. Преимущество его заключается в устойчивости к окислению.

         Последнее время особой популярностью у производителей помады стало пользоваться масло авокадо – оно действительно благотворно влияет на губы, смягчает эпидермис и снабжает клетки ценными питательными веществами.

         Часто в состав гигиенических помад входит масло жожоба. Масло жожоба - это уникальное масло.  Химический состав его выгодно отличается от остальных представителей растительного мира. Оно не является маслом, как таковым, а представляет собой жидкий воск. Масло жожоба богато аминокислотами - протеином, обладает противовоспалительными свойствами, что позволяет бороться с покраснениями и воспалениями кожи.

         Вазелин является смесью твердых и жидких углеводородов, получаемой при фракционной дистилляции земляного масла, и представляет собой белое, вязкое, липкое маслообразное вещество, не имеющее запаха. В косметике наиболее часто применяется именно белый вазелин. Желтый же входит в состав некоторых лечебных препаратов или косметических, преимущественно светозащитного действия. Искусственный вазелин представляет собой смесь твердого парафина, вазелинового масла и цезерина. Вазелин, даже очищенный, в некоторых случаях вызывает аллергическую воспалительную реакцию. Еще одна особенность вазелина — он забивает поры кожи и задерживает кожную экскрекцию и дыхание, плотно прилипает и долго остается на поверхности кожи, сохраняя и тепло, и влагу.

          Красящая смесь. Цвет помады зависит от смеси пигментов, красителей и масел. Компании-производители губной помады либо сами готовят пасту красителей, смешивая красители с касторовым маслом, либо закупают готовую красящую пасту. Красители бывают растворимыми и нерастворимыми.

         Среди растворимых красителей выделяют те, что растворяются в масле и жире.   Это эозин - вещество синтетического происхождения, растворимое в масле и жире. Красители, растворимые в жире, не используют в чистом виде, так как при этом возникает опасность их фиксации в поверхностных тканях «эффект красных губ» после смывания губной помады. Эозины обладают повышенной светочувствительностью. Включенные в помады светлых прозрачных тонов без пигментного покрытия, они быстро бледнеют под воздействием солнечных лучей; это становится заметным уже через час после нанесения.

           Исторически первым красителем, примененным в производстве губных помад, был кармин. Цвет этого пигмента может изменяться от серого до пурпурно-фиолетового. Это красящее вещество получают из высушенных красно-бурых насекомых ложнощитовок или кошенили. Высушенная масса легко растирается в порошок, с некоторыми химическими реагентами дает ярко-алую окраску, на этом и основано получение красителя кармина. Он имеет преимущества перед синтетическими красителями: безопасность для человека и стойкость цвета с течением времени. Кармин входит в реестр пищевых добавок, не оказывающих вредного воздействия на здоровье человека, - под индексом Е120.

          Простейшие пигменты, также применяемые в составе губных помад - это диоксид титана и оксиды железа. Двуокись титана обеспечивает конечный результат, придавая губам блестящую и плотную окраску. Оксиды железа применяются для получения разнообразных оттенков: от желтого до темно-коричневого.

           В некоторых случаях применяют и жемчужные пигменты, которые могут быть натуральными и синтетическими. Натуральный жемчужный пигмент  гуанин  получается из чешуи или кожи определенных видов рыб. Он представляет собой блестящий серебристый пигмент, используемый в виде суспензии в масле.    Синтетические жемчужные пигменты не так блестящи, но придают помаде мягкий равномерный блеск. Пигменты применяют в виде взвеси в касторовом масле в концентрации 70%. Натуральные пигменты очень дороги, так как процесс получения требует много времени и материальных затрат. Такие пигменты применяются в элитной косметике известных и дорогих марок.

          Добавки. Различные ухаживающие свойства помаде придают сами по себе растительные масла и воски в основе. Дополнительно добавляют витамины (А, Е, пантенол и др.), гиалуроновую кислоту, растительные экстракты на масляной основе, солнцезащитные фильтры. Кстати, фотозащитным действием обладают и перламутровые пигменты, отражающие свет.

