Типы реакций сердечно- сосудистой системы на функциональные пробы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:23, реферат

Описание работы

Занятия физической культурой необходимы для развития и укрепления организма. Но чтобы развивать и укреплять организм для начала необходимо знать в каком состоянии находятся его системы жизнеобеспечения, чтобы не перенагружать их. Для этого рассмотрим функциональные методы исследования функционального состояния организма и способы тренировки систем жизнеобеспечения.

Содержание

Введение

1. Функциональные методы исследования

2. Функциональные пробы и типы реакций

3. Средства тренировки систем

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

врачебный контроль.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Университет Физической Культуры,

                                 Спорта и Туризма

                                  

                             Адаптивная физическая культура 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат  по врачебной контроли

 

Тема: Типы реакций сердечно- сосудистой системы на

                         функциональные  пробы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

                                                                                          Проверил ______________________

 

                                                                                          Оценка ________________________

 

                                                                                         Подпись _______________________

 

 

                    

                                            Москва, 2012г

Содержание

 

Введение

 

1. Функциональные  методы исследования

 

2. Функциональные  пробы и типы реакций

 

3. Средства  тренировки систем

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

    Культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.

 

     Рассматривая культуру здоровья с позиций системно-структурного подхода, ее можно представить в виде целостной системы с присущим ей внутренним содержанием, внешними условиями и интегральным результатом, выражаемые согласованностью системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих факторов.

 

   Системообразующими факторами являются состояние индивидуального здоровья человека в его динамике и практико-ориентированный здоровый образ жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиций наращивания или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.

       В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать ее.

 

      Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

 

     Систематические занятия целенаправленно спрограммированной физической культурой вызывают адаптацию организма к физическим нагрузкам. В основе такой адаптации лежат возникающие в результате тренировки морфологические, обменные и функциональные изменения в различных системах, органах и тканях, совершенствование нервной, гормональной и клеточной регуляции. Это проявляется в улучшении состояния организма, выражающемся в осуществлении мышечной деятельности, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности.

 

      Занятия физической культурой необходимы для развития и укрепления организма. Но чтобы развивать и укреплять организм для начала необходимо знать в каком состоянии находятся его системы жизнеобеспечения, чтобы не перенагружать их. Для этого рассмотрим функциональные методы исследования функционального состояния организма и способы тренировки систем жизнеобеспечения.

 

 

 

 

 

1. Функциональные методы исследования

 

      Функциональными методами исследования называют группу специальных методов исследования, используемых для оценки и характеристики функционального состояния организма. Использование этих методов в различных сочетаниях лежит в основе функциональной диагностики, сущность которой заключается в изучении реакции на какое-либо дозированное воздействие. Изучение этой реакции основано на сопоставлении физиологических показателей, определяемых в покое и характеризующих состояние конкретной функции при минимальных к ней требованиях, с состоянием этих же показателей в измененных условиях, создаваемых искусственно, путем использования различного характера нагрузок.

 

        Речь идет о «функциональных возможностях» и «функциональных способностях» организма - понятиях разных, которые, однако, нередко путают, считая их синонимами. Функциональная возможность - это статическое понятие, определяемое в покое. К показателям, характеризующим функциональные возможности, относятся, например, все антропометрические данные, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и т. д. Они говорят о том, какими возможностями обладает тот или иной спортсмен. Например, чем более высоким ростом обладает юноша или девушка, тем большую возможность они имеют хорошо играть в баскетбол. Однако, чтобы хорошо играть в баскетбол, надо уметь этот рост использовать, а этому надо учиться, т. е. тренироваться. Тогда функциональные возможности превратятся в функциональные способности.

 

       Очевидно, что чем больше функциональные возможности, тем потенциально больше и функциональные способности спортсмена.

