Связь искусства и медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

Значение искусства для человека можно уяснить, обратившись к великому немецкому поэту Гете, который писал, что понять шедевр также сложно, как сотворить его. Н.И. Пирогов высказывал мысль о том, что врач, не имеющий общего образования и не интересующийся произведениями великих писателей и поэтов, не врач, а ремесленник.

Работа содержит 1 файл

Связь искусства и медицины.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

    Связь искусства и медицины

    Значение  искусства для человека можно  уяснить, обратившись к великому немецкому поэту Гете, который  писал, что понять шедевр также сложно, как сотворить его. Н.И. Пирогов  высказывал мысль о том, что врач, не имеющий общего образования и не интересующийся произведениями великих писателей и поэтов, не врач, а ремесленник. Он говорил, выступая перед студентами на тему: «Быть или казаться», что полное миросозерцание, т.е. мировоззрение человека, не может быть построено одними естественными науками без других отраслей знания, без обращения к искусству.

    Русское слово «искусство» произошло  от слова «искус», «искушение». Оно говорило о человеке-художнике, прошедшем искушения соблазнами мира. Отсюда на Руси такая высокая требовательность к людям искусства. По второму своему значению искусство — это есть умение, сноровка, развитые опытом и умением. Мастерство, знание дела — вот что прилагается к своему первому значению искусства как «творческому отражению, воспроизведению действительности в художественных образах». В этом смысле понимается и медицина как искусство, то есть мастерство, творчество.

    Требование  творить по законам красоты в  полной мере относится к медицине, врачебной деятельности. Выполнение такого требования аналогично творчеству в искусстве, создающему художественные ценности. Следует подробнее остановиться на связи медицины и искусства, методологии применения средств искусства в медицине. Внутренняя связь медицины и искусства основана на общности объекта их познания и воздействия, каковыми являются человек, его внутренний и окружающий его мир вещей, звуков, цветов, их сочетаний. В союзе медицины и искусства Ю.П. Лисицын и Е.П. Желяева называют несколько аспектов. 
 

           Теоретико-познавательный аспект выделяет общность логического строя и языка. Например, в определении «здоровья* обнаруживаются такие стороны организма, как гармония, упорядочение функций, т.е. соответствие физического совершенства духовной уравновешенности - гармония тела и души, биологического и социального, личностного. Медицинская «норма» аналогична «мере». Еще Аристотель писал, что прекрасное достигает совершенства при соблюдении меры. Эстетический аспект познавательной деятельности в медицине проявляется в построении гипотез в процессе диагностики, в творческой интуиции врача, с помощью которой мысленно охватывается картина заболевания, и это невозможно без художественно-образного мышления.

    Ценную  информацию о мире и людях, о войне, разрушениях, радостях и страданиях наших предков передают от поколения к поколениям через века произведения искусства. Австралийский врач О. Кайл в книге «Медицинская мысль Шекспира» утверждает, что драматург обладал немалыми познаниями и в области врачевания. В своих 37 пьесах Шекспир упоминает обо всех болезнях и лекарствах, которые были известны в его время. Более того, описание симптомов некоторых болезней не могли бы улучшить и современные врачи. Его экскурсы в медицину не только часты, но и весьма точны. Сами же описания болезней могут служить источниками информации для тех, кто занима-I ется историей медицины. Ведь в пьесах рассказывается, как наши предки пытались лечить чуму, малярию, проказу и подагру.

    Более значим психо-эмоциональный аспект единства медицины и искусства. В  эстетике, как и в медицине, существует понятие «соучастие». Врач «соучаствует», входя в ситуацию больного, полную драма-

  • тизма и сложных переживаний. Существуют некоторые черты сходства между сценическими переживаниями актера и состоянием лечащего врача. Об этом можно узнать из мемуарных произведений известных ученых-медиков, врачей. В основе перевоплощения лежат элементы самовнушения, которое является разновидностью гипноза.
  • При лечении больного врач учитывает гипнотическое действие искусства, использует внушение.

