Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:27, реферат
Целью написания реферата является:
Дать определение понятию урбанизации и экологии;
Определить предпосылки урбанизации;
Раскрыть действие антропогенных факторов на природу и человека;
Введение
1. Урбанизация – глобальный исторический процесс.
2. История урбанизации.
3. Основные стадии урбанизации.
4. Особенности урбанизации в России.
5. Экологические проблемы урбанизации:
Загрязнение атмосферного воздуха
а) выбросами автомобильного транспорта
- фототоксический туман
б) промышленными выбросами
- смог (смесь дыма и тумана)
в) в ходе потребления энергии
влияние атмосферных загрязнений на
окружающую среду и здоровье населения.
Какой же выход?
Проблема питьевой воды
Проблема бытовых отходов
пути решения проблемы
Казнь шумом
Электромагнитные поля
Проблема гипокинезии
6. Медико-биологические тенденции урбанизации
7. Перспективы урбанизации
8. Экологические последствия урбанизации.
Заключение.
Используемая литература.
Ранее средневековье из-за слабого развития ремесел и торговли и политической раздробленности не знало городов в полном смысле этого слова. Рост феодальных городов и населения начался с X-X1вв и был обязан развитию ремесел и торговли, достигших своего расцвета в XIV-XVвв.
Большинство современных городов мира - детище капитализма. К началу промышленной революции насчитывалось 750 городов с числом жителей более 5тыс. человек, 45 свыше 100 тыс. человек. В середине 70х годов ХХ в. крупных городов было >2000.
У нас первые города возникли в Закавказье и Средней Азии в I тысячелетии как центры государств и греческие колонии. На Руси это были резиденции князей и центры торговли. Древняя Русь называлась Гардарик – страна тысячи городов. В XII веке несколько десятков тысяч человек проживало в Киеве, Новгороде. Многие русские города были уничтожены татаро-монголами. Возрождение городов началось с конца XV в. Укреплённые пункты переросли в города. В эпоху промышленного развития и промышленного переворота с конца XVIII-XIX происходил рост старых и возникновение новых городов, как в Европе, так и других регионах мира.
Рост
удельной численности горожан
в общей численности населения
земного шара иллюстрируют
Этот период
урбанизации вначале протекал
медленно и охватил развитые
страны. С 50х годов текущего
столетия в результате распада
колониальной системы,
В разных странах и на континентах проявляется по-разному, чем выше уровень экономического развития и плотность населения, тем урбанизация страны выше.
Наиболее
Возникают
проблемы, в том
числе экологические
«общество – природа»,
санитарно-гигиенические,
транспортные и т. д.
Происходит интенсивное
развитие сферы обслуживания,
инфраструктуры, транспорта.
3.
Основные стадии урбанизации.
I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.
II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических.
III.
Формирование опорного
каркаса расселения. Рассредоточенная
концентрация. Опорный каркас представляет
собой генерализованный урбанистический
портрет страны или региона. Он образован
совокупностью узловых (города, агломерации)
и линейных (магистрали, полимагистрали)
элементов. Примером отчетливо проявившейся
линейностремительной тенденции являлось
формирование урбанизированной полосы
Москва - Нижний Новгород.
4.
Особенности урбанизации
в России
Процесс урбанизации в каждой стране проходил и проходит по-своему. Например, в России можно выделить несколько этапов урбанизации:
Первый этап — с момента появления первых городов и вплоть до 1861 г. (отмена крепостного права). Первые города на территории, которую занимала Россия, появились более 1000 лет назад, первоначально на Черноморском побережье Кавказа (греческие города-колонии), и города-крепости на каспийском побережье Дагестана.
Более 1000 лет насчитывают и древнерусские города летописной эпохи (Старая Ладога, Псков, Новгород). Типичные славянские города на Руси той эпохи — усадьба князей, вокруг которых возникали торговые и ремесленные слободы. В период объединения России развитие городов стабилизируется. Определенное оживление в процесс урбанизации внесла эпоха социально-экономических преобразований Петра I. Развитие мануфактур ускорило формирование городов, однако вплоть до отмены крепостного права медленное развитие промышленности сдерживало урбанизацию страны. Наиболее крупными городами этого времени были Москва, Санкт-Петербург и ряд административных губернских центров.
