Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:16, контрольная работа
История медицины - наука, изучающая развитие медицинской науки и практики в различных общественно-экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов. Она дает возможность на основе изучения прошлого медицинской науки и практики правильно оценить достижения современной медицины, чтобы предвидеть ее развитие в будущем.
Введение___________________________________________________3
Вклад в развитие медицины Д.С. Самойловича___________________4
Заключение________________________________________________20
Список использованной литературы____________________________21
Оглавление
Введение_________________
Вклад
в развитие медицины Д.С. Самойловича___________________
Заключение_______________
Список
использованной литературы____________________
Введение
История
медицины - наука, изучающая развитие
медицинской науки и практики
в различных общественно-
История медицины, как предмет преподавания, является научным профессиональным введением в специальность.
Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего врача, воспитания у него чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность поколений в медицинской науке и практике.
Среди самых известных ученых мира, внесших большой вклад в развитие медицины, стоит имя Данилы Самойловича (1744-1805гг.). По мнению французского врача П.Ж. Кабаниса, Данила Самойлович – "величайший благодетель человечества". Крупнейший ученый, практик, новатор и исследователь уже более 200 лет считается высоким авторитетом как прогрессивный деятель отечественной медицины конца ХVIII – начала ХІХ века...
Вклад в развитие медицины Д.С. Самойловича.
Данило Самойлович родился 11 (22) декабря 1744 года в селе Яновка (ныне Ивановка) Черниговской губернии. Дед и отец маленького Данилы были священниками, дав имя при крещении в честь святого Даниила. Документы сохранили имена родителей будущего ученого – отец Самуил и мать Агафья Сушковские. Закончив Черниговский коллегиум, Данил Сушковский поступает в Киевское общеобразовательное заведение (с 1819 года – Киевская духовная академия). При поступлении мать записала своего сына под фамилией Самойлович. В Киеве обучались юноши из Сербии, Венгрии, Болгарии и Румынии. Киевская академия (12-летний курс обучения) готовила учителей, переводчиков, канцеляристов, специалистов издательского дела и, в небольшом количестве, священников. Многие преподаватели Московской академии и учителя почти всех семинарий России были воспитанниками этого учебного заведения. Общеобразовательная подготовка у него была достаточной, если учесть, что, поступив в академию во второй половине года, он уже осенью был переведен в следующий класс. Обеспечивая фундаментальную общеобразовательную подготовку и глубокие знания латинского языка, она долго была основным источником комплектования слушателей госпитальных медицинских школ Москвы, Петербурга и Кронштадта. В ХVIII веке каждый третий лекарь получил общеобразовательную подготовку именно в Киевской академии. Для организации крупных наборов учащихся Медицинская канцелярия России постоянно посылала на Украину своих специальных представителей для отбора наиболее талантливых студентов. Так, в 1761 году с разрешения Сената доктору медицины профессору И.А.Полетику было поручено набрать в Киеве, Чернигове и Переславе 30 достойных студентов, что добровольно изъявили желание изучать медицину. Среди отобранных лучших из лучших и были Д.Самойлович и его друзья, будущие видные медики. На 26 телегах-подводах в сопровождении курьера отправились они в гетманскую канцелярию – Глухов, административный центр Левобережной Украины, где получали паспорта для проезда в Москву и Петербург. 15 студентов остались учиться в Москве в сухопутном госпитале, остальные – в Петербург. 27 ноября 1761 года часть студентов были зачислены в Петербургский генеральный сухопутный госпиталь, а Самойлович со своими товарищами были приняты лекарскими учениками Адмиралтейского госпиталя, что служил с 1716 г. для лечения морских служителей (моряков) и рабочих адмиралтейских мастерских.
К этому времени в России значительно улучшилась база медицинской школы в России. Изменились методика и практика, образование отошло от схоластического пути, и все чаще обучали будущих врачей непосредственно у постели больного.
Самойлович, как и все лекарские ученики, нес дежурство по госпиталю, перевязывал раны, ставил пиявки, шпанские мушки, разносил лекарства, назначенные госпитальным доктором, преодолевая отвращение и страх к анатомическому театру и изготовлению медицинских препаратов.
