Шизофрения. Этиология, патогенез, клинические формы, типы течения. Особенности взаимодействия персонала с больными данной нозологией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Заслуга обоснования шизофрении как единого самостоятельного заболевания принадлежит великому ученому и выдающемуся реформатору в области психиатрии Э. Крепелину. Обновив и углубив описание параноидного слабоумия, данное еще Маньяном, Э. Крепелин в 1896 г. сблизил его с описанными ранее Е. Hecker (1871г.) и К. Kahlbaum (1890г.) гебефренией и кататонией. Крепелин ввел понятие "раннего слабоумия" (dementia praecox), описал симптомы заболевания и основные закономерности его течения. Были выделены 5 форм раннего слабоумия - простая, гебефреническая, кататоническая, параноидная и циркулярный психоз.

Содержание

1. История развития учения о шизофрении
2. Определение основных понятий и положений
3. Формы шизофрении
4. Особые формы шизофрении
5. Типы течения шизофрении
6. Стадии развития шизофрении
7. Этиология и патогенез шизофрении
8. Возрастные и психологические особенности клинической картины и течения шизофрении
9. Рекомендации по взаимодействию с больным шизофренией
10. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Психиатрия.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

      ГОУ ВПО Челябинская  Государственная  Медицинская Академия

Факультет Высшего Сестринского Образования и  Менеджмента

                       Кафедра психиатрии  и наркологии

                                                Зав.кафедрой профессор, д.м.н.  Шадрина И.В. 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Контрольная работа 

                                               по психиатрии 

                                                     на тему:

                 «Шизофрения. Этиология,  патогенез, клинические

        формы, типы течения.  Особенности взаимодействия  персонала с 

                               больными данной  нозологией». 

                                                                                                                                         

                                                              
 

                                                                 Выполнила: студентка группы № 466

                                                                 Свечникова Ирина Александровна

                                                                 456217 Челябинская обл., г. Златоуст

                                                                 ул. Дворцовая 13 – 28.

                                                                 тел. 8-908-069-07-94. 
 

                                                                 Проверил:                                                                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Челябинск

                                                    2010 

                                           Содержание:

  1. История развития учения о шизофрении
  2. Определение основных понятий и положений
  3. Формы шизофрении
  4. Особые формы шизофрении
  5. Типы течения шизофрении
  6. Стадии развития шизофрении
  7. Этиология и патогенез шизофрении
  8. Возрастные и психологические особенности клинической картины и течения  шизофрении
  9. Рекомендации по взаимодействию с больным шизофренией
  10. Использованная литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История развития  учения о шизофрении

  Заслуга  обоснования шизофрении как единого  самостоятельного заболевания принадлежит великому ученому и выдающемуся реформатору в области психиатрии Э. Крепелину. Обновив и углубив описание параноидного слабоумия, данное еще Маньяном, Э. Крепелин в 1896 г. сблизил его с описанными ранее Е. Hecker (1871г.) и К. Kahlbaum (1890г.) гебефренией и кататонией. Крепелин ввел понятие "раннего слабоумия" (dementia praecox), описал симптомы заболевания и основные закономерности его течения. Были выделены 5 форм раннего слабоумия - простая, гебефреническая, кататоническая, параноидная и циркулярный психоз. Э. Крепелин заложил основы нозологического подхода в психиатрии в целом и применительно к шизофрении в частности.

  Значительный  вклад в понимание природы  и клиники шизофрении внес  швейцарский психиатр Е. Bleuler. Его  психопатологические исследования  шизофрении (1911 г.) убедительно показали  нозологическое своеобразие этой болезни. Он доказал, что болезнь не всегда начинается в молодом возрасте и что при ней речь не всегда идет о слабоумии (хотя и не исключает его), а об особом основном расстройстве - "психическом расщеплении", откуда и произошло затем быстро закрепившееся название болезни "шизофрения". Выделение таких признаков, как особые расстройства мышления, аутизм, амбивалентность, аффективные диссоциации, расширяло диагностические возможности. Со временем понятие "слабоумие" сменилось представлением о своеобразном дефекте, а термин "ослабоумливающий процесс" уступил место понятию прогредиентности. Шизофрению стали считать заболеванием, включающим в себя и тяжелые, прогредиентные, и более благоприятные, в том числе мягкие, вялотекущие формы. Концепция раннего слабоумия - шизофрении быстро распространилась в Германии и России, проблему изучали представители московской психиатрической школы, в частности В.П. Сербский, и возражали против фатального прогноза, обязательного ослабоумливания при этом заболевании. Во Франции, где всегда были сильные синдромологические тенденции, долгое время не признавалась нозологическая самостоятельность шизофрении. В американской психиатрии в последние десятилетия доминирует взгляд на шизофрению как на проявление личностных реакций с их психоаналитической трактовкой. В психиатрических школах США, придерживающихся клинической ориентации, диагноз ставится путем вычисления процента из стандартной шкалы в 10-12 симптомов.

