Здоровый образ жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Исследования Ю.П.Лисицына, других отечественных и зарубежных ученых установили, что в ряду факторов риска, обусловливающих состояние здоровья и нездоровья, патологию, первое место занимает образ жизни, более того, от него оно непосредственно зависит. “…Недоразумение состоит в представлении, что если имеется достаточно медицины и достаточно медицинского обеспечения, население будет здоровым”2.
Цель работы в определении основных компонентов здорового образа жизни, а также последствия ведения нездорового образа жизни.
Задачей исследования заключаются в анализе элементов здорового образа жизни, основы формирования здорового образа жизни, выявления негативных сторон несоблюдения основных законов здорового образа жизни.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Валеология.docx

— 23.40 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с  усложнением общественной жизни, увеличением  рисков техногенного, экологического, психологического, политического и  военного характера, провоцирующих  отрицательные сдвиги в состоянии здоровья. Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни  — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде  и активное долголетие1.

Здоровый образ жизни  создает наилучшие условия для  нормального течения физиологических  и психических процессов, что  снижает вероятность различных  заболеваний и увеличивает продолжительность  жизни человека.

Медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее.

Исследования Ю.П.Лисицына, других отечественных и зарубежных ученых установили, что в ряду факторов риска, обусловливающих состояние  здоровья и нездоровья, патологию, первое место занимает образ жизни, более  того, от него оно  непосредственно  зависит. “…Недоразумение состоит в представлении, что если имеется достаточно  медицины и достаточно медицинского обеспечения, население будет здоровым”2.

Цель работы в определении  основных компонентов здорового  образа жизни, а также последствия  ведения нездорового образа жизни.

Задачей исследования заключаются в анализе элементов здорового образа жизни, основы формирования здорового образа жизни, выявления негативных сторон несоблюдения основных законов здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни  объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных  для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. В биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

К биологическим относятся:

- образ жизни должен  быть возрастным;

- образ жизни должен  быть обеспечен энергетически; 

- образ жизни должен  быть укрепляющим; 

- образ жизни должен  быть ритмичным; 

- образ жизни должен  быть аскетичным.

 К социальным принципам  можно отнести: 

- образ жизни должен  быть эстетичным;

- образ жизни должен  быть нравственным;

- образ жизни должен  быть волевым; 

- образ жизни должен  быть самоограничительным.

Авторы, пишущие на эту  тему, включают в «здоровый образ  жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

  1. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;
  2. отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
  3. здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  4. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  5. личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;
  6. закаливание.

На физиологическое состояние  человека большое влияние оказывает  его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также  выделяют дополнительно следующие  аспекты здорового образа жизни:

  1. эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
  2. интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  3. духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.

 

 

  1. Ведение нездорового образа жизни

 

В нездоровом образе жизни  все те составляющие, характерные  для здорового образа жизни, имеют  противоположную направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование здорового образа жизни

 

Обучение здоровому образу жизни следует начинать прививать  с уже детства. Внедрение культуры ведения здорового образа жизни  в массы – это огромный труд. Это должно происходить целенаправленно  по определенному единому алгоритму, чтобы избежать самодеятельности и  перегибов.

         В настоящее время доподлинно  известно, что между образом жизни  и здоровьем человека существует  взаимосвязь. 

         Здоровый образ жизни объединяет  все, что способствует выполнению  человеком профессиональных, общественных  и бытовых функций в оптимальных  для здоровья условиях и выражает  ориентированность личности в  направлении формирования, сохранения  и укрепления как индивидуального,  так и общественного здоровья. Принято определять здоровый  образ жизни, как способ жизнедеятельности,  соответствующий генетически обусловленным  типологическим особенностям данного  человека и конкретным условиям  жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья  и полноценное выполнение человеком  его социально-биологических функций. 

         Человек сам несет ответственность  за состояние своего здоровья. Но почему-то многие люди, никак  не желают признавать факт  того, что в большинстве своих  болезней они повинны сами. Болезни  – это следствие нездорового  образа жизни, расплата за свое  невежество. Таким образом, получается, что человек несет ответственность  не только за свое здоровье, но и за свои приобретенные  болезни.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

-  социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Человек  представляет собой  противоречивое единство эволюционного  прошлого и социального настоящего. Именно это обстоятельство должно быть отравным в поисках методологии здорового образа жизни. Прежде всего, это означает, что его следует рассматривать с позиций генотипа и фенотипа данного человека3.

Например, зеленые яблоки должны найти свое место в рационе  человека с пониженным уровнем желудочной секреции, но их желательно избегать человеку с повышенной секрецией; в выборе вида спорта холерику больше подойдут единоборства или игры, а флегматику – упражнения на выносливость; человеку, относящемуся к функционально-метаболической классификации «стайер», вряд ли стоит  на несколько дней ездить на отдых  в зарубежье, а вот «спринтеру»  это сделать даже желательно…4

Следовательно, в определении  понятия здорового образа жизни  необходимо учитывать два фактора  – генетическую природу человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. С этих позиций  здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий  генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и  на полноценное выполнение человеком  его социально-биологических функций.

 

 

Заключение

 

Только разумное отношение  к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую  работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. И, разумеется, каждый человек должен понимать, что  его здоровье – это спокойствие  близких ему людей, жизнеспособность его будущих детей и сила страны. У больных людей рождаются  больные дети. Страна хилых и больных  людей – это страна без будущего. Больной человек – в той  или иной степени обуза для  родных и окружающих.

Нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное  действие всех систем организма и  личности, так что изменение в  любом из них обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит  пренебрегать ни одной из «частей» единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу  обстоятельств, формирующих образ  жизни данного человека.

Как отмечал отечественный физиолог Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно».

В живом мире жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. В полной мере это относится  практически ко всем системам организма  и к организму в целом. Периодическая  смена этих состояний свойственна  бодрствованию и сну, приему пищи, выполнению профессиональных обязанностей, отдыху и т. п. При этом важно таким  образом строить образ жизни, чтобы последующий отдых в  полной мере соответствовал характеру  выполненной перед этим работы.

Осуществляя сознательную и  целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней.

1 Лисицын Ю.П. История медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 400 с.

2 Лисицын Ю.П. История медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 400 с.

3 Эдуард Наумович Вайнер

Валеология: учебник  для вузов

4 Эдуард Наумович Вайнер

Валеология: учебник  для вузов


Информация о работе Здоровый образ жизни