Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:30, реферат
Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка.
Строение нервной системы у детей стр.3-4
Симптомы и признаки заболеваний нервной системы. стр.4-5
Заболевания нервной системы стр.5-8
Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу стр.8-9
Список литературы стр. 10
Министерство образования и науки Мурманской области
Филиал государственного автономного образовательного учреждения
Мурманской области среднего профессионального образования
«Ковдорского политехнического колледжа в пгт Умба»
Реферат № 1
Предмет: ______________________________
Тема: «Заболевания нервной системы у детей»
Автор: Галочкина Раиса Сергеевна
Студентка I курса
группа 152 – у ЗО
специальность 050144
«Дошкольное образование»
пгт Умба 2012
Содержание:
Строение нервной системы у детей.
Нервная система у детей,
с одной стороны, очень близка
к структурной организации
Нервная система — это
сложные анатомические и
Главной структурно-функциональной
единицей нервной системы является
нервная клетка — нейрон. Нейроны,
подобно маленьким ячейкам, хранят
очень много упакованной
Кроме нервных клеток, в
состав нервной ткани входят специальные
питающие и обслуживающие ее клетки
— нейроглия, соединительная, опорная
ткань, элементы сосудистой системы. Природа
надежно защитила головной и спинной
мозг от механических воздействий, травм.
Она поместила их внутри специальных
«футляров»: костных образований
— черепа и позвоночника. Смягчает
ударную волну особая мозговая (цереброспинальная)
жидкость, окружающая вещество мозга,
мозг омывается ею снаружи и изнутри.
К защитной системе мозга относится
и гематоэн-цефалический барьер —
соприкасающаяся граница между
структурами мозга и
Симптомы и признаки заболеваний нервной системы.
Каждый период зрелости нервной
системы имеет свои критерии, определяющие
границы между нормой и патологией.
Признаки патологии выражаются в
неврологических симптомах, по которым
можно судить об уровне поражения
и его характере. Симптомы могут
проявляться двигательными или
чувствительными нарушениями, расстройствами
функции анализаторов (зрение, слух,
обоняние), изменением сознания, контроля
внутренних органов (дыхания, сердечной
деятельности и др.). Это и судороги,
галлюцинации, извращенные восприятия,
болевые реакции.
Встречаются и так называемые функциональные
расстройства, когда нарушается регуляция
какой-либо функции без признаков очагового
поражения нервной системы. Подобные отклонения
наблюдаются после тяжелых общих заболеваний,
психических потрясений, черепно-мозговых
травм, а также в связи с физиологическими
сдвигами на фоне возрастной гормональной
перестройки.
Заболевания нервной системы.
Самым распространенным заболеванием
нервной системы у детей
В медицине нервными тиками называют мгновенные сокращения мышц. Эти сокращения затрагивают чаще всего, мышцы рук, ног, а также лицевые мышцы.
Нервные тики можно отнести
к числу неосознанных движений, а
проявляются они в форме
Когда ребенок осуществляет какое-нибудь осознанное движение, например, играет с мячом, берет игрушки, нервные тики не дают о себе знать. Но если тело ребенка находится в спокойном состоянии, у него начинаются подергивания.
Чаще всего нервные тики появляются, когда ребенок находится в сильном напряжении, а его тело неподвижно в это время. Но если ребенку интересно в этот момент, он занят каким-либо увлекательным делом, подергивания исчезают.
Существует несколько разновидностей тиков у детей:
- Тики-ритуалы. Это вид нервного тика встречается очень редко. Выражается он в необходимости выполнения, а также повторения постоянно каких-либо действий. Постукивание пальцами по столу, хождение из угла в угол, перекладывание одной вещи постоянно с одного места на другое – все это относится к тикам-ритуалам.
- Моторные тики. К ним относят: напряжение крыльев носа, частое моргание, непроизвольное пожимание плечами, подергивание щеки и т. д.
- Генерализованный тик. В этом случае, у ребенка имеется одновременно несколько видов тиков, например, моторные тики и тики-ритуалы.
- Тики вокальные. Связаны эти тики с воспроизведением ребенком тех или иных звуков. К такому виду тиков можно отнести постоянные беспричинные причмокивания, хмыканья, посапывания, покашливания.
Мальчики подвержены нервным тикам чаще девочек.
Основными причинами тиков являются стрессы. Ребенок сталкивается со стрессами везде – в кружках, в семье, в детском саду, в школе.
Для того, чтобы избавить ребенка от нервных тиков, необходимо, в первую очередь, создать комфортные условия и теплую дружелюбную обстановку дома.
