Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:24, реферат
Цель работы:
рассказать о жизни и деятельности учёного;
показать достижения Г.А.Захарьина, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной медицины, особенно терапии.
Введение _________________________________________________________________________3
Краткая биография_________________________________________________________________4
Учёный как педагог ________________________________________________________________5
Научная деятельность ______________________________________________________________7
Общественная деятельность Захарьина________________________________________________8
Этико – деонтологические взгляды ___________________________________________________10
Заключение _______________________________________________________________________11
Список литературы ________________________________________________________________12
Содержание.
Введение ______________________________
Краткая биография_____________________
Учёный как педагог ______________________________
Научная деятельность ______________________________
Общественная деятельность
Захарьина_____________________
Этико – деонтологические взгляды
______________________________
Заключение ______________________________
Список литературы ______________________________
Введение.
Данная работа посвящена личности Григория Антоновича Захарьина — одного из крупнейших клиницистов XIX в. Он был новатором в своей клинической и преподавательской деятельности. Через своих учеников он оказал существенное влияние на развитие медицины.
Цель работы:
Краткая биография.
Родился Г.А. Захарьин(1829—1897 гг.) в Пензе в семье небогатого помещика. В возрасте 23 лет он окончил медицинский факультет московского университета. Однако лекарского экзамена он не сдавал. В протоколах заседания Совета медицинского факультета Московского университета за 1852 г. сохранилась запись, из которой следует, что Г. А. Захарьин был аттестован Московским университетом «прямо на степень Доктора медицины», минуя звание лекаря, благодаря его хорошей успеваемости и «отличным способностям».
Г. А. Захарьин обратил на
себя внимание профессора факультетской
терапевтической клиники А. И. Овера
еще во время обучения на 4-м курсе.
Работая ассистентом
После окончания ассистентуры Г. А. Захарьин осенью 1854 г. подал «прошения» в медицинский факультет и затем успешно сдал три экзамена на «учено-служебные» звания: уездного врача; оператора, как члена Врачебной управы; и акушера, как члена Врачебной управы.
Получив солидную подготовку и все необходимые для успешной практической деятельности звания и степени, Г. А. Захарьин решил отправиться за границу для стажировки. В 1856- 1859 гг. Захарьин Г.А. находился за границей, стажировался в клинике выдающихся европейских ученых в Берлине, в Вене и Париже – у Вирхова, Траубе, Труссо, Бернара.
После возвращение в Москву Г. А. Захарьин был утвержден в должности адъюнкта и с начала 1860/61 учебного года приступил к чтению курса семиотики внутренних болезней.
В 1866 году Захарьин возглавляет
Терапевтическую Факультетскую
Клинику Медицинского факультета Московского
Университета и обретает должность
клинического профессора. Именно на этом
поприще в терапевтической
Умер Григорий Антонович на 68-м году жизни от инсульта в 1897 году, причем диагноз он успел поставить себе сам.
Учёный как педагог.
Лектор — это не просто обучающий, он ведет слушателей за собой, не только просвещая, но и воспитывая их.
Таким лектором был Григорий Антонович Захарьин. Он всегда помнил, что не аудитория для него, а он — для аудитории, и слушатели это ощущали с самого начала его лекции. Свободно и просто владел своей речью Захарьин. «Учить других и учиться самому, — говорил он, — можно, только увлеченно работая». И все, кто слушал его, получали из уст опытного учителя-терапевта не только научную информацию, но и проникались мудрым опытом самого лектора.
Что же отличало Захарьина-лектора? Что нового внес он в лекции по медицине, чем обогатил поколения русских врачей, слушавших его? Чтобы ответить на эти вопросы, надо коснуться сущности медицинских воззрений Г. А. Захарьина.