Посещение лекционов (лекций) в то время было строго обязательным. Лекции, что чередовались с практическими занятиями, читались на латыни, для иностранцев, не знавших латинского языка - на немецком. Книг и учебников было мало, они были очень дорогими и практически недоступны лекарским ученикам, поэтому студенты прилежно писали все лекции, нередко даже просто под диктовку преподавателей.
В 1754 г. талантливый и трудолюбивый организатор, доктор медицины, руководитель медицинской канцелярии организовал медицинскую библиотеку из закупленных за рубежом книг, сдал много собственных книг и журналов. На дом литература не выдавалась, и Д. Самойлович стремился все свое свободное время проводить в библиотеке.
Введение нового предмета – медики (фармакологии) привлекло внимание жаждущего знаний студента. Самойлович посещал ботанический сад, знакомился с каждым растением, его свойствами, понимая, что они служат основным источником для изготовления всех употребляемых лекарств. Для получения глубоких знаний программой предусматривалось освобождение такого ученика от всех других обязанностей. Студентов прикрепляли к аптеке, где они проходили стажировку в составлении и приготовлении лекарств. Все подлекари и ученики обязаны были скрупулезно все записывать, включая историю болезни, и подавать госпитальному доктору для рассмотрения и направления по настоящему медицинскому знанию. По субботам будущие лекари (еженедельно!) шли на репетиционные экзамены, на которых присутствовали все подлекари и лекарские ученики. На субботние экзамены могли приходить доктора и практикующие лекари, но без права задавать вопросы. Молодые студенты, кроме субботних экзаменов, сдавали ежемесячные и «третные» (т.е. через 1/3 года) экзамены. Через 2-3 года успешный ученик получал звание подлекаря, а по окончании полного курса обучения и сдачи соответствующих экзаменов – звание лекаря. Особенно успешные и прилежные получали звание досрочно – для стимула и поощрения к старательной учебе остальных учащихся. Сроки обучения нередко менялись во время войн и опустошительных эпидемий, когда потребность в медицинских кадрах особо возрастала.
После обучения в Петербурге и Страсбургском университете Д. Самойлович отмечал преимущество обучения медицине в русских госпитальных школах. Кроме теоретических знаний по разным направлениям медицины, каждый, кто экзаменовался на звание лекаря, обязан был провести 2-3 операции на трупе. Д. Самойловичу пришлось столкнуться с пренебрежительным отношением преподавателей-иностранцев, нередко считавших учащихся тупыми, отсталыми и неспособными. Утверждаться в обратном ему пришлось через Государственную медицинскую коллегию, которая присвоила ему звание лекаря и оставила молодого специалиста в Адмиралтейском госпитале до открытия свободной вакансии. Через год, 5 августа 1768 года, Д. Самойлович рапортовал, что прибыл в Копорский полк и приступил к новой работе в полковом лазарете.
В
ХVIII веке Россия постоянно вела борьбу
за освобождение от турецко-татарского
владычества славянских земель Северного
Причерноморья и выход к
Россия подготовила к войне 2 армии. Копорский полк, где служил Д. Самойлович входил в состав 1-й Русской армии.
Первым
заданием П.Румянцева, что возглавил
эту армию, было овладеть турецкой крепостью
на Днестре - Хотином. Здесь стоял 20-тысячный
турецкий гарнизон. Взятие крепости Хотин,
потом бой у реки Прут, где была
разгромлена 150-тысячная турецкая армия,
взятие турецких гарнизонов Измаил, Аккерман,
Браилов – это все боевой путь
Копорского полка, где полковой лекарь
постоянно выполнял многотрудную работу
лечения раненых и
Особо зорко следили за появлением чумы, которая осталась в истории ХVIII века как моровая язва. Вступив на новые территории, где довольно часто вспыхивали целые эпидемии, полковые лекари получили строгое предписание «иметь зело крепкую предосторожность от опасной болезни».
Армия шла по занятой территории, постоянно общаясь с населением, и вскоре появились первые заболевшие. Это случилось в районе Браилова, где заболел 12-летний мальчик из гражданского населения. Д. Самойловичу, хорошо знавшему латинский, французский и польский языки, пришлось освоить и молдавский, чтобы сблизиться с местным населением и изучить народные способы борьбы со страшным заболеванием. Особо тщательно изучал и расспрашивал переболевших и оставшихся в живых.