Одним довольно распространенным заболеванием нервной системы являются неврозы.
Возникают неврозы под действием различных факторов. Генетическая предрасположенность тоже может стать причиной неврозов.
Неврозы – это обратимые расстройства психического состояния ребенка. Опасность неврозов состоит в том, что многие родители не обращают внимания на первые признаки нервных расстройств и неврозов у детей.
Неврозы бывают разные:
- Невроз навязчивых состояний. Этот вид неврозов отличается преобладанием навязчивых движений, опасений, страхов и т. д., которые возникают вопреки желанию. Обсессии и различные фобии относятся к навязчивым неврозам.
- Истерический невроз. Падения и катания по полу с плачем и криками характерны для детей младшего детского возраста. Такие припадки относятся к истерическому неврозу.
- Невроз депрессивный. Типичным проявлениям депрессивного невроза подвержены дети предподросткового и подросткового возраста. Настроение у такого ребенка подавленное, речь тихая, выражение лица грустное. Ребенок, который страдает депрессивным неврозом, становится плаксивым, стремится к одиночеству, общая активность у него снижена.
- Невроз страха. Для такого типа невроза характерно приступообразное появление страхов. Приступы страха продолжаются примерно двадцать минут и сопровождаются иллюзиями, эффектными галлюцинациями и ярко выраженной тревогой. Многие дети предшкольного и младшего школьного возраста очень боятся темноты, животных, одиночества.
У некоторых школьников появляются школьные неврозы, т.е. боязнь школы, дисциплины и т.д. Школьному неврозу подвержены, чаще всего, дети, которые ранее воспитывались в домашних условиях.
- Невроз ипохондрический. Этот вид невроза встречается, в основном, у подростков. Это невротическое состояние, которое выражается в чрезмерной озабоченности своим здоровьем.
Невротические системные проявления.
- Заикание невротического характера. Развивается оно к трем годам, в период становления речи. Невротическое заикание может быть вызвано внезапной разлукой с родителями или другими близкими людьми, а также информационные перегрузки. Попытки родителей ускорить интеллектуальное и речевое развитие ребенка могут тоже привести к невротическому заиканию.
- Расстройство
аппетита невротического
- Расстройство сна невротическое. Нарушения сна у подростков и детей встречаются очень часто, но эти неврозы еще недостаточно изучены. Они выражены беспокойным сном с частыми поворотами, нарушениями засыпания, ночными страхами, сноговорениями, снохождениями и устрашающими яркими сновидениями.
- Энурез невротический. Энурезом называют неосознанное мочеиспускание, которое начинается, чаще всего, во время сна. Энурез учащается после физических наказаний, при обострении психотравмирующей ситуации и т. д. В это же время наблюдаются и другие расстройства невротического характера: раздражительность, неустойчивость настроения, плаксивость, капризы, тики.
Причинами появления неврозов являются: психологические травмы, длительное недосыпание, умственные и физические перегрузки.
Кто же подвержен неврозам больше всего?
Дети с ярко выраженным
«Я», так как они очень
Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу
Кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:
• если ребенок вяло сосет
грудь, делает перерывы, устает при
этом. Отмечается поперхивание, вытекание
молока через нос;
• если у ребенка слабый крик, а голос
имеет гнусавый оттенок;
• если новорожденный часто срыгивает,
недостаточно прибавляет в весе;
• если ребенок малоактивный, вялый или,
напротив, слишком беспокойный и это беспокойство
усиливается даже при незначительных
изменениях окружающей среды;
• если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;
• если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;
• если ребенок постоянно
запрокидывает голову, лежа на боку;
• если отмечается слишком быстрый или,
наоборот, медленный рост окружности головы;
• если снижена двигательная
активность ребенка, если он очень вялый,
а мышцы дряблые (низкий тонус
мышц), или, наоборот, ребенок как
бы скован в движениях (высокий тонус
мышц), так что даже затруднено пеленание;
• если какая-то одна из конечностей (рука
или нога) менее активна в движениях или
находится в необычной позе (косолапость);
• если ребенок косит глазами или таращит
глазки, периодически видна белая полоска
склеры;
• если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);
• если ограничено разведение
бедер, или, наоборот, ребенок лежит
в позе лягушки с бедрами, разведенными
на 180 градусов;
• если ребенок рожден путем кесарева
сечения или в тазовом предлежании, если
в родах применялись акушерские щипцы,
если младенец родился недоношенным или
с крупным весом, если отмечалось обвитие
пуповины, если у ребенка в родительном
доме были судороги.