Здравоохранение Швеции: от богатых традиций до современных приоритетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:48, реферат

Описание работы

Швеция выделяется среди других стран мира высокими экономическими и социальными достижениями. Так, средняя продолжительность жизни в государстве является одной из наибольших в мире: для женщин она составляет 84 года, для мужчин – 79; при этом наблюдается тенденция к дальнейшему ее увеличению

Работа содержит 1 файл

Здравоохранение Швеции.doc

— 104.00 Кб (Скачать)
 

Состояние здоровья

 

Длительность  жизни шведского населения продолжает увеличиваться. В 2004 году средняя продолжительность жизни для мужчин была 78,4 года, и для женщин - 82,7 года. Это связано, прежде всего, с уменьшением риска смерти в результате инфаркта сердца и инсульта. Чуть более

 

 

 

5 процентов населения Швеции - люди в возрасте 80 лет или старше. Это означает, что в Швеции самый высокий процент престарелых людей в Европе. Многие страдают хроническими заболеваниями, требующими постоянного медицинского наблюдения и лечения, часто на протяжении всей жизни. Это предъявляет высокие требования ко всей системе здравоохранения. Положительным фактором здоровья населения является уменьшение количества курильщиков: почти 85 процентов населения Швеции не курят. В то же время беспокоит то, что среди детей и подростков растет число страдающих лишним весом и ожирением. Этой проблеме работники здравоохранения уделяют все больше внимания.

 

Ответственность и управление

 

Ландстинг - политический орган, куда граждане Швеции каждые четыре года на всеобщих выборах избирают своих представителей. В некоторых районах ландстинги ведают и другими областями, например, культурой и инфраструктурой, но 90 процентов их деятельности занимает здравоохранение.

 

Шведское здравоохранение  строится на децентрализации ответственности  за предоставление медицинских услуг населению. Это означает, что ландстинги обязаны обеспечить населению доступ к здравоохранению.

 

Швеция поделена на 20 ландстингов. Кроме того, на острове  Готланд задачи ландстинга выполняет  муниципалитет. Количество жителей  на этих географических территориях колеблется от 60 000 до 1,9 миллиона. Ландстинги обладают большой свободой в планировании и осуществлении работы в области здравоохранения, что объясняет значительные региональные различия.

 

290 муниципалитетов  также ответственны за некоторые аспекты в здравоохранении: за обслуживание престарелых на дому и за помощь пациентам, живущим в специально оборудованных квартирах, а также за медицинскую помощь людям с физическими или психическими недостатками. Однако в этот вид обслуживания не включена медицинская помощь врачей.

 

Роль государства  в системе здравоохранения - формулировать  принципы, основополагающие установки  и направления политики здравоохранения. Это осуществляется в виде законопроектов или соглашений с Ассоциацией  муниципалитетов и ландстингов Швеции, представ­ляющей муниципалитеты и ландстинги.

 

На национальном уровне имеется ряд государственных  ведомств, работающих в области здравоохранения  и социального обеспечения. Управление здравоохранения и социального  обеспечения занимает центральное место как экспертный и контролирующий орган.

 

Финансирование

 

Расходы Швеции на здравоохранение составляют 9 процентов  валового национального продукта. Этот показатель остается довольно стабильным с начала 1980-х годов. Медобслуживание, предо­ставляемое ландстингами, включая суб­сидирование лекарств, стоило в 2004 году 185 миллиардов шведских крон. Большая часть этих расходов (три четверти) финансируется за счет налогов, поскольку ландстинги имеют право облагать налогом доходы населения. Средняя налоговая ставка - 11 процентов. Государственные субсидии составляют 17 процентов доходов ландстингов, в то время как плата пациентов за лечение составляет лишь 3 процента.

 

Большинство ландстингов  в своей работе применяет систему  «заказчик -поставщик»: ландстинг заключает договор с медицинским учреждением о компенсации расходов, например, компенсации, основанной на результатах работы и рассчитанной по специальной системе в соответствии с диагностическими группами (DRG), т.е. больничные пациенты классифицируются в группы (их около 500) по диагнозам, требующим аналогичных больничных ресурсов. Таким образом больницы становятся менее зависимыми от полити­ческих органов, и некоторые больницы стали акционерными обществами, которыми владеют ландстинги. Кроме того, в настоящее время ландстинги все чаще покупают медицинские услуги

 

на конкурсной основе: 10 процентов медицинских  услуг финансируется ландстингами, но осуществляется частным медперсоналом.

