Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:25, реферат
К кровяным ядам относятся разнообразные в токсикодпнампческом отношении вещества, приводящие к изменению сос¬тава и свойств крови. Такими веществами являются вызыва¬ющие гемагглютинацию (фазин), нарушающие кроветворение (бензол, свинец, таллий), вызывающие гемодинамические на¬рушения (синильная кислота, некоторые снотворные) и ряд других. Ниже будут рассмотрены яды крови, имеющие наи¬большее судебно-медицинское значение, вызывающие первич¬ные изменения в крови и определяющие всю картину отравле¬ния — гемолитические и гемоглобинотропные вещества.
ЯДЫ КРОВИ
К кровяным ядам относятся разнообразные в токсикодпнампческом отношении вещества, приводящие к изменению состава и свойств крови. Такими веществами являются вызывающие гемагглютинацию (фазин), нарушающие кроветворение (бензол, свинец, таллий), вызывающие гемодинамические нарушения (синильная кислота, некоторые снотворные) и ряд других. Ниже будут рассмотрены яды крови, имеющие наибольшее судебно-медицинское значение, вызывающие первичные изменения в крови и определяющие всю картину отравления — гемолитические и гемоглобинотропные вещества.
Гемолитические яды характеризуются способностью разрушать строму эритроцитов и способствовать выходу гемоглобина в плазму крови. Гемолитическое действие оказывают животные яды пауков и змей, яды растительного происхождения, содержащиеся в грибах (строчки и бледная поганка) — гельвеловая кислота и аманитагемолизин, а также яд неорганического происхождения — мышьяковистый водород.
К гемоглобинотропным ядам относятся вещества, превращающие гемоглобин в недеятельные формы: метгемоглобин и карбоксигемоглобин.
Метгемоглобин образуется при действии на кровь многих веществ: перхлората калия, нитритов, нитросоединений (нитробензол, амилнитрит, нитроглицерин), анилина и его производных. Он представляет собой стойкое соединение гемоглобина с кислородом, в котором железо находится в трехвалентном состоянии, в связи с чем гемоглобин лишен возможности присоединять и отщеплять кислород. Нарушение этой функции приводит к развитию кислородного голодания тканей.
Карбоксигемоглобин
— также стойкая недеятельная форма гемоглобина,
утратившая способность соединяться с
кислородом. Содержание в крови большого
количества карбокснгемо-глобина приводит
к развитию кислородного голодания тканей.
Карбоксигемоглобин образуется в результате
взаимодействия гемоглобина с окисью
углерода (СО), содержащейся во' вдыхаемом
воздухе и образующейся вследствие неполного
сгорания углеродсодержащих веществ.
АНИЛИН
Анилин (фениламин, амннобензол)—ароматический амин, исходный продукт для получения красителей и лекарственных препаратов. В настоящее время анилин в лабораторных условиях получают восстановлением нитробензола оловом в хлористоводородной кислоте, а в промышленности — каталитическим методом из нитробензола и другими способами. Бесцветная маслянистая жидкость со своеобразным запахом. Темнеет на воздухе и на свету. Температура плавления — 6,2°С. Температура кипения 184,4°С. Относительная плотность 1,022. Хорошо растворяется в спирте, ацетоне, бензоле и других органических растворителях; при 25°С растворяет до 5% воды.
Наличие аминогруппы в молекуле анилина обусловливает его высокую реакционную способность в реакциях замещения, при которых образуются вещества, широко используемые в производстве азокрасителей, антидетонаторов топлив, ускорителей полимеризации каучука; получаемая из анилина суль-фаниловая кислота является основой производства сульфаниламидных препаратов; некоторые соли анилина (фенацетин, парацетамон) обладают жаропонижающими и противовоспалительными свойствами.
Анилин является промышленным ядом. Опасность отравления возникает в процессе его производства и использования в качестве сырья, при авариях, нарушении технологических процессов и техники безопасности, при выполнении различных работ внутри аппаратов, ремонте трубопроводов, при бездействии вентиляции в период транспортировки и выгрузки анилина.
Анилин обладает способностью проникать через слизистую оболочку дыхательных путей и неповрежденную кожу. Острое отравление анилином происходит чаще всего при загрязнении ксжных покровов и, реже, при вдыхании горячих паров. Развитию отравления способствует повышенная температура и влажность воздуха. ПДК анилина и других амино- и нитро-соединений бензола в воздухе составляет 0,001 г/м3.
Острые экспериментальные отравления животных свидетельствуют о различной видовой чувствительности, причем между тяжестью отравления и метгемоглобинообразованием нет прямой связи.
