Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:24, реферат
Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.
Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее сложного теста.
Социально-диагностические методы в социальной работе
Среди общих
требований, которым должны отвечать
методы социальной диагностики, следует
назвать валидность, надежность, однозначность
и точность. Есть ряд и дополнительных,
специальных требований, предъявляемых
к выбору диагностических методов в социальной
работе.
Во-первых, предпочтителен метод наиболее
простой из всех возможных и наименее
трудоемкий из тех, что позволяют получить
требуемый результат. Простая опросная
методика иногда может быть результативнее
сложного теста.
Во-вторых, метод должен быть доступным
не только для социального работника,
но и для клиента при минимуме физических
и психологических условий, необходимых
для его проведения.
В-третьих, технология применения методов
(инструкция) должна быть ясной и понятной.
Она должна настраивать клиента на доверительное
отношение к социальному работнику, на
сотрудничество, исключающее возникновение
побочных мотивов, способных отрицательно
повлиять на результаты.
В-четвертых, обстановка и условия проведения
диагностики не должны отвлекать клиента
от соучастия в диагностике.
Существует множество методов диагностики,
которые применяются в таких науках, как
социология, психология, педагогика, экономика
и т.д., и имеют социальную направленность.
Социальный работник всегда стоит перед
выбором: какому методу отдать предпочтение
в конкретной ситуации? Выбор зависит
от многих обстоятельств и от того, какие
цели и задачи преследуются, какой контингент
является объектом диагностики, каков
характер клиента и т.д.
Проблемы, которые необходимо решать социальному
работнику во взаимодействии с клиентом
или группой, бывают иногда тупиковыми;
могут возникать неожиданные ситуации
и обстоятельства, становящиеся преградой
на пути достижения целей.
Если социальный работник хочет понять
поступки клиента, он начинает с выявления
причин соответствующих действий, т.е.
мотивов поведения, в основе которых чаще
всего лежат потребности.
Как известно, среди потребностей можно
выделить:
• биологические потребности – физиологические
(голод, жажда, сон), половые, или сексуальные,
ориентировочные;
• материальные — одежда, жилище, питание
и т.д.;
• социальные потребности — трудовые,
познавательные, коммуникативные;
• духовные потребности — нравственные,
эстетические, религиозные.
Неудовлетворенные
потребности порождают
Некоторые исследователи (К. Джерман, А.
Гиттерман) выделяют условия и причины
обострения взаимозависимости потребностей
и проблем: 1) переломные моменты, обусловленные
образом жизни, статусными ролями и кризисными
событиями; 2) отсутствие обратной связи
с социальным и ближайшим окружением;
3) трудности в общении с членами семьи
и представителями первичных групп и др.
Социально-диагностическая технология
не только выявляет реальные проблемы,
но и выполняет прогностическую функцию.
Социальный прогноз — один из видов оказания
помощи клиенту. Составление социально
значимых прогнозов невозможно без оценки
существующих ресурсов, разработки диагностических
технологий. Социальная работа не может
обойтись без специалистов, способных
не только диагностировать ситуацию, но
и прогнозировать социальное развитие.
Полноценная социальная работа включает
разработку достоверного прогноза дальнейшего
развития (в краткосрочном и долгосрочном
планах) исследуемых социальных процессов,
предвидит перспективы их будущего состояния.
Социальный диагноз может осуществляться:
• на уровне общества в целом, для выявления
общих тенденций развития в области экономики,
социальной политики, духовной жизни и
т.д.;
• на уровне социальной группы или территориальной
общности, например, развитие классов,
народностей, территориальных групп, трудовых
коллективов и др.;
• на личностном уровне, помогая персонифицировать,
придать «адресность» при выявлении проблем
жизнедеятельности.
В последнее
время в социальную диагностику
все чаще стали включать такие
методы, как:
• зондажно-информационное обследование
конкретного социума, сбор сведений о
состоянии домовладения и инфраструктуры,
численности, составе и динамике местного
населения и т. д.;
• социально-исторические обследования,
в том числе изучение истории заселения
и освоения данной территории, процессов
складывания и изменения состава местного
населения и его занятий, религиозных
и бытовых традиций местных жителей, причин
смены населения и т.д.
• информативно-целевой анализ различных
документов, статей из местной и центральной
прессы, материалов электронных средств
информации, писем и жалоб граждан в СМИ,
органы власти и т. д.;
• социальное картографирование, т.е.
