Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:06, контрольная работа
Заслуга обоснования шизофрении как единого самостоятельного заболевания принадлежит великому ученому и выдающемуся реформатору в области психиатрии Э. Крепелину. Обновив и углубив описание параноидного слабоумия, данное еще Маньяном, Э. Крепелин в 1896 г. сблизил его с описанными ранее Е. Hecker (1871г.) и К. Kahlbaum (1890г.) гебефренией и кататонией. Крепелин ввел понятие "раннего слабоумия" (dementia praecox), описал симптомы заболевания и основные закономерности его течения. Были выделены 5 форм раннего слабоумия - простая, гебефреническая, кататоническая, параноидная и циркулярный психоз.
1. История развития учения о шизофрении
2. Определение основных понятий и положений
3. Формы шизофрении
4. Особые формы шизофрении
5. Типы течения шизофрении
6. Стадии развития шизофрении
7. Этиология и патогенез шизофрении
8. Возрастные и психологические особенности клинической картины и течения шизофрении
9. Рекомендации по взаимодействию с больным шизофренией
10. Использованная литература
ГОУ ВПО Челябинская Государственная Медицинская Академия
Факультет Высшего Сестринского Образования и Менеджмента
Кафедра психиатрии и наркологии
«Шизофрения. Этиология, патогенез, клинические
формы, типы течения. Особенности взаимодействия персонала с
больными данной нозологией».
1. История развития учения о шизофрении
Заслуга
обоснования шизофрении как
Значительный
вклад в понимание природы
и клиники шизофрении внес
швейцарский психиатр Е. Bleuler. Его
психопатологические
В российской психиатрии выделились 3 направления в трактовке шизофрении. А.Л. Зпштейн, А.С. Чистович, П.Е. Вишневский и др. не признавали нозологической самостоятельности шизофрении и трактовали её как неблагоприятные исходы затяжных инфекционных психозов. Петербургская психиатрическая школа в лице П.А. Останкова, В.П. Осипова И.Ф. Случевского и др. исходила из несомненной нозологической самостоятельности шизофрении, трактовала её в духе крепелиновского клинико-биологического направления, диагностировала на основе специфической симптоматики и распознавала в виде 4 основных форм.
Школа А.
В. Снежневского в диагностике,
2. Определение основных понятий и положений
Шизофрения - хроническое, прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов (единства между мышлением, чувствами и волей) с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение, атактическое мышление) и разнообразными продуктивными психическими расстройствами.
В зависимости
от особенностей течения
Шизофренический дефект - различные степени шизофренического слабоумия, начиная от снижения уровня личности до действительной деменции.
В картине
шизофренического психоза и в
непсихотических дефектных
Исключительный
полиморфизм клинических
К одним из общих проявлений диссоциативного процесса при шизофрении относится несоответствие психической деятельности внешним раздражителям, что проявляется в поведении больных. Оно становится неадекватным условиям жизни, окружающей обстановке, неправильным, непонятным. Поведение больных не определяется ни их прежним жизненным опытом, ни текущими событиями и обстоятельствами. Раздражители внешней среды вызывают случайные, непредвиденные реакции. Возникает потеря «смысла и чувства реальности».
У больных появляется аутизм - состояние, характеризующееся сочетанием интравертированности («жизнь в самом себе») с созданием оторванного от реальности мира, а часто и противоречивого ему круга представлений и понятий, при стремлении ограничить контакты с окружающими людьми. Особенностью аутизма больных шизофренией является духовная бедность, создающая впечатление внутренней спутанности.
Нарушение
единства психики,
В речевой продукции больных при относительной сохранности грамматической связи исчезает связь логическая, смысловая - речевая разорванность. Высказывания больных нередко носят характер полунамеков, туманных метафор, неясных двусмысленностей - патологическая символизация. Содержание понятий становится изменчивым, сочетаются по созвучию совершенно разные слова, термины и понятия сгущаются в одном слове, образуя новые, часто вычурные слова - неологизмы. В высказываниях повторяются одни и те же слова, обороты речи - речевые стереотипы. При нарастании расстройств мышления речь больных перестает быть средством общения, средством обмена мыслями.
Эмоциональные реакции больных становятся неадекватными ни внешним обстоятельствам, ни собственным мыслям, ни поступкам. Одним из самых ранних симптомов шизофрении является эмоциональное оскудение; которое проявляется ослаблением эмоций по отношению к близким людям, снижением интересов, снижением тонкой эмоциональной нюансировки и дезактуализацией увлечений. По ходу дальнейшего течения процесса ослабление чувств больного, общее снижение его интересов становится все более заметным, эмоциональный дефицит становится заметен даже внешне - лицо больного становится пустым и безразличным. Наступает чувственная тупость. Обнаруживается характерное для шизофрении одновременное, как бы параллельное ослабление как высших человеческих, так и низших инстинктивных чувств. Угнетается пищевая и половая активность («половой тупик»), Наблюдается феномен «стекло и дерево»- сочетание тупости и ранимости; качественная неадекватность эмоциональных реакций, несоответствие их выраженности силе раздражителей; одновременное существование противоположных эмоциональных реакций - эмоциональная амбивалентность и партимия - наличие неадекватных эмоциональных реакций. Возможно развитие еще одного психопатологического феномена - регрессивной синтонности (симптом Фернандес) - излишняя откровенность с посторонними людьми, «обнажение чувств», неадекватное ситуации. При прогрессировании заболевания нарастает оскудение чувств, эмоциональная тупость, апатия.
Снижение
психического энергетического