 

Сколько платят пациенты?

 

За один день в стационаре больницы пациент платит 80 крон. Стоимость амбулаторного лечения каждый ландстинг определяет самостоятельно. За визит к врачу общей практики, т.е. к семейному или домашнему врачу, плата колеблется от 100 до 150 крон. Консультация врача-специалиста стоит дороже, как минимум вдвое. Такая плата рассматривается скорее как средство направить пациента в медучреждение первичного уровня. Чтобы ограничить расходы пациентов на лечение, установлен предельный уровень таких расходов. Он состоит в следующем: после того, как пациент заплатил в общей сложности 900 крон за лечение, ему предоставляется бесплатное лечение на время, оставшееся от двенадцатимесячного периода, считая с того дня, когда состоялся первый визит к врачу. Аналогичная система применяется и для оплаты лекарств, прописанных врачом, т.е. пациент никогда не платит свыше 1800 крон в течение двенадцатимесячного периода.

 

Структура

 

По традиции первичная медико-санитарная помощь в Швеции занимала меньшую долю в  здравоохранении и играла менее  важную роль, чем в других европейских странах, но сейчас имеется четко выраженное стремление сделать первичный уровень основой здравоохранения. Медицинскую помощь чаще всего можно получить в поликлиниках (центрах здоровья), где работает медперсонал разных категорий. Медобслуживание должно быть организовано так, чтобы тот, кто желает, мог выбрать для себя постоянного врача. Около 25 процентов поликлиник - частные, но работают по поручению ландстинга. Имеются детские и женские консультации для регулярных осмотров и обследований, а также консультации для

 

Схема организации  шведского здравоохранения

 

Центральные органы Местное управления самоуправление

 

Министерство  здравоохранения и социального  обеспечения

 

Управление здравоохранения  и социального

 

обеспечения

 

Обязанности: законодательство

надзор

оценка

 

Ассоциация муниципалитетов  и ландстингов Швеции

 

Обязанности:

финансирование

организация

контроль

 

20 ландстингов

 

290 коммун

 

8 региональных  больниц 65 областных и районных

 

больниц

 

1000 поликлиник

 

Проживание, охрана здоровья и социальное обслуживание престарелых и инвалидов

 

Региональные  больницы Швеции

 

Karolinska Universitetssjukhuset

 

Каролинская университетская  больница,

 

Стокгольм

 

www.karolinska.se

 

Sahlgrenska Universitetssjukhuset

 

Сальгренекая  университетская больница,

 

Гетеборг

 

www.sahlgrenska.se

 

Akademiska sjukhuset Академическая  больница, Упсала

 

wwwUniversitetssjukhuset i Lund Университетская больница, Лунд

 

www.usil.se

 

Universitetssjukhuset MAS Университетская  больница МАС, Мальмё www.umas.se

 

Universitetssjukhuset, Linkoping Университетская больница, Линчёпинг www.lio.se/us

 

Norrlands Universitetssjukhus Университетская больница лена  Норланд, Умео

 

www.vll.se/umea

 

Universitetssjukhuset, Orebro Университетская больница, Эребру

 

www.orebroll.se/uso

 

молодежи по вопросам секса и контрацептивных  стредств.

 

В Швеции имеется 60 больниц с отделениями неотложной помощи, работающими круглые сутки. Восемь больниц из них - региональные клиники с узкоспециализированными  видами лечения, где сконцентрирована большая часть научных исследований и подготовки врачей. Во многих регионах население невелико, и поэтому шесть регионов сотрудничают между собой в предостав­лении наиболее сложного и специализированного лечения. В Швеции живет девять миллионов человек, и потому в наиболее специализированных областях вся страна должна быть единым регионом для лечения.Такого рода лечение будет координировать недавно созданный комитет в рамках Управления здравоохранения и социального обеспечения.

