Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:24, курсовая работа
Анализ причин авиационных происшествий и особых полетных ситуаций, которые имеют место в ходе эксплуатации летательных аппаратов, составляет основу практической деятельности авиационных организаций и предприятий по созданию самолетов требуемого уровня надежности, безопасности, боевой и эксплуатационной живучести, ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности. Все эти характеристики являются так же важными для самолета (рассматривается, как товар), как и летно-технические характеристики. Поэтому в этой работе особый акцент будет уделяться именно этим показателям.
Введение. 3
1. Описание и лётно-технические характеристики. 5
2. Анализ безопасности самолёта ИЛ – 76 по летно-техническим характеристикам и его схеме. 7
3. Авиакатастрофы и происшествия самолета ИЛ-76. 16
4. Анализ авиакатастроф и происшествий самолета ИЛ-76. 23
Вывод. 26
Список используемых источников. 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальный
аэрокосмический университет
«ХАИ»
Анализ
характеристик безопасности
полётов самолета
гражданской авиации.
Ил – 76.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по домашней работе по дисциплине
«Товароведческие
аспекты повышения безопасности
АКТ»
Выполнил :
студент группы 149-а Пономарёва М.В.
Проверил:
преподаватель: Тиняков Д.В.
Харьков 2010
Содержание
Введение.
Анализ причин авиационных происшествий и особых полетных ситуаций, которые имеют место в ходе эксплуатации летательных аппаратов, составляет основу практической деятельности авиационных организаций и предприятий по созданию самолетов требуемого уровня надежности, безопасности, боевой и эксплуатационной живучести, ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности. Все эти характеристики являются так же важными для самолета (рассматривается, как товар), как и летно-технические характеристики. Поэтому в этой работе особый акцент будет уделяться именно этим показателям.
История создания Ил-76
Разработка этого самолёта, первоначально предназначенного для замены Ан-12, началась в конце 60-х годов. Полёт первой опытной машины состоялся 25 марта 1971 года, а к серийному производству на Ташкенстком авиационном заводе приступили в 1975-ом.
Он разрабатывался в ОКБ имени
Ильюшина с июня 1966 года. Руководил
работами Г.В.Новожилов,
Ил-76 должен был иметь грузоподъёмность
и дальность действия в 2 раза большие,
чем самолет Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных
характеристик. Первый полёт состоялся
25 марта 1971 года.
При разработке самолета
большое внимание было уделено обеспечению
безопасности полета, надежности и автономности
эксплуатации. В процессе создания самолета
на его конструкцию и системы было получено
более двухсот авторских свидетельств
на изобретения и более тридцати иностранных
патентов.
Самолет
Ил-76 открыл новые возможности для
доставки в труднодоступные места,
в том числе и на дрейфующие
научные станции в Северном Ледовитом
океане различных грузов, в том числе и
техники, в том числе используя различные
способы их парашютного десантирования.
Применение.
Ил-76
различных модификаций является
основным самолётом военно-транспортной
авиации России и Украины. Состоит также на вооружении ВВС
стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии.
Самолёты Ил-76 принимали активное участие
в войне
в Афганистане
и показали там свою высокую эффективность.
За
время боевых действий было потеряно машины.
Многочисленные коммерческие компании
по всему миру используют гражданские
модификации Ил-76 для осуществления транспортных
перевозок.
Страны, эксплуатирующие
Ил-76
— Военные пользователи, — Гражданские
пользователи,
— Военные
и гражданские пользователи.
1. Описание и лётно-технические характеристики.
Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (в двухпалубном варианте— 245) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий. Грузовая кабина имеет размеры 24,5м в длину (из которых 4,5 приходится на рампу), 3,45м в ширину и 3,4м в высоту. Самолёт способен брать на борт до 109500 л топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час. Длина разбега на взлёте составляет 1500—2000 м, а пробег при посадке 930—1000 м.
Ориентировочная
стоимость самолёта — 27 млн. долларов США.
Летно-технические характеристики.
