Урбанизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:27, реферат

Описание работы

Целью написания реферата является:
Дать определение понятию урбанизации и экологии;
Определить предпосылки урбанизации;
Раскрыть действие антропогенных факторов на природу и человека;

Содержание

Введение
1. Урбанизация – глобальный исторический процесс.
2. История урбанизации.
3. Основные стадии урбанизации.
4. Особенности урбанизации в России.
5. Экологические проблемы урбанизации:
Загрязнение атмосферного воздуха
а) выбросами автомобильного транспорта
- фототоксический туман
б) промышленными выбросами
- смог (смесь дыма и тумана)
в) в ходе потребления энергии
 влияние атмосферных загрязнений на
окружающую среду и здоровье населения.
Какой же выход?
Проблема питьевой воды
Проблема бытовых отходов
 пути решения проблемы
Казнь шумом
Электромагнитные поля
Проблема гипокинезии
6. Медико-биологические тенденции урбанизации
7. Перспективы урбанизации
8. Экологические последствия урбанизации.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Урбанизация и ее санитарно.doc

— 483.50 Кб (Скачать)

          Ранее средневековье из-за слабого развития ремесел и торговли и политической раздробленности не знало городов  в полном смысле этого слова. Рост феодальных городов и населения начался с X-X1вв и был обязан развитию ремесел и торговли, достигших своего расцвета в XIV-XVвв.

         Большинство современных  городов мира - детище капитализма. К началу промышленной революции  насчитывалось 750 городов с числом жителей более 5тыс. человек, 45 свыше 100 тыс. человек. В середине 70х годов  ХХ в. крупных городов было >2000.

         У нас первые города возникли в Закавказье и Средней Азии в I тысячелетии как центры государств и греческие колонии. На Руси это были резиденции князей  и центры торговли. Древняя Русь называлась Гардарик – страна тысячи городов. В XII веке несколько десятков тысяч  человек проживало в Киеве, Новгороде. Многие русские города были уничтожены татаро-монголами. Возрождение городов началось с конца XV в. Укреплённые пункты  переросли в города. В эпоху промышленного развития и промышленного переворота с конца XVIII-XIX происходил рост старых и возникновение новых городов, как в Европе, так и других регионах мира.

              Рост  удельной численности горожан  в общей численности населения  земного шара иллюстрируют следующие  показатели: 1800-3%; 1904-13,6% ; 1950-29,8% ; 1978-39%.

             Этот период  урбанизации вначале протекал  медленно и охватил развитые  страны. С 50х годов текущего  столетия в результате распада  колониальной системы, начавшейся  научно - технической революции и   вызванного ею коренного перелома  в структуре производительных сил  урбанизация достигла невероятных темпов, охватила все страны – феномен урбанизации. Урбанизация сложна и противоречива.

         В разных странах  и на континентах проявляется  по-разному, чем выше уровень экономического развития  и плотность населения, тем урбанизация страны выше.

         Наиболее распространенным  показателем уровня урбанизации  является доля городского населения.  Развитые страны - США - 72,9% ; Япония - 76,2% ; Нигерия - 20,4%.

         Возникают проблемы, в том  числе экологические  «общество – природа», санитарно-гигиенические, транспортные и т. д. Происходит интенсивное развитие сферы обслуживания, инфраструктуры, транспорта. 

         3. Основные стадии урбанизации.  

         I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

         II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических.

         III. Формирование опорного  каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Примером отчетливо проявившейся линейностремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород.  

         4. Особенности урбанизации в России 

         Процесс урбанизации  в каждой стране проходил и проходит по-своему. Например, в России можно  выделить несколько этапов урбанизации:

         Первый  этап — с момента появления первых городов и вплоть до 1861 г. (отмена крепостного права). Первые города на территории, которую занимала Россия, появились более 1000 лет назад, первоначально на Черноморском побережье Кавказа (греческие города-колонии), и города-крепости на каспийском побережье Дагестана.

         Более 1000 лет насчитывают и древнерусские города летописной эпохи (Старая Ладога, Псков, Новгород). Типичные славянские города на Руси той эпохи — усадьба князей, вокруг которых возникали торговые и ремесленные слободы. В период объединения России развитие городов стабилизируется. Определенное оживление в процесс урбанизации внесла эпоха социально-экономических преобразований Петра I. Развитие мануфактур ускорило формирование городов, однако вплоть до отмены крепостного права медленное развитие промышленности сдерживало урбанизацию страны. Наиболее крупными городами этого времени были Москва, Санкт-Петербург и ряд административных губернских центров.

         Второй  этап 1861—1917 гг. — ознаменовался становлением в стране развитых товарно-денежных отношений, бурным развитием промышленности и транспорта, заметно активизировавшими урбанизацию. К 1917 г. 17% населения России проживало в городах. Помимо Санкт-Петербурга и Москвы — крупнейших городов России — относительно густая (по тому времени) сеть городских поселений сформировалась в междуречье Оки и Волги и в горнозаводских районах Урала. Цепочки городских поселений возникли на Волге и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На всей остальной территории России, помимо губернских центров, крупных городских поселений не было. Основными источниками роста численности городского населения в этот период являлись преобразования сел в города и переселение жителей села в город.  