Второй этап — 1861—1917 гг. — ознаменовался становлением в стране развитых товарно-денежных отношений, бурным развитием промышленности и транспорта, заметно активизировавшими урбанизацию. К 1917 г. 17% населения России проживало в городах. Помимо Санкт-Петербурга и Москвы — крупнейших городов России — относительно густая (по тому времени) сеть городских поселений сформировалась в междуречье Оки и Волги и в горнозаводских районах Урала. Цепочки городских поселений возникли на Волге и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На всей остальной территории России, помимо губернских центров, крупных городских поселений не было. Основными источниками роста численности городского населения в этот период являлись преобразования сел в города и переселение жителей села в город.
Третий этап — 1917—1941 гг. — годы индустриализации страны. География урбанизации практически повторяла географию индустриализации, охватившей большую часть обжитых территорий России. В этот период делаются первые крупные шаги по освоению природных ресурсов и развитию промышленности в восточных районах, что и предопределило опережающие темпы их урбанизации. Заметно усиливается концентрация населения в крупных городах.
Четвертый этап — 1941—1945 гг. — период Великой Отечественной войны. Он ознаменовался существенным территориальным сдвигом хозяйственного потенциала и городского населения на восток. В это время особенно быстро растет численность городского населения в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Одновременно сокращается численность населения разрушенных войной западных, временно оккупированных районов.
Пятый этап — послевоенный период с 1946 г. и до наших дней. В это время заметно ускорился рост численности городского населения, и увеличилась его доля в общей численности жителей страны (за 1946—1995 гг. доля городского населения страны возросла с 40 до 73%). Происходило расширение географии урбанизации за счет освоения восточных и северных территорий. При этом в процессе урбанизации имелся ряд качественных изменений:
Рассмотрим подробнее наиболее характерные качественные изменения процесса урбанизации на последнем, послевоенном этапе его развития.
На начало 1999 г. численность
населения 13 городов России превышала
1 млн. жителей.
1. Москва 8390 8. Казань 1101
2. Санкт-Петербург 4728 9.Уфа 1089
3.Новосибирск 1402 10.Челябинск 1086
4. Н.Новгород 1365 11.Ростов-на-Дону 1017
5. Екатеринбург 1273 12. Пермь 1017
6. Самара 1168 13. Волгоград 1000
7. Омск
1158
Основные причины стремительного развития урбанизации в России в XX в.:
Классификация городских поселений по численности населения (людности)
Сегодня города делятся на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от числа жителей в них:
5.
Экологическая проблема
урбанизации.
5.1
загрязнение атмосферного
воздуха
а) выбросами автомобильного
транспорта
Главным источником
загрязнения воздуха для
Суммарная мощность
автомобильных двигателей в России,
где в настоящее время также
идёт интенсивный процесс
Автомобильные выхлопные газы — смесь примерно, 200 веществ. В них содержатся углеводороды — не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива.
К несгоревшим газам
относят и обычную окись
Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. Оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма.
В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид. В автомобильных выбросах содержатся также оксиды азота, неразложившиеся углеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводороды этиленового ряда, в частности гексен и пентен.
Из-за неполного сгорания
топлива в двигателе автомашин
часть углеводородов
В 1 л бензина может содержаться около 1 г тетраэтилсвинца, который разрушается и выбрасывается в виде соединений свинца. Исследованиями было показано, что в организме голубей, живущих в Филадельфии, содержится в 10 раз больше свинца, чем у голубей, живущих в сельской местности. Свинец — один из основных отравителей внешней среды; и поставляют его главным образом современные двигатели с высокой степенью сжатия.
Противоречия, из которых "соткан" автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил нам жизнь, с другой — отравляет её. В самом прямом и печальном смысле.