 

       Однако спортсмен с меньшими функциональными возможностями, но умеющий использовать их лучше, чем спортсмен с большими функциональными возможностями, может обладать большими, чем последний, функциональными способностями. Наиболее четко это можно показать на примере функции дыхания. Так, большая величина ЖЕЛ - это только возможность функции дыхания, говорящая о том, что ее обладатель может глубоко дышать, поскольку у него большая дыхательная поверхность легких. А функциональную способность системы внешнего дыхания определяет умение использовать свою ЖЕЛ, а именно максимальная вентиляция легких (МВЛ), представляющая собой то количество воздуха, которое человек способен вентилировать в единицу времени при максимально глубоком и частом дыхании. Если у спортсмена ЖЕЛ невелика, необходимо, прежде всего, путем специальных упражнений постараться ее увеличить. Если это почему-либо невозможно, нужно научить его так использовать свои, хотя и небольшие, функциональные возможности, т. е. небольшую ЖЕЛ, чтобы добиться достаточно высоких функциональных способностей, т. е. высокой МВЛ.

 

       Разграничение понятий «функциональная возможность» и «функциональная способность» важно для правильной оценки отдельных показателей. Оно позволяет ориентировать тренера и спортсмена, в каких случаях надо прежде развить функциональные возможности, а затем полноценно их использовать.

 

2. Функциональные пробы и типы реакций

 

      Функциональные пробы сердечно- сосудистой системы являются неотъемлемой частью комплексного врачебно-физкультурного обследования. Показатели этих проб дополняют представление об общей физической подготовленности и степени тренированности исследуемых. Врач обычно производит обследование в своем кабинете, когда исследуемый находится в состоянии покоя, а между тем врачу приходится решать вопросы, связанные с определением ответной реакции организма на предстоящие физические напряжения (тренировка, соревнование).Функциональные пробы помогают определить резервные возможности организма в связи с ожидаемыми физическими нагрузками. Как считал Д. Ф. Шабашов, задачей функциональных исследований сердечно- сосудистой системы является определение запасных сил сердца, степени и характера приспособляемости к работе организма, амплитуды его аккомодационной способности. Для функциональной диагностики сердечно- сосудистой системы предложено большое число разнообразных проб. Наиболее широко при врачебном контроле применяют так называемые динамические функциональные пробы с дозированной мышечной нагрузкой.

 

      Проба ГЦОЛИФК. Пробу, разработанную Государственным центральным ордена Ленина институтом физкультуры, широко применяют для массового обследования физкультурников.

 

      Проводят ее следующим образом: исследуемый садится у края стола слева от врача. На левом плече исследуемого закрепляют манжету сфигмоманометра, соблюдая условия для измерения артериального давления. После наложения манжеты исследуемый кладет левую руку на стол, ладонью кверху. Спустя 1--1/2 минуты (время, необходимое для того, чтобы рефлекс, вызванный наложением манжеты, исчез) каждые 10 секунд определяют частоту пульса и записывают ее в карточку до тех пор, пока не получатся стойкие показатели в каждые 10 секунд (достаточно получить 2--3 одинаковые цифры); эти цифры записывают в графу «Пульс до нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.). После этого измеряют максимальное и минимальное артериальное давление; в течение 1/2 минуты определяют частоту дыхания, которую умножают на 2 и тоже записывают в карточку. Так устанавливают все исходные данные.Затем, не снимая манжетки (при этом резиновую трубку отсоединяют от аппарата), исследуемому предлагают проделать 60 поскоков в течение 30 секунд.

 

       После исполнения нагрузки исследуемый немедленно садится и в течение 10 секунд у него подсчитывают пульс; вслед за этим определяют максимальное и минимальное артериальное давление. Одновременно подсчитывают и частоту дыхания 2.Все исследования после нагрузки (определение частоты пульса, величины артериального давления, частоты дыхания) необходимо проводить в течение первых 50 секунд. Начиная с 50-й секунды после нагрузки (секундомер не останавливают), пульс опять подсчитывают каждые 10 секунд до возвращения его к исходной частоте. Полученные данные столбиком наносят в соответствующие клетки сетки для функциональной пробы. Каждый столбик соответствует одной минуте. После возвращения частоты пульса к исходной (требуется, чтобы полученная цифра повторилась 3 раза) в третий раз измеряют артериальное давление и подсчитывают число дыханий. Подсчет пульса каждые 10 секунд необходимо производить не менее 21/2--3 минут, имея в виду возможность возникновения «отрицательной фазы».В сетке обычно отводят место для регистрации пробы в течение 5 минут. Пульс регистрируют каждые 10 секунд.

