Заболевания нервной системы у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:30, реферат

Описание работы

Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка.

Содержание

Строение нервной системы у детей стр.3-4
Симптомы и признаки заболеваний нервной системы. стр.4-5
Заболевания нервной системы стр.5-8
Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу стр.8-9
Список литературы стр. 10

Работа содержит 1 файл

реферат по болезням.docx

— 26.08 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Мурманской области

Филиал государственного автономного образовательного учреждения

Мурманской области среднего профессионального образования

«Ковдорского политехнического колледжа в пгт Умба»

 

 

 

Реферат № 1

Предмет: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: «Заболевания нервной системы у детей»

 

 

 

Автор: Галочкина Раиса  Сергеевна

Студентка I курса

группа 152 – у ЗО

специальность 050144

«Дошкольное образование»

 

пгт Умба 2012

Содержание:

  1. Строение нервной системы у детей                       стр.3-4
  2. Симптомы и признаки заболеваний нервной системы.    стр.4-5
  3. Заболевания нервной системы                            стр.5-8
  4. Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу                                                                     стр.8-9
  5. Список литературы                                                    стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение нервной  системы у детей.

Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной  системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.

Нервная система — это  сложные анатомические и физиологические  образования. Они представлены головным и спинным мозгом, периферическими  нервными структурами: корешками, нервными сплетениями, отдельными нервами, чувствительными  узлами. Нервная система устанавливает  единство, целостность организма  во всех его реакциях и проявлениях. Головной мозг похож на гигантской мощности компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и внутренних органов. Мозг анализирует эту информацию, формирует ответные двигательные и  поведенческие реакции. В головном мозге осуществляются процессы высшей нервной деятельности, обеспечиваются функции, характерные только для  человека: мышление, речь, способность  чтения, письма, счета, способность  создания музыки, воспроизведения мелодий.

Главной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Нейроны, подобно маленьким ячейкам, хранят очень много упакованной информации. Нейроны имеют тело, короткие и  длинные отростки. Отростки нервных  клеток связывают между собой  все структуры головного и  спинного мозга, формируют проводящие пути. По ним, как по телефонным проводам, нейроны обмениваются информацией, принимают ее и отдают команды  органам и тканям. Они же формируют  корешки, нервы к сухожилиям, мышцам, внутренним органам; принимают сигналы  от анализаторов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и других. К моменту рождения ребенок обладает огромным количеством нервных клеток. Его мозг содержит примерно 20 миллиардов нейронов. Нейроны воспринимают, перерабатывают и передают нервные импульсы через корешки другим клеткам. В них вырабатываются специальные химически активные вещества — нейромедиа-торы, участвующие в проведении нервных импульсов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нервной системы. С поломкой медиаторной сферы связано возникновение многих заболеваний нервной системы.

Кроме нервных клеток, в  состав нервной ткани входят специальные  питающие и обслуживающие ее клетки — нейроглия, соединительная, опорная  ткань, элементы сосудистой системы. Природа  надежно защитила головной и спинной  мозг от механических воздействий, травм. Она поместила их внутри специальных  «футляров»: костных образований  — черепа и позвоночника. Смягчает ударную волну особая мозговая (цереброспинальная) жидкость, окружающая вещество мозга, мозг омывается ею снаружи и изнутри. К защитной системе мозга относится  и гематоэн-цефалический барьер —  соприкасающаяся граница между  структурами мозга и кровеносной  системы. Этот барьер обеспечивает защиту мозга от различных веществ и  токсических, инфекционных агентов, не пропуская их к мозгу. Лежащий  в черепной коробке мозг повторяет  ее конфигурацию.

Симптомы и  признаки заболеваний нервной системы.

Каждый период зрелости нервной  системы имеет свои критерии, определяющие границы между нормой и патологией. Признаки патологии выражаются в  неврологических симптомах, по которым  можно судить об уровне поражения  и его характере. Симптомы могут  проявляться двигательными или  чувствительными нарушениями, расстройствами функции анализаторов (зрение, слух, обоняние), изменением сознания, контроля внутренних органов (дыхания, сердечной  деятельности и др.). Это и судороги, галлюцинации, извращенные восприятия, болевые реакции.  
Встречаются и так называемые функциональные расстройства, когда нарушается регуляция какой-либо функции без признаков очагового поражения нервной системы. Подобные отклонения наблюдаются после тяжелых общих заболеваний, психических потрясений, черепно-мозговых травм, а также в связи с физиологическими сдвигами на фоне возрастной гормональной перестройки.

Заболевания нервной  системы.

Самым распространенным заболеванием нервной системы у детей являются нервные тики.

В медицине нервными тиками называют мгновенные сокращения мышц. Эти сокращения затрагивают чаще всего, мышцы рук, ног, а также  лицевые мышцы.

Нервные тики можно отнести  к числу неосознанных движений, а  проявляются они в форме пожимания  плечиками, подергивания щекой, движения руками и т. д.

Когда ребенок осуществляет какое-нибудь осознанное движение, например, играет с мячом, берет игрушки, нервные  тики не дают о себе знать. Но если тело ребенка находится в спокойном  состоянии, у него начинаются подергивания.

Чаще всего нервные  тики появляются, когда ребенок находится  в сильном напряжении, а его  тело неподвижно в это время. Но если ребенку интересно в этот момент, он занят каким-либо увлекательным  делом, подергивания исчезают.

