Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:39, реферат
Скелет обеспечивает нашему телу опору и сохранение формы, а также выполняет функцию защиты, участвует в минеральном обмене и кроветворении. Функция движения осуществляется с помощью сочлененных суставами костей и сокращения прикрепленных к ним мышц. Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Структура и функции скелета………………………………………………..4
3. Костная система………………………………………………………………21
3.1 Форма и соединение костей…………………………………………21
3.2 Химический состав кости……………………………………………22
3.3 Рост и развитие костей………………………………………………22
3.4 Процесс окостенения………………………………………………...24
3.5 Строение и функции суставов………………………………………25
4. Формирование скелета в в онтогенезе……………………………………..27
4.1 Рост костей черепа……………………………………………………27
4.2 Возрастные особенности черепа……………………………………28
4.3 Рост позвоночника. Позвоночник ребенка………………………...29
4.4 Развитие грудной клетки, форма грудной клетки и ее возрастные особенности………………………………………………………………………31
4.5 Развитие костей таза………………………………………………….33
4.6 Развитие костей нижних конечностей………………………………33
4.7 Развитие костей верхних конечностей……………………………..34
5.Гигиена опорно-двигательного аппарата…………………………………….35
5.1 Влияния мебели на осанку. Гигиенические требования к оборудованию школы…………………………………………………………..35
5.2Гигиена одежды и обуви………………………………………………37
6. Заключение…………………………………………………………………….39
7. Список литературы……………………………………………………………40
4.7 Развитие костей верхних
К скелету верхних конечностей
относятся плечевой пояс и скелет
руки. Плечевой пояс состоит из лопатки
и ключицы, скелет руки – из плеча,
предплечья и кисти. Кисть делится
на запястье, пясть и пальцы. Лопатка
– это плоская кость
Возрастные особенности развития верхних
конечностей.У новорожденного ключица
почти полностью костная, образование
ядра окостенения в грудинном ее отделе
происходит в 16–18 лет, слияние с ее телом
– в 20–25 лет. Срастание ядра окостенения
клювовидного отростка с телом лопатки
происходит в 16–17 лет. Синестозирование
акромиального отростка с ее телом заканчивается
в 18–25 лет. Все длинные кости у новорожденного,
такие как плечевая, лучевая, локтевая,
имеют хрящевые эпифизы и костные диафизы.
Костей в запястье нет, и окостенение хрящей
начинается: на первом году жизни – в головчатой
и крючковидной костях; в 2–3 года – в трехгранной
кости; в 3–4 года – в полулунной кости;
в 4–5 лет – в ладьевидной кости; в 4–6 лет
– в многоугольной большой кости; в 7-15
лет – в гороховидной кости. Сесамовидные
кости в первом пястно-фаланговом суставе
появляются в 12–15 лет. В 15–18 лет нижний
эпифиз плечевой кости сливается с ее
телом, а верхние эпифизы сливаются с телами
костей предплечья. На третьем году жизни
происходит окостенение проксимальных
и дистальных эпифизов фаланг. «Костный
возраст» определяют центры окостенения
кисти. Окостенение костей верхних конечностей
заканчивается: в 20–25 лет – в ключице,
лопатке и в плечевой кости; в 21–25 лет
– в лучевой кости; в 21–24 года – в локтевой
кости; в 10–13 лет – в костях запястья;
в 12 лет – в пястье; в 9-11 лет – в фалангах
пальцев. Окостенение заканчивается у
мужчин в среднем на два года позже, чем
у женщин. Обнаружить последние центры
окостенения можно в ключице и лопатке
в 18–20 лет, в плечевой кости – в 12–14 лет,
в лучевой кости – в 5–7 лет, в локтевой
кости – в 7–8 лет, в пястных костях и фалангах
пальцев – в 2–3 года. Окостенение сесамовидных
костей обычно начинается в период полового
созревания: у мальчиков – в 13–14 лет, у
девочек – в 12–13. Начало слияния частей
первой пястной кости говорит о начале
полового созревания.
5.ГИГИЕНА ОПОРНО-
5.1 Влияния мебели на
осанку. Гигиенические требования
к оборудованию школы.
Школьная мебель должна соответствовать
возрастным изменениям роста и пропорций
тела детей, исключать возможность
повреждения тела и легко поддерживаться
в чистоте.