         Третий  этап 1917—1941 гг. — годы индустриализации страны. География урбанизации практически повторяла географию индустриализации, охватившей большую часть обжитых территорий России. В этот период делаются первые крупные шаги по освоению природных ресурсов и развитию промышленности в восточных районах, что и предопределило опережающие темпы их урбанизации. Заметно усиливается концентрация населения в крупных городах.

         Четвертый этап 1941—1945 гг. — период Великой Отечественной войны. Он ознаменовался существенным территориальным сдвигом хозяйственного потенциала и городского населения на восток. В это время особенно быстро растет численность городского населения в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Одновременно сокращается численность населения разрушенных войной западных, временно оккупированных районов.

         Пятый этап послевоенный период с 1946 г. и до наших дней. В это время заметно ускорился рост численности городского населения, и увеличилась его доля в общей численности жителей страны (за 1946—1995 гг. доля городского населения страны возросла с 40 до 73%). Происходило расширение географии урбанизации за счет освоения восточных и северных территорий. При этом в процессе урбанизации имелся ряд качественных изменений:

  • усилилась концентрация населения в крупных и крупнейших городах;
  • быстро развивались городские агломерации;
  • формировались системы расселения;
  • повысилась роль крупных, и особенно крупнейших, городов во всех сферах социально-экономической жизни общества;
  • распространялся городской образ жизни на сельскую местность.

         Рассмотрим подробнее  наиболее характерные качественные изменения процесса урбанизации на последнем, послевоенном этапе его развития.

         На начало 1999 г. численность  населения 13 городов России превышала 1 млн. жителей. 

         1. Москва                 8390          8. Казань            1101

         2. Санкт-Петербург       4728          9.Уфа                      1089

         3.Новосибирск       1402         10.Челябинск  1086

         4. Н.Новгород                 1365         11.Ростов-на-Дону  1017

         5. Екатеринбург       1273         12. Пермь            1017

         6. Самара                 1168         13. Волгоград  1000

         7. Омск                           1158 

         Основные  причины стремительного развития урбанизации  в России в XX в.:

      • бурная индустриализация;
      • ускоренное развитие отраслей  непроизводственной сферы;
      • рост мощности производственных объектов;
      • агломерирующая способность ряда производств "притягивать" к себе значительное количество предприятий-смежников;
      • процесс синтеза науки и производства.
 

     Классификация городских поселений  по численности населения (людности)

     Сегодня города делятся на малые, средние, крупные  и крупнейшие в зависимости от числа жителей в них:

    • до 50 тыс. жителей — малые города и ПГТ,
    • от 50 до 100 тыс. жителей — средние города,
    • от 100 до 1000 тыс. жителей — крупные города,
    • более 1 млн. жителей — крупнейшие города
 

         5. Экологическая проблема урбанизации. 

             5.1 загрязнение атмосферного  воздуха 

                 а) выбросами автомобильного транспорта 

         Главным источником загрязнения воздуха для большинства  городов является автомобильный транспорт. Автомобиль—этот "символ" XX в. Десятки миллионов личных автомашин заполнили улицы городов и автострады, то и дело возникают многокилометровые "пробки", без толку сжигается дорогостоящее горючее, воздух отравляется ядовитыми выхлопными газами. Во многих городах они превышают суммарные выбросы в атмосферу промышленных предприятий,

         Суммарная мощность автомобильных двигателей в России, где в настоящее время также  идёт интенсивный процесс автомобилизации, значительно превышает установленную мощность всех тепловых электростанций страны. Соответственно и горючего автомобили "съедают" гораздо больше, чем тепловые электростанции. И если удастся повысить экономичность автомобильных двигателей хотя бы немного, это обернется миллионной экономией.

         Автомобильные выхлопные газы — смесь примерно, 200 веществ. В них содержатся углеводороды — не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива.

         К несгоревшим газам  относят и обычную окись углерода, образующуюся в том или ином количестве повсюду, где что-то сжигают. В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится в среднем 2,7% оксида углерода. При снижении скорости эта доля увеличивается до 3,9%, а на малом ходу—до 6,9%.

         Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. Оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма.

         В выхлопных газах  содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид. В автомобильных выбросах содержатся также оксиды азота, неразложившиеся углеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводороды этиленового ряда, в частности гексен и пентен.

         Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашин  часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора. В этом случае за машиной тянется видимый хвост дыма, который держит полициклические углеводороды и, в частности, бенз-(а)пирен.

         В 1 л бензина может  содержаться около 1 г тетраэтилсвинца, который разрушается и выбрасывается в виде соединений свинца. Исследованиями было показано, что в организме голубей, живущих в Филадельфии, содержится в 10 раз больше свинца, чем у голубей, живущих в сельской местности. Свинец — один из основных отравителей внешней среды; и поставляют его главным образом современные двигатели с высокой степенью сжатия.

         Противоречия, из которых "соткан" автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил нам жизнь, с другой — отравляет её. В самом прямом и печальном смысле.

Информация о работе Урбанизация