Существует несколько  разновидностей тиков у детей:

- Тики-ритуалы. Это вид нервного тика встречается очень редко. Выражается он в необходимости выполнения, а также повторения постоянно каких-либо действий. Постукивание пальцами по столу, хождение из угла в угол, перекладывание одной вещи постоянно с одного места на другое – все это относится к тикам-ритуалам.

- Моторные тики. К ним относят: напряжение крыльев носа, частое моргание, непроизвольное пожимание плечами, подергивание щеки и т. д.

- Генерализованный  тик. В этом случае, у ребенка имеется одновременно несколько видов тиков, например, моторные тики и тики-ритуалы.

- Тики вокальные. Связаны эти тики с воспроизведением ребенком тех или иных звуков. К такому виду тиков можно отнести постоянные беспричинные причмокивания, хмыканья, посапывания, покашливания.

Мальчики подвержены нервным  тикам чаще девочек.

Основными причинами тиков  являются стрессы. Ребенок сталкивается со стрессами везде – в кружках, в семье, в детском саду, в школе.

Для того, чтобы избавить ребенка от нервных тиков, необходимо, в первую очередь, создать комфортные условия и теплую дружелюбную  обстановку дома.

Одним довольно распространенным заболеванием нервной системы являются неврозы.

Возникают неврозы под  действием различных факторов. Генетическая предрасположенность тоже может  стать причиной неврозов.

Неврозы – это обратимые  расстройства психического состояния  ребенка. Опасность неврозов состоит  в том, что многие родители не обращают внимания на первые признаки нервных  расстройств и неврозов у детей.

Неврозы бывают разные:

- Невроз навязчивых  состояний. Этот вид неврозов отличается преобладанием навязчивых движений, опасений, страхов и т. д., которые возникают вопреки желанию. Обсессии и различные фобии относятся к навязчивым неврозам.

- Истерический  невроз. Падения и катания по полу с плачем и криками характерны для детей младшего детского возраста. Такие припадки относятся к истерическому неврозу.

- Невроз депрессивный. Типичным проявлениям депрессивного невроза подвержены дети предподросткового и подросткового возраста. Настроение у такого ребенка подавленное, речь тихая, выражение лица грустное. Ребенок, который страдает депрессивным неврозом, становится плаксивым, стремится к одиночеству, общая активность у него снижена.

- Невроз страха. Для такого типа невроза характерно приступообразное появление страхов. Приступы страха продолжаются примерно двадцать минут и сопровождаются иллюзиями, эффектными галлюцинациями и ярко выраженной тревогой. Многие дети предшкольного и младшего школьного возраста очень боятся темноты, животных, одиночества.

У некоторых школьников появляются школьные неврозы, т.е. боязнь школы, дисциплины и т.д. Школьному неврозу подвержены, чаще всего, дети, которые ранее воспитывались  в домашних условиях.

- Невроз ипохондрический. Этот вид невроза встречается, в основном, у подростков. Это невротическое состояние, которое выражается в чрезмерной озабоченности своим здоровьем.

Невротические системные  проявления.

- Заикание невротического  характера. Развивается оно к трем годам, в период становления речи. Невротическое заикание может быть вызвано внезапной разлукой с родителями или другими близкими людьми, а также информационные перегрузки. Попытки родителей ускорить интеллектуальное и речевое развитие ребенка могут тоже привести к невротическому заиканию.

- Расстройство  аппетита невротического характера  (анорексия). У ребенка снижается внезапно аппетит. Невротическое расстройство аппетита наблюдается у детей в раннем возрасте, а также у дошкольников. Основной причиной возникновения невротической анорексии является попытка родителей накормить насильно ребенка, когда он отказывается от пищи. Такой невроз может сопровождаться дополнительно плаксивостью, пониженным настроением, капризами.

- Расстройство  сна невротическое. Нарушения сна у подростков и детей встречаются очень часто, но эти неврозы еще недостаточно изучены. Они выражены беспокойным сном с частыми поворотами, нарушениями засыпания, ночными страхами, сноговорениями, снохождениями и устрашающими яркими сновидениями.

- Энурез невротический. Энурезом называют неосознанное мочеиспускание, которое начинается, чаще всего, во время сна. Энурез учащается после физических наказаний, при обострении психотравмирующей ситуации и т. д. В это же время наблюдаются и другие расстройства невротического характера: раздражительность, неустойчивость настроения, плаксивость, капризы, тики.

Причинами появления неврозов являются: психологические травмы, длительное недосыпание, умственные и  физические перегрузки.

Кто же подвержен неврозам больше всего?

Дети с ярко выраженным «Я», так как они очень чувствительны  эмоционально, у них возникает  постоянная потребность в родительской любви.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

• если ребенок вяло сосет  грудь, делает перерывы, устает при  этом. Отмечается поперхивание, вытекание  молока через нос;  
• если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;  
• если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;  
• если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;

• если у ребенка имеется  дрожание подбородка, а также верхних  или нижних конечностей, особенно при  плаче;

• если ребенок часто  беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;

• если ребенок постоянно  запрокидывает голову, лежа на боку;  
• если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;

• если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус  мышц), или, наоборот, ребенок как  бы скован в движениях (высокий тонус  мышц), так что даже затруднено пеленание;  
• если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);  
• если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;

• если младенец постоянно  пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);

• если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит  в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;  
• если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.

Информация о работе Заболевания нервной системы у детей