показатели, характеризующие социально-пространственное
распределение и динамику населения, зависимость
качества жизни от факторов, дифференцирующих
состояние среды обитания, ее символическую
и реальную ценность. Социальная карта
является эффективным инструментом для
выявления пространственной картины размещения
участков, территорий, интенсивно посещаемых
гражданами, загрязненных участков города,
районов социальной напряженности и т.п.
Социально-экономическое
развитие страны во многом определяет
жизненный потенциал людей. Важнейшим
критерием развития человека является
индекс развития человеческого потенциала
(ИРЧП), включающий такие аспекты, как
ожидаемая продолжительность
Среди методов диагностирования личности
следует выделить следующие.
Наблюдение — метод, который используется
при изучении внешних проявлений поведения
человека, по которым можно составить
представление о нем. Существуют различные
разновидности наблюдения.
Слово не единственный показатель, по
которому можно оценить мысли и намерения,
проблемы собеседника. Важно улавливать
и мимику, жесты, позу, усиление голоса,
выражение лица, глаз, улыбку. Подобные
реакции обычно непроизвольны, и опытный
человек может по ним судить о чувствах
и даже мыслях и намерениях собеседника.
Отсутствие реакции собеседника обычно
говорит о том, что он или не понял или
не согласен со сказанным. Пауза в речи
может означать обдумывание ее продолжения,
и в такой ситуации не следует тут же перебивать
собеседника.
Беседа в социальной диагностике — метод
получения и корректировки информации
на основе вербальной коммуникации.
Пожалуй, основное требование, которому
должен соответствовать социальный работник-диагност,
— это умение располагать к себе людей,
вызывать их доверие и добиваться искренности
в ответах.
Ведение беседы требует определенных
знаний и навыков. Причем, имеются в виду
знания не только по обсуждаемой в ходе
беседы проблематике. Ведущему беседы
необходимы знания по общей и социальной
психологии, логике, риторике, этике и
т.д.
Основные технологические условия, обеспечивающие
успех беседы:
• умение заинтересовать собеседника
предлагаемой темой беседы;
• создание атмосферы взаимного уважения
и доверия;
• искусное использование методов убеждения
и внушения.
Анкетирование — метод сбора статистического
материала путем формализованного опроса
диагностируемых.
Вопросник (опросник-личностный) — совокупность
методических приемов для изучения и оценки
отдельных свойств и
проявлений личности. Каждая из методик
представляет собой стандартизированную
анкету, состоящую из набора утверждений,
с содержанием которых испытуемый может
либо согласиться, либо не согласиться
(да, нет, не знаю).
Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов
путем анкетирования и интервьюирования.
Иногда социальная проблема нуждается
в оценке компетентных лиц — экспертов,
имеющих глубокие знания о предмете или
объекте исследования.
Социометрия — это метод опроса и алгоритм
для математической обработки первичных
измерений. Суть ее сводится к исчислению
разнообразных персональных и групповых
индексов.
Мониторинг — это организация постоянного
отслеживания информации, включенное
наблюдение, оценка и анализ социальных
ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием
этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования. Особенно широко
распространены. Их существует множество,
и они разделяются на группы по ряду признаков:
индивидуальные и групповые (коллективные),
вербальные и невербальные; количественные
и качественные, общие и специальные и
др.
Тесты являются специализированными методами
диагностического обследования, с помощью
которых, можно получать количественную
или качественную характеристику изучаемого
явления. В отличие от других методов,
они предполагают четкую процедуру сбора
и обработки первичных данных, а также
своеобразие их последующей интерпретации.
Существуют варианты теста: тест-опросник
и тест-задание.
Тест-опросник — тщательно продуманные
и проверенные вопросы, по ответам на которые
можно судить о психологических качествах
испытуемого.
Тест-задание — оценка психологии и поведения
человека на базе того, что он делает. Испытуемый
выполняет специальные задания, по которым
можно судить о наличии степени развития,
или отсутствии у него изучаемого качества.
Достоинство тестов состоит в том, что
они могут применяться к категориям населения,
различающимся по возрасту, культуре,
профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком
является то, что испытуемый может сознательно
влиять на результаты, зная механизм теста.
В этих случаях применяется тест-проектирование.
Создается определенный тип проекции,
согласно которому неосознаваемые собственные
качества, особенно недостатки, человек
склонен приписывать другим. Этот тест
требует повышенного интеллектуального
уровня как от испытуемого, так и высокого
профессионализма со стороны самого диагноста.
