Заговоры, как метод лечения в древности и в наши дни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:50, доклад

Описание работы

Медицина – одна из самых древних наук в мире. О простейшем врачевании было известно даже древним людям. Чего стоит один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины - "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры; или Атхарва-веда – древнейшее собрание индийских заговоров, датируемое приблизительно началом I тысячелетия до нашей эры.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 20.64 Кб (Скачать)

Заговоры, как метод лечения в древности и в наши дни.

     Медицина  – одна из самых древних наук в мире. О простейшем врачевании было известно даже древним людям. Чего стоит один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины - "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры; или Атхарва-веда – древнейшее собрание индийских заговоров, датируемое приблизительно началом I тысячелетия до нашей эры.

     На  Древней Руси не было таких крупных письменных источников. Медицинские знания были сокровенны и передавались лишь устно и в большинстве своём по семейной линии.  Таких людей чаще всего называли знахарями. Они пользовались различными методами лечения: траво-, мёдо-, грязе-, водолечение и другие. Однако мало таких методов обходилось без заговоров. С их помощью не только ускоряли процесс исцеления и защищали от болезней, но и также и лечили.

     Заговор – это определённая словесная формула с магическим значением, произносимая с целью какого-либо воздействия на окружающий мир или живых существ для достижения определенного результата. В народе заговоры называли по-разному: "слово", "шептание", "приговор", "наговор", "осторожка", "примолвление", "замолвление", "оберег" и тому подобное.

     История исследования заговоров довольно давняя. Самые ранние сведения о них встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в X в. при заключении мирных договоров с греками. В памятниках XII-XV веков упоминаются заговоры и чары, бабы-чародейки. О массовом же распространении заговоров свидетельствуют судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством. 

     О повсеместном бытовании заговоров  в XIX начала XX веков среди народа свидетельствует большое количество этнографических работ и собрании фольклорных произведений того времени: в частности, сборники "Великорусские  заклинания" (1869),подготовленный Л. Майковым; "Русская народно-бытовая медицина" Г.Попова (1903); "Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр." Н.Виноградова. Широкому собиранию заговоров в этот период способствовала организация Русского Географического Общества (1847). Активная деятельность его этнографического отделения побудила краеведов России к собиранию заговоров и сведений о знахарях и их "волшебстве".

     Хотя  упоминания о самих текстах заговоров  известны давно, первые публикации, связанные  с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книга И.Сахарова "Сказания русского народа". Одна из частей труда И.Сахарова была озаглавлена "Русское народное чернокнижие", в этой части автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством, кудесничеством. Продолжили изучение заговоров за Сахаровым В.И.Даль ("О повериях, суевериях русского народа"), Ф.И.Буслаев ("Исторические очерки русской народной словесности"), А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу". Эти работы стали основой собственно научного изучения заговоров. Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского "Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул". Можно сказать, в книге Н.Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских и европейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народного творчества. Значительна работа А.Блока "Поэзия заговоров и заклинаний". В своей статье поэт обратил внимание на удивительную лиричность и поэтичность заговора.

     В 1936 году на Всероссийской конференции  по фольклору был прочитан обзорный доклад В.П.Петрова о заговорах, но он не был сразу опубликован. В советское время изучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева, Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н.Топорова и другие. Анализу сибирских заговоров посвящены работы Г.В.Афанасьевой-Медведевой "Знахарство и колдовство в Сибири", "В поисках древней поэзии". Однако фундаментального изучения в области заговора ещё нет.

     Итак, как уже было упомянуто, заговор  – одна из форм словесного воздействия. Они бывают разных видов, и отличаются по цели воздействия. Они могут быть и во благо и во вред, могут быть лечебными, любовными, ситуативными и так далее. В моём докладе будут рассмотрены лишь лечебные.

     У каждого заговора есть своя структура. Удобней будет рассмотреть её на примере заговора от чёрной немочи (эпилепсии):

     Летит птица за моря, бежит зверь за леса, бежит дерево в дерево, мать земля в свою мать землю, железо в  свою мать руду, так бы черная немочь бежала в свою мать тартарары, во тьму кромешную, а бежала б назад не ворочаючи, а был бы такой-то человек жив и здоров. А буде ты, черная немочь, моим речам покори-ща не дашь, велю тебя птице за моря унесть, зверю в лес затащить, мать земле в свою мать во сыру землю заложить, железу в свою мать руду заковать, и будет тебе горе великое, а таков-то человек жив и здоров. Замыкаю свои словеса словом великим, им же замыкаются все недуги с полунедугами, все болести с полуболестями, все хворобы с полухворобами, все корчи с полукорчами; а замыкаю я мое слово великое на такого-то человека от черной немочи, по сей день, по сей час, по всю его жизнь.