Токсическая концентрация анилина для человека находится в пределах 0,0003—0,0006 г.
Анилин, как и нитробензол, попадая в организм, вызывает тяжелые изменения в различных органах и системах, зависящие от количества и скорости поступления яда. Так, при острых интоксикациях преобладает процесс метгемоглобинообразования, сопровождающийся резкой кислородной недостаточностью и поражением центральной нервной системы. В последнее время появились данные о непосредственном действии амидосоединений бензола на нервную систему с преимущественным поражением пирамидных путей, полосатого тела и клеток коры. Изменения в центральной нервной системе сочетаются с изменениями в периферических нервах. Симптомы поражения паренхиматозных органов выражены слабо. Продукты метаболизма анилина оказывают нерезко выраженное гемолитическое действие.
При хронической интоксикации, возникающей в результате воздействия субтоксических доз анилина, на первое место выступают поражения паренхиматозных органов: печени, затем ретикулоэндотелиальной системы, почек, органов пищеварения п в меньшей степени центральной нервной системы. Поступивший в организм анилин частично депонируется в подкожной жировой клетчатке, может сохраняться там в течение 2-3 недель и постепенно переходить в кровяное русло. В ткани печени анилин гидроксилируется с образованием аминофенолов (преимущественно парааминофенола), фенилсульфаминовой кислоты, ацетанилида. Эти вещества выделяются с мочой в виде парных соединений с глюкуроновой и серной кислотами. С мочой выводится около 80% введенной дозы яда, причем около 3,5% — в неизмененном виде. В процессе метаболизма анилина в организме образуются фенилгидроксиламин и хинонимины, вызывающие метгемоглобинообразование.
В зависимости от длительности контакта н количества всосавшегося в кровяное русло анилина возможно острое и хроническое течение отравления. Для судебно-медицинской экспертизы наибольший интерес представляют острые отравления анилином. Анилин в чистом виде не вызывает гемолиза эритроцитов, и именно образовавшийся метгемоглобин снижает устойчивость эритроцитов к гемолизу. При высоком содержании метгемоглобина в крови начинается распад эритроцитов с появлением симптомов гемолитической желтухи Значительное место в клинике острой интоксикации анилином занимают изменения со стороны центральной нервной системы, сопровождающиеся общемозговыми явлениями: резкой слабостью, головокружениями, головной болью, тошнотой рвотой; в тяжелых случаях может наступить потеря сознания с развитием комы. Одним из наиболее характерных признаков острого отравления анилином, как и другими метгемоглобинообразователями, является резкое изменение цвета кожных покровов и слизистых оболочек, приобретающих серо-синюшную окраску.
В соответствии с выраженностью клинических признаков различают три степени интоксикации: легкую, среднюю и тяжелую. При легком отравлении появляются головная боль, головокружения, слабость, сонливость. Объективно отмечаются незначительная сииюшность кожи и слизистых оболочек, тахикардия при нормальном артериальном давлении. В крови до 25% метгемоглобина, единичные тельца Гейнца в эритроцитах. Легкое отравление через 2-3 дня заканчивается выздоровлением. При интоксикации средней тяжести больные жалуются на головную боль, состояние оглушенности, затемненное сознание, мышечную слабость. Объективно при этом отмечаются синюшность кожи и слизистых оболочек с аспидно-серым оттенком; печень увеличена, тоиы сердца приглушены, границы его расширены. Кровь приобретает шоколадно-бурый цвет и при лабораторном исследовании в ней обнаруживается до 40% метгемоглобина; в эритроцитах — тельца Гейнца в значительных количествах; возрастает вязкость крови; замедляется СОЭ. Содержание кислорода в крови падает до 8—10 об.%, развиваются явления кислородной недостаточности. В моче повышено содержание фенолов, положительная реакция на парааминофенол. При тяжелой интоксикации на первый план выступают выраженные изменения со стороны центральной нервной системы. Пострадавшие находятся в бессознательном состоянии, сопровождающемся судорогами; зрачки расширены, на свет не реагируют, сухожильные рефлексы отсутствуют. Резко выражена синюшность кожи и слизистых оболочек, имеющая аспидный оттенок, склеры желтушны. Границы сердца расширены, тоны глухие, отмечаются тахикардия и артериальная гипотония. Увеличена печень. При лабораторном исследовании обнаруживают большое количество прямого билирубина за счет гемолиза эритроцитов; вязкость крови резко увеличена, цвет ее шоколадно-бурый, содержание метгемоглобина достигает 60—70%; до 80% эритроцитов содержат тельца Гейнца. В моче резкоположительна реакция на парааминофенол, увеличено содержание фенола, при тяжелых формах интоксикации с преобладанием метгемоглобинообразования одним из осложнений может быть гемоглобинурия с нарушением функции почек, переходящая в гремию, которая при отсутствии специфического лечения может привести к летальному исходу. Тяжелые отравления при неблагоприятном течении заканчиваются смертью.