Экипаж: | 7 чел |
Крейсерская скорость: | 850 км/ч |
Дальность полёта: | 6700 км |
Практический потолок: | 14 500 м |
Размеры | |
Длина: | 46,6 м |
Высота: | 14,76 м |
Размах крыла: | 50,5 м |
Площадь крыла: | 300 м² |
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: | 25 ° |
Масса | |
Пустой: | 90000 кг |
Макс. взлётная: | 217000 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | 4х Д-30КП 1 x вспомогательный |
Тяга (мощность): | 4 x 12000 кгс |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | Спаренная кормовая пушечная установка ГШ-23Л калибра 2х23 мм |
Кол-во точек подвески: | 4 |
Внутренняя бомбовая нагрузка: | До 10 ФАБ-500 кг |
Схема ИЛ-76.
2. Анализ безопасности самолёта ИЛ – 76 по летно-техническим характеристикам и его схеме.
Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по линии четвертей хорд — 25°. Каждое полукрыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма).
С точки зрения безопасности, схема высоко расположенного крыла обладает рядом преимуществ: во – первых, двигатели так же находятся высоко, что снижает вероятность их повреждения при взлёте и посадке на необорудованных взлетно – посадочных полосах в боевых условиях, или, например, в снегах Заполярья; уменьшается паразитная аэродинамическая интерференция крыла с фюзеляжем, характерная для схемы с низким расположением крыльев; улучшается продольная устойчивость самолёта на больших углах атаки. Однако, основные стойки шасси трудно разместить в гондолах на крыле ввиду больших потребных размеров амортизационных стоек и усложнения конструкции, что снижает надёжность их механизмов. Поэтому шасси на высокопланах, как правило, устанавливается в обтекателях на фюзеляже, что уменьшает колею шасси и поэтому ухудшает поперечную устойчивость самолёта на земле при разбеге и пробеге в условиях бокового ветра. В случае же аварийной ситуации, лучшим, с точки зрения безопасности, является все же схема низкоплана, так как при аварийном приземлении либо приводнении часть силы удара на себя принимают крылья, а не фюзеляж, что составляет большую вероятность для сохранения грузов и жизни пассажиров (модификациях ИЛ-76) в самолете.
Крыло самолета свободнонесущее стреловидной формы, обладающее хорошими несущими свойствами при сравнительно малом лобовом сопротивлении. Крыло самолета состоит из центроплана, двух средних (СЧК) и двух отъемных (ОЧК) частей. На передней части СЧК установлены по две секции предкрылков, а на задней – внутренняя секция трехщелевого выдвижного закрылка и по четыре секции тормозного щитка. Благодаря заднему наплыву СЧК стреловидность закрылка и тормозного щитка небольшая, что повышает их эффективность. На каждой ОЧК по всей передней кромке установлены по три секции предкрылков. На задней части – внешние секции закрылка и по четыре секции спойлеров (две – внешние и две - внутренние). Такая мощная, высокоэффективная механизация крыла увеличивает подъемную силу и позволяет сократить размеры взлетно-посадочной полосы, что способствует взлету и приземлению самолета даже с необорудованных ВПП, что с точки зрения безопасности очень хорошо. Геометрические размеры и крутка крыла позволяют обеспечить большие коэффициенты подъемной силы в области малых скоростей и заданных взлетно-посадочных характеристиках при принятой механизации. Наличие геометрической и аэродинамической круток крыла задерживает срыв потока в концевых сечениях крыла до больших углов атаки, что увеличивает маневренность самолета. Благодаря этому так же обеспечивается удовлетворительная устойчивость и управляемость.
Отрицательной поперечное V крыла снижает излишнюю поперечную устойчивость, характерную для самолетов высокопланной схемы. Благодаря наличию на средней части крыла, так называемого наплыва, увеличивается эффективная площадь крыла, что вызывает уменьшение относительной кривизны и толщины профиля и улучшает несущую способность стреловидного крыла с трапециевидной основой.
Стреловидное крыло со спойлерами (которые могут отклоняться в режиме тормозных щитков и интерепторов) и щелевидными закрылками способствуют торможению при аварийном спуске (когда необходимо быстро сбросить скорость), либо при аварийном приземлении (когда мокрая ВПП и одному шасси тяжело справиться) сбросить скорость на земле, что способствует более безопасному режиму работы самолета и избежания катастрофы.
У самолета ИЛ-76 Т-образное хвостовое оперением, у которого поворотный стабилизатор закреплен на задних шарнирных соединениях с общей осью вращения, состоящей из проушин, вилок и соединяющих их болтов, и имеющий переднее шарнирное соединение, связанное с каркасом самолета - механизмом управления стабилизатора.
Информация о работе Анализ характеристик безопасности полётов самолета гражданской авиации. Ил – 76