     Структура:

     Молитвенное вступление: «Летит птица за моря, бежит зверь за леса, бежит дерево в дерево, мать земля в свою мать землю, железо в свою мать руду»

     Зачин: «так бы черная немочь бежала в свою мать тартарары, во тьму кромешную, а бежала б назад не ворочаючи»

     Эпическая часть: «а был бы такой-то человек жив и здоров.» (употребляемое в первый раз)

     Лирическая  часть: «А буде ты, черная немочь, моим речам покори-ща не дашь, велю тебя птице за моря унесть, зверю в лес затащить, мать земле в свою мать во сыру землю заложить, железу в свою мать руду заковать, и будет тебе горе великое, а таков-то человек жив и здоров.» 

     Закрепка: «Замыкаю свои словеса словом великим, им же замыкаются все недуги с полунедугами, все болести с полуболестями, все хворобы с полухворобами, все корчи с полукорчами; а замыкаю я мое слово великое на такого-то человека от черной немочи, по сей день, по сей час, по всю его жизнь.»

     Некоторые части в заговоре могут отсутствовать. Например, заговор от пореза:

     На  море на Окиане, на острове на Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба, такого-то, от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань.

     Тут присутствует только молитвенное вступление («На море на Окиане, на острове на Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые»), зачин («Заговариваю я раба, такого-то, от порезу») и эпическая часть («Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань»).

     Выше  были приведены примеры заговоров, которые использовались и в дохристианской Руси, так как в них используются языческие образы: Алатырь-камень, тартарары  и различные животные. Существуют заговоры, появившиеся и после крещения Руси. В них используются христианские образы. Один из таких заговоров – от всех болезней:

     О Пресвятая Богородица, Царица небесная, Владычица Мария, укрой своею  ризою красною, рукою честною, крестом  животворящим раба Божия от всякого  зла и напасти во веки веков. Аминь.

     Нелишним  будет сказать, что были не только сокровенные заговоры, но также общеизвестные, некоторые из них сейчас используются в игровой форме. Каждый помнит, когда в детстве порежешься, как мама наговаривала: «У зайца боли, у волка боли, а у тебя не боли». Вот эквивалент такого заговора:

     Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, подите к своему брату Лазарю, спросите у своего брата Лазаря: не болят ли у тебя зубы? Не ломят ли у тебя кости? Нет, сестрицы! Не болят у меня зубы, не ломят у меня кости. Заговариваю я раба такого-то, чтобы у него не болели кости, не ломили зубы, по сей час, по сей день, по всю жизнь. Чуда водяной! Возьми зуб ломовой у раба такого-то. Не болят у раба такого-то зубы; болят зубы у кошки, у собаки, у лисицы, у волка, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, у лошади, у козла, у барана, у овцы, по вся дни, но все часы, по всю их жизнь, злым мученьем и сокрушеньем.

     В наши дни и сами заговоры до сих пор не забыты и даже нередко используются. Они пережили даже гонения со стороны церкви и государства. Со временем в них менялись только образы, но суть осталась прежней. В чём же причина такой популярности? Само собой напрашивается, что как-то они всё же помогают людям. Раньше наукой это полностью опровергалось, ведь тому не было и не могло быть научных обоснований. Однако теперь есть доказательства воздействия слова на человека.

     Наиболее  яркое – это самовнушение или  психосоматика. Ныне неоспорима связь мышления человека с его физиологическим состоянием. Точный механизм этой связи пока невыяснен, однако уже используется. Например, известен эффект плацебо, когда человек, употребляя таблетку-пустышку вылечивался от рака, после того, как был убеждён в том, что это настоящее лекарство. Также при различных психологических состояниях у человека могут возникнуть физиологические нарушения, например нервный кашель или рвота. С такими заболеваниями работают психологи, воздействуя именно на мышление человека.

     Другое  доказательство воздействия слов на человека выходит из теории существования  особой структуры воды. Организм человека на 80-90% состоит из воды, а, следовательно, от её состояния во многом зависит  и наше здоровье. Существует множество  моделей структуры воды, которые  доказывают её феноменальные свойства. Единая признанная модель ещё находится  в разработке, однако отвергать наличия у воды целостной системы строения уже мало  кто решится. При нарушении такой структуры могут возникать различные патологические процессы. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что вода возможно, способна изменять свою структуру в зависимости от посланных ей мыслей был японский исследователь Масару Эмото, который делал фотографии замёрзшей воды после мысленного на неё воздействия. Выяснилось, что от негативных мыслей структура воды разрушается, и наоборот от позитивных приобретает красивые формы. Все эти теории ещё не нашли точного научного подтверждения, но тем не менее не обращать на них внимания нельзя.

     Таким образом, хотелось бы подвести итог. Учитывая то, что заговоры (как, впрочем, не только они, но и другие виды древнего врачевания) сохраняются и по сей день, не стоит сразу опровергать их действия, так как до сих пор наукой не полностью изучены все свойства нашего организма и его составляющих. 
 

Информация о работе Заговоры, как метод лечения в древности и в наши дни