          Витамин Е способствует регенерации и обновлению клеток. Свободные радикалы — нестабильные, реактивные молекулы, вырабатываемые в результате обычных химических реакций организма, а также воздействия ультрафиолетового излучения. Свободные радикалы способствуют старению, губительно действуют на клеточные структуры (разрушают клеточные мембраны) и оказывают вредное воздействие на эластичность и упругость кожи. Так вот витамин Е является общепризнанным антиоксидантом, то есть борцом со свободными радикалами.   Но витамин Е защищает не столько от старения кожи, сколько от последствий солнечного излучения.

         Витамин А ускоряет процесс обновления клеток кожи. Благодаря этому быстрее заживают мелкие трещинки. Витамин оказывает на губы смягчающее воздействие. Алоэ экстракт или сок алоэ, введенные в косметику, оказывают благотворное воздействие на кожу, усиливают процессы регенерации клеток.

         Существуют специальные детские гигиенические помады, содержащие экстракт ромашки. Он оказывает противовоспалительное действие, способствует заживлению мелких трещин.

          Все помады обязательно содержат консерванты и антиоксиданты. При этом специалисты очень внимательно относятся к расчету консерванта, так как повышение концентрации этого компонента может вызвать жжение губ и даже привести к аллергической реакции. Антиоксиданты предотвращают окисление губных помад, поскольку в их состав входят железоокислые красители.

           Отдушка в составе губной помады должна скрывать запах сырья, иметь приятный вкус и не обладать токсичным иди раздражающим действием. Сейчас существует тенденция выпускать помады без отдушек и без запаха. В этом случае производители тщательно проверяют запах сырья и изменения аромата под влиянием запаха других компонентов.

          Вообще к отдушкам помад относятся очень внимательно. Ведь при взаимодействии с сырьем даже очень приятный запах может стать неприятным.   Хорошо сбалансированная отдушка для туалетной воды может пахнуть совсем по-другому при взаимодействии с воскожировой основой. Кроме того, некоторые душистые вещества могут привести к изменению цвета помады.

           Помада непосредственно соприкасается с кожей и необходимо, чтобы отдушка в ее составе не привела к раздражению.

         Отдушки — это то, что придает помаде аромат. Чаще всего для ароматизации используют жасмин, бергамот и лаванду. А в последнее время появилась модная тенденция использовать фруктовые ароматы: клубничный, малиновый, банановый. У парфюмерных добавок есть весьма важное свойство — они не должны влиять на физические качества помады. Некоторые некачественные отдушки могут кристаллизоваться на поверхности помады, и это неправильно.   Вкусовые качества губной помады корригируют с помощью сахарина и ванилина. 
     

    1.3.2. Технология производства 

          За последние годы на ряде предприятий отрасли внедрены новые автоматизированные и высокомеханизированные установки по производству губных помад и их розливу, что позволило улучшить качество губных помад.    Весь технологический процесс производства состоит из следующих четырех технологических операций: приготовления жировой основы, пигментной пасты, массы помады, формовки, фасовки и оплавления губной помады (рисунок 1).  

    Рисунок 1. Схема технологии производства губной помады

     
     

          В первую очередь приготавливают жировую основу. Взвешивают все компоненты, расплавляют при определенной температуре, которая зависит от наличия твердых компонентов, в специальных котлах.

            Отдельно готовится красящая паста. Для нее пигменты и красители измельчаются до 10-15 микрон. Это требуется для того, чтобы в результате получилась помада однородной текстуры, без твердых частичек. Степень измельчения проверяют специальным аппаратом гриндометром.

          Затем приготавливают массу помады. Для этого основу и красящую пасту соединяют и перемешивают в течение примерно 60 минут различными мешалками со скоростью 500-700 оборотов в минуту. Наступает период постепенного охлаждения. При температуре 65-70°, добавляются антиоксиданты, активные добавки и отдушки. Затем масса вновь перемешивается и поступает в гомогенизатор. Этот аппарат нужен для придания массе однородности, чтобы в результате помада приобрела пластичную структуру. Смесь перемешивается в нем со скоростью от 1,5 до 3 тысяч оборотов в минуту. И после этого подвергается вакуумной обработке, чтобы в массе помады не было скопления воздуха. Масса готова, она переливается в емкости и кристаллизуется в течение 48 часов.