Биографический метод — способ исследования,
диагностики, коррекции и проектирования
жизненного пути личности. Этот метод,
основанный на изучении личности в контексте
ее личной истории и перспектив развития
ее индивидуального бытия и взаимоотношений
с другими людьми, направлен на реконструкцию
жизненных программ и сценариев развития
личности, на переструктурирование пространственно-временной
организации и деловой, семейной, духовной
жизни в условиях конкретной природной
и социальной среды.
Существуют и другие методы социальной
диагностики: метод фокус-групп, ситуационный
анализ, создание сценариев, метод «Делфи»,
«докладная записка», методы активизации
инновационных решений, методы обработки
данных, логические методы, контент-анализ,
метод «репертуарных решеток», выявление
семантического пространства и др.
Если в своей диагностике социальный работник
обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических
особенностей того или иного клиента и
этим ограничивается, то полученный таким
способом психологический «портрет» предстает
в определенной степени искаженным, поскольку
не учитывает внутреннее состояние личности,
влияние социальной среды. К внутренним
факторам диагностики относят здоровье,
индивидуальные особенности, социальные
аспекты; к внешним — диагностику социума,
семьи, производственного коллектива,
внешкольных учреждений, средств массовой
информации и др.
Социальная диагностика — это область
социальных знаний, связанных с разработкой
методологии и методики для точной оценки
свойств, состояний или уровня социального
развития, достигнутого индивидом или
группой. В качестве объекта диагностической
оценки может выступать практически все
— начиная от ощущений отдельного человека,
взаимодействия людей, групп в определенном
социуме — до анализа социальных институтов,
влияющих на развитие человека или человечества.
Реалистическая оценка и диагноз служат
основой для принятия решений. Необходимо
понимать природу социальных потребностей
клиента, их причины, мотивацию и возможности
подопечного. На основе правильно поставленного
диагноза социальный работник выносит
суждение о том, что следует изменить,
поддержать или укрепить в отношениях
между индивидом, группой и окружающей
средой. Необходимо также выяснить причины
возникновения ситуации, требующей вмешательства.
Социальный работник должен сделать выводы
из полученных результатов и соотнести
их с предложениями об оказании возможной
помощи.
Итак, социальная диагностика — особая,
достаточно сложная область профессиональной
деятельности, требующая специальной
подготовки. Совокупность всех знаний,
умений и навыков, которыми должен владеть
профессионал в этой области, настолько
обширна, а сами знания, умения и навыки
настолько сложны, что социальную диагностику
необходимо рассматривать как особую
технологию в деятельности социального
работника. Без знания диагностических
технологий профессионализм социального
работника сомнителен, поскольку несвободен
от его субъективности.
Литература
1. Аминов Н.А., Морозова
Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика
специальных способностей
социальных работников //
Социальная работа.,
1992, вып. 2.
2. Аминов Н.А., Суслаков
Б.А., Федоров М.Е. Компьютерная
психодиагностика в
процессе подготовки
социальных работников //
Социальная информатика-93.
– М., 1993.
3. Гуслякова Л.Г. Социальная
работа как научная
теория, деятельность
и учебная дисциплина.
– Барнаул, 1995.
4. Методика социальной
диагностики взаимоотношений
в обществе // Теория
и методика социальной
работы. – М., 1994
5. Профессиональная
деятельность социального
работника:
содержание и организация.
М., 1993.
6. Словарь-справочник
по социальной работе.
– М., 1997.
7. Справочное пособие
по социальной работе.
– М., 1997.
8. Технология социальной
работы: Учебник для
студ. Высш. Учеб. Заведений/
Под ред. Проф. И.Г. Зайнышева.
– М.: Гуманит. Изд. Центр
Владос, 2000. – 240 с.
9. Технология социальной
работы: Учебник под
общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой.
– М.: ИНФРА- М., 2001. –
400 с. – (Серия «Высшее
образование).
Медико-социальная
работа определяется как вид комплексной
профессиональной деятельности медицинского,
психолого-педагогического и социально-правового
характера, направленной на восстановление,
сохранение и укрепление здоровья.
Ее главная цель — достижение максимально
возможного уровня здоровья, функционирования
и адаптации лиц с физической и психической
патологией, а также социальным неблагополучием.
Здоровье — это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов.
Основу медико-социальной работы должны
составлять:
• возрастно-половые данные пациентов;
• учет профессиональной деятельности,
адаптационных ресурсов;
• состояние медико-социальной среды.
В ряде случаев социальная работа может
сыграть решающуюроль в предупреждении
заболеваний, обеспечении эффективности
лечения и реабилитации больных, их социальной
адаптации, возвращении к трудовой деятельности.
Значимость социальной работы существенно
возрастает применительно к таким категориям
населения, как инвалиды, лица с хроническими
заболеваниями, пожилые люди.