Морфологические изменения при остром отравлении анилином неспецифичны; наблюдается общая картина отравления метгемоглобинообразователями. В зависимости от быстроты развития отравления и степени метгемоглобинообразования кожные покровы трупа выглядят желтушными, светлосерыми, аспидными или могут приобретать синюшно-серую окраску, особенно заметную на фоне трупных пятен. Так же окрашены соединительные оболочки глаз, губы, язык, десны. Трупное окоченение выражено резко. Мышцы на разрезе имеют коричневый или красно-коричневый цвет; такую же окраску имеют кровь, паренхиматозные органы. Кровь свертывается медленно, вязкость ее повышена. Во всех внутренних органах — выраженное венозное полнокровие; полости сердца и крупных сосудов переполнены кровью. Отмечаются множественные небольшие кровоизлияния в серозных и слизистых оболочках желудка, кишок, в плевре, перикарде, резкий отек легких и мозга. При отравлении парами анилина иногда наблюдаются раздражение конъюнктивы, слизистой оболочки верхних дыхательных путей в виде катаральнс-го и катарально-гнойного бронхита, проявления мелкоочаговой пневмонии. В желудочно-кишечном тракте - катаральнодесквамативный процесс. Печень обычно увеличена, на разрезе равномерной желтой окраски из-за развития жировой дистрофии. Почки дряблые, рисунок почечной ткани нечеткий.
При гистологическом исследовании обнаруживается пропитывание стенок сосудов фибрином и эритроцитами; в клетках головного мозга - дистрофические изменения в виде вакуолизации цитоплазмы клеток подкорковых узлов, мозжечка, передних рогов спинного мозга. В печени - белковая и жировая дистрофия клеток с очагами некроза в центральной части долек, отложение бурого железосодержащего пигмента. В селезенке и лимфатических узлах - отложение гемоепдерпна. При исследовании мазка крови в 60—80% эритроцитов содержатся тельца Гейнца. В почках - белковая дистрофия эпителия извитых канальцев и метгемоглобиновыс цилиндры в канальцах.
Следует подчеркнуть, что перечисленные морфологические изменения, выявляемые как при исследовании трупа, так и при микроскопии частей внутренних органов, неспецифичны и мало отличаются от признаков отравления такими метгемоглобинообразователями, как нитробензол. Отличительным признаком отравления анилином будет отсутствие запаха горького миндаля от полостей и органов трупа, ощущаемого при отравлении нитробензолом.
Как уже отмечалось, при отравлении анилином в крови содержатся неизмененный анилин, продукты его метаболизма, оказывающие метгемоглобинообразующее действие, метгемоглобин, а в моче — парааминофенолы. В связи с этим диагностика отравлений анилином основывается на установлении наличия и количества метгемоглобина и неизмененного анилина в крови, а также на обнаружении неизмененного анилина и парааминофенола в моче.
В качестве объектов для судебно-химического исследования при вскрытии следует брать кровь и мочу в количестве не менее 100 мл.
Судебно-химическое исследование. Анилин изолируется из биологического материала перегонкой с водяным паром. Обнаруживается анилин реакцией с бихроматом калия в серной кислоте (образование анилинового черного), с хлорамином и фенолом (синее окрашивание). Количественное определение анилина основано на переводе его либо в триброманилин, либо в азокраситель с последующим колориметрическим или фотоэлектроколориметрическим исследованием.
Судебно-медицинская диагностика отравлений анилином должна основываться на комплексе данных: предварительных •сведениях об обстоятельствах смерти, результатах вскрытия трупа, гистологического анализа внутренних органов и судебно-химического исследования крови и мочи.
Решающим в диагностике отравления анилином, помимо обнаружения в крови метгемоглобина в количестве 60—80%, является обнаружение анилина и парааминофенола в крови и моче, не только качественное, но и количественное. В норме в моче, особенно у лиц, связанных с производством анилина, может содержаться парааминофенол в количестве 0,01 — •0,012 г/л.
Сведения
о длительности сохранения анилина и парааминофенола
в трупе в литературе отсутствуют; не имеется
также .данных о возможности установления
отравлений в отдаленные после смерти
сроки и сохранности анилина и продуктов
его метаболизма в трупе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