         Наконец, начинается формовка. Некоторые компании начинают с этой стадии свой процесс производства, если закупают готовые массы. Есть несколько способов формовки: ручной, автоматический, полуавтоматический.    Автоматические линии предполагают выпуск огромных партий продукции. При ручном способе массу вновь загружают в специальные котлы, снабженные двойной рубашкой (в промежуток залита вода или масло), и расплавляют при 75° . Затем вновь перемешивают на небольшой скорости (36-40 оборотов в минуту), чтобы не нагнетать воздух, и заливают в предварительно подготовленные металлические формы. Формы с помадой перемещают на холодильный стол для охлаждения и структуризации.

           Модные сейчас различные формы карандаша помады - скошенные, с "алмазной огранкой", конусообразные и т.п., делают на стадии формовки. Можно делать и различные логотипы, цветочки, сердечки на срезе помады. Правда, так называемую "лазерную огранку" пока делают только итальянские фабрики.

          Теперь помады можно фасовать по пеналам. Большинство компаний, которые тщательно следят за качеством своей продукции, предпочитают ручной способ фасовки. Современное оборудование позволяет фасовщицам не дотрагиваться до карандашей помады руками, для этого используется специальное приспособление, но при этом тщательно отслеживается брак.

           Когда помада вставлена в пенал, ее подвергают оплавлению - термической обработке с помощью специальных ламп, во время которого уничтожают микробы, попавшие из воздуха. Кроме того, оплавление придает помаде товарный внешний вид. Затем карандаши вкручивают вглубь пенала, пенал закрывают и передают на упаковку.

          Контроль качества в основном осуществляется на трех стадиях: приготовление массы, формовка и оплавление.

    Рисунок 2. Технологическая схема производства губной помады 

     

            На весах 1 отвешивают соответствующее количество компонентов жировоскового сырья, которое загружают в передвижную емкость 3, установленную под настенной мешалкой 2. Расплавленную массу фильтруют из промежуточной емкости 4 насосом 5 через фильтр б в передвижную емкость 7.

           Взвешенные на весах II красители и наполнители загружают в емкость 12 с мешалкой 9, куда добавляют жидкие компоненты (сорби-танолеат, парфюмерное масло и т.д.) из емкости 10 насосом 8. Полученную смесь подвергают вальцеванию на трехвалковой машине 13.

         Емкость 15 с профильтрованной жировой основой и приготовленной пигментной пастой устанавливают под гомогенизатор 16. Далее готовую массу губной помады насосом 18 через фильтр 20 передают в емкость.

          Полуавтоматическая формовка и фасовка губной помады: отфильтрованная масса загружается в литьевой котел 21, а затем дозируется в литьевые формы.   Сформованные   карандаши автоматически выталкиваются в пенал. Затем пеналы с губной помадой подаются на ручную упаковку.

          Наряду с полуавтоматическим производством губных помад на некоторых предприятия практикуют их выпуск на ручных конвейерах (см. рис. 2, поз. 23-28).

    Отфильтрованная масса загружается в котел 22 и  разливается в металлические  формы 23, которые помещаются на охлаждающий  стол 24.

           После охлаждения формы разбираются и карандаши губной помады укладываются в металлические подносы 25, которые передаются на конвейер 26 для фасовки в пенал 27 и упаковки в коробки 28. 

      1. Требования  к качеству и особенности  его оценки губных помад
     

                                                       Оценка безопасности

          Надёжность губных помад связана, прежде всего, с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности помад должен вызвать внимательное отношение к её составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. В процессе старения могут измениться: цвет, запах, вкус . Так, в процессе хранения помады могут протекать химические процессы окисления, в результате которых появляется запах прогорклости, отмечаются уплотнения в массе, изменяется цвет.