 

Всеми больницами с отделениями неотложной помощи владеют ландстинги. Однако иногда больницы передаются в частные руки. Такая передача регулируется в настоящее время законом, в котором, в частности, сказано,что компания, которой передается больница, не может владеть больницей исключительно в целях полу­чения прибыли, а также, что региональные больницы не подлежат передаче частным компаниям. Имеется ряд частных клиник, где ландстинги могут закупать некоторые медицинские услуги, дополняющие лечение в их собственных больницах. Это - важная часть усилий по увеличению доступности лечения.

 

Доступность лечения

 

Время ожидания запланированного лечения, например, удаления катаракты или

 

Si.

 

Svenska institutet

 

2

 

Инфобюллетень

 

Гарантия своевременного лечения, введенная в Швеции в  конце 2005 года, означает, что пациент не должен ждать назначенного ему лечения более трех месяцев. Фото: Ульф Овенеде/www.imagebank.sweden.se

 

замены тазобедренного сустава, долго было одним из слабых пунктов шведского здравоохранения  и вызывало недовольство пациентов, долго ожидающих своей очереди на операцию. И все же, несмотря на то, что положение значительно улучшилось, и число операций в Швеции по отношению к числу жителей выше, чем во многих странах, очереди в некоторых случаях остаются большими. Поэтому между правительством и ландстингами было заключено соглашение о гарантии своевременного лечения. По этому соглашению ландстинги отвечают за то, чтобы ни один пациент не ждал назначенного ему лечения больше трех месяцев. Это соглашение оказалось эффективным в большой степени потому, что ландстинги могли опираться на ранее организованную систематическую работу по усовершенствованию системы здравоохранения. В случае если время ожидания превысит установленный гарантией срок, пациенту предоставляется лечение в каком-либо другом месте за счет ландстинга, который оплачивает также дорожные расходы.

 

В целом пациенты могут свободно выбирать, где они  желают лечиться. В определенных случаях  пациент должен получить направление, например, для лечения за пределами  своего региона. В отличие от некоторых стран, в большинстве ландстингов для консультаций врачей-специалистов направление от врачей первичного уровня не требуется, т.е. так называемая «функция привратника» отсутствует.

 

Взаимодействие  и сотрудничество

 

Нелегкой задачей  являтся предоставление хорошего лечения и ухода для престарелых. Для этого необходимо улучшить сотрудничество и взаимодействие между медицинскими учреждениями ландстингов и учреждениями для престарелых, за которые отвечают муниципалитеты. Это возможно в рамках относительно нового понятия «местное здравоохранение». Иными словами, исходя из нужд пациентов согласовать и объединить действия различных местных учреждений - районную больницу, поликлинику и социальную службу. «Местное здравоохранение» должно отвечать за большую часть будничных проблем.

 

Эффективность и совершенствование

 

Основой финансирования здравоохранения являются налоги, а  это значит, что возможности расти  в экономическом отношении весьма ограничены. Необходим контроль за расходами и эффективное использование имеющихся средств. Сравнение себя с другими может помочь улучшить положение, но сильная децентрализация привела к тому, что на национальном уровне часто отсутствуют необходимые данные и показатели. Но эта ситуация изменится, так как Управление здравоохранения и социального обеспечения

 

и Ассоциация муниципалитетов  и ландстингов Швеции пришли к  соглашению о создании модели для  сравнения и оценки достигнутых  результатов и целей в здравоохранении. Была создана статистическая база данных, основанная на национальных показателях, отражающих, в частности, воздействие различных факторов на здоровье населения, качество, гарантии безо­пасности пациентов, продолжительность ожидания лечения, мнения пациентов, а также расходы.

 

Ссылки

 

Правительство и министерства Швеции www.sweden.gov.se

 

Управление здравоохранения  и социального обеспечения www.sos.se

 

Ассоциация муниципалитетов  и ландстингов Швеции www.skl.se

 

Государственная комиссия по оценке методов в области  здравоохранения www.sbu.se

Информация о работе Здравоохранение Швеции: от богатых традиций до современных приоритетов