Парта. Это основной вид школьной мебели.
Подбор парты, соответствующей росту ребенка,
и правильная посадка являются профилактикой
нарушений осанки и зрения. Нормативами
утверждено пять номеров столов по росту
учеников (в см): А – 115–130, Б – 130–145, В –
145–160, Г – 160–175, Д – 175–190. Для нормальных
условий зрения при чтении и письме наклон
крышки стола парты должен составлять
14–15°. На крышке стола парты должна свободно
размещаться книга или тетрадь под углом
25° к ее краю.
Стул. Спинка стула обеспечивает дополнительную
точку опоры тела в пояснично-крестцовой
области. Изгиб спинки стула должен быть
на уровне поясничного изгиба позвоночника
и соответствовать ему по высоте. Дистанцией
спинки стула называется расстояние от
края крышки стола до спинки стула. Для
правильного расчета дистанции необходимо
к диаметру туловища школьника прибавить
3–5 см. Переднезадний размер сиденья стула
должен соответствовать 2/3-3/4 бедра, высота
стула над полом – длине голени до подколенной
впадины с прибавлением 2 см и с учетом
высоты каблука. Дистанцией сиденья называется
расстояние от края крышки стола до переднего
края сиденья. Рекомендуется отрицательная
дистанция, при которой передний край
сиденья заходит на 2–3 см за край крышки
стола, так как она исключает искривления
позвоночника и нарушение зрения. Разница
между высотой края крышки стола и высотой
сиденья называется дифференцией парты.
Она должна равняться расстоянию от сиденья
до локтя руки, прижатой к туловищу, с прибавлением
2–2,5 см. Наиболее рациональные соотношения
роста детей и рабочего места при росте
110–119 см составляют: высота стола – 51
см, высота сиденья – 30 см, глубина сиденья
– 24–25 см. На каждые 10 см увеличения роста
соответствующие размеры повышаются на
4, 3 и 2 см соответственно, начиная с роста
150–159 см глубина сиденья увеличивается
на 4 см. Правильная посадка за партой:
прямое положение туловища с незначительным
наклоном головы вперед, опора на спинку
сиденья (без опоры грудью о край крышки
парты), ноги согнуты под прямым или несколько
большим (100–110°) углом с опорой на пол
или подножку парты. Заметим, что не менее
важную роль играет посадка учеников с
учетом их физиологических особенностей.
Так, школьников с пониженным слухом рекомендуется
рассаживать на передних партах, а близоруких
– у окон.
5.2Гигиена одежды и обуви
Поскольку кожа детей имеет относительно
большую поверхность, она тоньше
и нежнее и, кроме того, содержит
до одной трети всей крови организма,
то теплоотдача через кожу у детей
больше, чем у взрослых. В связи
с этим гигиенические требования
к одежде ребенка гораздо строже,
чем для одежды взрослых. Верхняя
одежда детей и подростков должна
быть летом светлой, зимой – темной,
свободно облегать тело, не препятствовать
дыханию, кровообращению, не стеснять
движений, т. е. соответствовать размерам
тела. Размеры одежды ребенка по
мере роста увеличиваются. Одежда, сшитая
не по размеру, может вызвать травмы
у детей, потому что она имеет
свойство задевать окружающие предметы.
Необходимо избегать стягивания тела
поясами, резинками. Зимой нельзя укутывать
детей, надевать одежду, не соответствующую
температуре воздуха. Наоборот, учитывая
большую подвижность детей, их зимняя
одежда должна быть слегка менее теплой,
чем это нужно для поддержания
температуры тела в покое. На детей
не следует надевать тяжелые шубы,
стесняющие движения. Детская одежда
должна быть удобной и легкой, потому
что тяжелая одежда способствует
появлению у ребенка сколиоза
и формированию неправильной осанки,
в такой одежде дети быстро утомляются.
Кроме того, тесная одежда может
нарушать кровообращение, дыхание. Для
одежды детей раннего возраста лучше
всего использовать материалы из натуральных
волокон (хлопка, шерсти). Следует избегать
применения синтетических волокон, а также
материалов, обработанных различными
пропитками. Гигиенические требования,
предъявляемые к обуви. Конструкция обуви
и материал, из которого она изготовлена,
должны отвечать гигиеническим требованиям.
