Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:07, реферат
Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.
1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
2. Технологии социальной реабилитации.
Список литературы.
Какова технология социальной реабилитации инвалидов
с
поражением ОДА.
Содержание
1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
2. Технологии социальной реабилитации.
Список
литературы.
1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с
нарушениями
функций опорно-двигательного
Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются следующие двигательные расстройства:
- вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, включая ампутации,
- вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей,
- в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности всех четырех конечностей,
- вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей,
- в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне,
- вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей,
- в связи с нарушением двигательных функций
одной или обеих нижних конечностей.
Следствием этих нарушений являются ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передвижения.
Способность к самообслуживанию – это
способность самостоятельно удовлетворять
основные физиологические потребности,
выполнять повседневную бытовую деятельность,
иметь возможность соблюдать необходимые
условия личной гигиены.
Способность к самообслуживанию включает:
- удовлетворение основных физиологических потребностей, управление физиологическими отправлениями,
- соблюдение личной гигиены,
- способность одевать и снимать верхнюю одежду,
- приготовление пищи,
- обеспечение повседневных бытовых потребностей,
- пользование постельным бельем и другими постельными принадлежностями,
- стирка, чистка, ремонт белья, одежды,
- пользование бытовыми приспособлениями и приборами,
- уборка помещения.
Параметры, учитываемые при оценке ограничений способности к самообслуживанию:
- оценка нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;
- оценка нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей;
- оценка временных интервалов, через которые
возникает подобная нуждаемость: длительные
интервалы (1 раз в сутки), короткие (несколько
раз в сутки), постоянная нуждаемость.
Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно передвигаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
Способность к самостоятельному передвижению включает:
- самостоятельное перемещение в пространстве: ходьба на ровной местности в среднем темп (4-5 км/ч на расстояние, соответствующее средним физиологическим возможностям),
- преодоление препятствий: подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не более 30 градусов),
- сохранение равновесия тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, сохранять принятую позу и изменять положение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны),
- выполнение сложных видов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем, перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения,
- пользование личным и общественным транспортом.
Параметрами при оценке способности к передвижению могут являться:
- расстояние, на которое может передвигаться человек,
- темп ходьбы (в норме 80-100 шагов в минуту),
- коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1.0),
- длительность двойного шага (в норме 1-1.3 с.),
- скорость передвижения (в норме 4-5 км/ч),
- нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств).
Оба вида ограничений жизнедеятельности (самообслуживания и передвижения) у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ограничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, и об ограничениях способности к передвижению – при повреждениях нижних конечностей. Вместе с тем известно, что инвалид с поражением нижних конечностей вследствие травмы позвоночника имеет ограничения жизнедеятельности не только в сфере способности к передвижению. У него имеются в связи с этим и ограничение способности к самообслуживанию.
Если ограничить рассмотрение способности
инвалида к передвижению в пределах квартиры,
жилой среды, то здесь можно говорить о
способности инвалида к перемещению в
небольшом жизненном пространстве.
2. Технологии
социальной реабилитации
Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации.
Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.
- На этапе первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клиницистом – экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту.
- На следующем этапе выявляется ситуация
о наличии условий в жилище инвалида для
относительной бытовой независимости.
В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технических составляющих.
- Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.
- Осуществление социально-бытовой реабилитации инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных навыков по социально-бытовому самообслуживанию.
Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность, орган).
- Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.
- Заключительным этапом социально-бытовой
реабилитации инвалида является социально-бытовое
устройство – проживание его в квартире
со специально созданными бытовыми условиями,
которые отвечают всем потребностям инвалида.
При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.
1. Предусмотреть возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).
2. Оснастить имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом.
3. Оборудовать квартиру новыми специальными
адаптивными техническими средствами
с учетом потребностей инвалида, основательно
приспособить жилищные условия к потребностям
инвалида с учетом типа дефекта.
Реализация указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологии социально-бытовой реабилитации.
При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи, на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью.
Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, плитой и т.д.
Специальные приспособления на хозяйственно-бытовое оборудование устанавливаются в ванной комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажных кранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам с повреждениями верхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны. Они должны обеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходима установка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней для подъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления для инвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу, устройства для подъема с унитаза.
Для осуществления самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания банок и бутылок и др.
Специалист по социальной работе должен
определять необходимость снабжения инвалида
с поражением верхних конечностей специальными
приспособлениями для раздвигания занавесок,
для поднятия предметов с пола для открывания
форточек.
Информация о работе Технология социальной реабилитации инвалидов с поражением ОДА