 

     Пропуск времени на 1-й минуте предназначен для измерения артериального давления после нагрузки (на что отводят 40 секунд). В приведенной записи частота пульса достигла исходной в конце 2-й минуты после нагрузки. Качество пробы оценивают по реакции пульса, артериального давления и дыхания на нагрузку и по времени, потребовавшемуся для возвращения пульса, артериального давления и дыхания к исходным величинам. Во внимание принимают совокупность всех полученных показателей и характер их взаимоотношений. Благоприятными считают следующие показатели пробы: учащение пульса после пробы на 6--7 ударов в 10-ю секунду, подъем максимального артериального давления ' на 12--22 мм, снижение минимального артериального давления на 0--6 мм, среднее время для возвращения пульса к исходным данным от 1 минуты 40 секунд до 2 минут 30 секунд (В.В. Гориневская).

 

     У женщин отмечают более высокие показатели реакции. У детей и подростков обычно наблюдают более бурную непосредственную реакцию на нагрузку при более быстром возвращении этих показателей к исходным. Приводим данные об изменении частоты пульса и величины артериального давления при пробах с 60 поскоками и 20 приседаниями. Большое преимущество имеет практикуемый при динамических функциональных пробах подсчет пульса до и после физической нагрузки в 10-секундные интервалы.

 

     Изменение ритма сердечных сокращений на протяжении каждой минуты дает дополнительные указания для характеристики гемодинамических сдвигов. Оценку состояния сердечно- сосудистой системы по изменениям пульса во всех трех измерениях в состоянии покоя следует производить по-разному, хотя во всех вариантах число пульсовых ударов в минуту равнялось 72.Особенно интересен анализ пульсовой кривой, которая характеризует ход восстановительного процесса после физической нагрузки. При функциональных пробах весь этот период укладывается в 1--3 минуты. Изучение изменений пульса по 10-секундным отрезкам времени дает ряд дополнительных данных, важных для качественного анализа всей функциональной пробы.

 

      Возвращение частоты пульса после нагрузки к исходному состоянию происходит путем постепенного его урежения, однако бывают случаи, когда пульс, возвратившийся к исходному состоянию, продолжал дальше урежаться и становиться меньше исходных величин. Это явление называют «отрицательной фазой»; она может затягиваться или носить быстро проходящий характер; через некоторое время пульс возвращается к сходным величинам Появление «отрицательной фазы» обычно рассматривают как результат повышения тонуса парасимпатической нервной системы; есть основание рассматривать это как проявление тормозной охранительной реакции со стороны центральной нервной системы. Особенно часто этот феномен выявляют при обследовании детей и подростков. У лиц, хорошо тренированных, «отрицательную фазу» встречают редко. Большинство авторов считает «отрицательную фазу» явлением физиологическим, закономерным. С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская (1956) рекомендуют выделять 4 наиболее характерных типа реакций сердечнососудистой системы на нагрузку:

       а) Нормотонический тип (нормальный) реакции наряду с учащением пульса характеризуется отчетливым повышением максимального артериального давления, минимальное же давление или не меняется, или слегка понижается; пульсовое давление повышается

        б) Астенический тип реакции характеризуется более значительным учащением пульса; максимальное артериальное давление слабо или совсем не повышается, а иногда даже снижается, минимальное артериальное давление обычно повышается, пульсовое давление понижается. Сердечные сокращения в основном обеспечиваются за счет учащения ритма сердечных сокращений. Период восстановления при таком типе реакции значительно удлиняется. Реакция явно неблагоприятная и ее можно наблюдать при перенапряжении сердца, различных его заболеваниях, общей функциональной слабости организма.

Информация о работе Типы реакций сердечно- сосудистой системы на функциональные пробы