По воспоминаниям профессора И. Ф. Огнева, "лекции Г. А. Захарьина были удивительно талантливы и при том вовсе не блистали красноречием или глубокой продуманностью. В них чувствовалась одаренность лектора, умевшего выдвинуть самое нужное и существенное, указать на значение часто на вид самого малого признака; чувствовался прекрасный терапевт, учивший пользоваться небольшим запасом лекарств, но с полным пониманием того, что делаешь. В лекциях все было оригинально: и короткий, ясный стиль их, и опытность, и полное отсутствие книжной мудрости, и умение приступиться к больному просто, с огромным здравым смыслом".
Сам подход к человеку, исследование, глубина проникновения в его психику, жизнь были столь оригинальны и так резко противоположны устаревшим приемам предшественников Захарьина, что лекции об этом гипнотизировали и завораживали слушателей, учившихся распознавать недуги, думать, лечить и исцелять по-захарьински. Захарьин не ограничивался лекциями, они имели своеобразное продолжение. Свою многочисленную для того времени аудиторию в 130 человек профессор делил на группы для обстоятельного знакомства студентов с приемами выслушивания и выстукивания и для постижения искусства «чтения» лабораторных анализов.
В курсе своих лекций Захарьин особо подчеркивал важность индивидуального подхода к каждому заболевшему. Постоянно напоминал Г. А. Захарьин, что работа врача — это работа научно-практическая и все методы лечения должны быть обоснованы. Он был ярым врагом лечебных шаблонов. Своим слушателям внушал: «Кто усвоил метод и навык индивидуализировать, тот найдется и во всяком новом для него случае, — случае, представляющем невиданные прежде особенности, а таких новых случаев всегда довольно даже для самых опытных врачей и несравненно более для начинающих; такова особенность врачебной, как и всякой другой «практики», т. е. деятельности в реальных условиях, условиях действительности». Лабораторная методика, говорил профессор Захарьин, это всего лишь «орнамент» диагностики.
Как заверяют ученики Захарьина, в своих лекциях он обучал только тому, что было прочно установлено и принято в медицинской науке. В то же время его лекции никогда не были скопищем имен или отчетом о последних сенсациях. А ведь блеснуть эрудицией ему ничего не стоило. Захарьин постоянно следил за новинками французской, немецкой, английской медицинской литературы, не говоря уже об отечественной.
Лекционная речь Захарьина была о самом основном, ведущем и главном. Он дарил слушателям ключи к познанию, ставил их на твердую почву научной ориентировки и правильной диагностики недуга. Важно отметить, что в лекциях Захарьин неоднократно подчеркивал значение амбулаторной практики студентов, что само по себе было новым словом в медицине. «В клиниках-больницах, — говорил он, — наблюдаются обыкновенно более тяжелые болезни, в амбулянтных клиниках могут встречаться все остальные болезненные формы, т. е. и более легкие, с которыми неохотно ложатся в больницу, и тяжелые в начале течения. При этом амбулянтные клиники дают возможность наблюдать течение и лечение болезней не в больничной обстановке, а в разнообразных бытовых условиях».
Студенческая аудитория
очень ценила часы, проведенные с
Захарьиным. И профессор любил
студентов — это был тот
пластический материал, из которого он
мастерски лепил хороших
Слушал Захарьина на четвертом курсе и студент Антон Чехов, который был неизменным его почитателем. И потом в одном из писем А. П. Чехов писал: «Захарьина я уподобляю Толстому — по таланту»1. Позднее, когда в Москве были изданы «Клинические лекции» профессора Захарьина, Чехов купил книгу, прочел ее и с сожалением сообщил А. С. Суворину: «Есть либретто, но нет оперы, нет той музыки, которую я слушал...»
Захарьин читал не только клинические лекции, но и лекции по истории медицины, что в 60-х годах прошлого века было большим новшеством. Эти выступления знаменитого лектора заложили прочный фундамент для развития истории медицинских знаний и знакомства отечественных врачей с классиками мировой медицинской науки.
Лекции Г. А. Захарьина — образцы врачебного мышления, необычайной наблюдательности, способности синтеза на основе данных анамнеза больного человека.
