Во
время водолазного погружения парциальное
давление N2 возрастает, в результате этот
плохо растворимый газ накапливается
в тканях. Во время подъёма азот медленно
удаляется из тканей. Если декомпрессия
происходит слишком быстро, образуются
пузырьки азота. Большое количество пузырьков
сопровождается болями, особенно в области
суставов (кессонная
болезнь). В тяжёлых случаях могут возникать
нарушения зрения, глухота и даже параличи.
Для лечения декомпрессионной болезни
пострадавшего помещают в специальную
камеру с высоким давлением.
Базисные
знания студентов
необходимые для
реализации целей
занятия:
Знать:
- Организацию
дыхательного центра и роль разных его
отделов в регуляции дыхания.
- Механизмы
регуляции дыхания (нервно-рефлекторный
и нервно-гуморальный) и опыты их доказывающие
(опыт Фредерика и Гейманса).
- Типы вентиляции
легкого при различных состояниях организма.
Уметь:
- Рисовать
схемы организации дыхательного центра
и центрального механизма дыхания.
- Рисовать
пневмограммы при различных функциональных
состояниях организма.
- Рисовать
схему модели Дондерса.
Вопросы
для самоподготовки
к занятию.
- Дыхательный
центр. Современные представления о его
структуре и функции. Автоматия дыхательного
центра.
- Спинальный
уровень регуляции дыхания. Роль проприорецепторов
дыхательных мышц в регуляции дыхания.
- Роль продолговатого
мозга и варолиева моста в поддержании
периодики и оптимального уровня легочной
вентиляции.
- Роль гипоталамуса
лимбической системы и коры больших полушарий
в регуляции дыхания при различных приспособительных
реакциях организма.
- Гуморальная
регуляция дыхания: опыты, регистрирующая
роль кислорода и углекислого газа.
- Дыхание в
условиях повышенного и пониженного атмосферного
давления. Кессонная болезнь. Горная болезнь.
- Механизм
первого вздоха новорожденного.
Учебно-практическая
и исследовательская
работа:
Задание
№ 1
Просмотрите
видеофильм «Регуляция дыхания» и ответьте
на следующие вопросы.
- Каковы современные
представления о структуре дыхательного
центра?
- Чем обусловлена
правильная смена вдоха и выдоха?
- Что такое
апноэ, диспноэ, гиперпноэ?
- Какое влияние
на дыхательный центр оказывает избыток
диоксида углерода и недостаток кислорода
в крови?
- Что такое
гиперкапния, гипокапния?
- Что такое
гипоксия?
- Что такое
гипоксемия?
- Какова роль
хеморецепторов в регуляции дыхания?
- Какова роль
механорецепторов легких в регуляции
частоты и глубины дыхания?
- Чем обусловлен
первый вдох ребенка?
- В каких условиях
и почему может возникнуть кессонная болезнь?
- В чем причина
возникновения высотной, или горной, болезни
и как она проявляется?
- Какие защитные
дыхательные рефлексы вы знаете?
Задание
№ 2
Проанализируйте
ситуационные задачи:
- После произвольной
задержки дыхания, дыхание независимо
от воли обследуемого, автоматически возобновляется.
Почему?
- Почему на
больших высотах, при разгерметизации
скафандра у астронавта может «закипать»
кровь?
- Как узнать,
дышал ли внезапно умерший ребенок сразу
после рождения или не дышал?
- В больницу
поступил тяжелый больной, В распоряжении
врача имеется карбоген (95% О2 и 6%
СО2) и чистый кислород. Что выберет
врач и почему?
- На собаках
проведены эксперименты с перерезкой
мозга на разных уровнях: 1) перерезка между
шейным и грудным отделами спинного мозга;
2) перерезка между продолговатым и спинным
мозгом. Какие изменения у собак наблюдались
у собак в данных экспериментах? Объясните
ваши ответы.