Лекция на тему:
«Структура организации работы и медицинской обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях и школах».
»
Лектор д.м.н. Г.М. Мулдаева
Дисциплина «Общая врачебная практика»
Специальность 051301 «Общая медицина»
Курс V
Цель лекции: ознакомить студентов с основными принципами, формами и методами организации медицинского наблюдения за детьми дошкольного и школьного возраста методическими подходами к оздоровлению детей с отклонениями в состоянии здоровья.
План лекции:
- Планирование и организация диспансеризация детей раннего и дошкольного возраста. Формы охвата диспансерным наблюдением неорганизованного детства. Объем и периодичность диспансеризации. Планирование и организация оздоровительных мероприятий.
- Врачебный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни. Профилактика заболеваний грудного возраста. Диспансеризация детей 1-го года жизни.
- Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение, в период адаптации.
- Осуществление дифференцированной (в зависимости от состояния здоровья, развития и индивидуальных особенностей ребенка) подготовки детей к поступлению в ДДУ.
План лекции:
- Выделение детей группы риска по степени готовности к ДДУ и проведение их реабилитации. Оздоровление детей с отклонениями в состоянии здоровья, а период подготовки к ДДУ и период адаптации. Осуществление контроля за обеспечением правильных условий воспитание в семье, коррекция и максимальное сближение их к условиям ДДУ.
- Оформление первичной документации, включающей информацию об индивидуальных особенностях ребенка и назначениях на период адаптации.
- Типы школьных учреждений. Функциональные обязанности школьного врача и медицинской сестры. Отчетно-учетная документация. Организация и оснащения и оснащение врачебного кабинета в школе.
- Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу. Контроль за организацией в школьных учреждениях режима дня, питания, физического воспитания, закаливания.Диспансеризация здоровых детей. Распределение по группам здоровья школьников. Санитарно - просветительская работа с учителями, школьниками, родителями.
- Социальная значимость дошкольных учреждений обусловлена тем, что они оказывают семье всестороннюю помощь в воспитании подрастающего поколения.
- Для организации руководства медицинским обслуживанием детей в дошкольных учреждениях и школах при детских поликлиниках организуются дошкольно-школьные отделения, в состав которых входят весь медицинский персонал школ, врач и старшие медсестры дошкольных учреждений.
- Дошкольно-школьное отделение возглавляет заведующий, должность которого вводится при наличии в штате детской поликлиники 9 врачей школ и детских дошкольных учреждений. При числе штатных должностей врачей школ и дошкольных учреждений от 6,5 до 9 может быть введена ставка заведующего вместо 0,5 должности врача с выполнением на 0,5 ставки врачебной нагрузки. Зав. дошкольно-школьным отделением и старшая медсестра отделения работают разном контракте с участковыми педиатрами, врачами – специалистами, а также районным отделом народного образования, заведующими дошкольными учреждениями и директорами школ, подростковыми кабинетами поликлиник, врачебно-физкультурными и противотуберкулезным диспансером, территориальной СЭС, домом санитарного просвещения.
- К началу учебного года зав дошкольно-школьным отделением составляет план мероприятий по улучшению медицинской помощи дошкольникам и школьникам в зоне деятельности детской поликлиники, календарный план диспансеризации, а также углубленных осмотров по учреждениям. Эти планы согласуются с зав.дошкольными учреждениями и директорами школ и утверждаются главным специалистом по детству поликлиники, который выделяет для проведения осмотра врачей-специалистов.
- После завершения углубленных осмотров к зав.дошкольным отделением поступают данные анализа их по каждому дошкольному учреждению и школе. Он обобщает их и докладывает при обсуждении на медико-санитерном совете.
- На зав.дошкольно-школьным отделением возглавляется работа по повышению квалификации врачей и медсестер детских дошкольных учреждений и школ. Кроме того, он руководит санитарно-просветительской работой среди родителей, школьников, воспитателей, педагогов, оказывает методическую помощь в организации физического воспитания и закаливания детей.
- Зав. дошкольно-школьным отделение6м контролирует работу по мед. Обслуживанию детей в школах и дошкольных учреждениях, проводит поочередно экспертную оценку различных ее разделов, обращая внимание на качество диспансеризации в целом.
Штаты врачей в целом для работы в детских учреждениях устанавливаются из расчета: педиатр
- на 180-200 детей в детских яслях (ясельных группах яслей-садов);
- на 600 детей детских садов (соответствующих групп в яслях-садах);
- на 200 учащихся школ.
- Для непосредственного обслуживания детей в детских садах и школах предусмотрена должность м/с или фельдшера на:
- 100 детей детских садов;
- 700 учащихся школ.
Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждение
- Специальными наблюдениями установлено, что продолжительность адаптации зависит от возраста. Дети, поступающие в ясли в возрасте 5-6 месяцев, быстро привыкают к новым условиям, так как у них еще нет закрепляющихся стереотипов которые нужно изменить. Быстрее привыкают к яслям и дети старше 1 года 8 мес.-1 года 9 мес., которые хотя и имеют устойчивые стереотипы, но боле «развиты». В частности, у них более подвижны нервные процессы, что облегчает приспособление к меняющимся условиям, они хорошо понимают речь взрослого, их легче заинтересовать занятиями, игрушками. Наиболее трудно протекает процесс адаптации у детей в возрасте от 5-6 мес. До 1 года 7 мес.-1года 8 мес., так как к этому времени у детей уже сформировались довольно устойчивые привычки. Организм ребенка этого возраста из-за малой подвижности нервных процессов и слабого активного торможения не в состоянии затормозить старые и сформировать новые стереотипы, что и вызывает отрицательные реакции.
- Особое внимание следует обращать на детей с отклонениями в физическом развитии (больше чем на 1 год), с проявлениями негармоничности развития, отстающих в нервно-психическом развитии больше чем на 2 месяца, часто болеющих, с проявлениями рахита, анемии, аллергии. Эти дети подлежат направлению в детское учреждение только после соответствующего оздоровления.
- Особого внимания требует организация профилактических прививок, так как вакцинация вызывает временное изменение реактивности организма, способствует усилению аллергических проявлений, снижению сопротивляемости.
- Важна четкая преемственность в работе участкового педиатра и мед. работников детского учреждения.
Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольные учреждения
- Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом - педиатром, участковой м/с, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.
- Общая подготовка – это проведение общепринятых мероприятий по систематическому, начиная с периода новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения гармонического, физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья и семейного воспитания, что является залогом правильной подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
- Специальная подготовка начинается с 3-х месячного возраста ребенка и включает в себя следующие мероприятия:
- Ежемесячную санитарно-просветительскую работу участкового врача –педиатра и медицинского персонала кабинета здорового ребенка с родителями путем тематических бесед по вопросам правильного физического воспитания и подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;
- - диспансеризацию детей за 2-3 мес. До поступления в дошкольное учреждение у участкового врача-педиатра, у врачей-специалистов, проведение лабораторных исследований;
- - оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья;
- - профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) за 1-2 мес.
- До поступления в детское учреждение с применением средств направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий, введение элементов дыхательной гимнастики и физкультурные занятия (дома), обучения ребенка дыханию через нос, назначения курса УФО, препаратов аскорбиновой кислоты, витаминов группы В, препаратов шиповника, интерферона;
- - оформление документации в соответствии с содержанием работы по подготовке ребенка в дошкольное учреждение: запись в истории развития ребенка в начале и окончании подготовки; составление выписного эпикриза для детского учреждения по определенной схеме с обязательными рекомендациями участкового врача на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальному подходу, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений, хронических очагов инфекций и фоновых состояний.
- В случае заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее, чем через две недели после клинического выздоровления.
- 5. Запрещается проведение профилактических прививок в течении месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение.
- Разрешается поступления ребенка в детское учреждение без профилактических прививок, первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не раньше чем через 1 месяц.
- 6. Вопрос о направлении в детском учреждение детей группы «риска», а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разрешается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно с привлечением соответствующих врачей1 специалистов.
Примерный список документов, необходимых для оформления
ребенка в детское дошкольное учреждение
- Выписка из истории развития ребенка (учетная форма 112);
- Справка о профилактических прививках или дубликат учетной формы №63;
- Результаты анализа крови, мочи, кала на яйца глистов, соскоб пернальных складов на эктерибиоз, бак. посев кала, мазок из зева на ВУ;
- Осмотр специалистов: невропатолог, ЛОР-врач, ортопед, окулист, хирург, стоматолог;
Основные разделы работы врача дошкольного учреждения. Документация.
Профилактическая работа.
- Производит осмотр вновь поступивших в детское дошкольное учреждение детей с назначением им комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации.
- Контролирует проведение плановых профилактических прививок, осуществляет профилактические осмотры детей перед прививками, следит за получением и расходами бактерийных препаратов, условиями их хранения; периодически присутствует при проведении прививок, контролирует записи медицинской сестры о проведенной прививке в индивидуальной карте ребенка (ф. № 026 у), обращая внимание на дату, вид прививки, дозу,. Серию, срок годности вакцины; ежемесячно анализирует выполнение плана профилактических прививок.
- Участвует в проведении периодических медицинских осмотров детей, анализирует показатели их физического развития и состояния здоровья, разрабатывает дополнительные оздоровительные мероприятия для детей «группы риска», докладывает заведующему дошкольным отделением территориальной детской поликлиники о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по ее предупреждению.