           Свойства безопасности губных помад являются не мене важными, чем функциональные. На безопасность помады влияют следующие факторы:

    • Состав
    • качество исходных компонентов
    • технологический процесс получения
    • расфасовка и упаковка
    • условия хранения и продажи
    • условия потребления

          На каждом из этапов жизненного цикла в губных помадах могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека.    Поэтому для проверки безопасности губных помад проводят комплекс испытаний, практически одинаковых как в Европе, так и в России. Особенно тщательно проверяют губные помады, изготовленные по новой рецептуре.    Комплекс испытаний химических показателей многих губных помад включает определение водородного показателя, кислотного числа, карбонильного числа, температуры каплепадения. Все эти показатели определяют воздействие губных помад на кожу человека. В губных помадах не должны содержаться токсичные элементы - свинец, ртуть, мышьяк.

          В процессе производства, фасовки, применения и хранения губные помады могут быть в различной степени загрязнены микроорганизмами, которые могут продолжать развиваться в косметическом продукте, что приводит к его порче.   Поэтому большинство губных помад проверяют на микробиологическую безопасность. Для подавления развития колоний микроорганизмов в состав косметической продукции вводят ингибиторы, консерванты. На стадии производства и фасовки необходимо соблюдать требования стерильности и асептики. Этого можно добиться только при полной автоматизации процесса.

          Все губные помады представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят жировые, структурообразующие, поверхностно-активные вещества, красители, специальные добавки (антимикробные, фотозащитные и др.), биологически активные вещества (витамины) и др., поэтому необходима тщательная оценка токсикологических свойств с целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя. В программу токсикологических исследований входит исследование, как ингредиентов губных помад, так и готовой продукции с учётом её назначения и условий применения.   Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий.

          Для прогнозирования возможной опасности средств для человека при их длительном использовании изучают влияние средства на организм животных в течение 3-10 недель.

         Важным показателем, характеризующим возможность проникновения губных помад через неповреждённую кожу с последующей оценкой общетоксичного действия, является определение кожно-резорбтивного действия. Эти исследования проводят на белых мышах и крысах, погружая хвост в испытуемый препарат и изучая последующую реакцию, которая отражает общетоксическое действие. Если вещество всасывается через неповреждённые кожные покровы и оказывает отрицательное действие на организм, то оно обладает кожно- резорбтивным действием, что для губных помад не допускается.

          Обязательно изучают раздражающие и аллергические действия всех губных помад. Все эти методы исследований на животных очень длительные, а главное негуманные. Поэтому в будущем предполагается запретить испытания губных помад на животных. В настоящее время ведётся поиск альтернативного научно обоснованного метода, который должен предоставить равнозначно высокий уровень оценки безопасности продукции.

         Таким образом, при проведении токсикологических исследований определяются:

    1. Острая  токсичность (в косметике разрешены  для применения не ниже 4 класса  опасности, иногда 3).

    2. Хроническая  токсичность (при длительном применении)

    3. Кожно-резорбтивное  действии.

    4. Раздражающее  действие.

    5. Сенсибилизирующее  (аллергизирующее) действие.

          В связи с высокой биологической активностью губных помад, возможностью проникновения их в организм человека через кожный барьер и слизистую оболочку, а также последующим влиянием на отдельные органы и системы губные помады необходимо подвергать клиническим испытаниям в целях установления их безвредности для человека. Это тем более важно, что в повседневной жизни губные помады применяют постоянно и длительно.    Клинические испытания на добровольцах - пробантах проводят только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний. Оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований. 

    Отбор проб и дефекты  помады

          Приёмка товара от изготовителя (поставщика) предполагает, как правило, контроль качества торгующей организацией в соответствии с договором или особыми условиями поставки. Он проводится как в оптовых, так и в розничных организациях при подготовке к продаже.

          Контроль качества проводят выборочно, как правило, отбирают до 3% партии. При отрицательных результатах проводят повторную проверку на удвоенном количестве. В случае возникновения разногласий при контроле качества получатель в присутствии эксперта отбирает 6-12 единиц косметического товара.    Это количество делят на 3 равные части, которые опломбировывают и прикрепляют к ним ярлык с полной информацией о товаре. Одну пробу с пломбой получатель оставляет у себя, вторую направляет изготовителю, а третью - на независимую экспертизу для подтверждения несоответствия товара требованиям нормативных документов и установления причин их возникновения.