Многочисленные и тщательные наблюдения за больными, вдумчивый анализ путей распространения чумы в Валахии убедили Самойловича в том, что болезнь разносится не через воздух, как было принято считать, а при непосредственном контакте с больным, через зараженные им вещи. Свое убеждение надо было отстаивать, потому что в медицине тех времен еще ничего не знали о болезнетворных микробах, способных быстро заражать большие территории.
В
добактериальный период развития медицины
среди медиков существовали два
противоборствующих лагеря: миазматики
и контагионисты. Первые считали
причиной распространения болезни
только воздух, вторые видели причину
в контакте с больными. И вот
долгие годы ярые миазматики предлагали
самые нелепые мероприятия в
борьбе с чумой: вырубить в городе
деревья, кустарники для лучшей вентиляции
и циркуляции воздуха с ветрами.
Одновременно, считали они, следует
разводить на улицах городов и
сел костры – «куровища» из дров,
соломы, навоза и других отходов, чтобы
уничтожить вредоносные пары в воздухе.
Часто применяли «воздухо-
К
осени 1770 года моровая язва из Валахии
и Молдавии перешла на Правобережную
Украину, потом на Киев, Нежин, Чернигов…
Колокольные звоны созывали прихожан
в церковь, где по указу Малороссийской
коллегии перед службой Божьей читались
рукописные и отпечатанные в типографии
наставления о
Изнуряющая тяжелая работа - многочисленные раненые, больные из числа военного и гражданского населения, борьба с косностью и отсталостью в медицине - подорвали здоровье Самойловича. В 1769 году он лечился в Изясловском полевом госпитале. 4 ноября 1770 года Государственная медицинская коллегия издала указ о переводе больного лекаря Самойловича в тыловой Оренбург на должность лекаря 3-го гарнизонного батальона. Сам указ шел к больному несколько месяцев, так как Копорский полк был все время в движении, а почта в то время поступала редко. Наконец, распоряжение нашло Самойловича в Бухаресте. Путь к далекому Оренбургу лежал через Молдавию, Киев, Нежин, Чернигов, Москву. Весной 1771 года Д. Самойлович добрался до Василькова (34 версты от Киева). Встреча с главным карантинным врачом доктором И. Полетикой взбодрила уставшего Самойловича. Это был друг, «крестный отец», который 10 лет назад приобщил его к медицине.
Дом
карантинного врача в Киеве на
Печерском форштадте был
13
июня 1771 года Д.Самойлович прибыл
в полуопустевшую и окруженную
карантинными заставами Москву.
Древняя столица, окутанная
Здесь Самойлович встретил земляка, доктора медицины, преподавателя московской госпитальной школы К. Ячельского. Он рассказал, с каким невероятным невежеством (как среди медиков, так и чиновников) приходится сталкиваться. И это несмотря на то, что московская эпидемия 1654 года уже унесла жизни более половины москвичей. Не хотела верить в чуму и сама царица Екатерина II, получая подхалимную информацию от подданных.
Опасная
болезнь вырвалась на улицы Москвы.
Время карантинов было упущено, и
началась эпидемия небывалого масштаба.
К. Ячельский отговаривает Самойловича
от рискованного намерения принять
участие в лечении таких
В конце июня 1771 года Самойлович принял специальную больницу при Угрешском монастыре. Здесь лечили больных моровой язвы. Помощников и однодумцев в Медицинском совете не нашлось, и лекарь вынужден был положиться только на свои знания и опыт, выбирая пути в таком сложном заболевании. Самойлович находился круглосуточно среди больных, пренебрегая элементарной безопасностью: даже пульс больного надо было слушать только через табачный лист. А кто мог обеспечить для него такое количество листьев, если заболевающие поступали десятками! Молодой врач (ему было только всего 27 лет) сам вскрывает чумные гнойные бубоны, применяя свои методы лечения. Когда ледяное обтирание спасло молодую девушку, Самойлович описывает терапевтический эффект, издает брошюру и обращается к западноевропейским медикам с просьбой дать научное обоснование метода.