Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение актуальных вопросов товароведения на современном этапе становления рыночной экономики.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие товар и сущность товароведения;
выделить основные цели и задачи товароведения на современном этапе развития рыночной экономики;
дать характеристику объектам и субъектам товароведения;
проанализировать методы и принципы товароведения, а так же ознакомиться с основными направлениями работ в области товароведения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ О ТОВАРЕ И ТОВАРОВЕДЕНИИ 5
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 9
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ ТОВАРОВЕДЕНИЯ 12
3.1. Объекты товароведной деятельности 12
3.2. Субъекты товароведной деятельности 19
4. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ 28
4.1. Методы товароведения 28
Теоретические методы 30
Эмпирические методы 37
Практические методы 38
4.2. Принципы товароведения 40
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ В ОБЛАСТИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ ..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Профессора Московского и
Дальнейшее развитие научного товароведения во многом связано с учеными Московского коммерческого института: Ф. В. Церевитиновым, В. Р. Вильямсом, А. М. Бовчаром и др. В 1906—1908 гг. ими был издан учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее учебник был переработан, значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник выдержал несколько изданий и долгие годы служил основой подготовки многих поколений товароведов.
После учебника М. Я. Киттары это был новый капитальный труд, в котором знания товароведения основывались на фундаментальных науках: естествознании, химии и физике. В предисловии авторы писали, что технология в курсе товароведения должна иметь вспомогательное значение и излагаться с позиций понимания происхождения качества товаров.
Попытки создать учебники по товароведению имели место и в конце XIX — начале XX в. Так, в 1900 г. выходит учебник А. Альмадингена «Товароведение», однако по широте сведений о товарах он значительно уступает упомянутым ранее книгам.
Учебники по товароведению, авторами которых являлись Я. Я. Никитинский, П. П. Петров, Н. С. Нестеров, А. М. Бовчар, В. Р. Вильяме, Ф. В. Церевитинов, выходили в период с 1906 по 1923 г., причем первые два издания вышли под названием «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии» (1906—1908, 1909). Все последующие издания учебника выходили под названием «Товароведение» (1913, 1914-1915, 1918, 1922, 1923 гг.).
В 1927 г. Я. Я. Никитинский опубликовал
первую научную монографию «Очерки
по товароведению пищевых
В 1930-е годы происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.
В 1933 г. вышла книга М. С. Бродского и Г. Р. Корек «Основы товароведения», в которой была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения.
Необходимо отметить значительный вклад в развитие товароведения и зарубежных ученых, в первую очередь немецких и польских, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. В 1967 г. в СССР была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения».
Учебники по товароведению издавались во многих восточноевропейских странах, причем товароведение в этих странах развивалось в тесном сотрудничестве с советскими учеными- товароведами.
Начиная с 1962 г. и по 2000 г. несколько раз проводились международные конгрессы товароведов в ГДР, Польше, Болгарии, на которых обсуждались общие вопросы дальнейшего развития товароведения.
В 80-х годах XX в. наряду с аналитическими научными исследованиями в товароведении появляются работы, основанные на моделировании процессов, выявлении принципов и закономерностей, прогнозировании сроков хранения и конечных результатов. К таким исследованиям можно отнести работы профессоров А. А. Колесника по разработке хранения плодов в регулируемой газовой среде с прогнозированием сроков хранения; В. С. Колодязной по регулированию процессов хранения и прогнозированию сохранности плодов и овощей; Б. А. Карташкина и М. А. Николаевой, установивших законы, на которых основывается сохраняемость плодов и овощей. Кроме того, ими были обнаружены биоритмы при хранении плодоовощной продукции; Л. Г. Елисеевой по моделированию процессов создания и поддержания иммунных свойств плодоовощной продукции при хранении.
Работами Н. И. Козина и Л. Н. Ловачева выявлены определенные закономерности, определяющие изменения качества пищевых жиров при хранении, а также принципы разработки новых видов жиросодержащих продуктов. В работах М. А. Габриэльянца представлены подходы к прогнозированию удлиненных сроков хранения мясных товаров с использованием перспективных методов. Значительный вклад в развитие товароведения продовольственных товаров на этом этапе внесли работы Ю. Т. Жука, 3. В. Коробкиной, Т. Г. Родиной, В. В. Шевченко и др., а в развитие товароведения непродовольственных товаров — Ш. К. Гонцова, С. Н. Ильина, Ю. Т. Платова и др.
Проблема идентификации
В последнее десятилетие в связи с приходом в товароведную науку ученых-технологов возникли новые направления научных исследований в области моделирования разработки обогащенных пищевых продуктов лечебно-профилактического назначения (В. М. Поздняковский, Т. Н. Иванова, JI. А. Маюрникова и др.).
Развитие современного товароведения на прогностической ступени происходит путем интеграции с другими фундаментальными и прикладными науками (биохимией, физической химией, биофизикой, маркетингом, менеджментом качества и логистикой). Дальнейшее совершенствование этой интеграции позволит товароведению как науке подняться и на четвертую, аксиоматическую ступень, на которой станут возможными точные и долгосрочные прогнозы.
В ходе проведённой работы я постаралась определить и выделить основные цели и задачи товароведения на современном этапе развития рыночной экономике, а так же дать объективную характеристику объектам и субъектам товароведения. Другой, не менее важной задачей было ознакомление с основными направлениями работ в области товароведения.
Товароведение, как наука на современном этапе развития, безусловно, не должна стоять на месте. В век компьютеризации и нанотехнологий товароведение должно быть не академической наукой, а прикладной.
Сохранение здоровья
населения является одной из главных
задач государственной важности
Последние годы питание
россиян характеризуется
С изменением социально-
Объектом фальсификации
является именно привлекательная по
внешнему виду упаковка, имитирующая
продукт высокого качества, в то
время как содержимое упаковки чаще
всего оказывается
В последние годы наукой создаются материалы, предназначенные для изготовления специальных защитных этикеток, особенных и уникальных для каждого вида продукта. Этот вид маркировки предлагает широкие возможности – от дешёвых и простых до дорогих высокотехнологических решений, которые обеспечивают сто процентную безопасность товару. Метки, указывающие на подлинность товара, находятся на поверхности упаковки или могут быть введены внутрь лицевого материала или клея, или находится под ними.
В настоящее время так же актуален вопрос упаковки товаров. С помощью упаковки решается вопрос о сохранности товара, придаче ему привлекательного вида. Упаковка должна сделать товар удобным для потребителя, повысить конкурентоспособность товара, позволит занять товару достойную нишу на потребительском рынке России.
Современный этап развития науки товароведения характеризуется интеграцией научных знаний различных отраслей. Одним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения. Все это делается для человека, и для удовлетворения его всё увеличивающихся потребностей. А так как современное общество является потребительским обществом, товароведение как наука становится всё более востребована. В связи с этим усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления — практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения, для всё более увеличивающихся потребностей нашего общества.