          Все дефекты внешнего вида губных помад делят на недостатки самого средства, тары, упаковки и маркировки. Перечень дефектов губных помад определяется их видом и консистенцией. Дефекты упаковки - чаще всего следствие недолива или несоответствия массы данным маркировки. Следует отметить, что не все видимые и обнаруженные при контроле качества дефекты нормируются стандартами.

        Таким образом, мы выяснили, что расширение рынка и растущая конкуренция  заставили производителей повышать качество своей продукции. Качество готовой продукции напрямую связано с качеством исходного сырья, так как именно сырье определяет основные свойства помад. Каждый этап технологии производства оказывает непосредственное влияние на качество готовой продукции. Контроль показателей качества и безопасности является процессом, требующим особой внимательности. Кроме того, сырье будет иметь надлежащее качество в том случае, когда все факторы, формирующие качество, будут соблюдены. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Практическая часть 

    2.1. Цели и задачи  исследования

         Целью исследования является определение потребительских предпочтений в области губных помад, выделении наиболее популярных марок губных помад, выявлении частоты покупки товара потребителями, в определении значимости ценового фактора при совершении покупки и мнения потребителей о качестве покупаемой губной помады.

        

       Для выполнения работы  были поставлены следующие задачи:

    1. провести анализ потребительских предпочтений.
    2. выбрать объекты, распространенные на рынке розничной торговли, для проведения исследования.
    3. провести сравнительную оценку качества и сделать выводы на основании проведенного исследования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.2  Анализ потребительских  предпочтений 

         Исследование было сфокусировано на вопросах потребления губной помады. В качестве целевой группы была выбрана женская и мужская аудитория.  100% опрошенных женщин с различной частотой пользуются помадой.

    Рисунок 3. Структура разновидности по полу 

     
     

         Из полученных данных мы видим, что 90% потребителей губных помад женщины и лишь 10% мужчины. 

    Рисунок 4. Структура предпочтений страны - изготовителя

     
     

          Российские потребители предпочитают импортный товар. И лишь малая часть покупателей пользуются отечественной продукцией.

    Рисунок 5. Структура предпочтений бренда товара

     

         В ходе проведения анализа спроса товара потребителем было выявлено, что товар фирмы AVON пользуется большим спросом, чем товары других производителей указанных в диаграмме спроса товара, так как товар высокого качества, ориентирован на специального потребителя, как на женщин, так и на мужчин.

    Рисунок 6. Структура по выбору консистенции товара

     

          Исходя из процентного соотношения консистенции товара можно сделать вывод что гигиенические товары превосходят остальные группы приведенных в таблице товарных значений по консистенции.  

      2.3 Обоснование выбора объектов исследования и их характеристика

         Опираясь на проведенный анализ потребительских предпочтений можно сделать общий вывод о том, что приобретая губную помаду, потребитель хочет, чтобы помада не только украшала, но и ухаживала за губами.

         На основании этого вывода был проведен отбор трех образцов для сравнительной оценки качества губных помад. Для исследования были выбраны самые распространенные среди потребителей помады – это гигиенические помады «AVON», «Oriflame» и «Nivea».

