Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:16, реферат
Международные связи здравоохранения входят одновременно в три ие- рархии общественных систем и рассматриваются в монографии как важные компоненты, во-первых, национальных систем здравоохранения, во-вторых, внешнеполитических, внешнеторговых и культурных связей каждого госу- дарства и, в-третьих, как составная часть межгосударственного комплек- са мероприятий по охране и укреплению здоровья различных регионов или всего мира.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ОБЩЕСТВА.
Медико-биологическая наука достигла в последнее время значитель- ных успехов, и эти достижения все быстрее осваиваются на практике.
Приобрели широкое
развитие международные связи в
области здравоохране- ния, обмен опытом
и научными знаниями, издание медицинской
литературы, международные научные конгрессы
и конференции, соглашения между многи-
ми государствами об объединении усилий
в области медицины.
При сравнительном
анализе проблем
Как указывает Афанасьев В.Г. (1968), мир есть совокупность систем раз- ных уровней, степени сложности, организации, значения, причем в нежи- вой природе, растительном и животном мире; в обществе налицо специфи- ческие ряды целостных образований. Человек - социальная группа - класс
- нация - государство
- система государств - общество в
целом предс- тавляют собой ступени
организации общественных систем.
Для обеспечения
любой своей потребности или
функции общество осу- ществляет
особые комплексы мероприятий или
процессов, создает сложные иерархии
научно-технических, экономических
и социальных систем во всех сферах
человеческой жизни и деятельности, взаимно
переплетающихся и членящихся, охватывающих
как отдельные стороны жизни, так и всю
ее в целом. Так и для охраны и укрепления
здоровья своих членов общество создает
на любом этапе своего развития определенную
совокупность уч- реждений, кадров, материальных
и иных ресурсов, сложившихся и непре-
рывно совершенствующихся знаний и методов
работы, выделяет определен- ную сферу
или систему общественной полезной деятельности.
С этой точки
зрения мы рассматриваем здравоохранение
в наиболее общем виде как сложную общественную
динамическую функциональную систе- му,
которую человеческое общество на каждом
этапе своего развития и в полном соответствии
с достигнутым уровнем этого развития
создает и ис- пользует для осуществления
большого комплекса мероприятий, направлен-
ных на охрану и постоянное улучшение
здоровья каждого человека и об- щества
в целом, в частности на накопление научных
медицинских знаний и использование их
в целях широкой индивидуальной и общественной
профи- лактики заболеваний, распознаваний
и лечения болезней и увеличения продолжительности
активной творческой жизни человека.
Все это дает
основание говорить о "международном
здравоохранении" или "международных
связях здравоохранения" как о
важной области работы национальных органов
здравоохранения всех стран и сфере международ-
но-правового регулирования, а также как
о формирующейся международной функциональной
системе, или совокупности многих неправительственных
и межправительственных учреждений, организаций
и методов работы, которые используется
для обмена опытом и информацией между
разными странами в области охраны и укрепления
здоровья населения, для решения ряда
объ- ективно сложившихся мировых проблем
в этой важной сфере общественной и международной
жизни.
Международные
связи здравоохранения входят одновременно
в три ие- рархии общественных систем
и рассматриваются в монографии
как важные компоненты, во-первых, национальных
систем здравоохранения, во-вторых, внешнеполитических,
внешнеторговых и культурных связей каждого
госу- дарства и, в-третьих, как составная
часть межгосударственного комплек- са
мероприятий по охране и укреплению здоровья
различных регионов или всего мира.
2ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
Корни международных
связей и сотрудничества в области здравоохра-
нения и медицины вытекали всегда из самого
характера медицинской науки и практики
как гуманитарной, самоотверженной и пользовавшейся
особым уважением общества профессии.
Они обусловлены также международным
ха- рактером опасности эпидемических
и тяжелых массовых заболеваний и не- обходимостью
медико-санитарного обеспечения постепенно
развивавшихся международных экономических,
политических, военных, торговых и иных
связей.
Вместе с тем
вся история этих связей делится
важнейшими с точки зрения человечества
событиями на 4 основных этапа:
1) с древности
до начала XIX века; 2) с начала XIX века
до начала
XX века; 3) с начала
XX века до начала II мировой войны;
4) после окончания II мировой войны
до настоящего времени. Наиболее дли-
тельным оказался первый период развития
спорадических контактов между представителями
медицинских профессий.
2С АНТИЧНОСТИ
ДО XIX ВЕКА.
В древнем и
античном мире основными движущими
силами первоначаль- ного "международного"
общения между врачами были поиски знаний,
стрем- ление научиться в далеких странах
искусству врачевания. При этом кон- такты
между странами осуществлялись в малом
объеме. И хотя врачи поль- зовались определенным
уважением, это уважение было относительным.
Врач мог быть рабом или военной добычей,
его могли похоронить вместе с бо- гатым
пациентом, на него смотрели как на мага
или колдуна. Врачебные знания передавались
по наследству изустно или узкому кругу
учеников, сохранялись на каменных плитах,
в папирусных списках или на шумерских
табличках.