    Сложнее увидеть очень тонкую психо-эмоциональную связь произведения искусства и состояния его автора. Классик отечествен-| ной генетики В.П. Эфроимсон в работе «Генетика этики и эстетики» рассматривает взаимосвязь гениальности и наследственной психопатологии на примере Ф.М. Достоевского. Одна из самых известных П77п И™°РЧеСТВа велик°го композитора Людвига ван Бетховена (J //и-1827) щ первая часть сонаты № 14 (Лунная). Работая над своим

 

    

    ■м, Н* ьмиий мцпюшнф гнонич и страдал: он переживал глу-ск»мк> цмимнм и  ода т * Поразившей еш глухотой. Печально закон* ч*мнн ь и >*и^ нно своей ученицей Юлией Пжччарди, оказавшейся *МШШШ ндошм* недостойной большой любви. В лом произведении (ЦМШфЮГйДО.т только лирическое признание или углубленно* ф*ио**фсм* рагмышлспис, на первый план выступает психоло-фчодо* НАЦгТРвггдийное начало. Опытный врач-психолог может и|ч\4Н^и**ни*н характер заболевания мастера, но главное - знать по-модстйи* 1А«*ни* художественного произведения на слушателей, зри-ШШЙ, чигаге-дейг

    Ьмнснмасгь  торжества от болезни, и наоборот - болезни от творчества* н|М1 тщательном патографическом анализе (патография ~ нпчеин? литературы» произведений искусства средствами психологии) можно проследить в каждом чеховском рассказе. Хотя доктор АН ЙШШ скептически относился к взаимосвязи гениальности и психическое расстройству последние слова умирающего Чехова были} «Давно й Ж пил шампанского». У Толстого и Цветаевой упоми-наетсч шампанское как медицинский символ обреченности - его дана!и глотать перед смертью легочным больным с тем, чтобы облегчить ш§ щшиши». И такие трагические связи существуют в медицине и искусстве

    ияЭмоимм  искусстве! суть умные эмоции», —  писал психолог Л.С. Выготский (18%—1934), Они теснейшим образом неразрывно связаны с деятельностью человеческого сознания. Действие произведения искусства целый ограничивать областью чувств, они одновременно затрагивают и сознание» воздействуют на обе сферы психической жизни человека. И этим определяется могучая сила искусства, которую использует медицина и своих целях. Среди многих функций искусства (РШШЩШИ! коммуникативная, воспитательная и др.) медицина выделает • качестве профилактической, лечебной гедонистическую функцию (от греч. кт&т - удовольствие). Механизм воздействия искусства на человеческий организм, психику и поведение человека изу-чают психофизиология, психология и медицина, в том числе и медицинская эстетика.

    И.М, Сеченов создал учение о психических  актах, позволяющее понять воздействие  на психику и поведение человека различных в том числе эстетических явлений, произведений искусства. Он "™ал. ч первоначальная причина всякого поступка всегда во внешнем чувственном возбуждении. Сеченов и его ученики и^м°™" ^"^. Суждения, механизм их воздействия. От встречи ^«™»*^™х ний возникает шрможение. Поэтому для торможения осложняющих

 

    

    болезнь отрииагельных амоиий можно прибегнуть к рождению более сильных положительны*'эмоций.

    Физиологические основы воздействии Эстетических чувств и пере-жинаний, вы «ванных прои ведениями  искусства, во многом те же, что и  у любого средства обшснил^Это область условных рефлексов, свя-зей второй сигнал ьной системы, как назвал ее И. II. Павлов. Вырази* твльно-изобразитсльны# среда на искусства играют роль специфических условных раздражителей, мобилизующих эмоциональный опыт человека.

    При исследовании механизма воздействия средств искусства на чувства и сознание больного человека необходимы усилия представителей различных специальностей и, в первую очередь, физиологов и психологов. Так, в психоанализе восприятие художественного произведения рассматривается как творческий процесс внутреннего «очищения» или катарсиса Ореч. katharsis), эмоционального потрясения, особого переживания, как специальный прием терапевтического воздействия для разрядки, «отреагирования» аффекта, ранее вытесняемого в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта.