         Таблица 2. Характеристика объектов исследования

    Образец Характеристика
    Образец №1. Гигиеническая помада «AVON»
    • Состав: изоэикозан, вазелин, озокерит, этилгексилметоксициннамат, бензофенон-3, масло рисовых отрубей, микрокристаллический воск, липиды подкожных жиров глубоководных рыб, экстракт алоэ, токоферола ацетат, акрилаты/карбамат сополимер, сквален, бензойная кислота, ланолиновый спирт, лецитин, глицерин, масло соевое, натрия лактат, мочевина, аланин, глутамин, глицин, гистидин, серин
    • Изготовитель: AVON Cosmetics GmbH, Германия
    • Продавец: ООО «Эйвон Бьюти Продактс Компани, 101000, Москва, Уланский преулок, д. 4
    • Срок годности: не менее 3 лет, до 2012
    • Объем: 4 г
    • Нормативный документ: ГОСТ 52342-2005
    Образец №2. Гигиеническая помада «NIVEA. Базовый уход»
    • Состав: cera microcristallina, octyldodecanol, hydrogenated polydecene, cetyl palmitate, ricinus communis seed oil, myristyl myristate, VP/Hexadecene copolymer, cetearyl alcohol, polyglyceryl-3 diisostearate, butyrospermum parkii butter, cocoglycerides, pentaerythrityl tetraisostearate, VP/ eicosene copolymer, C20-40 alkyl stearate, cera carnauba, simmondsia chinensis oil, panthenol, vitis vinifera seed oil, glycerin, cera alba, aqua, limonene, linalool, benzyl benzoote, citral parfum
    • Изготовитель: Байерсдоф АГ, Германия
    • Эксклюзивный импортер в России: ООО Байерсдоф, г.Москва ул. Шаболовка д.10 корп.2
    • Срок годности: не менее 3 лет, до 2012
    • Объем: 4,8 г
    • Нормативный документ: ГОСТ 52342-2005
    Образец №3. Гигиеническая помада «Oriflame. С экстрактом алое»
    • Состав: пчелиный воск, токоферола ацетат, вазелин, бензойная кислота, экстракт ромашки, алое вера, ланолин, масло авокадо, аланин, цетиловый спирт, парафин, карнаубский воск, эозин, диоксид титана, гиалуроновую кислоту
    • Изготовитель: ORIFLAME COSMETICS
    • Импортер : ООО «Орифлэйм  косметикс», Россия, 1190448, г. Москва, ул. Усачева, д. 37.
    • Срок годности: не менее 3 лет, до 2012
    • Объем: 4 г
    • Нормативный документ: ГОСТ 52342-2005
     
     

    2.4 Показатели качества  губной помады  и методы их  определения 

      2.4.1 Органолептические показатели

         Все органолептические показатели гигиенической губной помады должны соответствовать требованиям ГОСТ 29188.0-91 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний». 

    Таблица 3. Органолептические показатели гигиенической губной помады

    Наименование  показателя Характеристика
    Внешний вид Поверхность гладкая, однородная, равномерно окрашенная или неокрашенная
    Цвет Свойственный  цвету данного изделия
    Запах Свойственный  запаху данного изделия
    Кроющая способность Покрытие ровное, однородное, без крошек
     
    • Внешний вид  и цвет изделий определяют просмотром поверхности изделия.
    • Запах изделий определяют органолептическим методом.
    • Кроющую способность изделий определяют органолептически (визуально), для чего наносят карандашом полосу, площадью около 2 , на наружную поверхность кисти руки или лист белой бумаги трижды на одно и то же место.
     
     
        1. Физико-химические показатели

          Все физико-химические показатели качества гигиенической помады должны соответствоватьтребованиям ГОСТ Р 52342-2005 «Изделия декоративной косметики на жировосковой основе. Общие технические условия»

    • Определение температуры каплепадения.

          Температура каплепадения должна быть оптимальной. При низкой температуре каплепадения помада «стекает» с губ, а при высокой плохо наносится на кожу, с трудом её покрывает. Температура каплепадения зависит, в первую очередь, от твердых жиров и восков, входящих в состав. Метод основан на измерении температуры, при которой происходит падение первой капли расплавленного продукта, помещенного в чашку и нагреваемого в определенных условиях.    Образец нагревают, когда температура будет на 15-20 градусов ниже ожидаемой, нагревание регулируют так, чтобы температура повышалась не более, чем на 1 градус в минуту. Замечают температуру, при которой падает первая капля продукта. Согласно ГОСТ Р 52342-2005 температура каплепадения должна быть не менее 55 градусов.

    • Определение кислотного числа.