Велик вклад Г. А. Захарьина в развитие отечественной медицины. Свой сорокалетний труд педагога он запечатлел в 44 печатных трудах, которые интересны и поучительны поныне. Он же был и реформатором медицинского образования в России.
Захарьин в аудитории
был подлинным артистом, художником
в самом лучшем смысле этого слова.
Вот почему его слушатели на всю
жизнь сохранили чувство
Научная деятельность.
Исследования Г. А. Захарьина охватывали ряд вопросов клинической медицины. Он описал картину сифилиса легких (сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза), сифилиса сердца, кроме этого, он дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьин выдвигал теорию о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза. Одной из основных заслуг Захарьина является развитие метода непосредственного клинического наблюдения и разработка метода опроса больного.
Инициатива опроса должна оставаться в руках лечащего врача. Надо сказать, что опрос Захарьина охватывал не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние, а также обстановку, в которой живет больной. По сути, в опросе у Г. А. Захарьина имеются два основных принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод такого опроса охватывает все системы и органы: кровообращение, дыхание, мочеполовую систему, желудочно-кишечный тракт (который включает желудок, печень, кишечник, селезенку), кроветворную систему, обмен веществ, нервную систему, а также нервно-эмоциональное состояние (головные боли, сообразительность, сон, настроение, память, парестезии, головокружение и т. д.).
Очень большое значение Г.
А. Захарьин придавал лечению. В лечебных
советах Захарьина большое
Стоит заметить, что наряду
с покоем Захарьин рекомендовал движение.
Г. А. Захарьин наряду с применением
медикаментов, использовал также
гигиенические и
Вопросы гигиены занимали в клиническом учении Захарьина существенное место.
В своих трудах и клинической деятельности Захарьин придавал решающее значение взаимосвязи человека с окружающей средой. Стремился выяснить причины и развитие болезни, установить, какие изменения и в каких именно органах произошли в результате заболевания. В соответствии с таким пониманием патологического процесса Захарьин предложил новые методы диагностики и лечения, прочно вошедшие в современную терапию. Наряду с этим он использовал также лабораторные и технические методы исследования, рассматривая их как вспомогательные. В основу своих методов лечения Захарьин положил принцип — лечить больного человека, а не болезнь какого-либо органа. Ввел в практику кумысолечение и лечение минеральными водами, одним из первых дал их классификацию, определил показания и противопоказания к их применению при различных заболеваниях; впервые применил каломель при заболеваниях печени и желчных путей. Захарьин разработал ряд проблем, имеющих важнейшее значение для практической медицины. Разрабатывал вопрос о зонах повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов. Он дал оригинальную теорию особой формы хронического малокровия — хлороза, которая объясняет это заболевание эндокринным расстройством, связанным с изменениями нервной системы.
Большая часть ученых трудов Захарьина принадлежит первым годам его врачебной деятельности. Наиболее ценным вкладом в медицинскую науку являются, однако, его клинические лекции, полные широкого опыта и глубокого знания организма человека.
Захарьин известен также как реформатор высшего медицинского образования. По его инициативе было проведено разделение клинических дисциплин и организованы первые самостоятельные клиники детских, кожно-венерических, гинекологических болезней и болезней уха, горла и носа. Захарьин основал московскую терапевтическую школу, воспитал многочисленных учеников и последователей (Н. Ф. Филатов, В. Ф. Снегирев, А. Я. Кожевников, А. А. Остроумов и др.).
Общественная деятельность Захарьина.
Сам Григорий Антонович когда-то возмущался: «Бывало, куда ни придешь, всюду кричат — «Захарьин! Захарьин!». А теперь, как послушаешь, что обо мне говорят, так и кажется, что вся Россия меня ненавидит. Хотелось бы знать мне — за что?»
Более всего его ненавидели
за гонорары. Кстати, не те, кто давал,
а те, кому не давали. «Коллеги из врачебного
цеха» всегда ревностно относятся
к материальному положению