    Искусство, художественное творчество часто позволяет  сублимировать (от лат. sublimare -~ возносить), переключать внутреннюю энергию, активность человека, особенно с развитым образным мышлением, на более высокий уровень. В психоанализе сублимация выступает как механизм психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта, неудовлетворенности, мучительного ожидания желаемого: Например, переключение энергии либидо на процесс творчества. Вспомним какой благотворный период был у А.С. Пушкина во время его вынужденного и мучительного пребывания в Бол» дино («болдинская осень»), когда он рвался в Москву к своей невесте.

    В профилактической медицине большое  значение приобретают психотерапевтические и психоаналитические методы коррекции и восстановления здоровья. В этом проявляется врачебное искусстве Так, в психотерапии разработаны различные методы и приемы сублимации для переключения внимания, нервного напряжения больныхе целью снятия отрицательных эмоций, подавления их положительными, способствующими оздоровлению.

    К числу наиболее положительных эмоций, благотворно воздействующих на весь человеческий организм, относится эстетическое наслаждение, получаемое от общения с замечательными произведениями искусства. Лучшие художественные произведения несут в себе огромный заряд Жизнелюбия, необходимого для борьбы с недугами.

 

    

    Возникновение и прогскание эмоций существенным образом  от-г^..ется. например, на леягельности желез. О том. что стимулирует ,.,..ва слезных желез, знает каждый. Возлействие эмоций распространяется и на такие железы, как потовые, сальные и лр. Под их влия нием меняются сердечный ритм, даатение в кровеносных сосудах стимулируется или (реже) тормозится деятельность желудочно-кишечного тракта, способна моииться температура тела, расширяются пазные шели. зрачки и т.д.

    Психофизиатоги  делят эмоции на положительные и  отрицательные Чувства наслаждения, вдохновения, радости благотворно воздействуют на организм человека. А такие как тоска, страдание, чувства страха, неловкости, унижения вызывают в организме такие биохимические процессы, которые оказывают разрушительное воздействие, особенно на нервные клетки. Искусство призвано вызывать положительные эмоции. Таков кратко рассмотренный нами механизм психофизиологического воздействия искусства на организм человека. Но эти общие положения нуждаются в раскрытии, конкретизации. Врач должен точно знать: что дает искусство лечению тех или иных заболеваний, оздоровлению жизни людей.

    Медицинская эстетика ориентирует врача на избирательность  в мире искусства, оаталение методами искусствотерапии. В медицине сложились  разные направления и методы использования искусства в лечебных и проф|иактически\ целях: музыкотерапия. кинезиотерапия (движения под музыку), арггерапия (использование цвета, изобразительных средств), библиотерапия, театротерапия. Часто применяются взаимопроникающие комплексные методы с использованием звуков музыки, поэтики слова, красок, живописи. Во многих клиниках, лечебно-реабилитационных центрах хтя этого создаются специальные лаборатории и кабинеты психоэнергосуггестологни (лат. зи^е^йо ~ внушение) хтя определенной коррекции, омоложения и т.д.. в которых применяется различное, в том числе и эстетическое воздействие.

    Конкретнчю  разработку и применение методов  использования ис 
кусства в лечении и профатактике заболеваний должны делать специ 
алисты в той или иной области медицины. Их задача - подготовить 
методики на основе теоретического обоснования и эксперимента в 
условиях клиники, отделения, лаборатории. -.^й^^-тпнр

    >же  в древности бы^то известно  психотерапевтическое «^^^^^^^^^^^ .   ыки. танцев, песен хтя лечебных  и иных целей. Спарта"цы^^^ от Афин подкрепления. Те прислали ^^^/^^ ^'^^^^^^ считали это насмешкой и решили >^ить •^^^^;?^ "^^^^^      были пораже-сто меча вынул из-под плаша лиру и запел. Спартанцы оыл

 

    

      ны, но потом до них пошло, Ч10 Аа\»ииы прислали самое мошнос пг) з крепление, какое смогли, Спар^шииы побелили.

    От  античности ло наших дней илу^г тсорс/ичсскис  и эмпирические поиски в области  муэыкотерапии Влиииию музыки иа организм человека были посвяшены рабспы НМ 1>схтсрсна. Он со*лас1 пелую^иа-уку о повелении», в которой рассмафиваст ктсгичсские вочлсйстиия на психику человека.

Информация о работе Связь искусства и медицины