          Кислотное число характеризует качество применяемых жировых ингредиентов животного и растительного происхождения. Испорченные жировые компоненты придают помаде горьковатый вкус, комковатость, прогорклый запах.    Метод основан на нейтрализации свободных кислот раствором щелочи. 0,8 – 1,0 г анализируемого изделия взвешивают в стакане. Результат взвешивания записывают да четвертого десятичного знака. Затем к содержимому в стакане добавляют 40 мл смеси толуол-спирт (1:1) и нагревают на водяной бане до полного растворения. После охлаждения реакционной смеси в стакан опускают электроды pH-метра и титруют при постоянном перемешивании спиртовым раствором гидроокиси калия до pH 10,2-10,5. Согласно ГОСТ Р 52342-2005 кислотное число должно быть не более 15 мг KOH/г. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Глава 3. Экспериментальная часть 

      3.1. Характеристика образцов  по органолептическим  показателям качества

    Органолептические показатели

        Таблица 4. Оценка органолептических показателей качества исследуемых образцов

    Наименование  показателя Характеристика  по ГОСТ Р 52342-2005 Образец №1. Гигиеническая  помада «AVON» Образец №2. Гигиеническая  помада «NIVEA» Образец №1. Гигиеническая  помада «Oriflame»
    Внешний вид Поверхность гладкая, однородная, равномерно окрашенная или неокрашенная Поверхность гадкая, однородная, неокрашенная Поверхность гадкая, однородная, неокрашенная Поверхность гадкая, однородная, неокрашенная
    Цвет Свойственный  цвету данного изделия Зеленоватый цвет без включений Белый цвет без включений Желтоватый  цвет с перламутровым оттенком
    Запах Свойственный  запаху данного изделия Неприятный  запах исходного сырья Приятный запах Резкий, но приятный запах, свойственный парфюмерной композиции «алое вера»
    Кроющая способность Покрытие ровное, однородное, без крошек Покрытие ровное, однородное, без крошек Покрытие ровное, однородное, без крошек Покрытие ровное, однородное, без крошек

         Каждый из органолептических показателей оценивался сообща экспертной комиссией, состоящей из 5 человек. Самый высокий балл, который мог быть присвоен показателю – 5, самый низкий – 1.Наивысшее количество баллов - 20.            Таблица результатов, полученных во время оценки комиссией органолептических показателей, представлена в приложении 2. Полученные результаты представлены на рисунке 3.

    Рисунок 7. Результаты оценки органолептических показателей качества

         Согласно рисунку 3 Образец №2 – гигиеническая помада «NIVEA» - набрал наивысшее количество, что объясняется тем, что все органолептические показатели качества данной помады соответствуют требованиям ГОСТа. Помада имеет гладкую однородную поверхность, приятный запах и цвет, ровное покрытие.

         Образец №1 – гигиеническая помада «AVON» - набрал наименьшее количество баллов, так как помада имеет неприятный  запах исходного сырья. Это можно объяснить тем, что возможно в процессе производства помады на стадии приготовления массы помады была совершена ошибка, либо же отдушка в помаде отсутствует или плохо скомбинирована.

         Образец №3 – гигиеническая помада «Oriflame» – набрал средний балл, так как помада имеет резкий запах. Это свидетельствует о плохо сбалансированной отдушки, либо же ее большой концентрации. 

    3.2 Характеристика образцов по физико- химическим показателям качества

          Результаты, полученные в ходе определения температуры каплепадения губной помады, представлены  на рисунке 4.

    Рисунок 8. Полученный результаты температуры каплепадения, . 

         Согласно ГОСТ Р 52342-2005 температура каплепадения должна быть не менее 55 градусов. Можно сделать вывод, что все исследуемые образцы соответствуют требованиям стандарта по данному показателю качества. Но образец №1 – гигиеническая помада «AVON» - имеет температуру каплепадения, близкую к допустимому пределу, что можно объяснить меньшим количеством карнаубского воска в составе помады, который в большей степени определяет температуру каплепадения.

        

    Рисунок 9. Полученные результаты кислотного числа, мг KOH/г. 

         Согласно ГОСТ Р 52342-2005 кислотное число должно быть не более 15 мг KOH/г. Можно сделать вывод, что все исследуемые образцы соответствуют требованиям стандарта по данному показателю качества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выводы  и предложения 

          В ходе написания данной курсовой работы была достигнута главная цель, а именно: установлена связь между потребительским выбором и качеством предпочитаемых изделий по группе товаров губная помада.