  В российской  психиатрии выделились 3 направления  в трактовке шизофрении. А.Л. Зпштейн, А.С. Чистович, П.Е. Вишневский и др. не признавали нозологической самостоятельности шизофрении и трактовали её как неблагоприятные исходы затяжных инфекционных психозов. Петербургская психиатрическая школа в лице П.А. Останкова, В.П. Осипова И.Ф. Случевского и др. исходила из несомненной нозологической самостоятельности шизофрении, трактовала её в духе крепелиновского клинико-биологического направления, диагностировала на основе специфической симптоматики и распознавала в виде 4 основных форм.   

  Школа А.  В. Снежневского в диагностике,  распознавании болезни первостепенное значение придавала закономерностям трансформации психопатологических синдромов у больных шизофренией. Исходя из этого основного положения, ею утверждается решающее значение типа течения и типологии шизофрении, изучения ее патогенеза и решения вопросов ее терапии и прогноза. Эта точка зрения остается ведущей в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Определение основных  понятий и положений

  Шизофрения - хроническое, прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов (единства между мышлением, чувствами и волей) с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение, атактическое мышление) и разнообразными продуктивными психическими расстройствами.

  В зависимости  от особенностей течения шизофрения  может проявляться неврозоподобными, аффективными, психопатоподобными, бредовыми, галлюцинаторными, псевдогаллюцинаторными, гебефреническими, кататоническими расстройствами, помрачением сознания (обычно онейроидного типа). Шизофрении не свойственны пароксизмальные эпилептиформные синдромы, а также признаки психоорганического синдрома. Возникновение личностного дефекта тесно связано с различными, колеблющимися в своей интенсивности, перечисленными выше продуктивными изменениями и симптомами. Хотя продуктивные симптомы болезни неспецифичны для шизофрении, их сочетание с особым личностным дефектом приводит к образованию характерных для этого заболевания синдромов и закономерности их динамики.

  Шизофренический  дефект - различные степени шизофренического слабоумия, начиная от снижения уровня личности до действительной деменции.

  В картине  шизофренического психоза и в  непсихотических дефектных стадиях болезни выявляется типичная дискордантность психических функций - рассогласование и дисгармоничность мышления, эмоций, моторики (своеобразное "расщепление" - термин, от которого произошло название болезни: "шизо" - по-гречески "расщепляю", а "френ" - "душа"). Диссоциативность психических функций придает особую  "шизофреническую" окраску всему поведению больных, которым свойственны также тенденция к интроверсии и общее оскудение эмоциональных реакций. Сохранность формальных интеллектуальных функций дополняет своеобразие этих больных.

  Исключительный  полиморфизм клинических проявлений  шизофрении и различие в исходах  заболевания связаны не только  со стадией развития болезни (инициальная, манифестная, конечная), но и с типом ее течения (непрерывным, приступообразным, приступообразно-прогредиентным), а также с преморбидными особенностями личности, с полом и возрастом индивида в начале заболевания.

  К одним из общих проявлений диссоциативного процесса при шизофрении относится несоответствие психической деятельности внешним раздражителям, что проявляется в поведении больных. Оно становится неадекватным условиям жизни, окружающей обстановке, неправильным, непонятным. Поведение больных не определяется ни их прежним жизненным опытом, ни текущими событиями и обстоятельствами. Раздражители внешней среды вызывают случайные, непредвиденные реакции. Возникает потеря «смысла и чувства реальности».

  У больных  появляется аутизм - состояние, характеризующееся сочетанием интравертированности («жизнь в самом себе») с созданием оторванного от реальности мира, а часто и противоречивого ему круга представлений и понятий, при стремлении ограничить контакты с окружающими людьми. Особенностью аутизма больных шизофренией является духовная бедность, создающая впечатление внутренней спутанности.