Социальный работник должен
обладать высокой эрудицией и использовать
обширные междисциплинарные знания —
медицинские, правовые, психологические,
философские, экономические, социальные
и др.
Специфика конкретной социальной работы
с людьми определяется многими факторами:
• возрастом клиента;
• видом его социальной деятельности;
• экономическим положением его семьи;
• состоянием здоровья (физического, психического);
• степенью нарушения его адаптационных
ресурсов в обществе и возможностью их
частичного или полного восстановления;
• степенью социальной активности;
• наличием определенных факторов, оказывающих
влияние на здоровье человека;
• возможностями общества и др.
Важными направлениями медико-социальной
работы становятся:
• планирование семьи, охрана материнства
и детства;
• психотерапия;
• наркология;
онкология и др.
Медико-социальная работа в здравоохранении
направлена на решение социальных проблем
женщины, матери и ребенка, детей дошкольного
и подросткового возраста, взрослого населения,
пожилых и престарелых, инвалидов.
Состояние социальной среды обитания
человека, экономическое благополучие
общества определяют следующие демографические
показатели: ш рождаемость;
• смертность;
• структура заболеваемости населения;
• инвалидизация и др.
Они являются предметом специальных медико-социальных
исследований, на основе которых разрабатываются
различные комплексные программы оздоровления
общества.
К задачам медико-социальной работы относится
выявление ведущих социальных факторов,
оказывающих наиболее существенное влияние
на здоровье человека, его социальную
адаптацию, и генеалогического древа,
возможно, влияющих на состояние здоровья
детей. Весьма важно выявить наследственные
заболевания или состояния (алкоголизм,
наркомания, токсикомания и др.), которые
могут оказать влияние на здоровье будущего
поколения.
Организационная основа для решения этой
проблемы:
• создание в учреждениях здравоохранения
кабинетов медико-генетической консультации;
• проведение санитарно-просветительной
работы с будущими родителями посредством
издания соответствующей научно-публицистической
литературы; обучение в школе матери и
ребенка
на базе женских консультаций и т. п.;
• проведение комплекса мероприятий по
воспитанию у населения здорового образа
жизни;
• профилактическое углубленное обследование
населения с целью формирования "групп
риска", лиц, у которых развиваются патологические
состояния, а также больных с целью предупреждения
развития и прогрессирования у них осложнений.
Типы медико-социальной работы:
• профилактическая;
• патогенетическая.
Профилактическая медико-социальная работа
подразумевает проведение мероприятий
по предупреждению социально зависимых
нарушений соматического, психического
и репродуктивного здоровья; формированию
здорового образа жизни; обеспечению социальной
защиты прав граждан в вопросах охраны
здоровья и др. Подразделяется на профилактику
первичную и вторичную.
Задача первичной профилактики — предупреждение
развития у человека патологических состояний,
т. е. проведение социально-экономического
анализа, формирование у населения представлений
о здоровом образе жизни, активной жизненной
\ позиции по отношению к своему здоровью.
Вторичная профилактика направлена на
предупреждение дальнейшего прогрессирования
болезни и предусматривает комплекс лечебных
и профилактических мероприятий, а также
решение целого ряда социальных задач.
Главные направления профилактической
медико-соииальной работы:
• повышение уровня медицинского образования
населения, формирование у него представления
о здоровом образе жизни и его значении
в предупреждении заболеваний;
• выявление наиболее важных социальных
факторов, оказывающих отрицательное
влияние на здоровье человека, и непосредственное
их устранение или уменьшение их влияния
на организм:
• оказание материальной
помощи малообеспеченным или многодетным
семьям;
• психологическая коррекция состояния;
• совместная с клиентами работа по предупреждению
вредных
привычек — курения, злоупотребления
алкоголем и т. п.
Патогенетическая медико-социальная работа
включает в себя мероприятия по организации
медико-социальной помощи, медико-социальной
экспертизы, социальной работы в отдельных
областях медицины и здравоохранения.
Приоритетным направлением патогенетической
медико-социальной работы является реабилитация
больных — комплекс медицинских, соииально-экономических,
педагогических мероприятий, в том числе:
• трехдневная система реабилитации пациентов
"стационар — поликлиника — санаторий
или дом отдыха" (оправдала себя при
целом ряде заболеваний);
• специализированные реабилитационные
центры, оснащенные
современной аппаратурой и использующие
современные методики восстановления
больных. К задачам реабилитации относится
также повышение качества жизни пациентов.
Информация о работе Социально-диагностические методы в социальной работе