          Для исследования были выбраны следующие образцы:

    Образец №1 – губная гигиеническая помада «AVON»;

    Образец №2 - губная гигиеническая помада «NIVEA»;

    Образец №3 - губная гигиеническая помада «Oriflame».

          Было проведено определение органолептических и физико-химических показателей качества. Следует отметить, что выбранные образцы помады соответствуют не всем требованиям нормативных документов. Образец №1 - губная гигиеническая помада «AVON» имеет неприятных запах, свойственный запаху исходного сырья, что не допускается. По всем остальным показателям качества образцы полностью соответствуют требованиям стандартов.

          Хотя и исследование показало, что выбранные губные помады обладают хорошим качеством, но изготовителям необходимо ужесточить контроль качества на всех этапах производства. Кроме того, расширить ассортимент и улучшить органолептические показатели, ведь именно от них в большей степени зависят потребительские предпочтения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы 

    1. ГОСТ Р 52342-2005 «Изделия декоративной косметики  на жировосковой основе. Общие технические условия»
    2. ГОСТ 29188.0-91 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний»
    3. ГОСТ 28303-89 «Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение»
    4. ГОСТ 29188.1-91 «Изделия косметические. Метод определения температуры каплепадения»
    5. Товароведение и экспертиза промышленных товаров. Учебник/под ред. Профессора А. Н. Неверова. – М.: МЦФЭР, 2006. – 848 с.
    6. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. Учебник для ВУЗов. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2000. – 286 с.
    7. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение непродовольственных товаров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.-540с.
    8. С.А. Вилкова «Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров».
    9. Г.Н. Каспаров «Основы производства парфюмерии и косметики»
    10. С.А. Вилкова, О.Ю. Свекольникова «Оценка качества и конкурентоспособности косметических товаров».
    11. Яковлева Л. А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. ∕ Яковлева Л. А., Кутакова Г. С. – СПб.: Издательство «Лань», 2001
     
    1. http://www.znaytovar.ru
    2. www.gloryss.e-gloryon.com/imidj
    3. www.bajena.com
    4. www.bestreferat.ru/referat-43140
     

    Приложение  А

    Дневник расчетов. 

    Для расчета  кислотного числа использовалась следующая  формула:

    ,

    где V – объем 0,2 моль/ раствора гидроокиси калия, израсходованный на титрование кислоты, ;

    11,2 –  массовая концентрация гидроокиси  калия в 0,2 моль/ растворе, мг/ ;

    m – масса навески, г.

    1. Образец №1 – губная гигиеническая помада «AVON»

    1. Образец №2 - губная гигиеническая помада «NIVEA»

    1. Образец №3 - губная гигиеническая помада «Oriflame»

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение  В 

    Оценка  органолептических показателей  качества исследуемых образцов. 

    Наименование  показателя Характеристика  по ГОСТ Р 52342-2005 Образец №1. Гигиеническая  помада «AVON» Образец №2. Гигиеническая  помада «NIVEA» Образец №1. Гигиеническая помада «Oriflame»
    Внешний вид Поверхность гладкая, однородная, равномерно окрашенная или  неокрашенная  
     
    5
     
     
    5 
     
     
    5
    Цвет Свойственный  цвету данного изделия  
    4
     
    5
     
    4
    Запах Свойственный  запаху данного изделия  
    1
     
    5
     
    3
    Кроющая способность Покрытие ровное, однородное, без крошек  
    5
     
    5
     
     
    5
    Итого   15 20 17
     
     
     

    Приложение  С

    Исследование  представляло собой анкетный опрос и проходило в письменной форме. Для этого была разработана анкета-вопросник, имеющая следующий вид:

    1. Вы пользуетесь помадой?
      1. Назовите вашу любимую фирму губной помады?
    1. Какой фактор влияет на покупку именно этой марки?
    2. Вы предпочитаете отечественную губную помаду или импортную и почему?
    3. Какую по консистенции помаду вы предпочитаете?
    4. Какой ценовой категории вы приобретаете помаду?
    5. Вы довольны качеством покупаемой губной помады?
    6. Укажите некоторые ваши данные: пол, возраст

    Спасибо!

    Информация о работе Анализ потребительских предпочтений и сравнительная оценка качества губной помады