Наиболее ранние связи возникли у Египта со странами Передней
Азии. Индия доставляла Египту пряности, служившие источниками фарма- цевтического сырья. Иран пользовался египетской медициной и врачами. В произведениях Геродота, Гомера, Тацита, Диодора подчеркиваются досто- инства египетской цивилизации. Многие теоретические концепции, приемы лечения, рецепты были перенесены из Египта через античный мир в меди- цину раннего европейского средневековья. Немало "египтицизмов" оказа- лось и в памятнниках древнерусской письменности. Затем факел медицинс- ких знаний перешел в руки враче Древней Греции и расцвел в знаменитой
Косской школе и в многочисленных трудах Гиппократа, который впервые стал соединять "магическую медицину" и рациональное искусство лечения, основанное на тщательном наблюдении за больными. Эти труды были впос- ледствии собраны в Александрии и оказали большое влияние на медицину
Древнего Рима
и Древней Греции, византийскую медицину
и даже медицину эпохи Возрождения.
После крушения
Римской империи центр
Медик арабских
халифатов стремились получить медицинские
знания и из Индии. К V-VII векам н.э.
относятся путешествия
Индию за медицинскими
книгами, а в начале феодальной эпохи
стали вооб- ще укрепляться связи Средней
Азии и Ближнего Востока. На языки этих
народов были переведен труд индийского
врача Чараки.
В Средние века медицина в Европе развивалась медленно, ориентиру- ясь на знания древних и на писания "святых отцов" католической церкви, хотя появившиеся в IX-X веках во Франции и Германии монастырские меди- цинские школы (впоследствии и университеты в Болонье, Париже, Оксфор- де, Праге, Кракове и др.) в какой-то мере создавали условия для накоп- ления и передачи медицинских знаний. В этот же период военно-колониза- ционные (восемь крестовых походов с 1096 по 1291 г.), миграционные, торговые и другие связи невольно способствовали и широчайшему расп- ространению тяжелых эпидемических заболеваний: оспы, чумы, холеры, ти- фов или смешанных эпидемий, объединявшихся под одним названием "мор".
Эпидемии буквально
опустошали вплоть до XIV-XVI века многие
средневе- ковые города.
Особенно опустошительной
была в середине XIV века эпидемия "чер-
ной смерти" (чумы). На основании
городских хроник, церковных записей
и воспоминаний современников историки
считают, что в крупных городах Ев- ропы
вымерло тогда больше половины населения.
Именно к этому
времени относится появление
в крупных европейских портах,
куда торговыми судами могли быть
занесены из восточных стран эпидемии,
особых противоэпидемических учреждений
- изоляторов, обсер- ваторов, лазаретов
и т.п. и установления карантина ("сорокодневки")
- срока изоляции и наблюдения за судами
и их экипажами. Венеция, поддер- живающая
постоянные отношения с Востоком, уже
в 1348 году назначила трех "инспекторов
здравоохранения", которым было поручено
принимать необходимые меры по предотвращению
чумы, и создала в 1403 году каран- тинный
лазарет. Этому примеру последовала Генуя
в 1467 году. В Марселе в 1476 году консулы
получили приказания ввести режим лепрозория
в про- тивочумных профилактических заведениях,
а в этом городе был открыт первый во Франции
лазарет.
Эпоха Возрождения и великих географических открытий принесла с собой и начало современной науки, проникновение в неведомые земли и медицинских знаний. Это содействовало общению между учеными и врачами, развитию переписки и научных публикаций, а затем и личных контактов.
Постепенно в
университетах сложились первые
научные школы - Парацель- са, Везалия,
Фракасторо, Батиста Монтано, Бургава,
Хантера и др., ко- торые оказали существенное
влияние на развитие европейской медицинской
научной мысли.
В XVII-XVIII веках
в Европе появились первые научные
и медицинс- кие общества, объединявшие
врачей, естествоиспытателей и
Италии, во Флоренции в XVII веке была основана прославленная "Академия опыта". В XVIII веке во Франции была организована Хирургическое об- щество, в России было основано Вольное экономическое общество, а в на- чале XIX века - Общество соревнвания врачебных и физических наук при
Московском университете,
в Лондоне - Королевское медико-
Началась публикация первых научных медицинских журналов: "Фило- софских трудов Королевского общества" в Лондоне в 1665 году, трудов
Медицинской коллегии
в Амстердаме в 1667 году, "Дескванса"
и Новых открытий во всех областях медицины"
в 1679-1684 гг. в Париже, меди- цинских журналов
в Швейцарии, Германии и Испании, "Санкт-Петербургских
врачебных ведомостей" в России в 1792
году и т.д.
Все это способствовало ознакомлению врачей и ученых с медициной других стран, хотя до конца XVIII века межгосударственные связи в Ев- ропе развивались сравнительно слабо, и лишь промышленный переворот в
XIX веке положил
действительный конец
Информация о работе Здравоохранение как социальная система человеческого общества