  Нарушение  единства психики, расстройство  внутренней связи психических  процессов проявляется в мышлении  больных и, соответственно, в их устной и письменной речи. Нарушается логическая стройность, правильность структуры и целенаправленности мышления. Изменение мыслительных процессов связано прежде всего с нарушением (ухудшением) избирательности актуализируемых знаний (дезактуализация мышления), что проявляется в расширении круга привлекаемых из памяти сведений за счет латентных, малозначимых, но объективно присущих, свойств предметов. Причудливость, странность, необычность обобщений больных объясняются своеобразием мышления, структуры мыслительной деятельности, при которой наряду с правильностью формальнологической стороны изменяется круг абстрагируемых знаний: латентные, малозначимые свойства предмета уравниваются с «сильными», теоретически и эмпирически значимыми свойствами предметов. Мышление отрывается от действительности, становится непродуктивным - резонерство. При нём утрачивается координация не внутри фразы или предложения, а между предложениями и целыми блоками предложений. Больной в конце концов теряет первоначальную тему. Нарушается путь познания: от простого, конкретного больные переходят к отвлеченному, но возврат к конкретному на основе обобщения, объединения чувственного и абстрактного не удается, и они становятся глубокомысленными резонерами.

  В речевой  продукции больных при относительной сохранности грамматической связи исчезает связь логическая, смысловая - речевая разорванность. Высказывания больных нередко носят характер полунамеков, туманных метафор, неясных двусмысленностей - патологическая символизация. Содержание понятий становится изменчивым, сочетаются по созвучию совершенно разные слова, термины и понятия сгущаются в одном слове, образуя новые, часто вычурные слова - неологизмы. В высказываниях повторяются одни и те же слова, обороты речи - речевые стереотипы. При нарастании расстройств мышления речь больных перестает быть средством общения, средством обмена мыслями.

  Эмоциональные  реакции больных становятся неадекватными ни внешним обстоятельствам, ни собственным мыслям, ни поступкам. Одним из самых ранних симптомов шизофрении является эмоциональное оскудение; которое проявляется ослаблением эмоций по отношению к близким людям, снижением интересов, снижением тонкой эмоциональной нюансировки и дезактуализацией увлечений. По ходу дальнейшего течения процесса ослабление чувств больного, общее снижение его интересов становится все более заметным, эмоциональный дефицит становится заметен даже внешне - лицо больного становится пустым и безразличным. Наступает чувственная тупость. Обнаруживается характерное для шизофрении одновременное, как бы параллельное ослабление как высших человеческих, так и низших инстинктивных чувств. Угнетается пищевая и половая активность («половой тупик»), Наблюдается феномен «стекло и дерево»- сочетание тупости и ранимости; качественная неадекватность эмоциональных реакций, несоответствие их выраженности силе раздражителей; одновременное существование противоположных эмоциональных реакций - эмоциональная амбивалентность и партимия - наличие неадекватных эмоциональных реакций. Возможно развитие еще одного психопатологического феномена - регрессивной синтонности (симптом Фернандес) - излишняя откровенность с посторонними людьми, «обнажение чувств», неадекватное ситуации. При прогрессировании заболевания нарастает оскудение чувств, эмоциональная тупость, апатия.

  Снижение  психического энергетического потенциала проявляется в уменьшении активности и инициативности больных, до полной потери энергетического потенциала, ослабления воли. При утрате нормальной энергии больные гиперстеничны и неутомимо деятельны в одной узкой области. В характере их нет настойчивости («стали») и нет гибкости в приспособлении к реальной жизни («резины»). При отсутствии грубых расстройств памяти и сохранности запаса знаний больные интеллектуально непродуктивны, бездеятельны - гипобулия, абулия. С течением времени абулия все более нарастает и приводит не только к распаду волевых актов, но и к нарастающему ограничению автоматических и инстинктивных действий. Возможно наличие извращенных действий - парабулия. Сюда относятся парамимии и парапраксии. Это различные ужимки, гримасничанье, особая манерная мимика, прищуривание глаз, необычные позы и странная походка, манерные движения.

Информация о работе Шизофрения. Этиология, патогенез, клинические формы, типы течения. Особенности взаимодействия персонала с больными данной нозологией