В первую очередь обувь должна обеспечивать
физиологические функции стопы, соответствовать
ее анатомо-физиологическим особенностям,
не сдавливать ее, не нарушать крово–
и лимфообращение, иннервацию, не вызывать
потертостей. Обувь должна быть длиннее
стопы на 10–15 мм. Не рекомендуется носить
тесную и узкую обувь, так как это может
привести к деформации стопы, ограничению
подвижности суставов, нарушению кровообращения
и иннервации. Обувь на высоком каблуке
способствует возникновению сколиоза,
изменяет нормальную форму таза, приводит
к смещению внутренних органов и появлению
болевых ощущений. Рациональной высотой
каблука, которая обеспечивает оптимальное
мышечное равновесие между сгибателями
и разгибателями стопы, амортизацию при
ходьбе и сохранение свода стопы, является
для мужчин 20–30 мм, для женщин – 20–40 мм,
для детей (в зависимости от возраста)
– 10–30 мм. При этом носок обуви должен
соответствовать ширине и очертаниям
переднего края стопы. Обувь должна быть
мягкой, легкой, водоотталкивающей, не
изменять форму и размер после увлажнения
и высушивания. В условиях холодной и средней
климатической зоны нужно носить обувь
из малотеплопроводных материалов. Стопа
взрослого человека в течение 1 ч в состоянии
покоя выделяет до 3 мл пота, а при физической
работе – около 8-12 мл. Влага, скапливаясь
в обуви, раздражает кожу, способствует
появлению потертостей, мацерации эпидермиса,
возникновению различных кожных заболеваний.
Поэтому обувь, предназначенная для летнего
периода, должна обеспечивать вентиляцию
внутриобувного пространства за счет
физических свойств материалов (воздухопроницаемости,
гигроскопичности и др.), а также благодаря
конструкционным особенностям (перфорации
верха, наличию открытых участков и т.
п.), что позволяет избегать перегрева
стопы и скопления пота. Наилучшим материалом
для летней обуви является натуральная
кожа. Обувь также изготавливают из искусственных
и синтетических материалов. Обувь ребенка
не должна стеснять движений стопы, особенно
пальцев. Тесная обувь задерживает рост
стопы, деформирует ее, вызывает потертости,
затрудняет нормальное кровообращение.
Слишком свободная обувь также может вызывать
потертости. Поэтому при конструировании
обуви для детей необходимо учитывать
особенности детской стопы: след должен
быть лучеобразной формы с широким носком,
приподнятым верхом, прямым внутренним
краем и углублением для пятки и плюсне-фаланговой
части. Обувь для детей младшего возраста
должна хорошо фиксироваться на ноге.
Правильное формирование стопы зависит
от пяточной части обуви (задника и каблука),
поэтому задник детской обуви делают особо
прочным, твердым и устойчивым.
6. Заключение
Скелет характеризуется высокой
Тренировка действует благотворно не только на сами мышцы, но и на состояние скелета. Особенно сильно развиваются те участки костей, куда прикрепляются крупные, хорошо развитые мышцы. Тренировка благотворно сказывается на развитии всего организма. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде, т.е. способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего организма. Вот почему занятия физкультурой, резко повышающие потребность организма в кислороде, дают такой заметный оздоровительный эффект.
На важность тренировки мышц обращал внимание русский ученый П.Ф. Лесгафт. Он создал теорию физического воспитания, в основе которой заложена мысль о единстве физического и умственного развития, о том, что физическое развитие способствует умственному совершенствованию.
Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма
7. Список источников
1. Анатомия скелета: анатомия человека в схемах и рисунках: атлас-пособие. Крылова Н. В., Искренко И.А. Из-во РУДН, 2006 г.
2. Кперина М.М, Ожигова А.П., Никитина
А.А. Анатомия человека: Учеб для студ.
Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2005.-384с.: ил.
3. А.Г.Драгомилов ,Р.Д.Маш. Учебник
для общеобразовательных учебных заведений.
Биология 8 кл«Человек»; М., Вентана-Граф,
2005
4. http://www.it-med.ru
5. http://www.scsml.rssi.ru
6. http://www.manualtherapy.
7. http://www.referat.business-